БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
Блог судового электромеханика. Электроника, электромеханика и автоматика на судне. Обучение и практика. В помощь студентам и специалистам
20.02.2015
Промывка и сушка электрических машин
Промывку электрических машин производят либо в случае сильного загрязнения обмоток машины маслом, топливом и пр., либо после попадания на обмотки морской воды.
В первом случае промывку обмоток и вентиляционных каналов якоря или ротора производят четыреххлористым углеродом, трихлорэтиленом или бензином Б-70.
Промывка осуществляется с помощью распылителя или путем протирки обмоток кистью, смоченной моющей жидкостью.
Сразу же после промывки следует продуть машину и обмотки сухим сжатым воздухом, давлением не выше 2 атм. При такой обдувке запрещается пользоваться шлангами с металлическим наконечником.
После продувки воздухом, если это необходимо, производят сушку машины.
При пользовании четыреххлористым углеродом или трихлорэтиленом следует соблюдать особые меры предосторожности, так как оба этих моющих вещества сильно ядовиты.
Главнейшие из мер предосторожности сводятся к следующим: работы, связанные с применением указанных веществ, могут производиться только в помещениях, оборудованных принудительной вентиляцией при непрерывной работе вентиляции; лица, непосредственно занятые промывкой, должны работать в шланговых противогазах с механической подачей воздуха только в резиновых перчатках и в комбинезоне из плотной водонепроницаемой ткани; время непрерывного пребывания в атмосфере с содержанием паров четыреххлористого углерода или трихлорэтилена не должно превышать 30 мин и т. д.
После попадания на обмотки электрических машин морской воды для извлечения соли обмотки должны быть промыты пресной горячей водой, имеющей температуру около 80° С. В тяжелых случаях обмотки помещают в пресную воду и кипятят.
После сушки обмотки пропитывают лаком, вторично сушат и покрывают один-два раза электротехнической эмалью СВД.
Работы по восстановлению изоляции электрических машин, залитых морской водой, следует производить сразу же после обнаружения факта подмочки.
Сушка электрических машин производится после их промывки, а также в случаях падения сопротивления изоляции обмоток машины ниже допускаемых норм.
Сушка может производиться как внешним нагревом, так и нагревом при пропускании через обмотки машины электрического тока. Предпочтение должно отдаваться сушке при внешнем нагреве. Сушка током допускается только для машин, имеющих сопротивление изоляции не ниже 0,1 мг. Если сопротивление ниже, увеличивается опасность электрического пробоя изоляции обмоток машины.
Особенно опасна сушка постоянным током, так как в этом случае имеет место электролитическое действие тока.
Независимо от способа сушка должна вестись по определенным правилам.
Перед сушкой машина должна быть тщательно очищена от грязи.
Нагревание машины не следует производить очень быстро: при быстром нагреве возможно появление местных перегревов вплоть до интенсивного парообразования, могущего вызвать механические повреждения изоляции и преждевременное ее тепловое старение. Подогрев следует производить так, чтобы температура электрической машины в первые 2—3 час сушки не превышала 50° С и поднялась до 70° С не ранее чем через 5—6 час после начала сушки.
Обычно процесс сушки проходит три стадии: сначала сопротивление изоляции падает, затем, достигнув определенного минимума, сопротивление изоляции начинает повышаться, в последней стадии оно либо перестает увеличиваться, либо растет очень медленно.
Запрещается прерывать сушку в первой стадии, когда сопротивление изоляции падает. Рекомендуется после наступления стадии установившейся величины сопротивления изоляции продолжать сушку еще в течение двух-трех часов при постоянной температуре машины. В процессе сушки следует периодически замерять и записывать температуру машины и сопротивление изоляции ее обмоток.
Если машина сушке не поддается, то следует сушку прекратить, дать машине остыть, подвергнуть машину повторной очистке или промывке, после чего процесс сушки возобновить.
Рекомендуется сушку производить при умеренной вентиляции, которая ускоряет процесс сушки. Вентиляция может быть осуществлена вращением якоря (ротора) машины с пониженными оборотами.
