Младшему школьнику про воду

Маленький и увлекательный рассказ для детей-школьников: интересные факты о воде

Люди настолько привыкли к воде, что не считают ее обычной субстанцией, но в действительности это крайне загадочное вещество. Она хранит множество тайн. Рассмотрим самые интересные факты о воде.

Население жарких, засушливых мест на нашей планете не понаслышке знает настоящую ценность природной жидкости. Дороже золота только вода, говорят бедуины, живущие среди горячих песков. Если иссякнет живительная влага, никакие сокровища мира не спасут человечество от неминуемой гибели.

Специалисты дают неутешительные прогнозы о том, что к 2050 году население Земли увеличится с 7 до 9 с половиной миллиардов человек, что вызовет острую необходимость в чистой питьевой воде. Поэтому объяснять детям ее значение нужно начинать с ранних лет, чтобы изменить их поверхностное отношение к источнику жизни….

Доступно для младшего возраста

Проблема качественного водоснабжения с каждым годом становится все актуальнее, и только от нас и наших детей зависит ее решение. Если взрослые не научат юное поколение бережно и рационально относиться к водным запасам, то последствия могут стать необратимыми. Подача полезной информации должна соответствовать конкретному возрасту. Маленький ребенок до 7 лет не может воспринимать сложные научные термины.

Дошкольникам лучше дать объяснение в более простой, творческой форме. Например, прочтите им поучительный рассказ о воде.

На земле в одном далеком государстве с четырьмя океанами и десятками морей жила добрая королева. Звали ее Драгоценная капелька. Ее дворец был построен на вершине огромной горы. Жители королевства трудились с утра до вечера, доставляя людям кристально чистую водицу. Но однажды случилось неожиданное. Реки стали грязными, мутными, начала погибать рыба, травились птицы. Зимой пошел желтый снег с неприятным запахом.

Читайте также:  Что делать если вода пересолена

Долго не думая, Драгоценная капелька со своими помощниками отправилась на землю, чтобы посмотреть что произошло. Чуть живые они вернулись домой. Оказалось, люди небрежно относились к природной воде: бросали мусор в реки, отравляли их хозяйственными отходами, проливали нефть, бензин в море. Это сильно рассердило королеву, потому она запретила посылать живительную влагу.

Испугались люди. Как же они будут теперь жить? И быстро стали всё исправлять: вычистили реки, перестали выливать производственные отходы, посадили по берегам деревья. Простила добрая королева жителей земли, отпустила к ним водичку чистую и прозрачную, но с одним условием: водные ресурсы хранить, не загрязнять.

Обитатели водоемов планеты

Дети лучше запомнят о явлениях природы и водоемах, если провести параллель с животным миром или рассказать что-то необычное. Интересные факты о воде для детей будут познавательными и занимательными.

Обитатели водного мира

Суша на планете Земля занимает всего 20%. Остальная часть покрыта мировым океаном морями, реками, озерами, болотами, ледниками, подземными реками. Водное пространство является средой обитания множества живых организмов. В жидкой среде содержится все необходимое для жизнедеятельности: растворенные кислород, углекислый газ, минеральные и питательные вещества. Расскажите подробнее о тех, кто живет в воде, для детей это будет интересно. В разных слоях океанов и морей обитают самые разнообразные существа:

  • Жители поверхности природных водоемов это маленькие ракообразные, микроскопические водоросли, простейшие организмы.
  • Разнообразие живых организмов населяют толщу океана. Здесь живут различные виды рыб, моллюсков, черепах, млекопитающих (моржи, киты, тюлени, дельфины).
  • На глубине, где среда обитания совершенно другая, в полной темноте, при низкой температуре, огромном давлении и минимальном количестве кислорода тоже существует жизнь. В таких условиях могут выживать только мелкие особи бактерии, морские ежи, донные рыбы, кораллы, ракообразные, водоросли. Многие обитатели морских глубин способны сами источать свет.

Внимание! Глубина Марианской впадины 11 км. Если бросить на этом месте предмет в море, то он только через час достигнет дна.

Знания о том, кто живет в воде, для детей будут более понятными, если закрепить теоретический материал практическими действиями, например, отправиться с ними на экскурсию в океанариум или поехать к настоящему водоему.

