Окружающий мир 3 класс Тема: «Огонь, вода и газ»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок, презентация, тест, памятка, сообщение к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogon._voda._gaz.ppt | 493.5 КБ |
pamyatka.doc | 31.5 КБ |
soobshchenie_pro_ogon.doc | 35.5 КБ |
test_po_o.m.doc | 34 КБ |
urok_okr_mir.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Огонь, вода и газ»
«Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!» В. В. Маяковский
ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ от печного отопления неосторожное обращение с огнем нарушение правил пользования электрическими приборами неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети пожары от бытовых газовых приборов шалость детей с огнем
Сообщи быстро, без запинок диспетчеру: домашний адрес; место, где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме
Помни каждый гражданин, Пожарный номер — 01.
Как действовать при аварии водопровода? 1. Заверни специальный вентиль, который перекрывает воду в квартире 2. Позвони родителям
Почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила: Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым. Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру. Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите. Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04 от соседей. Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Предварительный просмотр:
Ваши действия в случае возникновения пожара.
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан в миг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным — «01».
Сообщи быстро, без запинок диспетчеру:
- домашний адрес,
- место, где горит;
- свой номер телефона;
- свою фамилию;
- на каком этаже горит;
- как лучше подъехать к дому;
- сколько подъездов в доме.
Помни каждый гражданин
Пожарный номер: 0-01!
Почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону «0-04» от соседей.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Как действовать при аварии водопровода?
- Заверни специальный вентиль, который перекрывает воду в квартире
- Позвони родителям
Предварительный просмотр:
Как пещерные люди добывали огонь?
Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.
Как человеку удалось получить огонь? Нам остается только догадываться. Вероятно, древние люди сначала научились пользоваться огнем, прежде чем добывать его. Во время грозы молния ударяла в сухое дерево, и оно загоралось. Люди брали огонь от этого дерева и хранили его годами. Им было легче заботиться о горящем огне, чем получать новый.
Народы, живущие в наше время на примитивных стадиях общественного развития, добывают огонь тем же способом, что и наши предки. На Аляске некоторые племена индейцев до сих пор высекают огонь из камня. В некоторых районах Китая и Индии для этого ударяют обломком керамики по бамбуковой палке, которая имеет очень твердую поверхность. Эскимосы ударяют куском кварца по железу. А индейцы Северной Америки пользуются двумя палочками.
Существует много причин, объясняющих важность получения огня для развития цивилизации.
Приготовление пищи сделало ее более вкусной. Копчение и заготовка продуктов впрок помогли сохранять запасы пищи дольше. Острые части инструментов и оружия могли быть закалены на огне. Костры и факелы отгоняли диких животных. И конечно, огонь оберегал человека от холода, делал его жизнь более уютной в холодных районах.
В наше время мы тоже не представляем себе жизни без огня.
Тема: « Как пещерные люди добывали огонь?»
Предварительный просмотр:
Тема: Огонь, вода и газ
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания — ведь горит не в твоей квартире.
4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать прежде всего?
а) оставить все как есть до прихода родителей — это дело взрослых;
б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
в) выйти из квартиры.
5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу — 04;
в) зажечь спичку.
Тема: Огонь, вода и газ
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания — ведь горит не в твоей квартире.
4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать прежде всего?
а) оставить все как есть до прихода родителей — это дело взрослых;
б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
в) выйти из квартиры.
5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу — 04;
в) зажечь спичку.
Предварительный просмотр:
Тема: «Огонь, вода и газ»
Цели урока: Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает; учиться предотвращать бытовые опасности; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.
- Игрушечный телефон
- Трубка, раствор для получения мыльных пузырей
- Памятки для учащихся
- Тестовые задания для учащихся
I. Организационный момент
II. Введение в тему
Мы начинаем сегодня изучать новый раздел. 1 слайд . Откройте книги и прочитайте его название.