Полезно во время сушки машины покрыть ее брезентом, в покрытии оставить отверстия для выхода паров воды.
Сушка внешним нагреванием может производиться с помощью ламп накаливания или закрытых нагревательных печей либо их элементов, размещаемых внутри машины. Ближайшие к источнику тепла части машины не должны нагреваться выше 70—80° С.
Мелкие машины можно сушить, помещая их целиком или в разобранном виде в какое-либо горячее место, например, на кожух парового котла, выхлопной коллектор дизеля и т. п.
При сушке электрическим током может применяться как постоянный, так и переменный ток. Однако сушка машин постоянного тока пропусканием через их обмотки переменного тока не допускается.
Для сушки с помощью электрического тока применяется ряд способов. Ниже дается описание главнейших из них.
Сушка генераторов постоянного тока производится обычно методом короткого замыкания.
При этом методе якорь генератор а, соединенный последовательно с обмоткой дополнительных полюсов, замыкают накоротко, через рубильник, предохранитель на номинальный ток генератора и амперметр. У генераторов смешанного возбуждения последовательную обмотку полюсов отключают (концы ее оставляют свободными, не замыкая их накоротко друг с другом). Параллельную обмотку возбуждения присоединяют через реостат возбуждения к зажимам якоря.
Подготовив схему, пускают в ход на пониженных оборотах первичный двигатель генератора. Передвижением щеточной траверсы в сторону, противоположную направлению вращения якоря генератора, повышают ток в короткозамкнутой цепи так, чтобы он достиг номинального (но не превысил его).
Если таким способом достигнуть номинального тока не удается, то параллельную обмотку возбуждения отсоединяют от зажимов якоря и подключают (через реостат) к напряжению судовой сети или к какому-либо независимому источнику напряжения, например к аккумуляторной батарее.
Номинальный ток поддерживают все время, пока температура обмоток в наиболее горячем месте не достигнет 70° С. После этого величину тока несколько снижают, поддерживая температуру постоянной.
Сушка машины постоянного тока током от постороннего источника производится при подаче на машину пониженного напряжения. Обмотка якоря дополнительных полюсов и последовательная обмотка возбуждения образуют общую цепь, ток в которой не должен превышать 0,5—0,6 от номинального тока. В процессе сушки якорь машины следует по возможности медленно проворачивать. Необходимо внимательно наблюдать за машиной, чтобы своевременно ее отключить при разносе, который может произойти при незначительном сдвиге щеток с нейтрали ненагруженного и невозбужденного двигателя. При отсутствии постоянного наблюдения якорь машины притормаживают.
Сушка синхронных генераторов током короткого замыкания производится при пониженной скорости вращения и ослабленном возбуждении. Все три фазы обмоток статора замыкаются накоротко через амперметр. Ток в обмотках не должен превышать 0,5—0,8 от номинального. Температура обмоток регулируется величиной тока.
Сушку синхронных генераторов можно производить и от посторонних источников переменного тока.
Если используется однофазный ток, то генератор не разбирается, обмотки статора соединяют в открытый треугольник (последовательно) и подключают к источнику однофазного напряжения, величина которого должна составлять 0,08—0,2 от номинального напряжения генератора. Изменением подводимого напряжения ток в статоре поддерживают в пределах 0,5—0,7 от номинального.
При использовании трехфазного тока напряжение, подводимое к обмоткам статора, не должно превосходить 0,15—0,25 от номинального (для получения в обмотках статора номинального тока). Зажимы статора генератора замыкают накоротко, а в цепь каждой фазы включают по амперметру.
Ротор генератора при этом способе сушки должен быть вынут из статора. Если этого не сделать, то возможен его чрезмерный перегрев от потерь в роторных катушках из-за наличия вращающегося магнитного поля статора.
При сушке синхронных генераторов постоянным током возможны несколько вариантов соединения обмоток генератора в зависимости от располагаемого напряжения источника постоянного тока и данных обмоток генератора.
