Можно смешать бензин водой

Содержание
  1. Горючее для автомобиля из водопроводного крана
  2. Что же дает вода, смешанная с топливом и залитая в бензобак?
  3. Можно ли смешивать бензин с водой?
  4. Что будет если воду смешать с бензином?
  5. Что будет если залить в бак воду?
  6. Как узнать есть ли вода в бензине?
  7. Как разделить воду и речной песок?
  8. Как определить есть ли вода в дизельном топливе?
  9. Откуда вода в карбюраторе?
  10. Как работает осушитель топлива?
  11. Что случится с двигателем, если случайно залить воду в бензобак?
  12. Последствия
  13. Последствия попадания воды в систему топлива будет зависеть от множества факторов:
  14. Более типичными последствиями будут такие:
  15. Движок не запускается
  16. Неисправен бензонасос
  17. Неисправность топливного фильтра
  18. Поломка инжекторов и форсунок
  19. Топливопровод разгерметизировался
  20. В России показали, как успешно разбавлять топливо водой
  21. Дубликаты не найдены
  22. В Японии грузовики стали ездить на топливе из супа рамен. Нет, это не новость ИА «Панорама»
  23. Как погиб Паратетис – древний водоем, простиравшийся от Альп до Алтая
  24. Теорию петербургского ученого о происхождении рака проверят на суперкомпьютере
  25. Про ядерный буксир и телескоп Спектр-РГ
  26. Последствиями хакерской атаки на крупнейший трубопровод в США стали гигантские очереди и драки на АЗС
  27. Нефтяники пообещали правительству еще больший скачок цен на бензин
  28. Акцизы или сговор? Почему бензин становится только дороже
  29. Власти Якутии планируют заселить тундру мамонтами
  30. Ответ на пост «Целеустремленность залог невиданных ощущений»
  31. Доказательные суеверия
  32. Соглашение HRP-ИМБП по переносу сроков миссии SIRIUS-21
  33. На 13% автозаправок качество топлива не соответствует стандартам
  34. Продолжение поста «Декларация ученых и популяризаторов науки»
  35. Ответ rezinoviimagnat в «Глава РАН заявил о потере Россией космоса»
  36. Марсоход Curiosity обнаружил новые следы гигантских древних потопов на Марсе
  37. Вода. Казалось бы, чего уж проще?
Читайте также:  Питьевая вода для лечения

Горючее для автомобиля из водопроводного крана

Петербургскими учеными из Технологического института создан удивительный прибор. Он позволяет использовать в качестве добавок к бензину и дизельному топливу обыкновенную воду из водопровода. О том, какие новые свойства получает разбавленное водой горючее и что происходит с двигателем внутреннего сгорания, нашему корреспонденту рассказали создатели «Компактного виброкавитационного гомогенизатора» — кандидаты технических наук Юрий Пименов и Наталья Ефимова.

Для того чтобы говорить о сегодняшнем использовании воды в качестве дополнительного ингредиента в топливе, стоит вспомнить, что первые дизели работали на смеси, состоящей из воды и угольной пыли. Мы же хотим рассказать о добавке воды в бензин или дизельное топливо.

Что же дает вода, смешанная с топливом и залитая в бензобак?

Происходит более полное сгорание топливной смеси в цилиндрах двигателя. Экономия топлива составляет примерно 10-15 процентов. Понижается нагрев мотора и соответственно угар масла. Открывается возможность использовать более дешевые и низкосортные марки горючего. Добавка воды позволяет заливать в бак 76-й бензин вместо 92-го, а дизельное топливо можно разбавлять почти на 30 процентов мазутом.

Значительно снижается токсичность отработавших газов. Содержание окислов азота уменьшается в 20 раз.

Конечно, чтобы получить все эти преимущества, необходимо научиться составлять водно-бензиновые коктейли и, самое главное, найти способ доставки полученной смеси в камеру сгорания.

Вода в обычном состоянии (и это знают все) чаще используется для тушения горения. Необычное же ее состояние способствует процессу горения и является своеобразным регулятором этого процесса.

Под необычным состоянием Н20 мы понимаем не пар или лед, а субстанцию, распыленную на мельчайшие капли, мельче, чем туман. Только в таком виде вода может проникнуть через топливные фильтры и попасть в цилиндры двигателя.

Читайте также:  Правила счет за воду

Кроме того, воду необходимо не только распылить, ее нужно в определенной пропорции смешать с горючим. Исследования показали, что наиболее благоприятной для работы мотора становится смесь, содержащая 10 -15 процентов воды.

Смешать воду с бензином или дизельным топливом, то есть получить определенного вида эмульсию довольно сложно. Дело в том, что при этом смешивании могут получаться различные «конструкции». Капля воды может содержать в себе более мелкую каплю горючего, или капля горючего заключит в себя каплю воды. Капли также могут находиться рядом друг с другом, либо могут возникать иные капельные «союзы».

Единственным приносящим пользу вариантом является положение, при котором мельчайшая капля воды содержится в капле топлива. Только при такой конструкции

эмульсии вода улучшает свойства основного горючего. Добиться создания такой конструкции позволяет специальное устройство с необычным названием «гомогенизатор».

Конструктивно прибор представляет собой своеобразный смеситель, который распыляет на мельчайшие капли воду и топливо и смешивает их в гомогенную (однородную) эмульсию.

После запуска двигателя с залитой в бак эмульсией наблюдается выход большого количества дыма — это прогорает весь скопившийся в моторе нагар. Через несколько минут работы дым пропадает и запаха отработавших газов почти не ощущается. Вода, входящая в состав топлива, оказывает сильное моющее действие. Полностью пропадает сажа.

Мы пробовали различные способы заправки машины эмульсией. Заливали в бак приготовленную в стационарных условиях эмульсию и устанавливали прибор, готовящий смесь прямо на автомобиле. Второй способ оказался значительно надежнее. Эмульсия поступает в двигатель свежеприготовленная, и ее запас не ограничен. Для использования необходимо только установить гомогенизатор и дополнительный бачок с водой.

По размерам и внешнему виду гомогенизатор напоминает небольшую автомобильную водяную помпу. Он позволяет вводить воду из специального бака и другие компоненты по заранее составленной программе в зависимости от режима работы двигателя. В воду добавляется небольшое количество поверхностно активных веществ, которые делают эмульсию более устойчивой к расслоению.

Если рассматривать полученную эмульсию под микроскопом, то можно увидеть, что внутри крупных капель находятся мелкие капли. Повторимся, только такая «конструкция» частиц топлива, размером менее 2 мкм, может успешно пройти через топливные фильтры и сгореть в цилиндрах двигателя с наибольшей отдачей.

Способ изменения состава горючего и конструкция гомогенизатора защищена почти десятком патентов.

Сочетание водяных присадок с катализатором делают работу ДВС абсолютно безвредной.

Чтобы разработать способ насыщения топлива водой и сделать работу двигателя внутреннего сгорания экологически безопасной, мы потратили много лет.

Такой фразой ученые закончили свой рассказ о том, как можно улучшить работу ДВС и обезопасить окружающую среду. О промышленном выпуске гомогенизатора в России, наверное, будут беспокоиться наши потомки. Так уж у нас повелось. А жаль.

Источник

Можно ли смешивать бензин с водой?

Как известно, вода с бензином не смешивается, сколько ни взбалтывай. Она тяжелее, а потому всегда «тонет»: граница между жидкостями при этом четко видна. Как известно, вода с бензином не смешивается, сколько ни взбалтывай.

