Мыло не получилось (проблемы при мыловарении из основы и способы их решения)
Эта статья поможет начинающим мыловарам избежать распространенных ошибок, ведь, так хочется, чтобы каждое мыло получалось таким, каким задумывалось! Конечно, опыт приходит постепенно, но лучше не допускать ошибок и знать о последствиях того или иного действия, чтобы результат не разочаровывал, а процесс мыловарения приносил только удовольствие.
Ниже я расскажу о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми так или иначе сталкивается начинающий мыловар, о причинах их возникновения и опишу способы решения.
- Проблема №1.Готовое мыло разваливается или крошится, слои мыла не сцепились друг с другом
Почему это происходит?
Причина 1. В мыльную основу добавлено слишком много сухих скрабящих частиц (молотый кофе, корица и др.)
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Не добавляйте более двух чайных ложек сухих скрабящих частиц на 100 граммов мыла.
Причина 2 . Мыло содержит несколько слоев, вставок, вплавляемых деталей, которые плохо сцепились между собой.
Способ решения. Всегда сбрызгивайте все слои, вплавляемые детали, вставки и формочку спиртом, не допускайте полного остывания первого слоя до того, пока не залит следующий слой. Также, перед заливкой следующего слоя предыдущий можете слегка поцарапать палочкой или ножом (такой способ сцепления подходит, если вы создаете непрозрачные слои).
Причина 3 . Мыло высохло.
Способ решения . Не храните мыло более 5 месяцев и всегда используйте упаковку, например, пищевую пленку.
- Проблема №2.Готовое мыло плохо мылится
Почему это происходит?
Причина 1. Мыло высохло.
Способ решения. Не храните мыло более 5 месяцев и всегда используйте упаковку, например, пищевую пленку.
Причина 2 . Добавление большого количества базовых масел.
Способ решения . Соблюдайте пропорцию! На 100 граммов мыльной основы старайтесь добавлять не более 1/3 чайной ложки базового масла.
- Проблема №3. Мыльная основа мутнеет, образуются пузырьки воздуха
Почему это происходит?
Причина 1. Перегревание и кипение мыльной основы.
Способ решения. Желательно плавить основу на водяной бане, так основа никогда не перегреется. Если же вы используете микроволновую печь, установите на ней мощность не более 600 Вт и внимательно следите за процессом плавления. Сбрызните расплавленную основу спиртом, если пузырьки все-таки появились.
Причина 2. Интенсивное перемешивание горячей мыльной основы.
Способ решения. Перемешивайте горячую мыльную основу спокойно и не торопясь во избежание нежелательных пузырьков воздуха.
- Проблема №4.Расплавились вплавляемые детали
Почему это происходит?
Причина. Заливаемая основа слишком горячая.
Способ решения. Обязательно дайте основе немного остыть перед заливкой. Для этого 2-2,5 минуты мешайте ее, не допуская образования пленки на поверхности. Как только основа немного остынет, аккуратно залейте ее в форму не направляя струю на вплавления.
- Проблема №5. Слои мыла окрасили друг друга
Почему это происходит?
Причина. Использование мигрирующих красителей*.
Способ решения. При создании многослойного мыла, а также мыла со свирлами, вплавлениями и разноцветными вставками используйте немигрирующие красители**.
- Проблема №6.Готовое мыло потемнело
Почему это происходит?
Причина. Использование отдушки с ванилью.
Способ решения . Используйте стабилизатор ванили или основу Crystal HCVS, в которой уже содержится до 2% ванили или отдушек с ванилью.
- Проблема №7. Готовое мыло сушит кожу
Почему это происходит?
Причина 1 . В мыло добавлено большое количество отдушек.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Отдушек не должно быть более 4-10% от общего объема мыла.
Причина 2 . В основу не добавлено или добавлено небольшое количество базовых масел.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! На 100 граммов мыльной основы добавляйте 1/4 — 1/3 чайной ложки базового масла.