Если номинальный ток ротора близок к номинальному току статора, то все три фазы статора и обмотку ротора соединяют последовательно. Если токи статора и ротора различны по величине, то постоянный ток подводят только к статору или только к ротору.
Обмотки статора можно соединять либо последовательно (все три фазы), либо две фазы параллельно, а третью последовательно с ними. В последнем случае для равномерного нагрева фазы статора через каждый час необходимо переключать.
При сушке постоянным током ток, проходящий через обмотки статора и ротора, обычно поддерживают в пределах 0,5—0,9 от номинального. Включение и выключение надо производить через реостат при токе, не превышающем 0,2 от номинального во избежание пробоя изоляции обмоток, подвергаемых сушке. С целью обеспечить выполнение последнего требования запрещается установка выключателей в цепи постоянного тока.
Асинхронные двигатели могут подвергаться сушке от постороннего источника трехфазного тока, постоянного либо однофазного переменного тока.
В первом случае ротор двигателя надежно затормаживают, а статор подключают через амперметр к трехфазной сети пониженного напряжения (0,1—0,15 от номинального). Ток сушки должен составлять 0,5—0,7 от номинального, температура обмоток регулируется периодическим включением и отключением тока либо, если это возможно, регулированием подводимого напряжения.
При использовании для сушки постоянного тока или однофазного переменного ротор двигателя также затормаживается. Обмотки статора соединяются либо последовательно, либо две параллельно, а третья последовательно с ними. В этом случае через каждый час необходимо обмотки переключать. Располагаемое напряжение постороннего источника тока должно составлять 0,2—0,3 от номинального напряжения электродвигателя. Температура обмоток регулируется периодическим их отключением.
Иногда применяют сушку машины потерями от вихревых токов в станине машины. При этом способе сушки на машину (без ее разборки) поверх станины накладываются витки изолированным проводом, через которые пропускают переменный ток. В станине возникают вихревые токи, нагревающие станину.
При любом способе сушки температура машины должна измеряться несколькими термометрами, размещенными в различных частях машины и надежно в них укрепленными. Шарики (концы) термометров, укрепляемые в обмотках, должны быть обернуты станиолем для улучшения условий передачи тепла от обмотки к термометру. Термометр покрывают сверху ватой. Эти меры обеспечивают повышение точности измерения температуры.
Источник
чем отмыть электродвигатель от масла внутри
сегодня позвонил приятель и спросил совета:
что делать когда жидкое масло попало внутрь двигателя,чем првильно промывать чтоб не нарушить целостность изоляций(попало около 200 грамм с его слов)пока движок разобран и висит чтоб масло стекло,кто то сталкивался с подобной ситуацией?
Что за двигатель и какое масло? Ради интереса..
Бензин, нефрас, уайтспирит.. Растворяют масло и безвредны для электротехнических лаков..
движок от промышленной то ли мясорубки то ли чего то подобного,мощность около 3 квт,бензином я бы точно постремался промывать,а уайт спиритом можно попробовать
ПPOPAБ написал :
Бензин, нефрас, уайтспирит.. Растворяют масло и безвредны для электротехнических лаков..
Большее предпочтение бензину. После уайтспирита ощущение что масло осталось, а после бензина нет. И нечего стрематься, от мывает на «ура». Кто нибудь еще и кайф половит
Это мое мнение и его не навязываю
масло то они все отмоют,я не сомневаюсь,вот как на лак влияют это вопрос,помню когда в троллейбусном работал,нам вообще ничего кроме соляры для промывки не давали,а уж солярой промывать это есть большое извращение,но если больше ничего нет то мыли этим,себе бы такое никогда не сделал
бензином мыть это только на улице и то опасно,а потом сушить только через 3 дня проветривания,а праздничный фейерверк из паров бензина меньше всего хочется
Источник
чем отмыть электродвигатель от масла внутри
сегодня позвонил приятель и спросил совета:
что делать когда жидкое масло попало внутрь двигателя,чем првильно промывать чтоб не нарушить целостность изоляций(попало около 200 грамм с его слов)пока движок разобран и висит чтоб масло стекло,кто то сталкивался с подобной ситуацией?