Что будет если воду смешать с бензином?

Вода тяжелее бензина или дизтоплива, а потому сразу же опускается на дно емкости, вытесняя горючее вверх. … Просто потому, что при этом водица будет попадать в цилиндры не ручьем, а в распыленном виде, как и бензин. То есть никакого гидроудара и поломанных деталей цилиндро-поршневой группы не будет.

Что будет если залить в бак воду?

вода из бензобака, во-первых, может попасть в бензонасос и вызвать его выход из строя. Во-вторых, она способна запустить коррозию внутренних поверхностей бензобака. Ну и в-третьих, если влага доберется по топливопроводу до мотора, тогда бабах — и конец двигателю.

Как узнать есть ли вода в бензине?

Большинство водителей уверено, что бензин в основном разбавляют водой. Определить ее наличие также нетрудно: нужно добавить в емкость с топливом немного кристаллов марганцовки (не более 1/20 от объема жидкости). Если смесь начнет окрашиваться в розовый — в бензине присутствует вода.

Как разделить воду и речной песок?

Отстаивание. Метод используют для разделения нерастворимых веществ, обладающих различной плотностью, например речного песка и угля. Смесь растворяют в воде и перемешивают. Песок, плотность которого больше плотности угля, оседает на дно, а уголь всплывает на поверхность воды.

Как определить есть ли вода в дизельном топливе?

Наличие воды в дизельном топливе определяют по способу Клиффорда. Этот способ основан на изменении цвета и помутнении обводненного топлива в присутствии марганцевокислого калия. В стеклянный цилиндр наливают примерно 100 мл дизельного топлива из хорошо перемешанной пробы.

Откуда вода в карбюраторе?

Причина 1: некачественное топливо

Вода с горючим из бака прямиком поступает в карбюратор, начинаются сложности. … Если само горючее очень некачественное, тогда остаётся единственный вариант: слить весь бензин в канистру, поставить на мороз, чтобы вода замёрзла. После этого процедить топливо через сетку.

Как работает осушитель топлива?

Эффективно удаляет из топлива воду, которая попадает в топливный бак при заправке и конденсации влаги. Размораживает ледяные пробки в топливе и препятствует их дальнейшему образованию. Облегчает запуск двигателя при низких температурах. Безопасен для резиновых деталей, кислородных датчиков и нейтрализаторов.

Источник

Что случится с двигателем, если случайно залить воду в бензобак?

В практике автомобилиста не часто может произойти случай заправки воды в бензобак. Однако такое может случиться по оплошности или если кто-то решил нанести вред автомобилю. Что случится в подобной ситуации?

Последствия

Последствия попадания воды в систему топлива будет зависеть от множества факторов:

— объем воды;
— уровень горючего в бензобаке;
— тип мотора (на бензине, на дизеле);
— место, где располагается топливный насос;
— погодные условия;
— время, прошедшее после того, как вода попала в бензобак.

Более типичными последствиями будут такие:

Движок не запускается

Если в топливный бак транспортного средства во время заправки водой уровень горючего был минимальный, то мотор заработает, но максимум на пару минут, а то и меньше. После этого он заглохнет как только горючее, которое находится в топливопроводах, фильтре и рампе выработается. Далее в цилиндры проникнет вода. Рабочая жидкость не может воспламениться. Движок заглох.

Если количество воды в горючем было немного, а топлива достаточно, то мотор будет работать со сбоями. При движении его будет трясти. Чтобы не навредить мотору, необходимо до конца слить горючее и воду из бака. Зачастую для этого приходится снять бензобак. Можно также включить топливный насос и принудительным способом откачать жидкость.

Неисправен бензонасос

Во многих транспортных средствах бензонасос располагается внизу бензобака. У воды большая плотность, чем у горючего, потому она осаждается на дне бака, и тут же проходит в бензонасос. Еще хуже, если это произошло при минусовой температуре, ведь вода попросту замерзнет. Тогда бензонасос выйдет из строя.
На дизельном моторе проникновение воды в горючее может привести к разрушению частей ТНВД. Тогда потребуется дорогая починка.

Неисправность топливного фильтра

Проникая в фильтр, вода уничтожает его. Это усугубится при минусовой температуре. Потому необходима замена фильтра в обязательном порядке, если вода попала в бензобак.

Поломка инжекторов и форсунок

Проникновение воды на короткий промежуток времени в инжекторы и форсунки, как правило, не ведет к их поломке. Зимой вода в форсунках может привести к поломке из-за того, что расширяется при возникновении обледенения. Тогда нужно скорейшее очищение системы.

Топливопровод разгерметизировался

Это проявится при минусовой температуре на улице. Образовавшийся лед расширится и разорвет провода. Могут произойти случаи поломки рампы, температурных датчиков.

Во время эксплуатирования транспортного средства нужно защитить бензобак от подобных водяных заправок. Для подобных целей предусматривается специализированные крышки для бака с кодировкой или открытие только с помощью ключа.

Источник

В России показали, как успешно разбавлять топливо водой

Оказалось, что можно добиться горения даже таких смесей, где воды куда больше, чем самого топлива.

Ученые из Объединенного института высоких температур РАН изучили процесс горения смесей из углеводородов и большого количества воды. В результате им удалось установить ключевые факторы, при которых топливо может гореть, несмотря на смешивание с H20. Сжигание топливно-водных эмульсий имеет заметные преимущества перед сжиганием чистого топлива из-за улучшения режима охлаждения двигателя. В итоге возникает возможность одновременно снизить потребление топлива и увеличить мощность ДВС на больших оборотах.

Авторы работы использовали топливно-водные эмульсии на основе н-гептана (октановое число — ноль), смешанного с водой, пузырьками кислорода и поверхностно-активным веществом, подобным тому, что добавляют в бытовые моющие средства. Ученые поджигали эту смесь и записывали процесс ее горения с помощью высокоскоростной видеокамеры. В результате им удалось добиться довольно необычных результатов: в их экспериментах горели смеси, где воды было до 87 процентов по массе и до 95 процентов по объему.

Если бы не добавление поверхностно-активных веществ (ПАВ), то возгорание в эмульсии не происходило бы, отмечают исследователи, вода тушила бы любые процессы горения. Однако за счет ПАВ происходила изоляция областей, где шло горение, от областей, где находились капельки воды, что и позволяло эмульсии продолжать гореть даже при большой массовой доле воды.

Ученые показали, что скорость сгорания тем выше, чем меньше в диаметре капли топливо-воздушной смеси, поэтому наилучшие результаты получаются при сжигании смеси, где воды не более 80 процентов — в этом случае капли образуются оптимальными по диаметру.

Добавление воды в топливо имеет практический смысл, несмотря на то что она не горит. Дело в том, что при нормальном процессе горения часть энергии тратится на испарение капелек топлива, осевших на стенки камеры сгорания. Если избыток топлива не будет испаряться с этих стенок, то они начнут перегреваться, что нарушит оптимальные температурные параметры цилиндров ДВС и вызовет снижение его КПД. Если же в топливную смесь добавлена вода, то вместо топлива на стенках цилиндров будет оседать влага и при ее испарении цилиндры хорошо охлаждаются (испарение воды забирает больше тепловой энергии), что позволяет поднять мощность двигателя при прочих равных.

Кроме того, в цилиндры можно впрыскивать меньше топлива, и та его часть, которая в обычном ДВС не может эффективно сгореть и вынужденно работает на охлаждение цилиндров, при использовании топливно-водной смеси перестает тратиться понапрасну, заметно снижая расход топлива.

