Можно ли делать омовение теплой водой

Тайны мусульманского омовения

Омовение в жизни мусульманина имеет огромное значение. Верующий стремится быть постоянно в омовении, поскольку это является богослужением. Омовение также способствует увеличению удела и защите от бед. О других особенностях омовения с точки зрения науки читайте в нашем материале.

– В чем секрет рекомендации об использовании в омовении только холодной воды, если это не вредит здоровью? (то есть, если молящийся не болен простудными заболеваниями)?

– Мы знаем, что все, что имеет отношение к обязательным и рекомендуемым вопросам в Исламе в том числе, к омовению и намазу, направлено на поддержание и на повышение работоспособности.

Давно известно, как на организм действует тепло – вызывает расслабление мышц, понижение артериального давления, снижение активности обменных процессов и, соответственно, снижение умственной и физической работоспособности.

Кроме того, если оценивать морфологическую характеристику кожи и количественное соотношение тепловых и холодовых рецепторов, становится ясно, что рецепторов, реагирующих на холод, намного больше, чем рецепторов, реагирующих на тепло . И когда мы совершаем омовение холодной водой, то импульсы, идущие в ЦНС от холодовых терморецепторов, напоминают пулеметную очередь, в сравнении с редкими импульсами от тепловых терморецепторов. Выбирающий для омовения холодную воду, быстрее входит в состояние особого настроя к омовению и молитве.

Читайте также:  Что образует нефть с водой

– Есть рекомендация, чтобы после омовения не вытирали те части тела, которые указаны в известном аяте суры «Аль-Маидат». Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

– После омовения действительно не рекомендуют вытирать омытые части тела. И, слава Аллаху, что такая рекомендация есть. Из физики мы знаем, что с любой поверхности, откуда идет испарение выделяется холод. Соответственно сигналы от холодовых рецепторов продолжают поступать в мозг до тех пор, пока не высохнут омытые части тела. По времени это приблизительно равно времени совершения всего намаза, включая даже и азкары. Пока идут сигналы в КБП (см. схему У. Пенфильда), центры, находящиеся в ней, будут в активном функциональном состоянии, что обеспечивает контроль разума не только над нашими инстинктами, но и над формированием мысли. А это одна из гарантий отдаленности от греховных мыслей и поступков.

– После семяизвержения предписано искупаться, а перед купанием сделать омовение, которое начинается с полоскания ротовой и носовой полостей. Есть этому научное толкование?

– Семяизвержение — настолько сильное возбуждение коры головного мозга, что вызывает торможение всех других доминантов в КБП, и на этот процесс реагирует каждая клеточка организма. Пока не будет совершено полное омовение всего тела, клетка не в состоянии адекватно реагировать на любое внешнее воздействие. То есть купание возвращает каждой клеточке и организму в целом его первоначальное физиологическое состояние и, стимулируя через кожу кору головного мозга, приводит к нормализации тонуса ЦНС.

Но так как тело в целом расслаблено и не в состоянии адекватно реагировать на внешние раздражители, в том числе и на термические, омовение и полоскание глотки и носа подготавливает организм к купанию. Ведь вода может быть и холодная.

– Считаете ли вы, что в намазе и омовении все научно открыто?

– В этом плане работы непочатый край.

Когда смотрим с Махачкалы на гору Тарки-Тау, у нас такое ощущение, что видим вершину мира. Но достигнув вершины Тарки-Тау, понимаем, что это высота с трудом тянет даже на уровень первой ступени мировых высот.

– Какой вывод вытекает из сказанного?

Главное не успокаиваться на достигнутом. Наука еще откроет много интересного в этой области.

С пожеланием успехов от всей души с удовольствием уступаю дорогу к вершинам науки молодому поколению.

– Как мог Пророк Мухаммад ﷺ знать обо всем этом?

– Однозначно, что ни приборы, ни уровень науки тогда не позволяли узнать все это, и, безо всякого сомнения, все знания он получил от Всевышнего. Иначе он никак не мог бы на 14 веков опередить современную науку. Это все поражает учёных и все больше деятелей науки, не боясь, открыто принимают Ислам.

На вопросы отвечал Магомед Магомедов, декан медико-профилактического факультета ДГМА, доктор медицинских наук.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Можно ли подогревать холодную воду для совершения омовения?

Некоторые люди считают неправильным греть воду для омовения, что является безосновательным и не подкрепляется каким-либо шариатским доводом. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Горячая вода входит в общее понятие воды, которой людям было велено очищаться”. См. «аль-Аусат» 1/250.

А то, что передается от Муджахида о нежелательности совершения омовения горячей водой, не является достоверным, так как передает это сообщение Лейс ибн Абу Сулейм, который признан слабым передатчиком.

Возможно, подобное ошибочное мнение сложилось также из-за хадиса, передаваемого от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени (в Раю)?» Люди сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это тщательное совершение омовения, несмотря на неприятное». Муслим 251.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Т.е. совершенствование и полнота омовения, несмотря на сильный холод, телесную боль и прочие неприятные для человека вещи”. См. «аль-Муфхим» 2/593.

