Исследовательский проект «Музыкальные бутылочки. Откуда берется звук?»
Анастасия Лагутова
Исследовательский проект «Музыкальные бутылочки. Откуда берется звук?»
Конкурс научно – исследовательских работ и творческих проектов воспитанников
«Я — юный исследователь»
Музыкальные бутылочки. Откуда берется звук?
музыкальный руководитель
Лагутова Анастасия Германовна
воспитанница подготовительной группы
г. Лабытнанги, 2019 г.
Цель проекта: 1. Получить знания, что такое звук.
2. Каким образом извлекаются звуки из музыкальных бутылочек.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1. Узнать из литературы и интернета информацию о звуке.
2. Провести опыт и сделать музыкальный инструмент.
В данном исследовании использовались и применялись следующие методы и приёмы: наблюдение, сбор информации, беседа, рассказ музыкального руководителя, экспериментальная деятельность (опыт, чтение художественной литературы, игры по этой теме.
По окончании экспериментальной деятельности получены следующие выводы: я узнала, как происходит звук, каким он бывает, и экспериментальным путём доказала, что из стеклянных бутылочек можно изготовить музыкальный инструмент.
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой.
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
После прочтения стихотворения мне стало интересно, как ветер воет, ведь у него нет ни рта, ни языка.Есть даже такая загадка про ветер: «Летает, а не птица, воет, а не зверь». Вот я и решила выяснить, откуда берется звук? Могу ли я сама создать звук ветра? Я обратилась за помощью к музыкальному руководителю Анастасии Германовне, чтоб она объяснила, что такое звук и с помощью чего я могу создать звук ветра? Она рассказала мне, что звук ветра можно извлечь из обычной стеклянной бутылочки и не один, а много разных по высоте звуков. Мне захотелось это проверить. Чтобы ответить на все интересующие меня вопросы я обратилась к книгам и интернету. Я узнала, что с рождения человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем мире. Люди давно стали догадываться о том, как рождается звук. Звуки начали изучать еще в далекой древности. Наука о звуке называется – акустика.
В детской энциклопедии, я узнала, как создать звук, достаточно просто крикнуть, постучать, похлопать, вот и возник звук. Звук бывает естественный (например, звуки речи людей, жужжание насекомых, голоса птиц, шелест листьев, шум ветра).
Искусственный (звук музыкальных инструментов, работающих устройств, машин и т. д.)
Звуки бывают высокие и низкие, громкие и тихие. Звуки мы можем усилить с помощью специальных предметов. Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук — шорох, шелест, скрип, стук. Для восприятия звуков человек имеет тончайший аппарат — ухо. Ухо может воспринимать самые различные звуки. Оно может выделять из многих доносящихся одновременно звуков только те, которые нас интересуют.
Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум — он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Я задумалась, как получаются звуки? Откуда берутся звуки?
Звук ветра получается, когда мы дуем в бутылочное горлышко.
Я решила сделать свой музыкальный инструмент из стеклянных бутылочек с помощью музыкального руководителя, и посмотреть, какой звук будет из них выходить.
Объект нашего исследования: стеклянные бутылки.
Предмет: как звук меняется при разном количестве воды в бутылке.
•Гипотеза: я предполагаю, что звук в бутылке становится выше, если воды в ней больше.
• Исследование проводилось с 1 февраля по 28 февраля 2019 года.
1. Теоретический этап
Словарь терминов и понятий.
Звук — это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания.
Акустика — наука о звуке.
2. Исследовательский этап.
Из книг я узнала, что звук — это вибрация, чем больше частота колебаний, тем выше звук.
Если дуть через горлышко бутылки, воздух внутри бутылки начинает вибрировать, и появляется звук. Чем больше высота столба воздуха в бутылке, тем ниже получается звук, который можно из нее «выдуть». Например, музыкальный духовой инструмент флейта. Звук из нее извлекается по тому же принципу, что и из бутылки.
Я взяла обычную стеклянную бутылку. Поднесла ее к губам под небольшим углом и подула вдоль горлышка (не внутрь). И услышала низкий звук.
Затем я наполнила бутылку водой до половины и еще раз подула, звук стал более высоким. Это значит, что «сыграна» другая музыкальная нота.
Вывод: таким образом, все проведенные мной опыты доказывают, что звук — это вибрация. Звук в бутылке становиться выше, если воды в ней больше. Моя гипотеза подтвердилась.
2.1. Экспериментальная деятельность.
Мы взяли канцелярскую резинку, натянули ее и между пальцами, я задела резинку и она мелко задрожала, издавая звук.
Вывод: звук-это вибрация. Резинка дрожит, и качает собой воздух, создавая в нем волну (приложение 1).
Я взяла тонкую и длинную ветку от дерева и помахала ей из стороны в сторону, но ничего не услышала. А когда я стала сильно-сильно махать, то услышала свист, как у ветра.
Вывод: скорость ветра высока, поток ветра рассекается и создаются вихри, которые заставляют ветку мелко дрожать, поэтому мы слышим свист (приложение 2).
Я смастерила рупор из картона, сложила его в виде конуса и подудела в него.
Вывод: я определила, что звук доносится на более дальнее расстояние (приложение 3).
Я взяла пустую миску и миску с водой, стала бросать камешки в них, услышала звук.Вывод: я определила, что звук громче при бросании камешков в пустую миску (приложение 4).
Материал: 6 бутылочек, краски, вода, наклейки с цифрами.