А знаете ли вы?

Школьников непременно заинтересуют следующие сведения:

  • Без питания человек в состоянии прожить 6 недель, а без питья – 5 дней.
  • Помидор на 90% состоит из жидкости, а арбуз на 93%.
  • Самым водянистым животным на земном шаре считается медуза, в ее теле содержится 99% жидкости.
  • Бегемоты рождаются под водой.
  • Коалы почти не пьют, им достаточно бывает употребления листьев эвкалипта.
  • Змеи не кусают в водоемах.

Разъяснение школьникам

Подросткам можно дать более насыщенную информацию по теме что такое вода. Водная среда основа жизни на Земле. При исследовании других планет в первую очередь зонды направляются на поиск водных ресурсов, ведь без этого абсолютно ничего существовать не может. На нашей планете жидкость содержится практически везде: на поверхности Земли, в мантии, атмосфере и в каждом живом организме.

Из знаний, полученных в школе, и научных статей, мы знаем три агрегатных состояния воды:

  • жидкое,
  • твердое – лед,
  • газообразное – пар.

Чтобы произошел переход из одного состояния в другое, нужно изменить температурный режим. В обычном состоянии данная стихия жидкая, но если ее нагреть до температуры 100°С получится пар. При снижении температуры до 0°С жидкость превратиться в лед. Это единственное вещество в мире, которое может находиться в трех состояниях.

Эксперименты с водой

Новые открытия

Не так давно выяснилось, что природная вода имеет как минимум 5 различных фаз. Американская группа провела ряд опытов и рассказала миру о новом состоянии, в котором жидкость не замерзает даже при -38°С, а при понижении температуры до -120°С происходят еще более странные вещи она становятся клейкой, вязкой. Температуру опустили до -135°С, и она стала похожа на стекло, то есть твердой, но без кристаллической структуры. Ученые дали ей название нанотрубная вода, поскольку в процессе эксперимента использовались углеродные нанотрубки. Исследования оказались плодотворными, поэтому предстоят новые работы в лаборатории.

Взрослые люди, не говоря уже о детях, с любопытством познают уникальные особенности вещества. До сих пор исследователям не удалось открыть все ее тайны. Одним из ее феноменов является способность запоминать и хранить информацию. Ее свойства могут меняться в зависимости от окружения. Также она может впитывать положительную и отрицательную энергия, изменяя структуру молекул.

Был проведен такой опыт: 2 стакана наполнили жидкостью и разместили в разных помещениях. Рядом с первым стаканом играла классическая музыка, возле второго – тяжелый рок. Когда взяли пробы на анализ, было установлено, что кристаллы вещества, слушавшего классику, имели ровную и красивую форму. А структура кристаллов, слушавших рок, стала рваной и изрезанной.

Ученые, подготовившие доклад о свойствах H2O, отмечают, что записи памяти могут меняться при переходе вещества из одного состояния в другое. Если заморозить жидкость с плохой энергетикой, то при оттаивании весь негатив стирается. Именно нейтральная жидкость несет положительный заряд организму. Однако у ученых нет четкого объяснения подобным природным явлениям, хотя они не исключают возможности, что в будущем появятся еще более невероятные сведения.

Необычные факты о воде:

  1. Температура океана составляет +17,5°С.
  2. Человек за всю жизнь выпивает 35 тонн жидкости.
  3. Самые чистые водные ресурсы находятся в Финляндии. Этот вывод сделало ЮНЕСКО, исследуя 122 страны мира.
  4. Оказывается, лед имеет разную температуру. В Антарктиде -60°С, в Гренландии -28°С, в Альпах -0°С.
  5. В югославском озере Циркницкое водный ресурс исчезает зимой и летом, а весной и осенью возвращается вместе с рыбой.
  6. Проводимость звука в водной среде больше, чем в воздухе.
  7. В американском городе Лос-Анджелес имеется в продаже вода для богатых людей, стоимостью 90 долларов за 0,5 литра. Продается в специальных бутылках, украшенных камнями Сваровски. Говорят, такая жидкость имеет оптимальный рН и неповторимый вкус.
  8. Самый соленый океан – Атлантический на Земле.
  9. Существует горючая водная жидкость, родом из Азербайджана. Горит синим пламенем из-за наличия метана в ней.
  10. Научная статья гласит, что долголетие горцев связано с употреблением влаги из горных ручьев.

