ВМФ РФ и ВМС НОАК в Сангарском проливе напомнили США про Перл-Харбор
Совместная эскадра впервые ворвалась в японский пролив, по обе стороны которого вольготно раскинулись американские базы
«Страна восходящего солнца» в шоке: совершенно неожиданно для Токио после завершившихся 17 октября в Японском море трехдневных достаточно рутинных совместных российско-китайских учений «Морское взаимодействие-2021» участвовавшие в маневрах боевые корабли обеих стран, вопреки ожиданиям, не сразу отправились восвояси. Безо всякого предварительного уведомления японского руководства они внезапно выстроились в кильватерный строй и очень внушительной совместной колонной впервые в истории вошли в стратегически важный для этой страны Сангарский (Цугарский) пролив между островами Хонсю и Хоккайдо.
Так в пределах визуальной видимости для опешивших японцев 18 октября вдруг оказалась китайские ракетные эсминцы «Кунь Мин» и «Нань Чан» (головной корабль типа 055 водоизмещением в 10 тысяч тонн), корветы «Бинь Чжоу» и «Лю Чжоу», дизель-электрическая подлодка, а также огромный корабль комплексного снабжения типа 903А «Дун Пинху» (водоизмещение — почти как у легкого авианосца, до 23 тысяч тонн).
Одновременно с ними в пролив вошел на удивление мощный и многочисленный отряд боевых кораблей российского Тихоокеанского флота. А именно: большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», корветы проекта 20380 «Громкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», два базовых тральщика, подводная лодка проекта 877 «Усть-Большерецк», ракетные катера и спасательный буксир.
Никогда со времен Второй мировой войны так близко к Японии не приближалась ни одна столь впечатляющая и явно недружественная ей военно-морская группировка. Но прежде, чем попытаться понять, зачем Пекину и Москве понадобилась эта совместная демонстрация силы, поясним: в самом узком месте ширина Сангарского пролива составляет всего 18 километров. Иначе говоря — около 10 морских миль. В иных политических обстоятельствах указанные воды Токио абсолютно законно давно бы объявил своими территориальными. Ведь по общепринятым в мире нормам для любого государства таковые могут простираться по 12 миль от левого и правого берега любого морского или океанского прохода.
Но тут вскоре после завершения Второй мировой войны решительно вмешался Вашингтон. Сангарский пролив, единственный незамерзающий проход в северной части Японского моря, являющийся кратчайшим путем из Владивостока, Находки и других портов российского Приморья в Тихий океан, оказался очень важен для кораблей ВМС США.
Учитывая давние союзнические отношения между «Страной восходящего солнца» и Штатами, даже и при объявлении Сангарского пролива целиком терводами Японии здесь с самого начала для янки, вроде бы, не должно было бы оказаться никакой проблемы. Но дело в том, что зачастую на американских боевых кораблях, следовавших ранее и проходящих нынче этим курсом, находились и находятся атомные боезаряды. А появлению таковых в пределах Японии официально препятствует заявленный еще в 1967 году безъядерный статус этой страны.
Чтобы преодолеть возникшую правовую коллизию и одновременно не напрягать ВМС США, японцы согласились, что в этом проливе достаточно будет отхватить себе вчетверо меньше положенной акватории. И объявить терводами лишь две узенькие полоски вдоль каждого из берегов — всего по три мили шириной каждая. Таким образом, посередине пролива в качестве международных вод возник достаточно широкий проход для чьих угодно боевых кораблей с каким угодно вооружением на борту.
Но многие десятилетия пользовались им только американцы. Ни мы, ни китайцы не посылали сюда свои боевые корабли. Очевидно, не желая излишне напрягать и без того не лучшие политические отношения с Соединенными Штатами и Японией. Особенно с учетом того обстоятельства, что именно берега Сангарского пролива сегодня буквально напичканы нацеленным на Россию и Китай японским и американским оружием.
Ведь не секрет: на островах Хонсю и Хоккайдо, географически «прорезанных» Сангарским проливом, нынче сосредоточено множество японских и американских военных баз. Именно здесь находятся аэродромы ВВС США Ацуи, Мисава и Татикава с многоцелевыми истребителями F-16.
Но что еще более важно — прямо под крыльями а значит и под прикрытием штатовских боевых летчиков дислоцированы четыре из пяти региональных командований (армий) Сухопутных войск Сил самообороны Японии. Сейчас эти армии именуются так: Северная (остров Хоккайдо, штаб в Саппоро), Северо-Восточная (северная часть острова Хонсю, штаб в Сендай), Восточная (восточная часть Хонсю, штаб в Токио), Центральная (центральная часть Хонсю, штаб в Итаки).
Привожу эти сведения просто для того, чтобы стало понятнее, в какое «осиное» гнездо на днях без особого предупреждения демонстративно сунулась объединенная российско-китайская эскадра. Явно выведенный из себя Токио уже на другой день собрал пресс-конференцию, на которой заместитель генсека Кабинета министров Японии Есихико Исодзаки заявил, что хотя государственные границы его страны нарушены не были, но «мы внимательно следим за действиями российских и китайских кораблей в районе Японии».