С музыкальным руководителем мы решили сделать свой музыкальный инструмент. Мы взяли 6 бутылочек, налили в них воду, разного количества, затем, подув в них, Анастасия Германовна определила, какая нота звучит. На каждую бутылочку мы наклеили цифру.
Теперь я могла сыграть известную народную песенку «Весёлые гуси», я дула в бутылки так, как показано на диаграмме (приложение 5).
Вывод: в полной бутылке мало воздуха, он быстро вибрирует, производя высокую ноту, в пустой бутылке много воздуха, он колеблется медленнее и дает низкую ноту.
Звук — это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания. Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Я создала свой «музыкальный инструмент» из стеклянных бутылочек и извлекала звуки, различные по высоте путем выдувания.
1) Белавина И., Найденская Н., Планета-наш дом. Мир вокруг нас. — М., 1995. [ https://search.rsl.ru/ru/record/01001731534]
2) Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. -М. ,1987.
3) Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. -М., 2001. с. 5,с. 52.,с. 80
4) История открытий/ Пер. с англ. А. М. Голова. -М., 1997.
5) [ http://scibio.ru/] Журнал наука и образование. Классификация звуков.
6) [ https://school-science.ru/] ; [ https://www.livelib.ru/book/1000508796/about-ya-poznayu-mir-fizika-aleksandr-leonovich]
1. Эксперимент «Резиночка»
2. Эксперимент «Веточка»
3. Эксперимент «Рупор»
4. Эксперимент «Камешки»
5. Эксперимент «Музыкальные бутылочки»
Диаграмма «Веселые гуси»:
«Музыкальные картинки». Проект для детей дошкольного возраста «Мамочка любимая моя». Творческий проект для детей старшей группы. Воспитатели: Кетоева З. Т., Дзиова А. М. Паспорт проекта: Тип проекта:.
Беседа «Откуда берется здоровье?» МБОУ ООШ с. Марьино – Николаевка Дошкольная группа «Ромашка» Подготовила воспитатель: Крючкова Е. А. 2017 год Беседа.
Исследовательский проект «Где живет звук». Старшая группа «Где живёт звук?» Участники проекта: дети старшей группы Тип проекта: исследовательский Продолжительность: средней продолжительности Проблемные.
Исследовательский проект «Откуда появился значок» Введение Листая альбом с фотографиями, мы всегда обращаем внимание на то, как раньше жили наши предки, бабушки и дедушки, какую одежду.
Краткосрочный проект «Откуда хлеб пришел» Участники проекта: дети средней группы №6 «Бельчата» МАДОУ д/с №50 «Умка», родители воспитанников, педагог. Продолжительность проекта:.
Мини-проект «Откуда хлеб пришел» Проект «Откуда хлеб пришел» Воспитатель Журавлёва И. В. Вид проекта: познавательно-творческий. Тип: краткосрочный (08.04.- 12.04.2019) Участники.
Познавательно-исследовательский проект «Звук и Свет» ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЗВУК И СВЕТ» Педагоги группы № 5: Грачева С. И. Попова Е. В. Название проекта:.
Проект «Музыкальные инструменты» Проект «Музыкальные инструменты» Руководитель проекта: Тенсина Юлия Владимировна – музыкальный руководитель. Участники: дети, родители.
Проект «Музыкальные профессии» МДОУ «Детский сад №23» Проект: «Музыкальные профессии» Разработчик: Музыкальный руководитель Губанцева Н. А. Ростов, июль – август,2019.
Проект в подготовительной группе «Знакомьтесь: музыкальные инструменты» «ЗНАКОМЬТЕСЬ: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Вид проекта: тематический, групповой, комплексный. Участники: дети подготовительной группы Возраст.
Источник
Стеклофон своими руками
Наполни дом музыкой! Мы расскажем, как сделать музыкальный инструмент из обычных вещей, которые найдутся у каждого в доме.
Тебе понадобится:
- 8 одинаковых стеклянных бутылок,
- вода,
- ложка,
- пищевой краситель.
- Одну бутылку заполни водой, а вторую оставь пустой. Задней стороной ложки стукни по бутылкам – ты услышишь низкий и высокий звуки.
- Заполни водой третью бутылку наполовину и расположи её между первых двух. Точно так же проверь её звук – он должен быть средним.
- В остальные бутылки налей разное количество воды. Можешь для красоты добавить в каждую пищевой краситель.
- Расположи все бутылки в порядке убывания воды. При необходимости корректируй её количество.
- Поочерёдно постучи ложкой по бутылкам – ты услышишь 8 звуков, от самого низкого до самого высокого. Это ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
- Подуй поочерёдно в горлышки. Звук изменился!
Твой музыкальный инструмент готов – теперь ты можешь устраивать домашние концерты! Но для начала потренируйся на простых детских песенках. Например, попробуй исполнить «Маленькой ёлочке холодно зимой» или «Жили у бабуси».
Как это работает?
Когда ты стучишь по стеклу, оно начинает вибрировать и мы слышим звонкий звук. Жидкость снижает степень этой вибрации, поэтому постукивание по полной бутылке даёт низкий звук. Чем меньше воды в бутылке – тем сильнее вибрирует стекло и тем выше звук. А когда ты дуешь в горлышко, то колеблется уже не стекло, а воздух. И чем больше воздуха в бутылке, тем звук получается ниже. Добавление воды уменьшает количество воздуха в бутылке – воздух колеблется меньше и звук становится выше.
Источник