На этом уроке мы узнаем, какие опасности нас могут подстерегать дома и как надо себя вести в таких опасных ситуациях. 2 слайд
Отгадайте загадку о первой опасности:
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Опасность вторая. О ней сказано вот в этой загадке:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не зевай и не стой,
А залей его . (Вода)
О третьей опасности сказано в следующих загадках:
1)Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Плита)
2)Он для всех опасен нас,
называют его. (Газ )
Итак, тема нашего урока «Огонь, вода и газ». . 3 слайд
— Мы знаем, что наш пещерный предок пользовался огнем сотни тысяч лет назад, потому что при раскопках найдены угли и остатки костей в пещерах. Также найдены камни, которые использовались для разведения огня. Существует много причин, объясняющих важность получения огня для развития цивилизации. Об этом мы послушаем сообщение.
Сообщение. (Подготовлено учащимися)
-Но не всегда огонь приносил радость. Неправильное использование огня в бытовых условиях приводит к пожару. 4 слайд
Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам! 5 слайд
Учитель читает эти слова и задает вопрос:
— Как случаются пожары? Назовите причины.
-Раз, два, три, четыре –
У кого пожар (в квартире)
-Столб огня чердак объял
Кто там спички (зажигал)
-Кто бросил в огонь при этом
Незаконные (предметы)
-Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)
-Побежал пожар во двор
Это кто там жег (костер)
-Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над (газом)
-Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег (траву)
На сайте МЧС выделены основные причины пожаров 6 слайд
- от печного отопления
- неосторожное обращение с огнем
Причина каждого третьего пожара — неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.
Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.
- нарушение правил пользования электрическими приборами
- неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети :
- пожары от бытовых газовых приборов
- шалость детей согнем
Самые главные виновники пожаров — люди.
IV. Чтение рассказа в учебнике «Если возник пожар »
VI. Рассказ учителя
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
VII. Игра «Вызов по телефону пожарной команды» 7 слайд
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан в миг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным …«01».
Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
сообщить, где горит;
свой номер телефона;
на каком этаже горит;
как лучше подъехать к дому;
сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
— Прочтите строчки из стихотворения и запомните их. 8 слайд
Помни каждый гражданин
Пожарный номер (01)
-Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности.
-Вспомните тему урока и скажите, о какой еще опасности говорилось? 9 слайд
Чтение текста в учебнике «Вода в доме» (стр. 5).
— Как действовать при аварии водопровода?
— Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки? (Прорвало трубу, вентиль горячей и холодной воды, звони соседям, родителям.)
Вентиль — клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
— Итак, что же нужно делать при аварии водопровода? 10 слайд
IX. Если чувствуешь запах газа
— Третья опасность – это газ. 11 слайд
-Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.
Чтение текста в учебнике «Про газ» (стр. 5).
— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. для взрыва газа достаточно даже крошечной искры в телефонном аппарате).
— Рассмотри рисунки-знаки. Что они показывают? (Открой окно; отключи электроприборы, закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе: звони в газовую службу — 04).
-Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки.
X. Практическая работа.
— Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.
Показ мыльного пузыря.. 13 слайд
-Если запах идет с лестничной площадки, надо обязательно выяснить, откуда, и устранить утечку. От этого могут зависеть здоровье и жизнь десятков человек. Чтобы самому не стать причиной неисправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. Например, никогда не виснуть и не качаться на трубах.
Возможные причины утечки газа:
1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь,
слабый огонь был задут сквозняком,
не до конца закрыт кран газовой плиты.
2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб,
неисправные газовые приборы.
Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила: 14 слайд
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04 от соседей.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Посмотрим, как вы запомнили правила безопасности. Предлагаю выполнить тест.
Чтение вывода в учебнике
Ученики читают вывод в учебнике на странице 7:
В квартире может неожиданно возникнуть пожар, произойти авария водопровода или утечка газа. Чтобы не растеряться в этих случаях (особенно если дома нет взрослых), надо хорошо запомнить, как правильно действовать.
— Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
— Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
— Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
— Как действовать при аварии водопровода?
— Что нужно и него нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
XII. Домашнее задание
1. Прочитать текст «Огонь, вода и газ» (учебник, стр. 4—6); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 6);
2. Задания 1, 2 раздела «Подумай!» (стр. 6);
Источник