Дубликаты не найдены

Ну идея впрыскивать воду в цилиндр не нова. Тут видимо фишка в том, что они это сделали одной форсункой.

То же об этом подумал. Вода в бензине — это здорово! Нет никаких нарушений. Доплатите за охлаждение двигателя.

Выводы правильные — чем меньше проезжает машина, тем меньше расход. А если двигатель умрет, расход топлива станет равен нулю.

Ебать они великие разработчики, в драге для охлаждения поршневой давно метанол впрыскивают ,то бишь водку, а она как вы знаете — спирт с водой.
Да и бензин с этанолом продается на заправках, хоть и редко.

дай божэнька, чтоб тебе никогда водка с метанолом не встречалась

Но бензин-то с метанолом можно)

Я просто наоборот написал

Отжеж новость тожемне, кулибины этим годов эдак с 70х занимаются. В общем очередное изобретение велосипеда.

Скоро на всех заправках топливо разбадяженное водой «патамушта ученные сказали, вы ничего нипанимаити», это как раньше бенз солярой бадяжили на заправках возле военных баз.

На некоторых заправках давно бензин бадяжат с ослиной мочой и для этого не потребовалось научных изысканий

В Японии грузовики стали ездить на топливе из супа рамен. Нет, это не новость ИА «Панорама»

Японская транспортная компания Nishida Shoun начала делать биодизельное топливо для своих грузовиков из бульона супа рамен. Об этом пишет местное издание Kyodo News.

Президент компании Масуми Нисида решил использовать бульон для производства топлива еще в 2013 году. Тогда администратор одной из местных ресторанных сетей спросил у него, можно ли как-то использовать остатки рамена, за утилизацию которых приходится платить. Нисида придумал устройство для отделения жира от бульона. Его можно разместить прямо на кухне заведения..

Сейчас сотрудники Nishida Shoun смешивают жир из рамена с топливом из отходов растительного масла. Несколько грузовиков компании уже работают на таком топливе, к сентябрю на него планируется перевести все 170 автомобилей Nishida Shoun. Компания сотрудничает примерно с двумя тысячами заведений общепита и производит около трех тысяч литров топлива в день.

«Поначалу я ничего не понимал в химии, все делалось методом проб и ошибок. Но вред экологии стал большой проблемой, поэтому я развивался, и это дало свои плоды», — подчеркнул Нисида

Как погиб Паратетис – древний водоем, простиравшийся от Альп до Алтая

Вместе с ним погибло огромное количество водных животных.

Около 34 миллионов лет назад на нашей планете сформировался гигантский водоем, простиравшийся от Альпийских гор до Аральского моря в Центральной Азии. В зависимости от периода и подхода к исследованиям ученые называют этот водоем то океаном, то морем, то озером.

Исследователи дали этому водному массиву имя Паратетис, что означало его нахождение за пределами Тетиса — древнего океана, разделявшего древние континенты Лавразию и Гондвану.

До сих пор мало что было известно о приливах и отливах этого моря в течение его существования, но новое исследование выявило четыре катастрофических, обусловленных климатом цикла, которые уменьшили размер водоема и, скорее всего, уничтожили значительное количество видов, живущих в нем.

Водная жизнь в Паратетисе была уникальной: она охватывала всё — от моллюсков и ракообразных до маленьких китов и дельфинов, которые эволюционировали в соответствии с их ограниченным окружением. Однако со временем в море значительно снизился уровень воды и повысилась концентрация соли. Ученые отмечают, что очень немногие виды были способны пережить такие условия.

«Должно быть, это был постапокалиптический доисторический мир, водная версия пустошей из „Безумного Макса“», — Вут Крийгсман, соавтор исследования.

Исследователи из Утрехтского университета, Геологического института РАН, Зенкенбергского центра исследований биоразнообразия и климата и Бухарестского университета изучали палеонтологические летописи, осадочные отложения и геологию вокруг Черного моря, которое в то время было центром Паратетиса. Они выявили четыре основных случая падения уровня воды за несколько миллионов лет, а также смоделировали возможный уровень воды по всему региону.

Самое сильное из зафиксированных падений воды случилось между 7,9 и 7,65 миллионами лет назад. Это событие известно, как Великая Херсонская засуха. Во время этого эпизода уровень воды в Паратетисе упал на 250 метров, разделив водоем на мини-озера, которые временами становились токсичными для большинства водных организмов.

Во время своего расцвета Паратетис занимал площадь около 2,8 миллиона квадратных километров, вмещая в 10 раз больше воды, чем сегодня содержится во всех озерах планеты. По расчетам исследователей, во время эпизодов засухи Паратетис мог потерять до 70 процентов своей площади и до трети всего объема.

Повлияли на исчезновение Паратетиса и температурные сдвиги, и количество осадков в Евразии, когда леса сменялись открытыми местностями.

«Частичное высыхание Паратетиса совпадает с изменениями климата, пищевой цепи и ландшафта на всей территории Евразии, хотя точные триггеры и механизмы произошедшего еще предстоит выяснить», — пишут исследователи в опубликованной ими статье.

Сегодняшнее Черное море, Каспийское море, Аральское море, озеро Урмия, озеро Намак и другие являются остатками Паратесиса.

Мыс Калиакра в Болгарии является одним из немногих мест, которое дает возможность проследить историю Паратетиса.

Теорию петербургского ученого о происхождении рака проверят на суперкомпьютере

Теории почти 30 лет. Но, по словам автора доктора биологических наук Андрея Козлова, возможность подтвердить ее экспериментально представилась не так давно – когда появились новые методы молекулярной биологии и вычислительные мощности, способные «переварить» гигантские потоки данных. «За биологию» в проекте отвечает Институт общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН (ИОГен РАН), за вычисления – Политех Петра Великого, где есть суперкомпьютер. Автор теории – одновременно и руководитель лаборатории в ИОГене, и профессор в Политехе.

– Новые теории, как правило, парадоксальны, – говорит Андрей Козлов.

Привычно считать, что опухоль – однозначно плохо. Но, напоминает профессор, так думали и о вирусах, пока не выяснилось, что они играют важнейшую роль в эволюции: переносят генетическую информацию.

Андрей Козлов когда-то защищал диссертацию в Институте онкологии им. Петрова; на его глазах, можно сказать, поколебалась так называемая теория онкогена – гена, который может подталкивать развитие рака. Казалось: откроем онкоген – победим болезнь. Но их открыты уже сотни, а сокрушительной победы все нет: одни виды рака успешно лечим, другие никак не поддаются.

Ученый рассуждает: онкоопухоли – с одной стороны, страшная патология, но почему тогда они распространены во всем мире многоклеточных организмов? Почему предрасположенность к некоторым наследуется? Почему большинство опухолей остаются доброкачественными и не убивают хозяев?

– И мы переходим от убеждения, что опухоли – однозначно патология, к вопросу: что тогда они делают?

Андрей Козлов полагает – что «принимают самое активное участие в эволюции».

В названии – «Лаборатория неофункционализации генов» (ее и возглавляет Козлов) – суть самой теории.

Если упрощенно: в процессе эволюции возникали новые гены, опухоль предоставляла им этакую площадку для работы. Постепенно клетки опухоли обретали новые функции. А когда возникает новая функция – появляется новый орган.