Какие выводы напрашиваются по «горячим следам» этих событий? Первый: на мой взгляд, решение Китая и России о демонстрации силы в Сангарском проливе это совместный ответ наших стран на участившиеся провокации ВМС США у залива Петра Великого и в Южно-Китайском море. Напомним в хронологическом порядке хотя бы малую часть таких потенциально очень опасных инцидентов.
В ноябре 2016 года американский эсминец USS Decatur прошел на расстоянии ровно 12 морских миль от островов Тритон и Вуди архипелага Парасельских островов (Сиша — китайский вариант). Как утверждал Пентагон — в рамках операции по охране свободы навигации. Однако эти воды Китай давно считает своими, хотя на них также претендуют Вьетнам и Тайвань. Поэтому МИД КНР заявил, что корабль ВМС США «серьезно нарушил суверенитет Китая и его интересы в сфере безопасности, подорвав мир, безопасность и сложившуюся положительную обстановку в акватории».
В мае 2018 года Китай заявил протест в связи с проходом двух кораблей ВМС США — ракетного эсминца USS Higgins и ракетного крейсера USS Antietam — возле все тех же спорных Парасельских островов.
Еще через четыре месяца (в октябре 2018 года) новый прорыв все того же эсминца USS Decatur к острову Наньша в Южно-Китайском море едва не привел к вооруженному столкновению. Вышедший ему навстречу эсминец ВМС НОАК Luyang в целях пресечения нарушения границы своей страны был вынужден идти на таран. Когда между бортами ощетинившихся орудийными стволами боевых кораблей оставался всего 41 метр, «американец» отвернул в сторону открытого моря.
В феврале 2021 года очередным «героем» ноты протеста МИД КНР стал экипаж эсминца USS Russell ВМС США, вопреки запретам Пекина прошедший в опасной близости от спорных островов Спратли в Южно-Китайском море,
А с минувшего года те же рискованные трюки 7-й флот ВМС США на Тихом океане принялся проделать и с Россией. Если быть точным — на кромке акватории залива Петра Великого, который Москвой с 1984 года объявлен нашими историческими водами. Линия госграницы РФ здесь на российских картах ограничена прямой линией длиной 106 морских миль.
Вашингтон этого решения никогда не признавал, утверждая, что данная линия «несовместима с нормами международного права, отраженными в Конвенции по морскому праву и ограничивающей воды залива». Однако десятилетиями не особенно и оспаривал на практике. Однако теперь это, увы, осталось в прошлом. И ситуация стала прямо на глазах сползать от кризиса к кризису.
24 ноября 2020-го эсминец USS John S. McCain зашел за линию морской границы России в заливе Петра Великого на два километра. Осуществлявший непосредственное слежение за его действиями большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», как за два года до этого китайский Luyang на полном ходу решительно имитировал таранный удар. Лишь после этого USS John S. McCain изменил курс.
Наконец, совсем недавно, 15 октября 2021 года, новую попытку пересечь российскую границу в заливе Петра Великого предпринял эсминец Chafee (DDG 90) ВМС США. Теперь настала очередь большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» взашей гнать нарушителя. Снова наши моряки продемонстрировали готовность к тарану. Снова американцы до последнего выдерживали характер. И отвернули лишь когда до угрожающе наползавшего на них кованного форштевня «Адмирала Трибуца» оставалось всего 60 метров.
Всякий раз, как видите, с обоих сторон пальцы буквально лежали на гашетках. Всякий раз до взаимной пальбы или разрушительного столкновения корабельными бортами оставались секунды. Всему миру, кроме американцев, совершенно ясно: это необходимо срочно как-то останавливать.
Вам не нравится то, что русские и китайцы чертят на своих картах? Давайте разговаривать, а не пытаться топить доверху напичканные самым совершенным оружием боевые корабли!
Вероятно, эту простенькую, в общем-то, мыслишку и пыталась довести до наших потенциальных противников из Японии и США объединенная российско-китайская эскадра, 18 октября без спросу демонстративно ворвавшаяся в Сангарский пролив. Ни одного пункта своих международных обязательств, впрочем, при этом не нарушив. Но шороху наведя немалого.
А в то время
Ровно в тот самый день, 18 октября 2021 года, когда наши Андреевские флаги и флаги ВМС НОАК так многозначительно и устрашающе заполоскались прямо у берегов Японии, американцы совместно с их союзниками в Тайваньском проливе утроили новую провокацию. Этими водами прошел эсминец ВМС США USS Dewey в сопровождении фрегата ВМС Канады HMCS Winnipeg.
В Пекине привычно официально заявили протест. Как известно, в КНР считают Тайвань своей территорией. Стало быть, в самом узком месте 130-километровой ширины пролив между этим островом и материковой частью Китая является внутренними водами. Так полагают в этой стране. С чем в Вашингтоне, естественно не согласны. Поэтому там убеждены, что их корабли просто осуществляли свое законное право «мирного прохода».
Но если столь настойчиво, столь долго и столь больно дергать за усы китайского «дракона» и русского «медведя» — где гарантии, что новые и, кажется, нескончаемые попытки подобных вторжений со стороны США будут еще долго оставаться именно мирными?
Источник
День моряка-подводника. Как начинался русский подводный флот
19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.
В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.
19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.
Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.
Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.
Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.
После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.
Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.
24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.
Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.
Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.
Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.
Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.
Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.
25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.
Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.
В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.
Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.
Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.
В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.
Источник