Можно ли некрещеным пить святую воду

Вода святая

Вода́ свята́я – 1) обык­но­вен­ная по составу и изна­чаль­ному про­ис­хож­де­нию вода (коло­дез­ная, род­ни­ко­вая, озер­ная, речная, водо­про­вод­ная), чудесно при­об­рет­шая, в резуль­тате совер­ше­ния молебна, име­ну­е­мого водо­освя­ще­нием, свой­ства освя­щать и исце­лять (по вере бла­го­че­стиво исполь­зу­ю­щих её людей); 2) (иногда, в неко­то­ром пони­ма­нии) вода из свя­того источ­ника.

Всю нашу жизнь рядом с нами вели­кая свя­тыня – святая вода (греч. ἁγίασμα – свя­тыня).

Мы впер­вые оку­на­емся в нее в Кре­ще­нии, когда при при­ня­тии этого Таин­ства трижды бываем погру­жа­емы в купель, напол­нен­ную святой водой. Святая вода в Таин­стве Кре­ще­ния омы­вает гре­хов­ные нечи­стоты чело­века, обнов­ляет и воз­рож­дает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обя­за­тельно при­сут­ствует при освя­ще­нии храмов и всех пред­ме­тов, упо­треб­ля­ю­щихся в бого­слу­же­нии, при освя­ще­нии жилых домов, построек, любого быто­вого пред­мета. Нас окроп­ляют святой водой на крест­ных ходах, при молеб­нах.

Водо­освя­ще­ние или водо­свя­тие, бывает малое совер­ша­е­мое во всякое время на водо­свят­ном молебне, и вели­кое. Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ется дважды в году – в самый день Бого­яв­ле­ния, а также нака­нуне, в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник). В сочель­ник и в самый день празд­ника Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния Гос­подня) освя­ще­ние воды совер­ша­ется оди­на­ково (по одному чину). Изна­чально в сочель­ник 18-го января воду освя­щали в храме, а в сам празд­ник 19-го – на источ­нике (реке или озере).

Читайте также:  Потребительский кооператив по воде

Кре­щен­ская вода – это свя­тыня, кото­рая должна быть в доме у каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Святую кре­щен­скую воду при­нято упо­треб­лять нато­щак вместе с просфо­рой после утрен­него молит­вен­ного пра­вила с особым бла­го­го­ве­нием как свя­тыню.

Свя­ти­тель Лука Крым­ский сове­то­вал: “Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наи­бо­лее эффек­тив­ное лекар­ство. Это говорю не только, как свя­щен­ник, но и как врач. Из моего опыта в меди­цине”.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Выриц­кий всегда сове­то­вал окроп­лять про­дукты и саму пищу иор­дан­ской (кре­щен­ской) водой, кото­рая, по его словам, «сама все освя­щает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Сера­фим бла­го­слов­лял при­ни­мать по сто­ло­вой ложке освя­щен­ной воды через каждый час. Он гово­рил, что силь­нее лекарств, чем святая вода и освя­щен­ное масло, – нет.

Вели­кая аги­асма по кано­нам цер­ков­ным рас­смат­ри­ва­ется как своего рода низшая сте­пень Свя­того При­ча­ще­ния: в тех слу­чаях, когда по соде­лан­ным грехам на члена Церкви накла­ды­ва­ется епи­ти­мия и запрет при­сту­пать к Святым Телу и Крови Хри­сто­вым, дела­ется обыч­ная по кано­нам ого­ворка: «Точию аги­асму да пиет».

Важно знать, что купа­ние в освя­щён­ных водо­ё­мах явля­ется лишь тра­ди­цией, ника­кого очи­ще­ния от грехов оно не несёт и не явля­ется заме­ной Таин­ству Пока­я­ния (Испо­веди). В дни цер­ков­ных празд­ни­ков хри­сти­ане ста­ра­ются участ­во­вать в бого­слу­же­ниях и глав­ном Таин­стве Церкви – Святом При­ча­ще­нии.

Можно ли кро­пить святой водой нечи­стые места?

Есть крест­ная сила как нечто ограж­да­ю­щее, как экзор­цизм. Мы что-то можем освя­тить в смысле «испол­нить бла­го­дати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим кре­щен­ской святой водой, чтобы там ника­кое зло не пря­та­лось, а не для потреб­ле­ния там свя­тыни.

Можно ли пить святую воду не нато­щак?