Причина 3. Использование марганцовки, в качестве красителя.
Способ решения. Не окрашивайте марганцовкой мыло, т.к. даже при ее небольшом содержании, мыло будет сушить кожу.
- Проблема №8.Мыло не застывает
Почему это происходит?
Причина. В основу добавлена вода.
Способ решения. Никогда не добавляйте в основу воду. Даже в небольшом количестве она нарушает химический состав основы и не дает ей застыть.
- Проблема №9. В готовом мыле не чувствуется аромат отдушки или эфирного масла
Почему это происходит?
Причина 1. В основу добавлено небольшое количество отдушки или эфирного масла.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Количество отдушки или эфирного масла должно быть 4-10% от общего объема мыла.
Причина 2. Отдушка или эфирное масло были добавлены в слишком горячую основу и улетучились.
Способ решения. Соблюдайте последовательность добавления ингредиентов в мыльную основу и не добавляйте отдушку или эфирное масло в слишком горячую основу! В жидкую растопленную основу сначала добавьте базовое масло, затем краситель, а чуть позже, когда основа немного остынет, отдушку или эфирное масло.
- Проблема №10. Краситель не окрашивает основу
Почему это происходит?
Причина 1. Использование неразведенного минерального пигмента.
Способ решения. Разведите минеральные пигменты водой или глицерином в пропорции 1:3 или 1:4, хорошо взболтайте!
- Проблема №11. Мыло не извлечь из пластиковой формы
Почему это происходит?
Причина 1. Использование пластиковой формы с царапинами и микротрещинами на внутренней стороне.
Способ решения. Поставьте форму с готовым мылом на несколько секунд в холодильник, это облегчит процесс извлечения мыла. Если такой способ не поможет, осторожно вставьте между стенкой формы и мылом тонкий нож или что-нибудь острое (необходимо, чтобы в этом месте образовался воздушный пузырь, такое действие ослабит сцепление мыла со стенкой формы), делайте это аккуратно, не повреждая мыло, повторите в четырех-пяти местах. Затем надавите на дно формы с обратной стороны – мыло должно легко извлечься.
Причина 2. Мыло окончательно не застыло.
Способ решения. Дождитесь полного застывания мыла, на ощупь оно должно быть прохладным.
- Проблема №12.На поверхности готового мыла появился белый (мучнистый) налет
Почему это происходит?
Причина 1. Использование в качестве добавки шоколада или какао.
Способ решения. Не используйте шоколад или какао в качестве добавки при изготовлении мыла.
Причина 2. Использование муравьиного спирта, в качестве жидкости от пузырьков.
Способ решения. Используйте этиловый спирт или салициловую кислоту (продается в аптеке).
- Проблема №13. В готовом мыле появилась плесень
Почему это происходит?
Причина. Использование в качестве добавок цедры цитрусовых, свежих фруктов и овощей, кофе в жидком виде, сливок (молока).
Способ решения. Не используйте вышеперечисленные продукты при изготовлении мыла.
- Проблема №14. Мыло окрашивает кожу и воду
Почему это происходит?
Причина. В основу добавлено большое количество красителя.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Красителей должно быть 0,5-4% от общего объема мыла.
- Проблема №15. На поверхности мыла образовались жирные следы
Почему это происходит?
Причина. В основу добавлено большое количество базовых масел.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! На 100 граммов мыльной основы добавляйте не более 1/3 чайной ложки базового масла.
- Проблема №16. Добавленные в мыло сухоцветы или скрабящие сухие частицы распределились неравномерно
Почему это происходит?
Причина. Сухоцветы или скрабящие сухие частицы были добавлены в горячую основу.
Способ решения. Дайте основе немного остыть, перед тем как добавить сухоцветы или скрабящие сухие частицы. Для этого помешайте 2-2,5 минуты основы, не допуская образования пленки на поверхности.
