- Что такое навигация и когда она открывается
- Допуск к судоходству
- Время открытия навигации
- Что такое речная навигация и когда она открывается?
- В какое время открывается навигация?
- Что нужно для допуска к судоходству?
- Яхтинг. Морская навигация. Основные понятия.
- Долгота и широта в морской навигации.
- Расстояния в морской навигации.
- Локсодромия и ортодромия в морской навигации.
Что такое навигация и когда она открывается
Старт туристического плавания связан с временными и географическими отрезками. Период с оптимальными природными условиями для движения по выбранному пути называется навигацией. В широком значении термин подразумевает выбор метода вождения кораблей и способы установления маршрута. Аренда теплохода в Москве для прогулки по реке и подмосковной акватории возможна в период летней и зимней навигации.
Допуск к судоходству
Для того, чтобы круиз по реке состоялся, затрачивается много усилий. Прохождение проверки соответствующими службами и получение разрешительной документации на перевозку пассажиров служат гарантией безопасности и высокого уровня сервиса на теплоходе.
Обязательные требования для возможности осуществления навигации:
- Предварительное установление маршрута, по которому будет следовать теплоход во время прогулки;
- Предоставление заявления и сопутствующей документации в ФГУ «ГорМост»;
- Составление и подача уведомления о расписании причалов по плану;
- Оплата пошлины за стоянку в соответствии с габаритами теплохода;
- Предъявление документации, подтверждающей проведение плановых и ремонтных работ;
- Соблюдение правил безопасности, наличие на борту средств индивидуальной защиты и пожаротушения во время мероприятия.
Время открытия навигации
Масштабный праздничный старт сезона в столице открывается в первой половине апреля (первая волна – летняя навигация) и в октябре-ноябре (вторая волна — зимняя навигация). Яхты-рестораны, банкетоходы, панорамные теплоходы готовы встретить гостей для фееричного празднования любых мероприятий. Калейдоскоп пейзажей, удивительная природа, максимальный комфорт вызывают восторг и восхищение. Официальное открытие сезона – зрелище, которым любуются восторженные наблюдатели на причалах.
Климатические условия местности позволяют насладиться отдыхом на борту в теплое и холодное время года. Весенне-летний сезон оптимально подходит для регулярного судоходства и позволяет отдыхающим в полной мере прочувствовать великолепие морской прогулки, в том числе на открытых палубах.
Свадьбу, день рождения, корпоратив на теплоходе можно провести в период холодов. Второй сезон длится до наступления суровых заморозков. Судоходная компания «Все теплоходы» предоставляет информацию о характеристиках теплоходов, оснащении ледовым поясом и необходимым оборудованием, обустройстве внутреннего пространства. В период зимней навигации теплоходы с легкостью дробят заледенение на реке и следуют проложенному маршруту по акватории.
Открытие навигации – торжественное и зрелищное событие официального характера, на котором присутствует много гостей и уполномоченные лица. Корабли в лучшем виде начинают величественное шествие, олицетворяющее старт сезона.
Источник
Что такое речная навигация и когда она открывается?
Открытие речной навигации является стартом туристического или пассажирского плавания, когда укомплектованные теплоходы получают возможность проходить открывшиеся после зимы шлюзы для совершения прогулок по Москве-реке и водохранилищам Подмосковья. Это зрелищное «шествие» величественных кораблей, украшенных в разных стилях и олицетворяющих старт прогулочного сезона, нередко сопровождается марафоном восторженных наблюдателей на причалах и часто официальным мероприятием с участием уполномоченных лиц.
В какое время открывается навигация?
Аренда теплоходов в Москве тесно связана с началом регулярного судоходства, выпадающего на теплый и холодный период года. В преддверии весны столичные корабли уже в начале апреля готовятся к масштабному праздничному рейсу на яхтах-ресторанах, банкетоходах, речных трамвайчиках, которые открывают перед гостями уникальную возможность: в фееричной обстановке отпраздновать это событие и познакомиться с достопримечательностями города воочию с борта мирно идущего теплохода. Как правило, официальное открытие навигации приходится на вторую половину апреля.
