- Водный мотоцикл. Виды и устройство. Применение и как выбрать
- Как устроен водный мотоцикл
- Аквабайк состоит из следующих основных частей:
- Виды
- Гидроцикл для рыбалки и охоты
- Принцип работы
- Характеристики техники
- Что требуется для использования водного мотоцикла
- Требования техники безопасности
- Охотникам и удильщикам
- Вероятные опасности
- Внешний осмотр
- Подготовка к консервации
- Защита от ржавчины
- Смазка для мотора
- Обработка системы охлаждения
- Что делать с горючим
Водный мотоцикл. Виды и устройство. Применение и как выбрать
Водный мотоцикл (гидроцикл) представляет собой сложное техническое устройство, внешне напоминающее обычный мотоцикл. Отсюда и название. Гидроциклы предназначены для передвижения по воде и классифицируются ГИМС как маломерное судно. Появившись еще в 1968 г., первоначально они использовались только для спортивных состязаний, но сегодня сыскали себе популярность как средства для активного отдыха на воде.
Как устроен водный мотоцикл
Аквабайк состоит из следующих основных частей:
- Корпус, напоминающий лодку. Такая форма делает водный мотоцикл более управляемым и маневренным. Изготавливается из полимеров либо композитного материала. Для усиления добавляются вставки из металла. В корпусе предусмотрено отделение для вещей, в которое не попадает вода, а на нем — поручни и ступеньки, по которым можно вернуться на судно после купания или падения в воду.
- Двигатель. Работает на бензине и имеет мощность от 70 до 300 л.с. (в зависимости от модели). Рядом с мотором имеется АКБ, запускающая двигатель электростартером, а также бак для горючего. Все это оснащение расположено таким образом, что даже при переворачивании остается надежно укрытым от попадания воды. Мотор водного мотоцикла запускается только при помощи ключа, прикрепляющегося к спасательному жилету спортсмена. Это обеспечивает безопасность и возможность остановить аквабайк в любой момент. Если человек, управляющий мотоциклом, окажется в воде, ключ выпадет из замка, а мотор заглохнет. Соответственно, не произойдет столкновения гидроцикла, потерявшего управление, с другим судном.
- Водомет — устройство для обеспечения хода. Представляет собой мотор без открытого винта, работающий по принципу реактивной тяги. Угол выброса воды может изменяться, что позволяет выбрать удобный стиль вождения.
- Руль, с помощью которого осуществляется управление плавсредством. Внешне он похож на обычный мотоциклетный. Водный мотоцикл меняет траекторию своего движения за счет изменения горизонтального угла водомета. чем резче повернуть руль, тем круче будет поворот.
- Дополнительные устройства, задача которых — повысить удобство управления техникой. Сюда относятся навигатор, зеркало заднего вида и даже тормозная система.
Виды
Аквабайки классифицируются по цели их применения. Всего можно выделить 3 группы:
- Туристические.
- Спортивные.
- Спортивно-туристические.
Туристический
Используются для семейных прогулок. Вмещают 1-4 пассажиров и рассчитаны на длительное плавание. Туристические гидроциклы оснащаются довольно объемным багажником, вмещающим большое количество провизии и личных вещей путешественников. Этим плавсредством легко управлять — для этого не требуется специальных навыков. Остановку можно сделать в любом месте по пути следования, поплавать, понырять, а потом вернуться на борт. Для этого предусмотрена специальная откидывающаяся ступенька.
Туристические гидроциклы довольно большие по своему размеру, да и весят немало. Скорость, которую можно развить на таком судне, достигает 100 км/ч.
Спортивный
Предназначен для тех, кто любит скорость и острые ощущения и имеет при этом опыт вождения. В большинстве своем эти судна рассчитаны только на одного пассажира, который и является водителем. Спортивный водный мотоцикл может двигаться со скоростью 120 км/ч и позволяет выполнять разнообразные акробатические трюки. На спортивном мотоцикле можно передвигаться только в положении стоя, поэтому без предварительной подготовки управлять им будет очень сложно.
Спортивно-туристический
Нечто среднее между двумя предыдущими. В этой группе имеются мотоциклы, управляемые как из положения стоя, так и из положения сидя. Пассажировместимость судна — 1-2 человека. Сидячим гидроциклом сможет управлять любой человек, даже не имеющий специальной подготовки. Основное преимущество, которым обладает спортивно-туристический водный мотоцикл, это его двигатель. Он имеет большую мощность, а при малом весе судна позволяет развивать высокую скорость — до 150 км/ч и отлично маневрировать.