Вот, пожалуй, мы и обсудили наиболее часто встречающиеся проблемы при мыловарении из основы и способы их решения. «Предупрежден – значит вооружен!» — так гласит крылатая фраза и, теперь, вооружившись полученными знаниями, смело творите! Желаю вам удачи!
* Мигрирующие красители смешиваются («мигрируют») в одном многоцветном мыле, проникая друг в друга через границу основы даже в готовом (застывшем) мыле. Мигрирующие красители желательно использовать только в одноцветном мыле.
** Немигрирующие красители не смешиваются (не «мигрируют») в одном мыле. Такие красители используются в многоцветном мыле.
Источник
Про мыло с нуля. Часть 4 «Красители для мыла»
Хочу продолжить тему о натуральном мыле ручной работы с нуля. И поделиться с вами о том, какие красители используются для украшения мыла. Мыло ручной работы является не только косметическим и гигиеническим средством, но и продуктом творчества, поэтому в процессе изготовления много внимания уделяется его внешнему виду. Для большей привлекательности и оригинальности в мыло обычно добавляют различные красители, которые придают ему законченный вид. Можно даже сказать, что краситель является одним из самых главных компонентов мыла. Ведь человека, в первую очередь (к сожалению), привлекает именно цвет мыла, потом его запах, а затем, и другие свойства. Когда изготавливаешь мыло из основы, тут все просто, сразу можно видеть конечный результат, т.е. каким цветом будет ваше мыло. Можно корректировать, меньше или чуть больше добавить красителя. Но с мылом с нуля все намного сложнее. Щелочь очень агрессивная среда и предсказать конечный результат цвета мыла очень трудно. Иногда получаешь совсем иной цвет, чем рассчитывал. Когда изготавливаешь мыло с нуля, иногда приходиться выбирать между красотой и большей полезностью. Когда делаю мыло на отварах трав, добавляю пудры цветов и растений, аюрведические пудры, или с серой, березовым дегтем, ну никак не получается мыло ярких цветов. И ещё раз повторюсь, одни и те же красители могут по-разному отреагировать в мыле с нуля, в зависимости от состава масел, различных добавок. Реакция щелочи на красители не предсказуема. И еще позвольте дать совет, не увлекайтесь большим количеством красителей. Я в самом начале своего творчества, увидела на одном ролике, как красиво делают свирлы из 12 видов пигментов. Рецепт был на испанском, я с трудом перевела на русский. С усердием сделала свирлы в мыле, с применением 10 видов пигментов. Свирлы получились, но вид мыла был, как разноцветный пластилин. Я выставила фото этого мыла в начале статьи, но там оно уже переделано, и оформлено в белую рамку. Так чтоб не разочаровываться, имейте меру и в количестве самого красителя, и в их разнообразии. Лучше не доложить, мыло будет намного нежнее.
Существует несколько видов красителей: косметические пигменты, жидкие пигменты, жиро- и водорастворимые пищевые красители. Натуральные красители для мыла.
Диоксид титана . Данное вещество представляет собой белый порошок, которым можно отбелить мыло. Я его растворяю в глицерине.
Водорастворимые красители . Такие красители в форме порошка или жидкости экономичны, безвредны для кожи и очень просты в применении. Водорастворимые красящие вещества придают мыльной основе однородный цвет, сохраняя его прозрачность. Благодаря их использованию, получается готовое мыло чистых и нежных оттенков. Но в мыле с нуля я лично их не пробовала.
Масляные (жирорастворимые). Такая смесь красящих органических продуктов и веществ получается химическим путем. Масляные красители используются при окрашивании «мыла с нуля», мыльной основы и твердых масел (в процессе изготовления пралине для ванн, массажных плиточек и проч.) и позволяют получить очень красивые и яркие цвета.