Калейдоскоп зимних пейзажей посетители могут разглядеть с открытием второго сезона, обычно длящегося до наступления суровых заморозков, хотя даже в таких критических условиях оснащенные специальным оборудованием банкетные теплоходы, оснащенные ледовым поясом, успешно дробят заледеневшую акваторию и прокладывают путь по обозначенному маршруту. Зимняя навигация стартует в октябре-ноябре.
Что нужно для допуска к судоходству?
Сказочная свадьба на теплоходе, чумовой выпускной или по-домашнему теплый юбилейный вечер оставят яркие впечатления у взрослых гостей, а детям подарят волнительную радость, ведь именно в рубке капитана можно потрогать настоящий штурвал и отдать распоряжение «бросить швартовы», посетить кабину машиниста и отдохнуть после чудесной экскурсии в комфортной каюте.
Видеть удовольствие и счастливые улыбки приглашенных на борту своего теплохода – гордость каждого капитана. И не всякий гость знает, сколько сил и труда было вложено в то, чтобы речной круиз все-таки состоялся.
Ежегодное участие в навигации включает ряд обязательных мер, без выполнения которых теплоход не допустят к прогулкам по водохранилищу:
- выбор маршрута, по которому будет следовать корабль на протяжении всего путешествия (некоторые теплоходы меняют курс, чтобы охватить как можно больше старинных, знаменитых и уникальных построек и объектов столицы);
- подача заявки в Гормост до конца марта с уведомлением органа о плановом расписании причалов;
- оплата госпошлины за стоянку в зависимости от габаритов теплохода (от длины);
- предоставление документов, подтверждающих проведение ремонтных работ зимой, в том числе покраску, ремонт двигателя;
- наличие на борту всех средств безопасности, включая огнетушитель, пассажирские жилеты, плоты.
После прохождения стандартных проверок и получения разрешительных бумаг теплоход готов к осуществлению навигации.
Источник
Яхтинг. Морская навигация. Основные понятия.
Данная статья является, в своём роде, обобщающей. Здесь мы повторим и систематизируем некоторые понятия морской навигации, с которыми уже сталкивались в предыдущих статьях и узнаем кое-что новое.
Земная ось — ясно из названия. Это воображаемая ось (или линия, кому как нравится), вокруг которой вращается Земной шар.Географические полюса (северный и южный) — места пересечения земной оси с поверхностью Земного шара.
Долгота и широта в морской навигации.
Меридианы — большие круги, проходящие через географические полюса.
Гринвичский меридиан (Гринвич) — меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, принятый в морской навигации, как начало отсчета меридианов, нулевой меридиан.
Меридиан наблюдателя — меридиан, проходящий через наблюдателя (нашу яхту) в точке нахождения последнего на земной поверхности.
Экватор — большой круг, плоскость которого перпендикулярна земной оси.
Параллель — малый круг, плоскость которого параллельна плоскости экватора.
Географическая широта места — угол от 0° до 90°, измеренный между линией, проведённой из места наблюдателя до центра Земли и плоскостью экватора. (Очевидно, что каждому определённому значению в морской навигации такого угла будет соответствовать бесчисленное множество точек на земной поверхности. Эти точки и образуют соответствующую параллель данной определённой широты). Широтам придаются наименования того полушария, в котором они измеряются (северного или южного). Отсюда и сама широта бывает северной или южной. Следует добавить для пущей ясности, что параллели на карте наносятся горизонтальными линиями, и каждая из них соответствует определённой, указанной широте. То есть широта в морской навигации характеризуется параллелью.
