Подземка Нью-Йорка: история развития тысячекилометрового сабвея
При словосочетании «нью-йоркское метро» перед глазами большинства встает, наверное, одна и та же жуткая картина: мусор, грязь, обшарпанные стены, и — повсюду всякие темные личности, чья суровая наружность не оставляет никаких сомнений в их преступных намерениях. Таков, во всяком случае, образ, рожденный Голливудом. Впрочем, лет 20 назад стереотип этот был не так уж и далек от действительности. Но сегодня подобные картины в прошлом.
По чистоте нью-йоркское метро сейчас превосходит московское. Здесь вы не встретите ни банок, ни бутылок, катающихся по вагонам. Да и бомжи имеют более опрятный вид, чем наши московские. Что же касается расхожего мнения о криминальности в сабвее, то сейчас эта проблема не актуальна, как в былые времена. Сегодня в метро вполне спокойно — на всех станциях денно и нощно дежурят полицейские. Иногда можно заметить, как внимательно и долго они допрашивают каких-нибудь подозрительных типов в переходе. Блюстители правопорядка могут запросто оштрафовать за малейшее нарушение, даже за брошенный на пол мусор, не говоря уж о попытке открыть бутылку пива. Как напоминание о 80-х годах на многих станциях остались специально обозначенные зоны ожидания поезда в ночное время. Здесь рекомендовалось группироваться пассажирам на всякий случай, «чтоб не пропасть поодиночке». Сегодня же на эти «оазисы безопасности» мало кто обращает внимание. Хотя в ночное время в метро и появляются нетрезвые личности, любящие даже прикорнуть на лавках. Но это публика все-таки не преступная, а, скорее, богемная.
Разумеется, в Нью-Йорке, как и в Москве, встречаются снобы, которые в метро никогда не спустятся. Но в общем-то «население» нью-йоркского сабвея весьма многонационально и социально перемешано в любое время суток. Какой только публики не встретишь в одном вагоне! Рядом могут восседать высокомерный топ-менеджер, просматривающий «Уолл-стрит джорнал», темнокожий рабочий, дремлющий после смены, какая-нибудь безумного вида дама, студенческая пара, положившая ноги на соседнее сиденье, буддист в оранжевом одеянии с цветными отметинами на лбу, поглощающий остро пахнущую пищу из пластиковой кюветки, мамаша, кормящая грудью ребенка, японки-близняшки преклонного возраста в ярко-красных пальто и белых шляпках с полями… И тут же, допустим, не по погоде легко одетый любитель животных с двумя кошками на плечах. Ах, этот безумный, безумный, безумный мир подземки Нью-Йорка!
Кстати, рассматривать друг друга в нью-йоркском метро не принято. Прямой взгляд может быть истолкован как вызов. Тем более считается неприличным касаться друг друга. Существует негласная так называемая социальная дистанция, примерно 50 сантиметров, которую не следует нарушать. Не всегда, понятно, ее удается соблюдать. И хотя в сабвее не бывает такой давки, как в московском метрополитене, ситуации, когда дистанцию не удается выдержать, периодически возникают, особенно в час пик.
Ежедневно метро перевозит более 5 миллионов человек. Это — самый быстрый вид транспорта в городе. К тому же станций так много, что добраться на метро можно практически до любой точки Нью-Йорка.
Первая линия метро была торжественно открыта на Манхэттене 27 октября 1904 года. Она протянулась на 15 километров вдоль берега Гудзона от мэрии до Гарлема. Строили метро передовым по тем временам открытым способом, получившим название «ров-крыша» (рыли канавы, а затем накрывали их плоской крышей вровень с улицей). Как свидетельствует история, в первый же день подземкой воспользовались 150 тысяч любопытных американцев.
По мере роста города появлялись и новые ветки метро. К 1940 году в Нью-Йорке уже существовала сеть линий, мало отличающаяся от современной. Тогда же метро было выкуплено городскими властями. Первоначально его прокладывала одна компания, с годами их стало три. Интересно, что каждая из них создавала свои линии, давала им свои названия, использовала вагоны своих типов. Одна компания, например, обозначала линии заглавными буквами алфавита: A, B, C. другая — цифрами: 1, 2, 3… Кстати, обозначение одних линий метро буквами, а других — цифрами сохранилось до сих пор, как сохранились и по сей день на разных линиях свои типы вагонов. Последние линии и станции были построены в конце 80-х годов. Сейчас в нью-йоркском метро 468 станций (для сравнения, в московском — 195), протяженность всех рельсовых путей превышает тысячу километров.