Аль-Убай сказал: “Нагревание воды для возможности исполнения поклонения, не лишает упомянутой в хадисе награды”. См. «Икмалю икмаль аль-му’лим» 2/54.

Существует множество достоверных сообщений о том, как наши праведные предшественники (саляф) нагревали воду для омовения.См. «аль-Мусаннаф» 1/175, ‘Абдур-Раззакъа; «аль-Мусаннаф» 1/25, Ибн Абу Шейбы; «ат-Тухур» 192, Абу ‘Убайда; «аль-Ируа» 1/48, аль-Альбани.

Тем самым устраняется неправильное понимание слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «тщательное совершение омовения, несмотря на неприятное».

Также и не осуждается тот, кто совершает омовение холодной водой, если это не вредит его здоровью.

Источник

Условия малого омовения

Условиями малого и полного омовений являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).

7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.

8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.

Обязательные действия (арканы) омовения

Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:

1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.

Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.

Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.

Желательные действия (сунны) омовения

Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.

С намерением выполнить сунны омовения желательно:

1. Направление в сторону Киблы при совершении омовения.
2. Применение сивака.
3. Произнесение перед омовением слова истиазы «Аузу. » и басмалы .
4. Предварительное трёхкратное мытьё кистей рук.
5. Полоскание рта и носа одновременно.
6. Мытьё всех омываемых частей тела выше обязательного (руки мыть до плеч, ноги – до колен).
7. Мытьё всех омываемых частей тела по три раза.
8. Мытьё сначала правой части тела (т. е. правой руки и правой ноги), затем – левой.
9. При поглаживании головы протереть всю голову.
10. Протирание ушей.
11. Протирание рукой омываемых частей тела во время мытья.
12. Разведение бороды, если она густая.
13. Разведение пальцев рук и ног при их мытье.
14. Омовение всех частей тела подряд, одну за другой (без перерыва между ними).
15. Чтение шахады до и после завершения омовения.
16. Выпить из оставшейся после омовения воды.
17. Не разговаривать во время омовения.
18. Желательно читать специальные молитвы в начале и в конце омовения и при мытье омываемых частей тела.
19. Прочитать дуа после омовения, глядя в небо, даже если вы слепой.
20. Не вытирать омытую часть тела (без причины).

Нежелательные действия при совершении омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.

Когда желательно обновить омовение

Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.

Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения

В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.

Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение

Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Можно ли делать омовение теплой водой

Поскольку сейчас лето, задается много вопросов, такие как «Допустимо ли брать омовение, гусль или принимать душ, водой, нагретой на солнце?»

В целом, вода, нагретая на солнце является чистой и подходит для очищения других вещей. То есть, если вы выполняете омовение и гусль нагретой на солнце водой, тогда и омовение, и гусль будут действительными. Тем не менее, между учеными есть разногласия по поводу того, является ли макрух совершать омовение такой водой.

Большинство ученых Ханафи разрешают использовать воду, нагретую солнцем. Поскольку основой всего является мубах, т.е. запрещено делать только то, что доказано явными запретами на это. Нет достоверных доказательств, которые запрещают омовение такой водой.
Некоторые ученые ханафитского мазхаба и многие ученые Малики и Шафии мазхабов считают это макрухом танзихи [1].

В качестве доказательства цитируют следующий хадис: «Когда Айша (да будет доволен ею Аллах) нагревала воду на солнце, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, Хумайра! Не делай так, так как это приводит к проказе». Хадис передан ад-Дарукутни и считается слабым. Поэтому не является доказательством.

Ученые установили следующие условия для того, чтобы нагретая на солнце вода считалась макрухом [3]:

1) Жаркий климат. Не касается местностей с умеренным климатом.

2) Вода должна быть в сосуде, сделанного из тугоплавкого металла, таких как железо, медь или бронза. Это не относится к пластику, дереву, глине или нагретой на солнце воде из небольшого пруда.

3) Макрух омывать тело нагретой на солнце горячей водой. Дозволено стирать одежду и пользоваться ею после остывания.

4) Должно быть достаточно времени до следующего намаза. Если до наступления следующего намаза осталось мало времени, и нет никакой воды, кроме нагретой солнцем, то омовение такой водой является ваджибом.

5) Следует убедиться об отсутствии в составе воды вредных веществ, через исследование компетентного специалиста. Если вода является вредной, и нет другой воды, то необходимо взять тайаммум.

Когда имама аш-Шафи’и (да смилостивится над ним Аллах) спросили о дозволенности омовения нагретой солнцем водой, находящейся в тугоплавком металле, он дал следующую фетву: «Если по медицинским показаниям вода безвредная, то такая вода не является макрух» [4].

Поэтому, если мусульманин выполняет омовение нагретой солнцем водой, его омовение является правильным. Только если врачи скажут, что употребление такой воды вызывает кожные заболевания, то употребление такой ​​воды считается макрух танзихи.

Медет Курсаков,
Спецалист Отдела шариата и фетвы ДУМК

[1] «Аль-Маусуа әл-фикхия» 39-том, 363-стр.

[2] Риуаят Дарукутни.

[3] Абду аль-Фаттах Хусни аш-Шейх, «Фикх аль-Ибадат», 211-стр.

Источник

Оцените статью