– Выяснилось, что в опухоли работают гены, которые никогда не работают в нормальных тканях, – добавляет директор института Вавилова членкор РАН Александр Кудрявцев.

Тогда понятно, почему опухоли чаще всего появляются в молочной железе и в простате: эти органы с эволюционной точки зрения очень молоды. Они «помнят», из каких опухолевых структур происходили.

Еще, к примеру, жировая ткань – тоже относительно молодое эволюционное приобретение, и жировики, или липомы, – самые частые опухоли. К счастью, не злокачественные.

Из теории в практику

Если у опухолей – эволюционная роль, что это поменяет в лечении? От того, что когда-то благодаря опухолям позвоночные обзавелись очередным полезным органом, нынешнему конкретному пациенту не легче.

Но, рассуждает Андрей Козлов, некоторые теории в онкологии уже предпочитают не использовать «крайние способы убийства опухолей». Например, вместо высоких концентраций лекарств в некоторых клиниках применяют более щадящие подходы – ту же иммунотерапию: опухоль не уничтожают, организм сам держит ее рост под контролем.

Потому что, в конце концов, цель одна: чтобы пациент дольше жил.

В онкологии два важных момента, продолжает Александр Кудрявцев.

Первый – диагностика. Принципиально, чтобы она была ранней. Диагностировать опухоль с помощью онкомаркеров в крови – метод несовершенный, есть риск упустить начало болезни. Но если есть гены, которые работают только в опухолях, на них можно ориентироваться. Александр Кудрявцев полагает, что получить технологичные решения для диагностики «можно очень быстро, в ближайшие годы». А при ранней диагностике и традиционная терапия весьма успешна.

Второй момент – новые методы лечения. Как говорит профессор Кудрявцев, пока неизвестно: работа ли определенных генов приводит к образованию опухоли? Или наоборот: образование опухоли «включает» эти гены? Наука уже умеет «выключать» определенные гены – возможно, удастся блокировать их так, что опухоль «просто перестанет расти».

Посчитать и сравнить

– Не надо убивать опухоль – надо ее «перепрограммировать», – «переводят» биологическую теорию Козлова на язык компьютерщиков в Политехе.

В науке есть «принцип дополнительности»: нет ничего однозначно плохого или хорошего, комментирует зав. лабораторией «Суперкомпьютерные технологии и машинное обучение» Политеха Владимир Заборовский. У программистов есть шутейный закон: в любой написанной программе существует 10 ошибок – это значит, что, исправив одну, порождаешь другую.

– Судя по всему, и опухоли несут в себе двойственную природу, – продолжает аналогию Владимир Заборовский. – С одной стороны, могут погубить носителя, с другой – создают пространство для возможностей, изменений.

Когда первокурсникам дают вопрос на засыпку: «Про что компьютерные науки?», те обычно отвечают: «Про компьютеры». Ну-ну. А астрономия тогда – «про телескопы»?

– Компьютерные науки – про то, как, используя информацию, получать новые результаты, – определяет профессор Заборовский.

Человеку для обработки таких объемов данных не хватит памяти и вычислительных мощностей. Но и суперкомпьютер с колоссальными хранилищами данных и вычислительными возможностями – просто «нагревательный прибор», если не сформулирован правильный запрос. А сделать запрос может только человек.

Задача, поставленная Андреем Козловым, – «классическая задача компьютерных наук», считает Владимир Заборовский: сравнение кодовых последовательностей. ДНК – это «текст»: суперкомпьютер сравнит «тексты» клеток в опухолевых тканях и в нормальных. На этот год запланирован большой вычислительный эксперимент на суперкомпьютере: глобальное сравнение этих «текстов».

Найти хороших «землекопов»

Андрей Козлов выступал со своей теорией на крупных научных площадках, и, по словам Александра Кудрявцева, «большинство ученых позитивно ее воспринимают, что редкость в научной среде».

Раньше Андрей Козлов говорил, что, если теория подтвердится, ждать ее воплощения, скажем, в медицине – лет двадцать – тридцать.

Владимир Заборовский уверен, столько времени не понадобится:

– Сегодня мы находимся в той точке, когда принятое правильное решение, отработанное на компьютерных моделях, может внедряться прямо с колес. Мне кажется, мы имеем возможность радикально ускорить внедрение востребованных технологий в медицину.

Но у нас, продолжает Андрей Козлов, в том, что касается внедрения научных достижений в практику, есть «национальные особенности»: «Нужны не столько даже финансы, сколько политическая воля».

Вероятно, благодаря ей появилась Федеральная программа развития генетических технологий на 2019 – 2027 годы. Один из ее пунктов – подготовить 3 тысячи молодых генетиков. Но профессор Кудрявцев не уверен, что их хватит. Он приводит в пример задачку из школьного учебника: «Десять землекопов выроют яму в десять раз быстрее, чем один. И найти финансы на лопаты и на зарплаты не самое сложное. Вот найти самих хороших «землекопов» – большая задача».

Про ядерный буксир и телескоп Спектр-РГ

Интересные материалы прошедшей конференции РАН.
Внимание! Для пикабушников, любящих не только почитать)
4:57:00 про ядерный буксир
5:17:24 про Спектр-РГ

Последствиями хакерской атаки на крупнейший трубопровод в США стали гигантские очереди и драки на АЗС

Сразу в нескольких штатах на юго-востоке США развернулась, можно сказать, настоящая война за бензин. Все — после хакерской атаки в конце прошлой недели на крупнейшую в стране трубопроводную компанию. Боясь остаться с пустыми баками, автовладельцы массово ринулись на АЗС. Половина из них,если не больше, уже простаивают без топлива. Где дошло до режима ЧС и когда обещают разрешить ситуацию?

Бензина нет. Такие таблички сегодня на большинстве бензоколонок штата Вирджиния. Рядом — заправочная станция, где топливо пока еще не закончилось, поэтому здесь собралась огромная очередь из автомобилей.

На других заправках в округе — пусто. Менеджеры разводят руками.

«Дефицит — как раньше с туалетной бумагой. Народ паникует. Я думаю, многие теперь задумаются — электричество, вода, бензин — что станет следующей целью хакеров?» — говорит Крис Добермен.

Перебои с бензином начались после того, как кибератаке подвергся трубопровод, обеспечивающий топливом 12 штатов. Хакеры, как пишет американская пресса, требуют от компании-оператора выкуп — по разным данным от полумиллиона до 5 миллионов долларов. К этому часу закрылось уже почти 10 тысяч бензоколонок.

Штат Мериленд. Колонка опечатана. Бензина нет. Мы видим, что автомобилисты проезжают транзитом и едут дальше в поисках топлива.

Самые большие очереди — в Северной Каролине. Здесь без топлива — почти 70% заправок. А там, где бензин еще есть, за него в буквальном смысле готовы драться. Эта женщина попыталась вклиниться в очередь. Все закончилось кулачным боем.

Американцы заливают бензин про запас, во что только могут — даже в целлофановые пакеты. Комиссия по безопасности потребительских продуктов призвала так не делать. И ни в коем случае не переливать бензин рядом с очагом огня — в официальном Твиттере комиссии даже продемонстрировали, чем это может обернуться.

В Америке, где даже в соседний магазин ездят на машине, остаться без топлива — все равно что без хлеба.

Сразу несколько губернаторов ввели в своих штатах режим чрезвычайной ситуации, и это усилило панику. Цены на некоторых заправках зашкаливают. Обычно галлон бензина стоит чуть больше двух долларов, а здесь почти семь. В Белом Доме призывают всех успокоиться.