Как выбрать
Намереваясь приобрести собственное маломерное судно, необходимо как следует ознакомиться с характеристиками предлагаемых производителями аквабайков, обращая особое внимание на следующие:
- Мощность мотора. Именно она определяет скорость движения гидроцикла и его маневренность.
- Дополнительное оснащение. Оно делает управление судном намного удобнее, особенно для новичков. К таковому можно отнести тормозную систему или систему контроля.
- Материал изготовления корпуса. Он должен быть прочным и устойчивым к внешним воздействиям.
- Наличие водонепроницаемого отделения для багажа. Это позволит взять с собой хотя бы самые необходимые вещи: деньги, телефон, документы.
- Сидения. Они должны иметь эргономичную форму, быть удобными и соответствовать требованиям безопасности.
- Внешний вид. Это не самая важная характеристика, но для многих важно, чтобы аквабайк был стильным, имел привлекательный дизайн.
Тем, кто хочет приобрести для себя водный мотоцикл, нужно оценивать не только технические характеристики судна, но и цели, для которых он покупается. Не получится совершить спокойную семейную прогулку на спортивном гидроцикле, а туристический не годится для экстремального отдыха и спорта.
Особенности современных гидроциклов
- Водный мотоцикл – технически сложное устройство, предназначенное для передвижения только по воде.
- С недавних пор гидроциклы стали оснащать подвесными двигателями, и первыми это сделали японцы. Это очень удобно для тех, кто имеет в своем арсенале и аквабайк, и моторную лодку — ведь можно использовать для двух плавательных средств один подвесной двигатель.
- Оптимальными типами двигателей для гидроцикла выступают двухтактные и четырехтактные лодочные моторы. Они надежны, практичны, обеспечивают отличные скоростные качества и маневренность. Их мощность может доходить до 300 л.с. Еще одним плюсом таких моторов является экологичность, безопасность для окружающей среды.
- Передняя панель современного аквабайка оснащена множеством опций, из которых некоторые очень удобны. Например, часы, компас, датчик топлива, термометр для определения температуры воды и воздуха.
- Отличает эти плавательные средства и яркий, привлекательный дизайн. На соревнованиях просто глаза разбегаются от многообразия стильных и современных гидроциклов.
- Для хранения аквабайка придется позаботиться о гараже, ведь его, в отличие от яхты, нельзя оставлять у пристани на зимний период. Места в гараже (или ангаре) должно быть много, поскольку мотоцикл вовсе не мал. Держать судно под открытым небом крайне не рекомендуется — это значительно сократит срок его эксплуатации. Кроме того, рекомендуется пользоваться защитным чехлом, который можно купить либо сшить самостоятельно. Это приспособление защитит от попадания пыли и других неблагоприятных воздействий. Очень полезен защитный чехол и при транспортировке судна.
- Водный мотоцикл требуется регистрировать в ГИМС и уплачивать транспортный налог, который начисляется каждый год. Его размер, как и в отношении автомобилей, зависит от мощности двигателя.
- Гидроцикл имеет немалый вес, поэтому для его перевозки необходим лодочный прицеп. Это платформа на колесах, которую закатывают прямо в воду, сверху помещают мотоцикл и закрепляют ремнями. Затем прицеп выкатывают и едут в нужном направлении, например, на хранение в гараж. Прицеп можно использовать для хранения водного мотоцикла в ангаре -это поможет избежать повреждение киля.
Сфера применения
В настоящее время эти маломерные судна используются во всех регионах, где есть крупные водоемы. Плавать на гидроцикле можно не только по морю, но и по озеру, реке, водохранилищу. Исключение составляют порожистые горные речки, поскольку столкновение с камнями может грозить водителю серьезным увечьем.
Наиболее часто водный мотоцикл применяется для:
- Проведения водных экскурсий для желающих «прокатиться с ветерком». В этом случае используются двухместные мотоциклы — опытный водитель катает отдыхающего.
- Самостоятельных путешествий в одиночку или с семьей. Можно насладиться спокойным отдыхом, купанием вдали от берега и созерцанием чудесных пейзажей с воды.
- Бытовых нужд. Аквабайки нередко используют рыболовы, а еще на них можно перевозить небольшие грузы.
- Гонок и состязаний, которые проводятся на региональном и международном уровнях.
Следует сказать и о безопасности пользования гидроциклом, ведь несоблюдение правил эксплуатации может грозить травмой и причинением серьезного вреда здоровью. Во-первых, за рулем аквабайка нужно быть очень внимательным и осторожным: необходимо объезжать препятствия и не допускать столкновений с другими плавательными средствами. Во-вторых, не следует пренебрегать защитным снаряжением (спасательным жилетом, гидрокостюмом). Это убережет от неблагоприятных последствий в случае падений и возможных ударов.
