Водосвятный молебен
В богослужебной практике Православной Церкви есть такое понятие, как требы. Это небольшое по объему Богослужение, совершаемое по просьбе (потребности) прихожан. К требам относятся молебны – особые службы Господу, Богоматери, ангелам и святым, во время которых молятся о здравии православных христиан. Молебны совершают как отдельное Богослужение до или после Литургии, а также в любые другие дни.
Молебны бывают: Спасителю, Богоматери перед различными Ее иконами, ангелам и святым угодникам Божиим. Также по цели обращения молебны бывают: благодарственные, о болящих, о путешествующих, перед началом учебного года и т.д.
Все это разнообразие молебнов можно разделить на группы:
- Благодарственные
- Просительные
- Молебны с водосвятием
- Молебны с акафистом
- Молебны с крестным ходом
При этом на водосвятном молебне может также читаться акафист. Молебен с крестным ходом служится, как правило, в дни престольных и других храмовых праздников.
Что такое водосвятный молебен
Молебен с водосвятием отличается от обычного тем, что на нём священник освящает воду. Такой молебен обычно служат в дни больших или храмовых праздников, а также особо чтимых святых до или после Божественной Литургии.
Если недалеко от храма или монастыря имеется источник, молебен с водосвятием часто служат там. В особых случаях (обычно это тяжёлая болезнь) водосвятный молебен можно отслужить и дома по согласованию со священником.
На водосвятном молебне вода освящается малым чином. В отличие от Великого освящения воды, которое совершается только два раза в году,18 и 19 января, то есть в Крещенский сочельник и на сам праздник Крещения Господня. Интересно, но чин малого освящения воды ничуть не короче великого, а скорее наоборот. Одно из отличий в том, что на Крещение благословляется «все водное естество», а во время водосвятного молебна только та вода, в которую священник погружает Крест.
Заказать молебен с водосвятием можно любому святому. В Русской Церкви наиболее популярны молебны перед иконами Божией Матери Владимирская, Иверская, Неупиваемая Чаша, Всецарица; святителю Николаю Чудотворцу, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, Пантелеимону Целителю, Луке Войно-Ясенецкому.
На некоторых приходах или в монастырях есть традиция регулярно служить водосвятные молебны, как правило, по субботам или воскресеньям. Вода, освященная на таком молебне, стоит потом всю неделю в большой бочке в храме, ее прихожане пьют и набирают домой.
Часто требы служат святому, в честь которого освящен храм или его предел. Молебны могут быть как простительные: о здравии, о путешествующих, на всякое доброе дело, так и благодарственные.
Как написать записку в храме
На молебен принято подавать записки только о здравии. Вверху записки как обычно рисуют крест. Православный крест бывает четырех, шести- и восьмиконечный.
Кроме обычного заголовка «о здравии» пишут «молебен» и кому он служится. Часто берутся традиционные распечатанные бланки записок, а уточнения записывают от руки.
- На молебне, так же как на Литургии, можно молиться только о крещеных православных христианах.
- Имена нужно писать в полном формате, в родительном падеже: Анны, Виктора, мл. Александра и т.д.
- Также, как и в обычной записке, уточняют возраст человека: до 7 лет – младенцы, от 7 до 14 – отрок, отроковица.
- Указывают духовный сан: иерей – иер.; протоиерей – протоиер.; инок (инокиня) – ин.; игумен (игумения) – игум. Иоанна, архим. Анатолия и т.д.
Краткое последование молебна с водосвятием
На середину храма или часовни ставят стол, на который ставят чашу с водой для освящения, кладут Евангелие и Крест. Также на стол ставят ёмкости с водой, принесенные прихожанами. Не стоит приносить на освящение воду в бутылках с узким горлышком, т.к. иерей не сможет опустить туда Крест, как положено по Уставу.
Молебен начинается с традиционного возгласа иерея: «Благословен Бог наш…». Затем поют молитву Святому Духу «Царю Небесный». На великой ектении добавляют особые прошения: благодарственные, просительные, о благополучном путешествии и т.д. в зависимости от цели молебна. Также на молебне поются тропари и припевы (краткие молитвенные обращения ко Господу, Божией Матери, Ангелам и святым).
Записки, которые вы подали на молебен, будут читаться во время сугубой ектении после чтения Евангелия.
Чин малого водоосвящения заключается в следующем:
Священник произносит великую ектению, к которой добавляют особые прошения об освящении воды, даровании ей благодатных свойств.
Затем священник читает особую молитву:
Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .
Потом священник берёт Крест распятием к себе, опускает его основание в воду и делает крестообразное движение, а после опускает в сосуд с водой весь Крест. При этом иерей поет первую строчку тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя», а хор продолжает: «И благослови достояние Твое..». Так повторяется три раза.
Потом священник окропляет святой водой молящихся и весь храм под пение хором тропарей: «Твоих даров», «Источник исцелений» и т.д.
Затем произносится сугубая ектения и отпуст. Если служился благодарственный молебен, то в конце поется «Слава в вышних Богу» или «Тебе Бога хвалим». Традиционно молящиеся после молебна прикладываются к мощам, иконе святого, которому служили молебен, или чтимой иконе. При этом хор поет «Величание».
Как заказать водосвятный молебен
Водосвятный молебен заказывают довольно редко. В некоторых храмах есть традиция служить молебен с водосвятием каждую неделю. Также водосвятием молебен служится на престольный праздник храма, а также в дни памяти некоторых угодников Божиих.
Но это не значит, что нельзя заказать водосвятный молебен при необходимости. Только сделать это нужно заранее, придя в храм и обратившись в церковную лавку («за ящик»). В особых случаях разрешается служить этот чин дома или на улице. Например, молебен от грызунов, которые вредят посевам.
Как обращаться со святой водой
Итак, молебен закончился и прихожане получили по баночке освящённой воды. Что делать с ней дальше? Как хранить, когда употреблять?
Хранить святую воду нужно в чистой стеклянной банке с крышкой или в специальном сосуде, который продается в церковных лавках.
Натощак, то есть до приема пищи, пьют только Крещенскую воду. Воду же с обычного молебна можно употреблять в течение дня, кропить ей дом, людей, домашний скот, добавлять в пищу.
Но нельзя окроплять святой водой нечистые места. Только однажды в году, в день праздника Крещения Господня окропляют все места без исключения.
Святой водой нельзя пользоваться для проведения магических обрядов. Многие колдуны используют святую воду в своих целях и этим оскверняют ее.
Не стоит хранить святую воду вместе с продуктами и бытовыми вещами. Выделите для нее отдельное место где-то в красном углу.
Пить святую воду нужно с благоговением и молитвой о том, чтобы Господь освятил наши мысли и чувства, исцелил душевные и телесные болезни и дал нам силы жить по Его святым заповедям.
Молитва перед принятием святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Источник
Водоосвящение
ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.
Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.
Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.
Фото сайта Седмица.Ru |
Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.
Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».
Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.
Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.
В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.
Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.
ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ
Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.
Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.
После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.
После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.
Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая. ».
В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.
К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.
Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).
После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Священник: «Яко Свят еси, Боже наш…».
И после этого поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.
После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2, 11—18) и Евангелие (Ин. 5, 1—4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.
После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.
После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя. ».
После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений. ».
Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве. », после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.
Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».
Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».
Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ
Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.
Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.
Источник