Пигменты (косметические). Данные красители подходят как для изготовления «мыла с нуля», так и для окрашивания мыльной основы. В ассортименте представлены жидкие и сухие пигменты, которые используются для получения четких границ оттенков. Такие красящие вещества со временем не меняют свой цвет и не мигрируют. Сухие косметические пигменты. Этот вид красителя дает красивый и очень стабильный цвет, который не мигрирует. Поэтому пигменты используют для придания четкости рисунку и при использовании технологии «свирлы в мыле». Во избежание появления комочков , этот краситель предварительно смешивают с небольшим количеством глицерина или масла. Жидкие косметические пигменты. Это сухие косметические пигменты, которые были предварительно разведены в базовом масле.
Осторожность необходимо проявить только при дозировке красящего вещества (на кончике ножа на 500 г жира/масла), слишком много красителя окрашивает вместе с мылом и пену, что выглядит не очень красиво.
Глиттеры представляют собой мелко нарезанные из разноцветной пленки блестки различного размера и формы (сердечки, звездочки и др.) Такие декоративные элементы используют в мыле из прозрачной основы, они придают мылу блеск, не меняя цвета основы. Для мыла с нуля тоже не вижу необходимости их использования. Хотя фантазии и творчеству нет придела, и кто-то может их использовать. Например, присыпать верх мыла.
Перламутры (мики). Такой краситель представляет собой стойкий, немигрирующий блестящий порошок, который используется для украшения прозрачного мыла. На одном сайте, я увидела очень светлое, нежное мыло с нуля. Автор этого мыла пишет, что для белизны мыла, она использует именно белый перламутр. А так же, она перешла на окрашивание мыла по технике «свирлы», именно перламутрами. Надо будет попробовать. Я их иногда использую для украшения верха мыла и для оттисков для мыла.
Неоновые . Имеют яркие кислотные цвета, при этом могут светиться при ультрафиолете. Так же могут быть жидкими или сухими. Для мыла с нуля можно добавлять сухой пигмент прямо в мыльную сырую массу на этапе следа или перетереть в масле для пережира. Не вступают в реакцию со щелочью.
Растительные пигменты. Сейчас можно приобрести растворимые в воде растительные пигменты. Они хорошо получаются, если мыло проходит гелиевую фазу. Не экономьте на растительных пигментах: 1 чайную ложку с горкой и больше на 500 гр. базового масла. Хорошо размешайте, иначе пигменты слипаются в комочки (чисто оптическая проблема, так как растительные пигменты хорошо переносятся кожей).
Пигментные пасты . Бывают жирорастворимые (например, дисперсии на касторовом масле) и водорастворимые (глицериновые, спиртовые или пропилен-гликолевые). Как правило, такие пасты необходимо еще дополнительно разбавлять. Разбавлять пигментные пасты тем, в чем паста диспергирована, т.е. жирорастворимые — маслом, а водорастворимые — водой или глицерином (т.к. глицерин является водорастворимым продуктом).
Для мыла с нуля лучше брать жирорастворимые пигментные пасты т.к. они растворятся в маслах и не выплывут на поверхность как водорастворимые. Или, если вы делаете глицериновое мыло с нуля, то тогда возможно использование глицериновых дисперсий. Не вступают в реакцию со щелочью и стабильны.
Натуральные пищевые красители для мыла производят из природных и синтетических веществ, пригодных для употребления в пищу. Они безвредны как для нашего организма, так и для нашего тела, кожи. Покупая пищевые красители помните, что они мигрирует в мыле из основы и не пригодны для многослойного и разноцветного мыла. Пищевые красители отличаются яркостью красок. В мыле с нуля, вступая в реакцию со щелочью, не все пищевые красители сохраняют цвет. Они обычно выцветают со временем, а также часто окрашивают воду или пену.
Гелиевые красители. Не всегда являются пищевыми. Гелиевые красители концентрированы и иногда нуждаются в дополнительном разбавлении водой, потому что водорастворимы. Разбавлять их нужно немного, лишь капнув геля в ложечку с водой и окрасить мыло. Для мыльной основы можно добавлять в чистом виде, а можно разбавить для получения более нежных оттенков. И хоть считается, что для мыла с нуля не пойдут, так как могут всплыть на поверхность и часто вступают в реакцию со щелочью и приобретают не те цвета, я пользуюсь гелевыми пищевыми красителями производства США. Но не всегда получается тот цвет, который задумываешь. Чтобы цвет не менялся, лучше всего не вводить мыло в гель.