Источник
Гидроцикл для рыбалки и охоты
Не так давно наши озера и реки приняли в свои объятья новый вид техники — гидроциклы, известные также как водные мотоциклы. Цены на этот вид транспорта, конечно, разнятся, однако не выглядят заоблачными. Так что многие состоятельные соотечественники уже приобрели новые либо подержанные модели для того, чтобы гонять по водной глади взад и вперед, создавая мощные волны и наводя ужас на некоторых купальщиков. Однако гидроцикл можно использовать и с пользой — например, для поездки на рыбалку или охоту.
Пожалуй, единственный минус водного мотоцикла — громкий шум, издаваемый работающим двигателем. А в остальном — в основном лишь плюсы. Гидроциклы быстры, маневренны, достаточно надежны и не потребляют много топлива. Ими легко управлять, и они без труда транспортируются. В гараже или сарае не нужно много места, чтобы хранить эту технику зимой.
Обычные водные мотоциклы, увы, не снабжены большими дополнительными нишами и отсеками для хранения чего-либо. Однако, если у вас нет цели заготавливать и перевозить рыбу или дичь тоннами, вполне можно обойтись и обычным рюкзаком.
Достаточно наполнить его всем необходимым для ловли или охоты, что не поместилось в стандартный отсек гидроцикла, закинуть за спину и на приличной скорости отправиться к клевым местам или районам, богатым зверем и птицей, обгоняя неторопливых «коллег» по увлечению.
Принцип работы
Водные мотоциклы видели почти все. Некоторым людям доводилось управлять ими, а у кого-то такой транспорт даже имеется в наличии. Однако далеко не каждый знает, как работает гидроцикл.
Оказывается, все гениальное просто. Водный мотоцикл имеет двигатель, коленчатый вал которого соединен с приводным валом, вращающим импеллер. Он идеально центрирован в корпусе гидроцикла и пропускает через себя воду, затягиваемую из-под днища. Этот поток жидкости попадает в сужающееся сопло, где еще больше ускоряется, что, в свою очередь, обеспечивает тягу, необходимую для перемещения водного мотоцикла.
Водитель, нажимая на газ, воздействует на рычаг дроссельной заслонки. Это приводит к усилению частоты вращения коленчатого вала двигателя и ускоряет сам гидроцикл.
Характеристики техники
Средняя длина водного мотоцикла составляет около 2,5-3 метров, ширина обычно колеблется от 0,6 до 1,2 м, вес — ориентировочно от 250 до 280 килограммов. Соответственно, с учетом этих параметров и необходимо подбирать автомобильный прицеп, в котором гидроцикл будет транспортироваться до нужного вам места.
Водный мотоцикл, как правило, способен перевозить не одного человека, а двух или даже трех. Так что есть возможность отправиться на рыбалку всей семьей! При этом уже не нужно долго брести по одному берегу и искать мост, чтобы переправиться через речку. Также нет необходимости потратить массу сил и времени на накачивание резиновой лодки и ее подготовку к плаванию.
Достаточно просто прыгнуть в седло гидроцикла, завести мотор и через считанные минуты добраться до места. Водные мотоциклы действительно позволяют преодолевать большие расстояния за малое время. Этот вид транспорта оснащается очень мощными двигателями. Далеко не все машины, особенно отечественного производства, имеют столько «лошадок». Средняя мощность моторов новых гидроциклов составляет около 130 л.с.
Что требуется для использования водного мотоцикла
Однако, прежде чем сесть за руль столь быстрого и маневренного средства передвижения, необходимо кое-что сделать. Во-первых, необходимо сдать экзамены в ГИМС и получить права, позволяющие использовать гидроцикл. В этой же организации нужно поставить на учет свой транспорт. Инспектора выдадут вам судовой билет, прикрепят регистрационные номера и дадут памятку с советами по правильному передвижению по воде.
Кстати, не помешает научиться плавать. В результате неудачного маневра гидроцикл может опрокинуться, и тогда водитель и пассажиры окажутся в воде. Однако в любом случае перед поездкой следует обзавестись спасательным жилетом, который снизит вероятность драматичного исхода такого инцидента.
В комплект, относящийся к специальной экипировке, входят также защитные очки. Они не допускают попадания брызг воды в глаза, что в отдельных случаях может привести к кратковременному ослеплению водителя, потери им курса и наезду на препятствие.