Самые интересные факты о воде

Интересные факты о воде Тайна воды

&lt,span data-mce-type=bookmark style=display: inline-block, width: 0px, overflow: hidden, line-height: 0, >

Вывод

Еще в прошлом столетии качество водоемов не сильно волновало человечество, но на рубеже третьего тысячелетия экологи бьют тревогу. Каждый год 13 млн. тонн отходов нефти попадает в Мировой океан. И это только нефтеперерабатывающая промышленность, не говоря уже о ядохимикатах, тяжелых металлах, канализационных стоках.

ВОЗ заявила, что на планете не осталось абсолютно чистого природного источника. Все это грозит катастрофой вселенского масштаба.

Источник

Внеклассное занятие по окружающему миру «Что мы знаем о воде» для учащихся начальной школы
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

В данной разработке можно найти загадки, стихи, полезные сведения, пословицы и поговорки о воде.

Скачать:

Вложение Размер
chto_my_znaem_o_vode.docx 31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по экологии для начальной школы

«Что мы знаем о воде?»

  • Познакомить с водой, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле.
  • Через содержание учебного материала подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.
  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
  • Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других получать информацию из различных источников.
  • Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов.

Ход мероприятия
Ребята, мы сегодня собрались, чтобы больше узнать о…. а о чем попробуйте догадаться.
…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета , ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Антуан де Сент-Экзюпери
— О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?
-Что вы знаете о воде?
— Где мы ее встречаем?

Рассказ учителя. Опыты и наблюдения.

Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Она повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках,и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Человек в среднем за день выпивает 1,5 — 2,5 литра этой бесценной субстанции, которую нечем заменить. Без воды невозможна жизнь. Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды не проживет и пяти дней. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но что мы знаем о воде? (На партах стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду, потрогайте её. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет?) Значит вода какая? (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха.)

Посмотрите в окно – как много на улице снега и льда. Откуда они появились? (Лёд и снег – это замёрзшая вода.)Если лёд и снег – это замёрзшая вода, то что представляет собой снежинка? (Белая пушинка, состоящая из кристалликов льда.)

А теперь протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. Значит, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.( стих «Что такое вода»)

Учащихся рассказывают стихотворения о воде.

  • Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
  • Как сосулька замерзает,
    В дом туманом к нам вползает,
    На плите у нас кипит,
    Паром чайника шипит,
    Растворяет сахар в чае
    Мы её не замечаем,
    Мы привыкли, что вода –
    Наша спутница всегда!
  • Без неё нам не умыться.
    Не наесться, не напиться!
    Смею вам я доложить –
    Без воды нам не прожить.

-Ребята, а какая бывает вода? (слушаются ответы детей)

  • Какой только воды не бывает на свете!
    Есть вода морская и речная.
    Озерная и ключевая,
    Мёртвая и живая,
    Газированная и минеральная,
    Питьевая и индустриальная,
    Колодезная и водопроводная,
    Дождевая и болотная,
  • Есть даже вода тяжёлая,
    А есть вода и весёлая,
    Солнечная, чудесная,
    Привозная и местная,
    Волшебная, талая,
    Большая и малая,
    Сточная, проточная,
    Чистая и грязная …
    Ну, в общем, очень разная.

Область применения воды.

— Где человек использует воду?

-Почему не кончается вода на Земле?
-Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды «океан – атмосфера – земля – океан» под действием энергии Солнца ( Стих «Кто знает, откуда берётся вода»)

  • В природе путешествует вода,
    Она не исчезает никогда.
    То в снег превратиться, то в лед.
    Растает и снова в поход!
    По горным вершинам,
    Широким долинам,
  • Вдруг в небо взовьется,
    Дождем обернется.
    Вокруг оглянитесь:
    Вас окружает везде и всегда
    Это волшебница наша – Вода!