Что за двигатель и какое масло? Ради интереса..
Бензин, нефрас, уайтспирит.. Растворяют масло и безвредны для электротехнических лаков..
движок от промышленной то ли мясорубки то ли чего то подобного,мощность около 3 квт,бензином я бы точно постремался промывать,а уайт спиритом можно попробовать
ПPOPAБ написал :
Бензин, нефрас, уайтспирит.. Растворяют масло и безвредны для электротехнических лаков..
Большее предпочтение бензину. После уайтспирита ощущение что масло осталось, а после бензина нет. И нечего стрематься, от мывает на «ура». Кто нибудь еще и кайф половит
Это мое мнение и его не навязываю
масло то они все отмоют,я не сомневаюсь,вот как на лак влияют это вопрос,помню когда в троллейбусном работал,нам вообще ничего кроме соляры для промывки не давали,а уж солярой промывать это есть большое извращение,но если больше ничего нет то мыли этим,себе бы такое никогда не сделал
бензином мыть это только на улице и то опасно,а потом сушить только через 3 дня проветривания,а праздничный фейерверк из паров бензина меньше всего хочется
Источник
Как помыть двигатель и не запороть электрику
Многие водители спорят друг с другом на тему того — стоит ли вообще мыть подкапотное пространство. Одни говорят о том, что грязный двигатель работает тяжелее, а значит быстрее изнашивается. Другие же говорят, что мойка мотора опасна. Кто прав?
Чем опасен грязный двигатель и зачем его мыть? Накапливание грязи и масла на моторе может ухудшать теплоотдачу . А значит возможен перегрев. Проведя эксперимент, любопытные водители выяснили, что температура масла на немытом движке была выше, нежели на чистом. Это конечно не критично, но все зависит от климата и других условий эксплуатации.
Получается что мыть двигатель иногда все таки стоит. Но многие шофера не рискуют это делать, говоря что можно запросто сжечь всю электрику в автомобиле . А ремонт будет очень дорогой. И они абсолютно правы. Заезжая на автомойку вы наверняка видите объявления, что ответственности послы помывки двигателя мы не несем. Зачастую работники таких моек щедро заливают подкапотное пространство водой, а ведь это очень опасно для электрики. Стоит ли доверять мойщикам свою технику? Конечно же нет. Если уж вы все таки решились помыть двигатель сами или обратиться на мойку, знайте, что есть несколько способов промыть мотор .
Вода. Дешевый и самый распространенный способ. Мойщики абсолютно не запариваются с безопасностью и просто поливают струей двигатель, а вместе с ним проводку. Запариваться по поводу аккуратности никто не будет. Как и о последствиях.
Пар. Мытье горячим сухим паром обойдется дороже, но при этом мотор останется сухим. А значит этот способ гораздо безопаснее. Используются специальные узкие насадки, проникающие даже в труднодоступные места машины.
Какой вывод?
По факту — мытьё двигателя это личное дело водителя. Если вы протираете раз в 2 недели тряпочкой подкапотное пространство — в целом этого достаточно . От этого ваш автомобиль не станет ездить медленнее или быстрее. Разница будет в основном визуальна. А вот заехать на мойку и попасть на ремонт движка и электроники — запросто. Поэтому если вы все таки хотите помыть мотор — никто не сделает это лучше вас. Вам потребуется:
- Специальная пена для мытья двигателя
- Полиэтиленовая пленка или скотч
- Заклеиваете ими свечи и катушки зажигания, провода и электронный блок управления, чтобы на них вдруг не попала влага.
- Аккуратно моете и смываете грязь водой.
Этим самым вы сильно снизите риски да еще и сэкономите денег, по сравнению со стоимостью услуг некоторых моек. Как вы поняли, мыть или не мыть двигатель — вопрос больше эстетики, нежели технической части.
Источник