Теперь поговорим о натуральном окрашивании мыла. Вообще, цвет основной массы мыла определяется цветом используемых жирных и эфирных масел и жиров, чем они светлее, тем белее получится готовое мыло. Масло кокоса, подсолнечное масло, масло лесного ореха и рапса создают белое мыло. Пальмовое масло делает мыло желтоватым, нерафинированное пальмовое масло оранжевого цвета – желтым или темно-оранжевым. Из желтого или зеленого масла не получится чистого белого цвета. БЕЛЫМ мыло становится, при добавлении в него двуокиси титана. Этот порошок является составляющим компонентом зубных паст. Натуральными и абсолютно безвредными красителями являются некоторые природные компоненты.
Натуральные красители : Получают эти красители из натуральных компонентов, глин, соков, специй, растений, хны, кофе, какао и т. д. Со временем в мыле натуральные красители могут поменять цвет, выцвести, но они придадут не только цвет, но и добавят полезные свойства готовому мылу. Кофе и какао дадут насыщенный коричневый цвет. Хлорофилипт – зеленый, а облепиховое масло – оранжевый.
Разноцветная лечебная грязь (глины ) С помощью глины можно получить очень симпатичные цветовые эффекты. Бывает глина розового, зеленого, желтого, черного и красного цветов. Желтая глина, даст желтый цвет, розовая – розовый. Однако, краски получаются слегка приглушенными, так как натуральные. Для этих же целей (окраски мыла) можно использовать коричневую лечебную грязь Мертвого Моря. В черный цвет мыло можно окрасить активированным углем.
Травы. Лучше всего получается красить травами и цветками – размолотыми так мелко насколько это возможно. Для лучшего эффекта помол можно пропустить сквозь сито. Результаты могут отличаться раз от раза и, кроме того, интенсивность цвета зависит также от состава используемых масел.
Индиго. Большее количество индиго делают в Египте. Он имеет замечательный синий цвет. Цвет хорошо сохраняется в мыле и не выцветает.
Экстракт семян аннато . 10 г достаточно на 2 кг масляно-жировой смеси. Предварительно смешайте порошок в чайной ложке масла. Однако краска может ослабевать, так как содержащийся в порошке бетакаротин имеет тенденцию выгорать на протяжении нескольких месяцев. Если вы приобрели не экстракт, а цельные семена аннато, из них можно сделать масляную вытяжку.
Морковный сок Можно использовать вместе с водой для замешивания щелочного раствора. Можно взять 1/3 воды и 2/3 морковного сока. Получается и с другими пропорциями. Мыло получается чудесно оранжевым, однако, краска держится не долго и выцветает. Такое мыло нужно или быстро израсходовать или хранить в темном месте. Зато, бетакаротин хорошо воздействует на кожу.
Алканна Из корней алканны можно сделать масляную вытяжку. Для этого возьмите 200 мл. масла лесного ореха (лещины), оливковое, миндалевое или рапсовое масло. Подогрейте масло в горячей бане и добавьте в него 1 столовую ложку (25 гр) корней алканны. Корни имеют коричневый цвет, но окрашивают масло в красный. Оставьте смесь масла и корней, по крайней мере, на 24 часа, чтобы растение отдало больше цвета. Чем дольше смесь будет стоять, тем темнее и интенсивнее будет красный. В промежутки слегка подогревать. Такие масляные вытяжки, называют мацератами, и их можно делать из разных видов растений и на разных маслах.
Это общая информация. А вообще окрашивание мыла с нуля, это индивидуальный поиск и выбор мастера. Экспериментируем. Тут большой выбор. Что приемлемо для одного мастера, другой мыловар не признает.
Источник