«Давайте будем благоразумными. Мы понимаем беспокойство тех, кого затронули перебои с бензином, но ажиотаж не выправит ситуацию», — говорит министр транспорта США Питт Буттиджич.

Власти собирались отправить к восточному побережью танкеры с топливом. Но проблема в том, что перевозить грузы между портами США могут только суда под американским флагом. А большинство из них сейчас в районе Персидского залива. Остается ждать. Пострадавшая от действий хакеров компания несколько часов назад заявила о перезапуске системы управления нефтепровода. Но на возвращение к нормальному режиму работы уйдет как минимум несколько дней.

Нефтяники пообещали правительству еще больший скачок цен на бензин

Независимый топливный союз (НТС) обратился к премьер-министру страны Михаилу Мишустину с просьбой изменить правила игры на розничном топливном рынке, чтобы избежать скачка стоимости бензина. На Минэнерго у торговцев горючим в этом смысле, судя по всему, особой надежды нет, сообщает портал «АвтоВзгляд».

С начала 2021 года литр бензина на АЗС страны подорожал уже на 8%, а НТС в своем обращении к премьеру утверждает, что такими темпами автомобилистам придется покупать топливо еще на 14% дороже. Сейчас, в среднем по стране, цены на бензин марки Аи-92 достигли 44,51 рублей/литр, а бензина Аи-95 — 48,12 рублей/литр. Если состоится предрекаемый рост, то даже самый дешевый «92-й» уверенно перевалит планку в 50 рублей, а более дорогие виды горючего нацелятся уже в сторону 60-и рублей/литр.

НТС утверждает, что «с 1 января 2021 года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки». В условиях традиционного весеннего роста спроса на моторное топливо, сообщает РИА Новости, «увеличивается вероятность выхода за пределы инфляции».

Для остановки лезущих вверх цен, НТС предложил снизить акцизы на бензин и дизель, отменить механизм «демпфера» в отрасли и увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производимого на НПЗ бензина и до 15% дизтоплива. Напомним, что «демпфер» цен на топливо внутри России действует так: если экспортная цена становится выше некой условной внутрироссийской, государство платит нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы на АЗС стране не было подорожания.

Ну а когда российские котировки становятся выше экспортных, то уже нефтяные компании отдают государству частью своих сверхприбылей от внутренних продаж топлива. Исходя из этой логики получается, что нефтяникам в любом случае экономически интереснее гнать топливо на экспорт в случае высоких мировых цен на «черное золото» в мире.

Например, как сейчас. И заодно поднять ценники на АЗС, как это происходит уже который месяц в России. Но Минэнерго такая ситуация, похоже, устраивает. Поскольку какие-то меры к стабилизации ситуации ведомство решило принять лишь с 1-го мая, а не пару месяцев назад, когда стоимость бензина и дизтоплива в России уверенно поползла вверх.

Только на майские праздники начнется корректировка «демпфера». Она, в лучшем случае, лишь приостановит рост. Вряд ли все это не понимают в Правительстве, но ничего не предпринимают. Ведь ситуация идеальна для пополнения изрядно «погрызенного» пандемией коронавируса госбюджета, поскольку порядка 75% от цены литра топлива на бензоколонке — это акцизы и налоги в пользу государства. И чем дороже этот литр продается, тем больше денег капает в казну.

А то, что таким образом опустошаются карманы не только автомобилистов, но и вообще потребителей любых товаров, перевозимых на автотранспорте, так это же дело десятое: чай, не маленькие, привыкли уж поди вынужденно делиться последним с государством…

Акцизы или сговор? Почему бензин становится только дороже

«Наш бензин — это не продукт переработки нефти, а продукт переработки налогов и акцизов»

Цены на топливо в России продолжают расти. Согласно отчету Росстата, за неделю с 29 марта по 5 апреля стоимость бензина выросла в среднем на 0,3%, дизтоплива — на 0,1%.

«Есть традиционное недоумение — почему цена на бензин у нас в стране, являющейся экспортером нефти, иногда выше, чем в странах, которые нефть импортируют», — отмечает проректор РАНХиГС, доктор экономических наук Андрей Марголин.

По словам Марголина, реальное ценообразование можно оценить, если разобрать его структуру — «при прочих равных условиях, чем выше налоговая нагрузка, тем выше цена».

«На эту тему есть остроумное высказывание о том, что наш бензин — это не продукт переработки нефти, а продукт переработки налогов и акцизов», — сообщил Марголин.

Проректор РАНХиГС также отметил, что динамика цен на нефть и энергоносители на внешнем рынке все последние месяцы была позитивная.

«Если цены на нефть растут, то и в рознице все это происходит. Иначе компаниям выгоднее поставлять за рубеж», — отмечает экономист.

Кроме того, по словам Марголина, на росте внутренних цен также сказывается «весьма серьезная монополизация рынков». С этим согласен и кандидат экономических наук Михаил Беляев.

«На самом деле, это совершенно не формализованный сговор… И это монопольный рост цен, это монопольная ситуация. Негласного картеля», — отмечает Беляев.

Беляев отмечает, что участники рынка топлива не обязательно договариваются между собой. Просто они «преследуют одну и ту же цель».

«Они имеют одинаковый корпоративный интерес, а именно повышать цену. Как и любой капиталист… Они действуют несогласованно, не договариваясь между собой, но в одном направлении», — отмечает экономист.

По мнению Беляева, с ситуацией «негласного картеля» могла бы бороться Федеральная антимонопольная служба (ФАС), вводя санкции против недобросовестных участников рынка. Но это не так просто.

«Во-первых, у нас нет прописанного законодательства насчет санкций. И во-вторых, надо исследовать не сами цены, а разницу… сколько бензин должен был стоить при нормальной среднеотраслевой прибыли, и какой цена получилась на самом деле на рынке», — заключил эксперт.

Власти Якутии планируют заселить тундру мамонтами

Чиновники уверены, что попытки клонировать вымершее животное когда-нибудь должны дать свои плоды.

Темпы развития современных технологий и науки позволяют говорить о возможности клонирования мамонта в ближайшем будущем, заявил глава Якутии Айсен Николаев. «Уверен, мы все-таки увидим живых мамонтов, идущих по якутской тундре», — сказал руководитель республики.

Николаев также сообщил о первостепенных задачах в исследовании мамонтовой фауны. Одна из них — вывести добычу мамонтовой кости в сферу нормативно-правового регулирования. В Госдуму уже внесен соответствующий законопроект. «Сейчас это большой бизнес, который, к сожалению, находится в „серой зоне“», — отметил глава Якутии.

В России более 80% остатков мамонтовой фауны сосредоточено на территории Якутии, это примерно 500 тысяч тонн. Ежегодно в республике добывается (в том числе нелегально) и вывозится около 100 тонн мамонтовых бивней общей стоимостью более 1,5 миллиарда рублей.

По словам президента РАН Александра Сергеева, Якутия намерена сделать мамонтовую фауну своим брендом, в том числе туристическим.

«Сейчас мамонт из символа древности, вечности, палеонтологии, в каком-то смысле может превратиться и в символ современной науки, которая действительно продвигает Якутию. То есть это будет не только туристический бренд, а именно научный бренд Якутии», — заявил Александр Сергеев.

Попытки извлечь из останков шерстистых мамонтов (Mammuthus primigenius) пригодный материал для клонирования продолжаются не первое десятилетие. С таянием вечной мерзлоты останки древних животных начали находить все чаще, и ученые рассчитывают отыскать подходящие образцы.