Человеку, который попал в нью-йоркское метро впервые, придется потрудиться, чтобы разобраться в хитросплетениях линий. Платформ на станциях несколько. К каждой время от времени подходят поезда разных линий. К одной стороне платформы приходят поезда, идущие со всеми остановками (местные), к другой — экспрессы. В часы пик местные поезда становятся экспрессами. Прежде всего надо найти нужную платформу, а затем уже выбирать из многих поездов идущий в нужном направлении, делающий нужные остановки. Станции нью-йоркской подземки в этом смысле немного напоминают московские пригородные железнодорожные станции с несколькими платформами и поездами, идущими по разным направлениям с разными промежуточными и конечными остановками
Интервалы между поездами зависят от времени суток. В часы пик это две минуты и более, в остальное время — 10—15 минут, ночью интервалы составляют около 20 минут и более. Метро работает круглосуточно, но отдельные его линии функционируют только днем. Некоторые линии не работают в выходные. График движения поездов по одной линии может меняться в течение дня. За изменениями нужно следить, внимательно изучая надписи на табло и слушая объявления. Если услышите ласковый голос: «Леди и джентльмены!» — скорее всего ничего хорошего он не предвещает. Поезда «А» могут заменить на «С», а «Е» вообще отменить. Окружающие вас пассажиры при этом будут произносить короткие слова, имеющие выразительные аналоги в русском языке. Существует специальный телефон и Интернет-сайт, отражающий все изменения, происходящие в метро. Все же данные о работе метро имеются в детальной схеме, которую бесплатно выдают в билетной кассе, если попросить. В ней на фоне карты города изображены линии метро, станции, переходы, обозначены пересадки на автобусы, на поезда и приведены таблицы с графиком работы каждой линии.
Станции метро расположены на достаточно близком расстоянии друг от друга, и, если поезд идет со всеми остановками, путь из конца в конец получается довольно долгим. Время в пути можно уменьшить за счет пересадок с обычных поездов на экспрессы. Впрочем, неопытному человеку с пересадками на экспрессы надо быть осторожным, а то замелькают платформы, и можно очень быстро оказаться на значительном расстоянии от нужного места.
Названия остановок и вообще все объявления в поезде по трансляции произносит кондуктор. Он сидит в специальной кабине в торце одного из вагонов, в середине поезда. Его задача — выглядывать из окна на каждой остановке и следить за тем, как пассажиры входят и выходят из вагонов. Он борется, в частности, с любителями придерживать двери перед отправлением поезда. Существует, к слову, специальная инструкция, по которой кондуктор должен сохранять вежливость в любой ситуации.
Когда поезда вылетают на поверхность и движутся по высоким эстакадам или мостам, из окон вагонов открываются замечательные виды Нью-Йорка. Во время движения можно открывать торцевые двери и переходить из вагона в вагон, причем между вагонами нет защитного рукава. Большинство станций достаточно просты по архитектуре и дизайну. Тем не менее в их оформлении использованы панно, мозаики, витражи, скульптуры. Таких арт-объектов в метро более ста. Самые роскошные станции расположены в центре Манхэттена на уровне 34-й и 42-й улиц. В просторных переходах и на платформах выступают музыканты, акробаты, танцоры. Музыканты встречаются высококлассные. Их специально приходят послушать. Вокруг мускулистых темнокожих парней, танцующих брейк, собираются толпы. В переходах есть магазины, цветочные киоски, бары, парикмахерские. Вам предложат предсказать судьбу и даже сделать китайский массаж! Попасть на этот праздник жизни можно всего за два с половиной доллара, такова стоимость пластикового билета (MetroCard) на одну поездку. По этому билету вы можете проехать не только любое расстояние, не выходя из метро, но и продолжить поездку в автобусе! А за 8,25 долларов вы можете приобрести MetroCard на день с неограниченным числом поездок.
И все же, попав в Нью-Йорк, не торопитесь как можно скорее сесть в подземку. Для начала возьмите брошюру с картой метро и потратьте некоторое время на ее изучение. Примерно через полчаса интеллектуальных усилий вы сможете, войдя, скажем, в стеклянный вестибюль станции «Таймс Сквер», спуститься вниз по эскалатору, послушать музыкантов, перейти по переходу на синюю линию, сесть в поезд «А» и через 15 минут оказаться в Гарлеме, а там зайти в церковь и насладиться замечательным исполнением спиричуэлз. Кстати, знаменитая композиция Дюка Эллингтона «Take the A Train» («Садись в поезд «А») написана им под впечатлением его ежедневных поездок именно по этому маршруту.
А если вы приобретете безлимитный билет на неделю и продолжите исследование сабвея, то уже через несколько дней будете весьма уверенно чувствовать себя в замысловатых лабиринтах нью-йоркской подземки.
Источник
Мрачный и огромный: история нью-йоркского метро
Нью-Йорк стремительно начал развиваться во второй половине 19-ого века: росла промышленная мощь города, появлялись первые транспортные проблемы. С целью их решения, городские власти начали активно строить железные дороги. Увы, кардинальных изменений не последовало.