По тра­ди­ции святую воду при­ни­мают нато­щак по утрам, что вполне объ­яс­нимо: первым делом чело­век вку­шает свя­тыню, а потом уже при­сту­пает к обыч­ной пище. Что каса­ется остав­шихся суток, то в Типи­коне (Типи­кон, гл. 48 – меся­це­слов, 6 января, 1‑е «зри»). ска­зано, что нера­зумно воз­дер­жи­ваться от святой воды по при­чине упо­треб­ле­ния пищи:

«Да будет известно всем о святой воде: отлу­ча­ю­щие себя от святой воды по той при­чине, что уже вку­сили пищу, не доброе творят, ибо бла­го­дать Божия дана на освя­ще­ние миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечи­стых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по при­чине вку­ше­ния пищи».

То есть Цер­ковь не запре­щает пить святую, даже кре­щен­скую воду в любое время и уко­ряет тех, кто счи­тает, что пить святую воду не нато­щак нельзя.

Где хра­нить святую воду?

Воду святую хранят в особом сосуде; можно накле­ить соот­вет­ству­ю­щую над­пись, чтобы слу­чайно не исполь­зо­вать свя­тыню не по назна­че­нию.

В цер­ков­ных лавках про­да­ются спе­ци­аль­ные сосуды для святой воды.

Можно ли давать святую воду зна­ко­мым и род­ствен­ни­кам, если они не смогли схо­дить за ней в празд­ник Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния Гос­подня)?

Можно, но будем пом­нить, что освя­ще­ние воды совер­ша­ется в храмах регу­лярно и набрать её там можно в любой день.

Можно ли давать святую воду живот­ным?

Да, если найти живот­ных, кото­рые будут пить её с верой. Из молитв на освя­ще­ние воды: «…соде­лай, чтобы она [вода] силою, дей­ствием и бла­го­да­тию Пре­свя­того Духа, яви­лась для всех с верою пьющих ее, при­ни­ма­ю­щих и окроп­ля­щихся ею рабов Твоих грехов про­ще­нием, осво­бож­де­нием от стра­стей, избав­ле­нием от вся­кого зла, умно­же­нием доб­ро­де­те­лей, исце­ле­нием болез­ней…».

В преж­ние вре­мена было при­нято окроп­лять ско­тину от мора во время эпи­де­мий. Напри­мер, “Чин молит­вен­ный во время губи­тель­наго мора скотов” ука­зы­вает: «Подо­бает ведати, яко на всяк день сице­вым скотом недуж­ным, в воде егда напо­яют я, от воды свя­щен­ныя влияти потреба, и сено кро­пити, и соль бла­го­сло­вен­ную подати». Оче­видно, что речь здесь шла, в первую оче­редь, о помощи их хри­сто­лю­би­вым хозя­е­вам, ибо скот кормил их семьи.

Святая вода против пьян­ства

В В тече­ние всего дня при жела­нии упо­тре­бить алко­голь, страж­ду­щему реко­мен­ду­ется выпи­вать святой воды с молит­вой. Из книги свя­щен­ника Кон­стан­тина Пар­хо­менко: Вспом­нил курьез­ную исто­рию про одного своего при­хо­жа­нина — быв­шего пья­ницу. Встре­чаю его в храме с кучей пла­сти­ко­вых буты­лок для воды. Улы­ба­ется: «Батюшка, я уже пол­года не пью». Я: «И как это вам уда­ется? — «Я выпол­няю, батюшка, ваш совет. Вы мне ска­зали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помо­литься и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захо­чется водки — я ста­кан­чик святой воды. Еще захо­чется, я опять ста­кан­чик или два. Так ста­ка­нов девять выпью — и у меня про­па­дает всякое жела­ние пить водку».

Наив­ными выгля­дят утвер­жде­ния о том, что святая вода при­об­ре­тает свои свой­ства бла­го­даря ионам серебра от сереб­ря­ного креста, кото­рый свя­щен­ник погру­жает в воду во время Чина освя­ще­ния воды. По этому поводу есть даже такой анек­дот:

«Сколько ионов серебра содер­жится в литре освя­щен­ной кре­щен­ской воды, если освя­ще­ние про­во­ди­лось в про­руби, выруб­лен­ной во льду Волги (как это бывало обычно до рево­лю­ции и прак­ти­ку­ется сего­дня), в месте, где ширина реки дости­гает кило­метра, глу­бина – десяти метров, ско­рость тече­ния – 5 км/час, а крест, кото­рым дере­вен­ский батюшка освя­щал воду, – дере­вян­ный?».