Требования техники безопасности
Перед поездкой на новом гидроцикле следует проверить уровень топлива в баке и концентрацию бензиновых паров в двигателе. Если последняя превышена, то от эксплуатации транспорта следует временно отказаться, поскольку в жаркую погоду может произойти детонация.
Мотор можно запускать только тогда, когда гидроцикл находится в воде. Под днищем должна быть глубина не менее 70 сантиметров. Пуски «насухо» допускаются только при ремонте двигателя либо при проверке его работоспособности. В любом случае такие процедуры должны быть кратковременными.
Также не забудьте, что к руке водителя нужно прикрепить страховочный шнур. Он автоматически отключит мотор в случае падения «пилота» в воду.
Охотникам и удильщикам
Какой же гидроцикл выбрать? Для рыбалки или просто семейного отдыха на природе подойдет двух- или трехместная «сидячая» модель. Такие водные мотоциклы имеют, как правило, более мощный двигатель, что позволяет не только перевезти несколько человек, но и поместить небольшой груз в багажный отсек или рюкзак, а также буксировать за собой маленькое плавучее средство.
А относительно недавно инженеры, работающие в фирмах-производителях гидроциклов, создали специальные «прицепы». По своему внешнему виду они напоминают обычные лодки, которые за пару минут прикрепляются к водному мотоциклу.
Весит такое дополнительное оборудование около трех центнеров, а груза может увезти до полутонны! Этот прицеп также рассчитан на перевозку четырех-пяти человек. Так что с подобным снаряжением можно поехать не только на рыбалку, но и собрать дружную команду охотников и отправиться за дичью.
Однако для буксировки такого груза потребуется водный мотоцикл с мощным четырехцилиндровым двигателем. «Серьезная» техника для дальних поездок обычно получает дополнительное оснащение — например, зеркала заднего вида, реверс, противоугонная сигнализация.
Производители гидроциклов постоянно совершенствуют свои товары, дополняя их все более новыми и нужными средствами, обеспечивающими комфорт. На современные модели, как правило, ставится аппаратура спутниковой навигации и дополнительное освещение. Возможно добавление еще одного двигателя и размещение отсеков для поклажи.
Вероятные опасности
Итак, выбраться на гидроцикле на охоту или рыбалку вполне реально, однако, увы, не на каждый водоем. Вначале стоит провести разведку и хотя бы примерно выяснить глубину реки или озера, куда планируется выбраться. Особенности конструкции водного мотоцикла не позволяют ему перемещаться по слишком мелким местам. Даже там, где слой воды доходит до метра, лучше двигаться медленно и осторожно.
Если на большой скорости наскочить на мель, то последствия могут оказаться печальными. Во-первых, из-за резкой остановки водитель и пассажиры, скорее всего, вылетят со своих сидений и плюхнутся в воду. При этом велика вероятность получения травмы. Во-вторых, в результате подобного ДТП из строя могут выйти отдельные узлы и агрегаты гидроцикла.
Вообще при движении по незнакомому водоему всегда есть риск повредить свой транспорт. Также не исключена возможность случайного нанесения травм людям, оказавшимся сзади. В них могут попасть части веток или камни, затянутые в водомет и выброшенные из сопла с большой скоростью. Так что, если в путешествии участвуют два гидроцикла, им лучше двигаться не «цепочкой», а параллельно друг другу.
В любом случае не помешает изучить особенности рельефа дна. Помощь в этом могут оказать местные жители, те же рыбаки. Стоит понимать, что особую опасность представляют не только отмели и пороги, а вообще любые подводные препятствия, которые невозможно разглядеть с поверхности. Кроме того, неопытному водителю лучше воздержаться от путешествий по рекам со слишком бурным течением или с резкими перепадами глубин. Также не рекомендуются «вояжи» на водном мотоцикле в плохих погодных условиях.
Внешний осмотр
Чтобы ваша техника служила вам верой и правдой долгие годы, необходимо ухаживать за ней. Все оборудование гидроцикла следует поддерживать в исправном состоянии, все дефекты необходимо своевременно устранять. Нужно проводить техническое обслуживание гидроцикла не реже одного раза в год.
Надо периодически проверять днище, заглядывать внутрь корпуса. На внешней поверхности не должно быть каких-то повреждений или потеков масла. Чтобы днище оставалось в целости, необходимо соблюдать крайнюю аккуратность при подъеме гидроцикла из воды, погружении в нее и транспортировке в прицепе.
При замене крепежных деталей, которые со временем могут выйти из строя, ибо срок их эксплуатации ограничен, нужно следить за соответствием размеров резьбы. Применять разрешается только те запасные части, которые походят идеально.