Однако вероятность такого научного прорыва в ближайшие годы все же невелика. Клонирование мамонтов по классической технологии, когда в яйцеклетку встраивают ядро живой клетки, невозможно. В мягких тканях мамонтов, даже очень хорошей сохранности, таких клеток нет.

В образцах замороженной ткани порой удается найти отдельные целые ядра клеток, но, когда останки древних животных оттаивают, они разрушаются, а у ученых пока нет технологии, которая позволяет сохранять структуру клетки при размораживании.

Ответ на пост «Целеустремленность залог невиданных ощущений»

Ха! Напомнило.
90-ые в одной маленькой, но гордой республике. Работа помощником машиниста на маневровом ТЭМ-2. Зарплату уже 8 месяцев не видели, инфляция бешеная. Толкаетм вагоны на заводских путях. рядом с нами проходит бензопровод с «сырым» бензином. Каждые 15-20 метров просверлена дыра и забит деревянный чопик. Подкрадываются с канистрами, бочками- приставляют шланги и заполняют тару. Надо ещё охране не попасться. Ну и я решил участие принять. Сел на трубу, приготовил шланг, выдернул затычку. Бензин пошёл. Я не ожидал такого напора и поэтому ниже пояса был весь в бензине, а он ещё и горячий. Сначала почувствовал дискомфорт в паху потом начало припекать, а потом начало ЖЕЧЬ. Больно то как! Заскочив в тепловоз и схватил бутылку с водой. И сделал ещё одну ошибку- не обратил внимания почему машинист кричит, сквозь хохот, -«не трогай воду. «. Какой там не трогай- открыл бутылку и направил струю воды на свои причиндалы в ожидании облегчения. Как бы не так. было ощущение что ошпарил кипятком, вот тут уже я начал орать. -«Воздухом обдувай!». Да как я это сделаю?! Надежда на то что машинист сжалится и будет дуть на мои яйца — по нему понимаю что не будет, он от смеха дышать не может.
Единственный способ остался. Разогнали Локомотив до 40 км/ч, быстрее там нельзя, и я вывесил свои бубенчики в окно пряча лицо от удивлённых взглядов.
Я так до сих пор не знаю что это за реакция между бензином сырцом и водой.

Доказательные суеверия

В больнице РАН нет места суевериям и предрассудкам.

Как и тринадцатой палаты.

Соглашение HRP-ИМБП по переносу сроков миссии SIRIUS-21

Директор HRP НАСА и директор ГНЦ РФ — ИМБП РАН встретились в режиме телеконференции 28 января 2021 года, чтобы обсудить состояние планирования миссии SIRIUS-21.

Из-за сохраняющейся угрозы пандемии COVID-19, ранее согласованный план запуска миссии SIRIUS-21 в июне 2021 года больше не выполним для HRP. Чтобы максимально обезопасить всех, HRP предложила перенести начало миссии SIRIUS-21 на начало ноября 2021 года.

ИМБП РАН поддержал новый график, предложенный НАСА HRP. Стороны договорились, что ИМБП проинформирует международные заинтересованные стороны о совместном решении HRP — ИМБП отложить миссию до ноября 2021 года. Было решено, что HRP и ИМБП разработают новый график планирования 8-месячной миссии. Обе стороны подтвердили свои намерения продолжать усилия по планированию последующей 12-месячной миссии, с тем чтобы начать ее как можно скорее после завершения 8-месячной миссии.

На 13% автозаправок качество топлива не соответствует стандартам

На 13% из проверенных в 2020 году Росстандартом автозаправок качество топлива не соответствует стандартам – посчитали в Центре экономики рынков. Расчеты основывались на выявленных Росстандартом в 2020 году нарушениях по массовой доле серы, октановому и цетановому числу, температуре вспышки в закрытом тигле.

Всего Росстандарт обследовал 1 015 автозаправок. Основной акцент делался на наиболее проблемных регионах, с учетом результатов контрольных мероприятий, проведенных ведомством в 2019 году, а также на АЗС, по которым поступали жалобы от автовладельцев.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий ведомством было отобрано и испытано 1 942 образца автомобильного бензина и дизельного топлива, из которых 152 образца (7,8 %) не соответствовали установленным нормам. По бензину доля выявленных нарушений составила около 3,5 %, по дизельному топливу – 15,1%.

Среди наиболее характерных нарушений по физико-химическим показателям:

«массовая доля серы» (19 случаев – бензин; 80 случаев – дизельное топливо);

«октановое число» (3 случая);

«температура вспышки в закрытом тигле» (49 случаев);

«цетановое число» (6 случаев).

По результатам проверок АЗС в рамках информационного проекта «Топливо без обмана» Росстандарт подготовил Карту качества топлива России – 2020.

Продолжение поста «Декларация ученых и популяризаторов науки»

Президиум РАН выступил против законопроекта о просветительской деятельности

ТАСС, 13 января. Президиум Российской академии наук (РАН) решил направить в Госдуму просьбу отозвать законопроект о просветительской деятельности. За это решение президиум проголосовал единогласно.

Законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности)» Госдума приняла в первом чтении в конце декабря 2020 года. Согласно этому документу, в частности, просветительскую деятельность – например, чтение научно-популярных лекций, – должно будет контролировать правительство РФ, а для ведения такой деятельности нужно будет получать специальную лицензию. Поправки ко второму чтению должны быть готовы к 21 января 2021 года.

За то, чтобы направить просьбу об отзыве законопроекта президиум проголосовал единогласно. Вопросы у представителей РАН, в частности, возникли относительно того, что законопроект вводит ограничение на подписание международных договоров: так, придется получать согласование Минобрнауки на любой договор с иностранными преподавателями, на проведение международных конференций и других событий с международным участием.

По словам вице-президента РАН Алексея Хохлова, непонятно также, почему просветительская деятельность, согласно законопроекту, направлена только на школьников и студентов. «Это очень важная деятельность. Есть «Сириус», «Кванториумы», фестивали науки, мы ведем проект «Базовые школы РАН» – нет никаких норм, направленных на поддержание этой деятельности, есть только ограничительные меры, и они уже есть в других законах», – пояснил академик.

Ответ rezinoviimagnat в «Глава РАН заявил о потере Россией космоса»

Возвращаясь к теме РАН и ее руководства.
В бытность мою РАНовским аспирантом получал стипендию (8к) и зарплату по 0,1 (. ) ставке старшего лаборанта-исследователя (2к). Завлаб, если я верно помню, получал 52к, а директор — около 80к. Но тут есть нюанс — директор совмещал руководство институтом с руководством лабой — не знаю, сколько у него там выходило по факту.
Почему 0,1 ставка — со слов дирекции «у нас мало ставок, а требуют кучу студентов и аспирантов». По факту — для аспирантов из лаборатории директора нашлись полные ставки мнс (младший научный сотрудник). Разница по оплате между одинаковыми специалистами в разных подразделениях в 3 раза — как вам такое?!
Грантовые деньги я не учитывал, ибо у директора грантов дофига и еще чуть-чуть, да и на финансовых потоках от прочих грантов он тоже плотненько сидел.

Чтоб вы понимали — у меня еще была относительно нормальная ситуация. Одна моя знакомая в Пущино работала вообще за интерес — ей прямо отказали в оплате. «Радуйтесь, что вас учат работать».

Переходя к теме руководства. Не думайте, что «царь хороший — бояре плохие», все они знают. Вышеупомянутая знакомая написала в Администрацию Президента письмо с описанием своих проблем. Ей ответил, вроде как, Валерий Козлов, зампрезидента РАН, и пообещал рассмотреть и вникнуть. В результате — письмо опубликовано в «Поиске» (можете с ним ознакомиться: http://poisknews.ru/skript/dumayu-o-tom-gde-vzyat-edu-u-vlad. ), ее очень быстро «ушли» (буквально в течение недели), предварительно обозвав украинско-американским провокатором. Офигенно рассмотрели, однако.

Скажу так — с моей точки зрения на научном руководстве страны (именно ученых, даже не чиновниках) лежит значительная часть вины за сложившееся в науке положение. И за просранный космос, в частности. Почему — ну потому что преизрядно ворья, а кто не ворье — свято уверены, что проблемы в науке надо решать заливанием ее бесконечными деньгами. Тушить костер бензином, угу. Ах да, оно еще и самовоспроизводится — моя бывшая аспирантура из вполне толковых ребят и девчонок делает «обналит и пялит студенток за ништяки? ачотакова?»

В общем, свалил я из науки в коммерцию и счастлив.

Марсоход Curiosity обнаружил новые следы гигантских древних потопов на Марсе

(Как бы мог выглядеть кратер Gale в прошлом)

Уже достаточно давно мы имели доказательства того, что на Марсе существовала вода. Недавно, однако, эти доказательства подтвердились с новой силой. На основе новейших данных марсохода Curiosity, команда ученых из университетов Cornell, Hawaii, и Jackson State, а также исследователей из NASA Jet Propulsion Laboratory, подтвердили что около четырех миллиардов лет назад на Марсе происходили «мега-потопы невообразимой силы». Подобные потопы могли, возможно, возникнуть из-за удара крупного метеорита.

Марсоход, исследуя кратер Gale, обнаружил геологические следы наносов в результате этих потопов, что стало новым открытием, поскольку прежние марсоходы и зонды их не заметили. Русла, проложенные этими потопами, достигают высоты в 10 метров и ширины в 150 метров.

Удар метеорита, по мнению ученых, мог освободить залежи метана и углекислого газа и создать краткосрочный парниковый эффект, который нагрел планету и растопил льды, на время создав климатические условия, гораздо ближе к земным, чем как до, так и после этого удара. Это также привело бы к созданию большого количества облаков и сильнейших ливней.

«Ранний Марс был геологически крайне активен», считают ученые. «Жизнь, определенно, могла бы на нем существовать. Существовала ли она на самом деле? Мы надеемся, что следующий марсоход Perseverance поможет дать ответ на этот вопрос».

Марсоход Perseverance — близнец Curiosity — был запущен 30 июля этого года, и достигнет красной планеты 18 февраля 2021 г.

Вода. Казалось бы, чего уж проще?

Вода — окисел водорода, содержащий 88.6% кислорода и 11,4% водорода, что отвечает простейшей формуле H²O.
Эта формула знакома всем — даже людям, знающим о химии только понаслышке. Чего уж проще — эта простота уже вошла в поговорку!)
Но так ли проста, вездесущая и всем знакомая вода?
Нет, это далеко не так.
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ.
Многие физические константы жидкой воды (например, плотность, теплоёмкость) приняты как эталон, образец.
Её температуры плавления и
кипения долгое время служили точками отсчёта cтoградусной шкалы температур по Цельсию(0 °С и100 °С).
Значит ли это, что свойства воды обычны,«образцовы»?
Нет, совсем наоборот!
Трудно найти в природе другое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны и аномальны.
Давайте забудем всё, что нам известно о воде, и попробуем «открыть» её для себя заново.
Поставим перед собой вопрос: каковы должны быть температуры плавления и кипения воды?
Можно ли ставить такой вопрос?
А почему бы и нет, ведь периодическая
система Менделеева даёт возможность представить себе свойства какого-либо соединения, зная свойства аналогичных соединений элементов той же группы.
Аналоги кислорода — это сера, селен и теллур.
Аналоги Н²0 — это H²S, H²Se и H²Те.
Если построить графики их свойств, идя в периодической системе снизу вверх, то
получится картина, отражающая закономерное изменение температур кипения и плавления гидридов H²Te, H²Se и H²S.
Если продолжить получившиеся линии, то окажется, что при сохранении той же
закономерности — вода должна быть газом, кипеть при —80 °C, вместо +100°С, и замерзать при -100°С вместо 0°С!.
Попробуйте представить себе, что получилось бы, если бы вода вела себя «нормально».

Обратимся к другим аномалиям воды (а их немало).
Так, жидкая вода имеет самую высокую теплоёмкость среди всех жидкостей (1 кал/ (г. град), или по Международной системе единиц СИ 4,19 кДж/(кг — град)].
Аномально и изменение плотности воды.
Плотность других жидкостей, как правило, при понижении температуры постепенно возрастает и становится максимальной при замерзании.
А плотность воды при охлаждении «нормально» возрастает лишь до +4 °С,
достигая 1 г/см³. От +4 °C до 0°C она немного уменьшается.
Плотность же льда
резко, скачком уменьшается до 0,91 г/см3. Теплота плавления льда 332,7 кДж/кг (79,4 кал/г) также аномально высока, она в 13,5 раза выше, чем, например, у свинца.
Как же объяснить необычные свойства воды??
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ее молекулярному строению..
Молекула Н²0 нелинейна, угол между связями O-H равен 104,27°. Связи эти ковалентные, но они полярны
(атомы Н несут на себе некоторый положительный заряд,
атомы O — отрицательный).
Поэтому полярна и молекула в целом; она представляет собой диполь.
Дипольные молекулы взаимодействуют сильнее, чем молекулы неполярные.
Но молекулы воды связаны между собой гораздо прочнее, чем можно было бы ожидать, учитывая лишь физическое взаимодействие диполей.
Это объясняется существованием водородных связей.
В водородной связи участвуют атом O одной молекулы и
атом H — другой:

Такие связи гораздо менее прочны, чем ковалентные связи 0-Н внутри молекул, и всё же именно благодаря им взаимодействие молекул в воде гораздо сильнее, чем во многих других жидкостях (например, в жидких H²S, H²Se, H²Te).
В процессе теплового движения молекул водородные связи рвутся, но взамен тут же возникают новые.
Таким образом, в жидкой воде существует
динамическая система межмолекулярных водородных связей.
Иначе говоря, молекулы воды ассоциированы.
Именно повышенная прочность связей между молекулами H²О служит причиной аномально высокой температуры кипения воды.
Сильное межмолекулярное взаимодействие затрудняет переход молекул из жидкости в пар.
В кристаллах льда тоже существуют водородные связи, но здесь система таких связей статична, а следовательно, ещё более прочна, чем в жидкой воде.
Именно в этом причина аномально высокой температуры и теплоты плавления льда.
Рассмотрим теперь структуру льда более
внимательно.
Вероятно, каждого поражали красота и разнообразие форм снежинок.
Но при всём разнообразии снежинок их внутреннее строение ВСЕГДА ОДИНАКОВО.
В кристаллах льда каждая молекула Н²0 соединена водородными связями с четырьмя соседними.
Такая структура ажурна, в ней много «пустот».
Вот почему плотность льда сравнительно низка.
При плавлении льда часть «пустот» заполняется «одиночными», и «сдвоенными» молекулами H²О, уже освободившимися из кристаллической решётки.
Поэтому плотность воды выше, чем у льда.
Такое увеличение плотности продолжается и при нагревании от 0 до
+4 °C.
Но при более высоких температурах начинает преобладать тепловое движение молекул, расстояния между отдельными молекулами H²0 увеличиваются, и изменение плотности становится «нормальным».
Поскольку тепловая энергия при нагревании воды расходуется не только на ускорение движения молекул Н²0, но и на разрыв водородных связей между ними, то и теплоёмкость воды оказывается столь большой.
Кстати, даже в парах воды, при
100 °C эти связи разорваны
ещё не полностью, так что из каждых 200 молекул Н²О примерно 7 попарно связаны между собой.