Освя­ще­ние воды в Таин­стве Кре­ще­ния вообще совер­ша­ется просто рукой свя­щен­ника. И, тем не менее, эта вода имеет все свой­ства, кото­рые должна иметь святая вода.

про­то­пре­сви­тер Вале­рий Лукья­нов:
В Пра­во­слав­ной Церкви святая вода имеет самое широ­кое при­ме­не­ние, как источ­ник Божией бла­го­дати в таин­ствен­ном освя­ще­нии всех и всего. Так, ново­рож­ден­ные мла­денцы (или некре­щен­ные воз­раст­ные) через кре­ще­ние в воде осво­бож­да­ются от пер­во­род­ного греха и соеди­ня­ются со Хри­стом, ста­но­вясь новой тварью. Уми­рает чело­век, останки его и послед­нее оби­та­лище – гроб, кро­пятся святой водой в напут­ствие в веч­ность, как и место упо­ко­е­ния – клад­бище.
Отправ­ля­ется кто в путе­ше­ствие, бла­го­слов­ля­ется он окроп­ле­нием святой водою. Перед нача­тием учения отро­ков окроп­ляют святой водой. И осно­ва­ние дома, и само жилище чело­века непре­менно освя­ща­ется святой водой. В церкви все име­ю­щее свя­щен­ное упо­треб­ле­ние, обя­за­тельно освя­ща­ется через кроп­ле­ние святой водою, как и сам храм при осно­ва­нии, при завер­ше­нии стро­и­тель­ства его и посто­янно в наро­чи­тые дни и празд­ники года.
Так, в храме освя­ща­ется святой водой все при­над­ле­жа­щее алтарю и слу­жи­те­лям алтаря – пре­стол, жерт­вен­ник, анти­минс, слу­жеб­ные сосуды, кресты, Еван­ге­лия, одежды алтар­ные, обла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей и т.д. Освя­ща­ются также все свя­щен­ные пред­меты – иконы, кресты, хоругви, ков­чежцы, коло­кола и прочее.

«Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля», (1913 год): «…В неко­то­рых местах суще­ствует обычай в этот день купаться в реках (купа­ются в осо­бен­но­сти те, кото­рые на Свят­ках пере­ря­жи­ва­лись, гадали и проч., суе­верно при­пи­сы­вая этому купа­нью очи­сти­тель­ную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправ­дать жела­нием под­ра­жать при­меру погру­же­ния в воде Спа­си­теля, а также при­меру пале­стин­ских бого­моль­цев, купа­ю­щихся в реке Иор­дане во всякое время. На востоке для бого­моль­цев это без­опасно, потому что там нет такого холода и таких моро­зов, как у нас. В пользу такого обычая не может гово­рить и веро­ва­ние в целеб­ную и очи­сти­тель­ную силу воды, освя­щен­ной Цер­ко­вью в самый день кре­ще­ния Спа­си­теля, потому что купаться зимой значит тре­бо­вать от Бога чуда или же совер­шенно пре­не­бре­гать своей жизнью и здо­ро­вьем».

При­ло­же­ния к бро­шюре «В помощь каю­щимся», изда­ние Свято-Дани­лова мона­стыря, 1995: Утром нато­щак пей святую воду, а также по всякой нужде (когда вне­запно забо­ле­ешь, раз­гне­ва­ешься, испу­га­ешься, плохой сон при­снится и т.д.). А также кропи святой водой на все 4 сто­роны и говори: «Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа окроп­ле­нием воды сия свя­щен­ная в бег­ство да пре­тво­рится все лука­вое, бесов­ское дей­ство. Аминь!».

Раз­но­вид­но­стью аги­асмы может счи­таться «родо­стома», «родо­стама», «родо­стамна» (греч. rodostagma – «розо­вая вода») – вода с добав­ками аро­ма­ти­че­ских веществ, упо­треб­ля­е­мая в смеси с крас­ным вином при освя­ще­нии анти­мин­сов и пре­сто­лов. Она сим­во­ли­зи­рует бла­го­вон­ное миро, кото­рым Мария, сестра Лазаря, пома­зала ноги Иисуса Христа ( Ин.12:3 ), а Его тайные уче­ники – все тело Учи­теля при погре­бе­нии ( Ин.19:39-40 ).

Источник

Крещенская вода: как ее пить?