Подготовка к консервации
Понятно, что гидроциклы относятся к той категории техники, которая эксплуатируется исключительно в теплый сезон. Чаще всего период их активного использования еще более ограничен, нежели, скажем, у моторной лодки. Связано это с температурой воды, с которой так или иначе приходится сталкиваться водителю гидроцикла.
В среднем данное транспортное средство востребовано около трех-четырех месяцев в году — в основном с середины мая до второй половины сентября. А потом водный мотоцикл нужно законсервировать, чтобы он хранился до следующей весны.
Корпус гидроцикл необходимо помыть, даже если он кажется идеально чистым. Для этой процедуры лучше использовать теплую пресную воду, в которой растворен кусочек мыла. Во время чистки нужно следить за тем, чтобы не залить систему воздухозабора. Лучшее ее вообще закрыть прочной полиэтиленовой пленкой.
При промывке корпуса водного мотоцикла особое внимание нужно уделить стальным и алюминиевым деталям. Пластику требуется меньший уход, поскольку коррозии он не подвержен.
Защита от ржавчины
Акцент нужно сделать на очистке моторного отсека. Прежде всего его следует тщательно вымыть. При этом в случае сильного загрязнения деталей машинным маслом обычный мыльный раствор может не справиться. В данном случае следует использовать специальный шампунь, который можно приобрести в любом автомагазине.
На завершающей стации необходимо удалить все излишки влаги. Весь корпус надо протереть насухо, а поверхность обработать воском. Это надежно защитит корпус от коррозии и других повреждений.
Затем стоит повнимательнее осмотреть днище. Все следы плотных наростов органического происхождения следует счистить, используя водостойкий абразив с мелкой крошкой. Имеющиеся, даже незначительные, мелкие повреждений в виде царапин, сколов краски и прочего необходимо обработать антикоррозийным составом.
Смазка для мотора
Непосредственно перед консервацией можно заменить в двигателе масло. Одновременно с этим рекомендуется поставить и новый фильтр для него.
Поверхность элементов цилиндров и поршневой части придется покрыть специальной смазкой, чтобы не допустить коррозии. Более просты в этом плане двухтактные двигатели. В них смазка может подаваться непосредственно через систему питания. Достаточно просто завести двигатель и залить масло тонкой струей одновременно во все карбюраторы. Делать это нужно до тех пор, пока двигатель не заглохнет.
С четырехтактными моторами все немного сложнее. Тут смазку нужно вводить сразу в цилиндры. Для этого нужно снять свечи, топливную рейку и форсунки. Подобной смазкой следует обработать и турбину водомета. А на поверхность двигателя можно нанести слой обычной «вэдэшки» — технического аэрозоля универсального назначения.
Обработка системы охлаждения
Если вы обладатель модели с двухтактным двигателем, который остужается заборной водой, то вам предстоят дополнительные хлопоты. Необходимо вовремя провести обработку всей охлаждающей системы. Для этих целей обычно используют антифриз или тосол. А вначале всю систему следует промыть холодной и чистой водой.
Такую операцию нужно проводить при включенном на малых оборотах двигателе. Это позволит исключить попадание воды в цилиндры через выхлопную трубу. Во время процедуры лучше сменить свечи на самые дешевые, поскольку они могут выйти из строя.
После того как вода полностью выйдет, нужно залить в систему охлаждающую жидкость. Для того чтобы она распределилась равномерно, следует на пару секунд запустить мотор.
С четырехтактными двигателями, имеющими закрытую систему охлаждения, все проще. Такая трудоемкая промывка не нужна. Достаточно полной замены охлаждающей жидкости в системе.
Что делать с горючим
Не забудьте перед помещением гидроцикла на зимнее хранение слить весь бензин из бака или, наоборот, постараться заправиться до краев — «под завязку». Только так можно предотвратить образование конденсата в топливном резервуаре.
В последнее время появились и специальные стабилизаторы, которые рекомендуется подмешивать в горючее при хранении гидроцикла с полным баком. Эти добавки помогут сохранить все свойства бензина и предотвратят засорение топливной системы.
Теперь поговорим об условиях хранения. Оптимальный вариант — это сухое место где-нибудь в гараже или сарае. Гидроцикл лучше накрыть чехлом, который не обеспечивает абсолютной герметичности. Желательно, чтобы сохранялась свободная циркуляция воздуха. А все крышки, капоты и люки лучше оставить открытыми.
Николай Хромов, г. Мичуринск/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник