Музыкальные инструменты под водой

Скрипка Марка Готлиба для игры под водой. Первые подводные концерты проходят по всему миру

В мире музыки появилось новое веяние: выступать под водой. Хотя традиционные инструменты были бы испорчены в этих условиях, и большинство музыкантов не смогли бы задержать дыхание достаточно долго, чтобы сыграть хотя бы одну песню, многих одаренных это не останавливает.

Изобретение Марка Готлиба

Более 40 лет назад, в 1978 году, конструктор Марк Готлиб придумал нечто необычное: скрипку, которая играет под водой. Музыканты-экстремалы испытали изобретение, оно стало своеобразным развлечением.

Готлиб собственнолично проверил работоспособность инструмента, спустившись в акваланге под воду и сыграв концерт Генделя.

Это событие положило начало ежегодному мероприятию — концерту под названием «Подводный Элвис». Ежегодно музыканты надевают акваланг и спускаются на глубину 2-3 метров, чтобы сыграть то или иное произведение.

Слушатели, находясь на берегу, должны выбрать победителя. Происходит это по двум критериям. Во-первых, по громкости исполнения. А во-вторых, по сходству с оригиналом. Конечно, узнать по звукам, раздающимся из-под воды, что за музыкальное произведение играет, практически нереально. И если у зрителей это все же получается, талантливому музыканту вручается приз зрительских симпатий.

Подводные датчане

Но «Подводный Элвис» — это не единственное представление в мире подводной музыки. Эстафету переняла группа музыкантов из Дании. Музыканты из Between Music далеко не обычны.

Датская группа была вдохновлена экспериментом художественного руководителя Лайлы Сковманд на кухне. Желание попробовать спеть с головой, погруженной в чашу с водой, привело к тому, что она таким же образом испытала скрипку. Ей хотелось понять, как меняются голос и звук под водой. Затем Сковманд заключила партнерские отношения с музыкантом Робертом Карлссоном, который в настоящее время является инновационным директором группы, чтобы продолжить эксперименты в плавательных бассейнах и в конечном итоге в специальных аквариумах.

Музыкальные инструменты для игры под водой

Одновременно они создали свои собственные уникальные инструменты, в том числе:

  • Гидраулофон — водный орган.
  • Кристаллофон — модифицированная стеклянная гармоника.
  • Ротакорда: шестиструнная колесная лира, на которой играют как на гитаре.
  • Скрипка, специально изготовленная ​​из углеродного волокна, чтобы выдерживать игру под водой
  • Перкуссия: специально настроенные инструменты помогают придать колоколам, гонгам, треугольникам, дарбухе и другим более предсказуемый звук
  • Поющие чаши. Эти металлические инструменты прочнее, чем стеклянные чаши, имеют подводный гармоничный звук

Целью Between Music является проведение инновационных концертных выступлений и сокращение пропасти между традиционными жанрами, эстетикой и навыками. Члены группы хотят исследовать, как музыка может развиваться под водой.

Пять подводных музыкантов группы выступают, погружаясь в отдельные аквариумы. Музыканты обучались у йогов и глубоководных дайверов, чтобы научиться задерживать дыхание на достаточное время, чтобы играть на своих инструментах или петь под водой.

«Аквасоник»

Их текущая творческая работа называется «Аквасоник». Представление выглядит так, как будто оно пришло из другого времени или другого измерения. Женские длинные бальные платья гипнотически плавают в воде, в то время как каждый инструмент выглядит так, как будто его обнаружили после давнего кораблекрушения. Освещение помогает зрителям почувствовать себя под водой. В целом, каждый художественный элемент создает представление, которое является чувственным, плавным и немного жутким.

«Аквасоник» гастролирует с мая 2016 года. Группа выступает по всей Европе, а также в России, Австралии и Гонконге. В 2019 году они планируют выступить в Германии, Дании, Польше и Нидерландах.

Источник

Морской орган: необычный “музыкальный инструмент” в Хорватии

Никола Башич, известный на территории Хорватии архитектор, сумел реализовать проект по созданию удивительного и впечатляющего музыкального инструмента, разместившегося на набережной Задара. Объект габаритный и состоит из значительного количества особых трубок, которые в состоянии воспроизводить мелодию “волн и ветра”, а местные прозвали нестандартную достопримечательность морским органом.

Башич показал публике свой нетипичный проект больше десяти лет назад. В 2006 году его работа даже сумела заполучить всеобщее признание, что произошло в рамках масштабного и достаточно известного за рубежом конкурса. Речь идет о ежегодном European Prize for Urban Public Space. Инструмент, установленный в 2005 на просторах Задара, стремительными темпами завоевал признание местных жителей и стал одним из главных памятных мест города.

До сих пор эксперты не могут с уверенностью назвать морской орган полноценным музыкальным инструментом, поскольку в нем не предусмотрено наличие соответствующего музыканта, которому необходимо с ним взаимодействовать. Конструкция работает благодаря мензурированным трубкам, скрытым из виду под ступенями набережной, а звук высвобождается посредством специальных отверстий. Музыка, создаваемая органом, неимоверно приятна для слуха. Колебание звука осуществляется благодаря совокупности движения воды и воздуха, что и делает творение архитектора неповторимым.

Набережная Задара в 2008 году успешно пополнилась еще одним детищем архитектора — инсталляцией, известной как “The Greeting to the Sun”. Она состоит из 300 пластин, под которыми скрываются солнечные батареи, а свечение удачно совпадает со звуками, исходящими от морского органа. Дополняя друг друга, эти объекты являют присутствующим поразительное шоу, особенно по вечерам.

Источник

Гидравлофон: водяной музыкальный инструмент

Гидравлофон — удивительный музыкальный инструмент, использующий жидкость для звукоизвлечения. Он отличается от всех известных «водяных» инструментов, потому что в них звучание создает все же воздух, а жидкость не более чем рабочее тело гидравлического механизма, нагнетающего воздух в трубки. В гидравлофоне же именно колебания жидкости — чаще всего воды — создают звучание.

Музыканту, играющему на этом инструменте, приходится напрямую иметь дело с жидкостью: для получения нот на гидравлофоне нужно прикрывать пальцами дырочки, как в блокфлейте или вистле, но из дырочек бьют струйки воды. Водный инструмент удобнее своих воздушных сородичей: в нем каждое отверстие соответствует одной ноте, что позволяет брать целые аккорды. Для большего удобства ноты расположены по порядку, как на фортепиано, а струйки воды, истекающей через отверстия, создают даже подобие клавиатуры — мокрой и постоянно движущейся.

Нота за нотой

Создатель гидравлофона Стив Мэнн — канадский изобретатель, известный своими носимыми компьютерами, — занимается необычными музыкальными инструментами более 20 лет. «Забавно звучат сантехнические приборы, — говорит он. — Мне всегда хотелось научиться использовать эти звуки для извлечения музыки». Начав с воды из садового шланга (прототип гидравлофона назывался «водный рожок» и имел всего одну струйку для управления звуком), Мэнн прошел долгий путь исследований и создал множество моделей с похожим принципом действия.

Пользуясь внешним сходством, гидравлофон часто называют водной флейтой, но их подобие лежит гораздо глубже — в принципе звукоизвлечения. Когда исполнитель пальцем отклоняет струйку воды, давление в ней повышается, и часть воды из нее отправляется в отводную трубку, ведущую на звукоизвлекатель внутри инструмента, так же, как воздух вдувается внутрь флейты. В разных моделях гидравлофона для получения звука используются лабиальные трубки, то есть маленькие флейты, металлические язычки, как в саксофоне, вращающиеся перфорированные диски, как в пневматической сирене, и другие механизмы, заставляющие жидкость вибрировать на определенной частоте.

Гидравлофон — очень чувствительный музыкальный инструмент. Звучание ноты зависит от того, как мы взаимодействуем со струйкой воды на клавиатуре: закрыли мы ее, прикрыли или отклонили в сторону (при полном закрытии громкость звука максимальна, поскольку весь поток перенаправляется на звукосниматель). В электрическом варианте инструмента музыкант управляет высотой, громкостью и тембром звука во время исполнения, причем он может отдельно варьировать каждую ноту взятого аккорда (редчайшее для музыкальных инструментов свойство). Таким образом, можно играть и аккомпанировать себе одновременно, прихотливо разделяя и переплетая основную и второстепенную мелодии.

Таким образом, гидравлофон представляет собой набор из множества монофонических «водных флейт», каждой из которых музыкант может управлять одним пальцем, регулируя громкость звука.

Исследователи пошли дальше и сделали электрический гидравлофон, чтобы заставить звучать малейшие завихрения потока. К звуковым механизмам каждой струйки подключили простейшие гидрофоны, с помощью электронной фильтрации избавились от побочных эффектов, и водная клавиатура стала еще более чувствительной к движениям музыканта.

Источник

Музыка под водой: как датские инноваторы дают концерты в аквариумах

На темной сцене стоят пять подсвеченных аквариумов, в каждом из них — человек в мутноватой воде. В обычной одежде, без каких-либо дыхательных приспособлений; волосы облаком плавают вокруг головы, глаза открыты и смотрят на зрителей сквозь воду. В руках у людей в аквариумах — музыкальные инструменты, которые не так-то просто обозначить привычными для музыкальных инструментов названиями. Вот они начинают звучать, и звучание это тоже непривычное и космическое. Такой же и вокал: из открытых ртов перформеров не появляются ожидаемые пузырьки воздуха, так что вообще непонятно, откуда раздается пение. Этот подводный концерт — AquaSonic, проект датского коллектива Between Music, который смешивает в своей деятельности элементы перформанса, визуального искусства, музыки и новых технологий.

У истоков группы стояла Лайла Сковманд — художественный руководитель, композитор и исполнитель. Все начиналось в 2006 году с экспериментов Лайлы с подводным пением, которое выглядело буквально как пение в миску с водой. Бульканье пузырьков воздуха, которые образовывались в воде, портили звук и не устраивали Лайлу с визуальной точки зрения. Поэтому она стала совершенствовать свой подводный вокал и выработала технологию, при которой воздух не выходит изо рта вместе со звуком. Для этого нужно держать во рту пузырь с воздухом и петь сквозь него. Так как объем пузыря ограничен ротовой полостью, петь приходится короткими фразами с паузами или чаще выныривать на поверхность. В 2007 году Лайла уже продюсировала и исполняла Watervoice — одиночный перформанс в аквариуме, а также сотрудничала с другими художниками.

В 2009 году по инициативе администрации датского города Орхуса на базе Between Music был основан проект AquaSonic. Его участники вместе с экспертами по киматике и аудиотехнологиям изучают распространение звука под водой, привлекают к экспериментам дайверов и сотрудничают с мастерами по изготовлению музыкальных инструментов. Специально для проекта были созданы подводные версии перкуссии, скрипки и новые инструменты — ротакорда и кристаллофон. Ротакорда — щипковый инструмент, который с натяжкой, но все же можно назвать похожим на шестиструнную гитару. Кристаллофон представляет собой нанизанные на крутящийся стержень стеклянные сосуды разных размеров, которые звучат при прикосновении пальцев.

Еще один инструмент модифицировали специально для AquaSonic. В 2013 году совместно с инженером Стивом Мэнном и музыкантом Райаном Джензеном был организован исследовательский проект, в ходе которого гидравлофон, который еще называют водным органом, перестраивали для функционирования под водой. Стив Мэнн спроектировал гидравлофон еще в 1985 году, и это был первый в мире музыкальный инструмент, который использовал воду непосредственно для извлечения звуков, а не только как рабочее тело в гидравлическом механизме. По принципу действия гидравлофон напоминает флейту-фонтан: из множества отверстий на «клавиатуре» бьют струйки воды, и от того, насколько перекроешь струйку, зависит громкость звука. Такие инструменты устанавливают на городских площадях: гидравлофоны просты в обращении и интересны детям.

наука, изучающая видимый звук и вибрацию (обычно — поверхности мембраны, покрытой тонким слоем частиц или жидкости, движение которых анализируется)

Новая среда распространения звука обуславливает новые правила. При проектировании инструментов пришлось учитывать много дополнительных параметров: скорость распространения звука в воде, размер бассейна и акустику в нем, электропроводность и влагостойкость материалов. Так, деревянная скрипка под водой звучала отлично, но приходила в негодность уже через несколько репетиций, а значительное присутствие медных и цинковых элементов в инструменте могло привести к удару током. Решением стала скрипка из углеродного волокна и композитных материалов.

Вызовом стало не только создание инструментов, но и вообще функционирование перформеров под водой. Решать проблемы дыхания, зрения и слуха нужно было с учетом визуального соответствия выбранных средств общему стилю проекта. В итоге от всех приспособлений для дыхания решили отказаться в пользу выныриваний на поверхность примерно раз в минуту. Глаза решили оставить либо в небольших прозрачных подводных очках, либо — чаще — и вовсе без них. Чтобы слышать друг друга и координировать свои действия, участники используют водонепроницаемые наушники. Водонепроницаемыми пришлось сделать и микрофоны, хотя начиналось все с эксперимента, когда на обычные микрофоны надевали презервативы.

В 2013 году участники AquaSonic пробовали презентовать себя в другом формате: они исполняли композиции в общественном бассейне, куда ныряли не только музыканты, но и зрители. Такой ход не пошел на пользу качеству звука — плескание множества людей в воде заглушало музыку. Из отдаленных и спокойных зон бассейна ее еще можно было слышать, а вот видеть музыкантов — уже нет. Эксперимент признали неудачным, а участники проекта разошлись обратно по своим персональным аквариумам.

Выступление в аквариумах создает более мощный визуальный образ, чем плескание в бассейне, а эффект, который оказывает картинка, для проекта важен так же, как и музыка. В особом стиле выдержана и одежда перформеров: ее создателей хоть и вдохновили жители подводного мира, но буквально как костюмы рыб она не выглядит. Сейчас дизайнеры, с которыми сотрудничает проект, экспериментируют с люминесцентными материалами.

Известно, что AquaSonic — первая из четырех частей масштабной работы коллектива Between Music на тему эволюции человека. Дальше, как следует понимать, должен появиться проект о трудностях жизни первых земноводных на суше, и есть все шансы, что у Between Music получится его воплотить так же впечатляюще. А пока кроме подводных концертов можно посмотреть клип Bones of Bruised Houses, в котором из песка выглядывают в основном только конечности музыкантов с инструментами.

Источник

Читайте также:  Для клизмы воду надо кипятить
Оцените статью