Полезные сведения: «Знаете ли вы?»
(Можно заполнить пропуски совместно с детьми).
1. По нормам на каждого жителя города приходится ….(220 литров) воды в сутки.
2. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около …(100литров) воды.
3. Каждый раз когда вы чистите зубы вы расходуете около …(1литра) воды.
4. Наполняя ванну лишь до половины вы расходуете около…(150 литров) воды.
5. Разовый смыв в туалете около…(8-10 литров)
6. Во время влажной уборки расходуется не менее… (10 литров)
7. Каждая стирка белья в стиральной машине требует около …(100 литров)
8. Через обычный водопроводный кран проходит …(15 литров) воды в минуту
9. Через незакрытый кран за сутки уходит…(1000 литров) воды.
10. Даже самая маленькая утечка за сутки уносит до…(80 литров) воды.

Мы о многом уже вспомнили, но и много узнали нового. А теперь проведем занимательные соревнования , которые непосредственно связаны с водой.

Отгадайте загадки.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …
(Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(Река)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт?
(Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда.
(Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
(Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.
(Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)

Ответь на «Почему?»
1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель.)
2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу ? (Круговорот воды, испарение с поверхности.)
3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара.)
4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды.)
Игра «Веришь ли ты?»
1. Веришь ли ты, что в глубоких колодцах иногда даже летом на дне лежит лед и не тает? (Верю. Если зимой колодец промерзнет до дна, то летом может оттаивать только верхняя часть: вода – плохой проводник тепла.)
2. Веришь ли ты, что человек может поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг.)
3. Веришь ли ты, что водоплавающим птицам холодной осенью теплее в воде, чем на земле? (Да, так как вода теплее воздуха, который успел охладиться.)
4. Веришь ли ты, что облака и туман не одно и то же? (Нет: туман и облака – это мельчайшие капельки воды.)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОДЕ (конкурс)
1. Наше счастье – дождь да ненастье.
2. Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
3. Счастье – вешнее ведро.
4. Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
5. Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
6. Все беды пропали, что в воду упали.
7. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
8. Не грози щуке морем, а нагому горем.
9. Река не море, тоска не горе.
10. Ходит как дождем прибитый.
11. Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
12. Чужая слеза – вода.
13. В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
14. В решете воду не носят.
15. В тихой воде омуты глубоки.
16. Вода сама путь сыщет.
17. Воду варить, вода и будет.
18. Где гроза там и ведро.
19. Где нет воды, тут и блоха не живет.
20. Где снег, там и след.
21. Иголкой колодец не роют.
22. Как роса упадет, так и след пропадет.
23. Кто тонет, за соломинку хватается.
24. Масло с водой не смешаешь.
25. Мокрый дождя не боится.
26. От жару и вода кипит.
27. От дождя – не в воду, от огня – не в полымя.
28. По которой воде плыть, ту воду и пить.
29. Родимое пятно в бане не отмоешь.
30. Тихая вода берега подмывает
31. У реки колодец не копают.
32. Утопающий пить не просит.
33. Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
34. Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото.
35. Для муравья и капля – озеро.
36. Крупная рыба в мелкой воде не водится.
37. Кто в кони пошел, то и воду вози.
38. Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
39. Не твоя чаша, не тебе и пить.
40. Все беды в воду – и пузыри вверх.
41. Бывает порою – течет и вода горою.
42. Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.

Назови и (покажи на картах) крупные реки России.

Крупные реки России: р. Волга, р. Обь, р. Енисей, р. Лена, р. Урал, р. Печора, р. Амур, р. Дон, р. Северная Двина, р. Ока, р. Кама, , р. Ангара, р. Индигирка, р. Колыма.

Викторина «Все, что связано с водой».
1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
3. Чем знаменито озеро Байкал?
4. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
5. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
6. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
7. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
8. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
9. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
10. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
11. Какая рыба крякает? (Морской карась).
12. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
13. Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
14. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
15. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки ).
16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).

17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).

18. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
19. Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
20. Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
21. Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
22. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
23. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
24. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
25. Какие две рыбы, “обитающие” в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
26. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
27. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
28. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
29. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
30. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
31. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
32. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
33. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
34. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
35. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
36. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).

Подведение итогов мероприятия.

Стих «Берегите воду!»

Подсчет балов за конкурсные вопросы.
Детям предлагается нарисовать «экознаки» для охраны воды. Сделать рисунки или коллажи о понравившейся теме мероприятия.

Источник

Оцените статью