Крещенская вода не магическое зелье. Ее можно пить не натощак, некрещеным и даже неверующим. На наиболее распространенные вопросы о крещенской воде отвечает прот. Константин ОСТРОВСКИЙ.

После чина Великого освящения воды около храмов начнут выстраиваться очереди за крещенской водой, которая является одной из величайших святынь Церкви. Верующие люди, с особым благоговением относясь к этой святыне и ее свойствам, часто стараются как можно строже относиться и к правилам ее употребления. Действительно ли не всем и не всегда можно пить святую крещенскую воду? На этот вопрос НС отвечает благочинный Красногорского округа, настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ.

— Отец Константин, можно ли пить Крещенскую воду людям некрещеным или неверующим?
На этот вопрос можно ответить так же как отвечает Типикон на вопрос, можно ли пить Крещенскую воду не натощак. Можно. Ведь если этой водой кропят жилище и животных, то любому человеку тем более не возбраняется ее употреблять. Кстати, при освящении дома ею кропят даже туалеты, и ничего страшного. Конечно, из этого не следует, что некрещеных надо специально поить Крещенской водой, но я не вижу беды в том, чтобы какой-нибудь некрещеный человек ее пил. Если он верит в Бога, но еще не крестился, и если при этом он испытывает благоговение к церковной святыне, то это будет только во благо. Если некрещеный неверующий человек, и просто ничего не понимая, решил ее попить – тоже ничего страшного не произойдет, попил и попил. Но если человек не просто не верующий, а богоборец, и специально пьет эту воду со злым чувством, то такое потребление Крещенской воды, понятно, нельзя рекомендовать. Впрочем, это относится и к крещёным людям.

— Можно ли тайно подливать Крещенскую воду в пищу неверующим людям, в надежде, что они, таким образом, придут к Богу? Я знаю, что так часто делают благочестивые жены, желающие привести в храм своих неверующих мужей.
Нельзя думать, что если некрещеного человека куда-то заманить в святое место или влить в него святую воду втихаря, этим его к спасению приведешь. Если жена молится за своего близкого человека, и с молитвой еще и водички подлила, то ничего страшного, если же она не на Бога уповает, а считает, что эта Святыня как-то тайно сама на него подействует, то я думаю это уже магия.

А, с другой стороны, есть такой случай в житии праведного Алексия Мечева. Было время, он одной своей духовной дочери советовал давать неверующему мужу просфорки. Она стала давать, а потом пришла и жалуется: «Батюшка, он же их с супом ест!». А отец Алексий ей говорит: «А хоть и с супом, пусть ест». И потом этот муж к Богу все же обратился. Все определяется внутренним состоянием, намерением человека. Поэтому я бы не стал однобоко решать этот вопрос.

— Отец Константин, есть такой деликатный вопрос. Можно ли пить Крещенскую воду женщинам в нечистоте?
Святыми отцами высказывались различные суждения о ритуальном значении месячных очищений у женщин. Некоторые, причём весьма авторитетные авторы, считали недопустимым причащение женщин в таком состоянии. Такой обычай очень прочно установился в Церкви, и я не считаю, что с ним необходимо бороться. Мы не знаем всех глубин человеческого естества. Может быть, в дни месячных очищений что-то происходит и с телом и с душой женщины, из-за чего ей лучше по возможности отложить Святое Причастие.

Но я не вижу никакого основания для того, чтобы не пить в этом состоянии Крещенскую воду. Не нужно предаваться излишнему мистицизму. Недостойными святыни нас делают наши грехи, а не физиологические состояния.

— Правда ли, что Крещенская вода не портится, и куда можно выливать Крещенскую воду?
По-разному бывает. У нас нет никаких статистических данных, чтобы сделать выводы и понять, почему иногда она портится. Это вообще не важно. У меня в шкафу лет пятнадцать стоит бутылочка с водой из Иордана, вода не испортилась. Но, если вдруг в ней начнутся естественные процессы разложения каких-то организмов, это не значит, что Бога нет и что вода не святая.

Если все же Крещенская вода испортилась, то, по обычаю, ее надо вылить в какое-нибудь «непопираемое место». Это либо специальное место при храме, куда сливают при необходимости святую воду, либо река. Можно вылить на газон или под дерево. В любом случае, если есть возможность, лучше ее не выливать в канализацию, потому что символические действия все же имеют значения для нашей души. Но, соблюдая обычаи, не следует погружаться в них всей душой, а нужно молиться Богу, надеяться на Него и стараться жить по Его заповедям.

Источник

Оцените статью