Предшественником метро является туннель, длинной 95 метров. Так называемое пневматическое метро, когда состав двигается энергией сжатого воздуха. Проект был больше экспериментом, нежели постоянной версией перевозок. Однако, в первую неделю им воспользовалось 11 тысяч горожан, а год спустя почти пол миллиона человек. До 1898 года все проработало, а потом сгорело в пожаре.
В том же 1898 году инженер Уильям Парсонс предлагает проект подземки и его довольно быстро одобряют. Проблема заключалась в грунте: монолитные скальные породы залегали на глубине от 4 до 6 метров, что в десятки раз усложняло работу. Инженер предложил строить туннели там, где это реально: под городскими улицами. А чтобы не долбить камни, следует строить надземные станции на опорах.
Послушали, повосхищались… и начали строить. Как таковых технологий, подобным современным методам строительства не было, поэтому большая часть работы выполнялась вручную.
Строили и наконец построили! Первая линия метрополитена была построена за 4 года. 27 октября 1904 года состоялось официальное открытие. К тому моменту было открыто 24 (!) станции. На следующий год открывается ещё 7 станций.
Первую линию строила компания IRT. Потом на рынок выходит другая компания, BRT, которая владела наземным транспортом в Бруклине, и у них начинается жесткая конкуренция за строительство. Власти города в 1913 году заключают контракт с обеими компаниями. Строительство пошло не так активно, капитал значительно рос, что не устраивало властей. В 1932 году создается государственная компания IND.
В 1940 она выкупает частные компании конкурентов, BRT и IRT, образуя единое целое. Проблема была в том, что IRT, которая активно строила первую линию, действовала по своим стандартам, используя узкие платформы и вагоны, по которым не могли ходить остальные поезда. С остальными маршрутами они не пересекаются и на карте стали обозначаться цифрами, в то время как линии IND и BRT — буквами.
Строительство будущих станций замедлилось. Многие наземные станции снесли из-за ненадобности. В 1953 году формируется «Нью-Йоркское городское транспортное управление». Создание этого органа позволило государству получить полный контроль над метрополитеном, полностью исключив частное влияние. Так, с 1953 года по 1999 открылось всего 23 новых станции.
Структура метро Нью-Йорка во многом отличается от тех, которые были построены в Советском Союзе. Например, существуют линии и маршруты. Линия, как и в наших метро, участок подземки с рядом станций. Линий — 36. Маршрут — это движение поезда от одной конечной до другой, но по разным линиям. Маршрутов — 28.
Существует 3 челночных маршрута, которые обозначаются буквой S: челнок Франклин-авеню, челнок 42-ой улицы и челнок Рокавей-парка.
J/Z маршрут — действует по принципу скип-скоп, то есть в одну сторону может ехать два поезда. Первый останавливается на одних станциях, второй — на других. Сделано для того, чтобы быстрее пройти участок пути, по сравнению с привычным движением (остановками на каждой станции).
На многих линиях одновременно действует 4 пути. Внешние предназначены для локальных поездов, которые останавливаются на всех станциях. Внутренние пути же служат для экспресс-поездов, которые останавливаются лишь на некоторых станциях. Максимальное количество вагонов в поезде может быть 11.
Разовая поездка обойдется в 200 рублей, при этом ещё в течении двух часов можно проехаться на автобусе. Жетоны отменили в 2003 году, им на замену пришли пластиковые карточки. Безлимитные поездки на месяц стоят около 9200 рублей.
Ширина колеи европейского стандарта, 1435 мм. Длина маршрутов 394 км. Длина всех линий 1070 км. Под землей находится около 60% станции, остальные наземные или надземные. Метрополитен работает круглосуточно, однако некоторые станции закрываются на ночь.
Из-за таких размеров, в нью-йоркском метро не все так гладко. Уровень шума находится выше допустимой нормы, в среднем 95 дБ внутри вагона. Плюс частые ураганы и наводнения. Власти города тратят колоссальные средства на откачку воды и устранения последствий от затопления станций. И вдобавок крысы. Огромные скопления, они могут быть прямо на станциях, копаясь в мусорных баках.
При этом, метро в Нью-Йорке занимает седьмое место в мире по годовому пассажиропотоку — 1,698 млрд человек.
Источник
Тайны нью-йоркской подземки
Датой основания нью-йоркского метро принято считать 14 февраля 1870 года — тогда была открыта первая надземная ветка Greenweech – 9 Avenue. Более века понадобилось инженерам, строителям и другим специалистам, чтобы придать метро знакомый каждому ньюйоркцу внешний облик и размах.