В виде H²O вода существует и при растворении её в органических растворителях.
Вот как сложна «простая» и обыкновенная вода.
С высокой полярностью молекул Н²О связано большое значение её диэлектрической проницаемости и почти не имеющая себе равных способность растворять другие полярные соединения и вызывать электролитическую диссоциацию кислот, оснований и солей.
И вода и лёд (при их достаточной чистоте) вполне прозрачны и бесцветны. В толстых слоях вода имеет голубоватую окраску, потому что задерживает красную часть спектра световых лучей сильнее, чем синюю (синюю отражает).
Ещё сильнее поглощает вода невидимые инфракрасные (тепловые) лучи это имеет важнейшее значение для температурного режима нашей планеты.
Так как водород имеет 2, а кислород
3 стабильных изотопа, существует 9 различных вариантов соединения их в молекулы воды. (а с учётом радиоактивных изотопов — 36 вариантов).
В природной воде молекулы, состоящие
только из «лёгких» изотопов 1H и 16 O, составляют 99.73 %.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.
Молекула Н²О настолько прочна, что разрушить её можно лишь очень энергичным внешним воздействием.
Разложение воды по обратимой реакции:
2H²О=2Н²+О²
становится заметным лишь при нагревании до 2000 °С (термическая диссоциация).
Оно происходит и под действием ультрафиолетовых лучей (фотохимическая диссоциация).
Радиоактивное излучение разлагает воду с образованием водорода, кислорода, перекиси водорода и очень активных свободных радикалов.
Вода — слабый электролит.
При комнатной температуре лишь одна из 10 млрд. молекул диссоциирует.
Так что при 25 °С в чистой воде концентрации Н+ и OH- составляют всего 10-7 г-ионов/л.
Это соответствует водородному
показателю рН=7.
При повышении температуры электролитическая диссоциация воды усиливается.
При 700 °С и давлении 130000 атм концентрация Н+ становится такой же, как при обычных условиях у 10%-ной соляной кислоты.
Ион водорода Н+ в растворах не существует в свободном состоянии, а присоединяется к молекуле Н²О и образует ион гидроксония Н³О+.
Қак и все другие ионы, гидроксоний в водной среде, в свою очередь, гидратирован, то есть окружён несколькими молекулами H²0.

ПОЛУЧЕНИЕ.
Қазалось бы, разговор об этом
не заслуживает особого внимания: ведь вода — самое распространённое вещество на поверхности Земли.
Но всё дело в том, что нас окружает не чистая вода, а растворы различных веществ в воде.
Даже в самой чистой, по житейским понятиям, воде, «что-нибудь да растворено. ».
Абсолютно же чистую воду получить очень и очень трудно.
Дистиллированная вода, полученная конденсацией водяного пара и достаточно чистая для большинства целей, не годится для точных химических исследований. Критерием чистоты воды служит постоянство её свойств, в частности, электропроводности.
Лишь после 35—40 повторных дистилляций воды в вакууме, перестают
изменяться её свойства.
Посуда для перегонки должна быть сделана из кварца.
Самую же чистую воду получают взаимодействием тщательно очищенных водорода и кислорода в присутствии платинового катализатора.
Области применения воды — даже
если говорить только о промышленности —
настолько обширны, что практически невозможно назвать какой-либо производственный процесс, в котором не используется вода.

ЖЁСТКОСТЬ ВОДЫ.
Жесткость воды это совокупность свойств, обусловленных содержанием в ней ионов Са2+ и Mg2+.
Если концентрация этих ионов велика, то
воду называют жёсткой, если мала мягкой.
Вы хотите в жёсткой воде помыть голову с мылом? — но пена не образуется.
То же и при стирке белья — жёсткость не только ухудшает качество тканей, но и повышает затраты мыла и стирального порошка.
В обоих случаях мыло (калиевая или натриевая соль
стеариновой кислоты C17H35COOK) расходуется на связывание ионов Са2+ и Mg2+ и осаждается в виде нерастворимых солей.
Пена образуется лишь после полного осаждения этих ионов.
В очень жёсткой воде с трудом развариваются пищевые продукты, а сваренные в ней овощи невкусны;
плохо заваривается чай, теряется его аромат.
При большом содержании ионов
Mg2+ (как в море или океане) вода горьковата на вкус и оказывает послабляющее действие, на кишечник.
Никто из нас не станет пить
такую воду, хотя в санитарно-гигиеническом отношении ионы Са2+ и Mg2+ не вредны.
Непригодна жёсткая вода для использования в паровых котлах.
Растворённые в ней соли при нагревании и испарении воды образуют на стенках котлов слой накипи, который плохо проводит теплоту.
Это ведёт к перерасходу топлива, к преждевременному износу котлов, а иногда из-за перегрева стенок котлов и к аварии.
При кипячении жёсткой воды образуется и накипь в чайниках.
Не годится жёсткая вода и для обогащения полезных ископаемых методом флотации, где применяются олеиновая кислота и другие флотореагенты, образующие малорастворимые соли с Ca и Mg.
Наконец, жёсткая вода вредна для металлических конструкций, трубопроводов, кожухов охлаждаемых машин.
Ионы Са2+ обусловливают кальциевую
жёсткость, а ионы Mg2+ соответственно, магниевую жёсткость.
Общая жесткость воды складывается из
кальциевой и магниевой, то есть из суммарной концентрации ионов Са2+ и Mg2+.
По отношению к процессам умягчения воды различают жёсткость карбонатную и некарбонатную.
Карбонатная жёсткость вызвана присутствием растворённых гидрокарбонатов кальция Са (HCO3), и магния Mg (HCO).
При кипячении гидрокарбонаты разрушаются, образующиеся при этом малорастворимые карбонаты
выпадают в осадок, и общая жёсткость воды уменьшается.
Поэтому карбонатную жёсткость называют также временной.

Водная оболочка Земли гидросфера — составляет около 71% земной поверхности.
В связанном состоянии вода находится и в земно коре — литосфере, причем подсчитано, что запасы такой воды (на секундочку!!) примерно равны массе свободной воды в гидросфере.
Найдено, что 1 км³ гранита при плавлении может выделить 26 млн. тонн воды.
Ещё больше «резервы» В., заключённые в
более глубоких недрах Земли — в мантии.
Считают, что здесь до 13 млрд. км³ воды, то есть, вдесятеро больше, чем в гидросфере.
Но на поверхность вулканы выносят лишь 1 км³ такой воды ежегодно.
Вода играла и играет определяющую роль
в геологической истории Земли, в формировании её теплового режима, климата и погоды.
Сегодня далеко не всё известно об этом интереснейшем, давно знакомом, но во многом загадочном, таком обильном и таком дефицитном веществе, О ПРОСТОЙ ВОДЕ.

Источник

Оцените статью