Сегодня мы поговорим о самой загадочной части городского метрополитена – нью-йоркской подземке. За десятилетия своего существования она породила немало страшных легенд, многие из которых основаны на реальных фактах.
В сентябре 1967 года по городу поползли слухи, что в подземке завелись гигантские крысы «размером с Кадиллак». Источником слухов оказался безработный Джеймс Мархольд, проживающий в недрах подземных коммуникаций. Слухи подогрело исчезновение в метро двух английских туристов, которые так никогда и не были найдены.
Несмотря на бредовость заявлений Мархольда, полицейские решили основательно проверить туннели, чтобы убедить жителей в надежности и безопасности подземки.
Специально созданная группа полицейских не сумела «прочесать» и сотой части скрытых от внешнего мира подземных лабиринтов. Повторюсь, именно лабиринтов. Оказывается, еще задолго до начала строительства метро Нью-Йорк был испещрен старыми канализационными туннелями и ответвлениями, многие из которых рабочие даже не потрудились основательно застроить.
«Мы спускались глубже и глубже, — рассказывает Эдмонд МакРейли, один из очевидцев «охоты на гигантских крыс». – Многие стены вблизи от Grand Central Station обвалились. Стоит немного отойти от линии метро, пролезть в щель в стене и вашему взору предстанет совсем другой Нью-Йорк, о котором не знает никто. Десятки туннелей, которые непрерывно двоятся и троятся. Причем все они уходят в глубину. ».
Следов гигантских крыс не нашли, а пробоины в туннелях решено было основательно зацементировать, дабы отбить у посторонних всякую охоту изучить «другой мир» самостоятельно.
Однако слухи о подземном городе моментально распространились по Нью-Йорку. О крысах-мутантах уже никто не вспоминал.
Диггеры (так называют экстремалов-любителей, изучающих подземные туннели) мгновенно облюбовали метро. По словам бездомного Яна Коули который, по собственному признанию, прожил в метро 15 лет своей жизни, «длина всех туннелей в Манхэттене превышает 500 км».
Именно Коули в 1972 году первый поведал журналистам о «людях-кротах», живущих в подземке. По его словам, примерная их численность составляет более (!)7 тысяч человек.
«Там жили целые семьи, — вспоминает Коули, в считанные дни превратившийся из обыкновенного бездомного в публичную личность. – Ночью они выходили, чтобы добыть что-нибудь съестное. Остальное время проводили в «комьюнити». Были люди, которые вообще не выходили на улицу. Питались жареными крысами, пили канализационную воду.
Попасть в такую «комьюнити» извне практически невозможно. Нужно уметь ориентироваться в бесконечных лабиринтах. Многие «искатели приключений» попросту заблудились и умерли от голода».
Кстати, по официальным данным, за всю историю существования метро там пропало без вести более 1800 человек.
Как это ни странно звучит, но «войну» «людям-кротам» объявили владельцы малых бизнесов.
Не трудно догадаться, что большинство «детей подземелья» зарабатывали на жизнь воровством, грабя по ночам овощные лавки и небольшие продовольственные магазины.
Небольшие группы добровольцев прочесали коммуникации, вылавливая их жителей. В конце 70-х – начале 80-х в результате столкновений в туннелях подземелий погибло более 100 человек. Выселить подземных жителей так и не удалось.
Десятилетия спустя «люди-кроты», прочно вошедшие в историю городского фольклора, были увековечены в знаменитом бестселлере писательницы Дженнифер Тоф, изданном в Нью-Йорке в 1993 году.
Следующий скандальный эпизод в истории метро произошел в 1979 году, когда рабочие метрополитена нашли тела мертвых аллигаторов, находившихся в нескольких сотнях метров от станции City Hall.
Об их существовании, говорили и ранее, однако только в 1979 году были найдены неопровержимые доказательства слухов. Простые жители объясняли это аномальное явление очень просто: «Богачи покупают крокодилов на каникулах во Флориде как милых зверушек, а потом, когда они надоедят, без долгих размышлений спускают их в унитаз».
Будете смеяться, но на «достопримечательностях» нью-йоркской подземки даже пытались заработать нерадивые бизнесмены, устраивая экскурсии по глубинным коммуникациям.
Произошло это в 1959 году, когда бывший чистильщик обуви Чарльз Шульц предложил всем желающим «окунуться в другую реальность за три доллара». Год спустя он надолго загремел за решетку из-за того, что один из его клиентов попал под поезд.
Сегодня метро по-прежнему остается объектом городских легенд и мифов. Время от времени в американских СМИ проскальзывает информация о «людях-кротах», аллигаторах и животных-мутантах.
Существует даже любопытная гипотеза о том, что сокровища отцов-основателей американского государства Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина спрятаны в недрах подземного Нью-Йорка.
Источник