Географическая долгота места— угол от 0° до 180°, измеренный между плоскостью Гринвичского меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя. Раз это угол между плоскостями, то ясно, что он является двугранным углом. Однако для наглядности морской навигации мы на практике в яхтинге отсчитываем угол между отрезком, проведенным из точки пересечения экватора гринвичским меридианом в центр земного шара и отрезком, проведённым из центра земного шара в точку пересечения экватора меридианом наблюдателя. Ясно также, что значения долготы будут одинаковы в каждой точке данного меридиана наблюдателя. Иными словами — долгота характеризуется меридианом. Долготе в морской навигации также придаются наименования полушарий, но только западного (к западу от Гринвича) и восточного (к востоку от Гринвича). Следовательно, долгота бывает западная и восточная.
Разность широт (РШ) — это измеренная в градусах величина отрезка дуги меридиана (любого), находящегося между параллелями двух точек на поверхности Земли. Так как обычно разность широт используется в морской навигации при расчетах различных перемещений яхты, то и наименования ей присваиваются в зависимости от направления движения судна. Если судно перемещается в сторону южного полюса (под любым углом), то РШ будет к югу, а если — в сторону северного, то — к северу. Ясно, что наибольшее значение РШ в морской навигации может быть 180°, когда судно переместилось из одного географического полюса в другой, а наименьшее — 0°, когда судно шло по одной и той же параллели .
Разность долгот (РД) — это измеренная в градусах величина меньшего отрезка дуги экватора, находящегося между меридианами двух точек на поверхности Земли. Разность долгот так же, как и разность широт, используется в морской навигации при расчетах перемещений яхты. Наименования ей присваиваются, в зависимости от направления движения судна. Если судно перемещается к западу от Гринвича, или в сторону Гринвича, находясь при этом в восточном полушарии, то РД будет к Западу. В этой ситуации западная долгота всегда увеличивается, а восточная — уменьшается (аналогично тому, что мы видели, разбирая разности широт). Если, наоборот западная широта уменьшается и (или) восточная увеличивается, наше судно движется в восточном направлении и РД будет к востоку.
Понятия РШ и РД в морской навигации кажутся довольно простыми. Но на практике при расчётах яхтсмены нередко запутываются в наименованиях широт и долгот, получая в результате, неверные результаты. В яхтинге для контроля правильности существует один метод.
Северной широте и восточной долготе условно приписывается знак «+», а южной широте и западной долготе — знак « — ». Сами расчёты производят по простым алгебраическим формулам.
Расстояния в морской навигации.
Морская миля — единица длины при измерении расстояний на море. Она равна длине одной минуты дуги меридиана. Здесь необходимо ещё раз обратить внимание, что сама земля имеет неправильную форму, а за дугу меридиана в морской навигации мы принимаем дугу применяемого при построении карт эллипсоида. Поэтому фактическая длина морской мили изменяется на поверхности земли. Ближе к полюсам морская миля «длиннее» (на экваторе она равна 1842,9 м, на широте 45° — 1852,2 м, у полюсов — 1861.6 м). Не забудем также, что в разных странах приняты разные эллипсоиды, следовательно, и у этих стран «другая» морская миля. (Отсюда иногда возникают нестыковки курсов при предварительной прокладке в яхтинге, особенно на картах, изданных в разных странах). На практике в яхтинге длина морской мили принята равной 1852 метра. Просто для удобства. Важно не забывать, что расстояния в морской навигации мы снимаем с вертикальных рамок морской навигационной карты справа и слева, именно как отрезки дуги меридиана. И снимаем примерно на той параллели (горизонтали), где находится объект нашего интереса (яхта, ориентир и т.п.).
Кабельтов — также единица длины при измерении расстояний на море. Кабельтов равен одной десятой части морской мили, соответственно 185,2 м (на практике — 185 м).
Узел — единица измерения скорости на море, равная одной морской миле в час. Дальность видимости — расстояние, на котором наблюдатель физически может видеть объект. На этом понятии морской навигации мы остановимся подробнее. Дело в том, что земля-то всё-таки круглая, а значит, неровная. Следовательно, любой объект может за этой неровностью «спрятаться», как, к примеру, за холмом. А что нужно сделать, чтобы увидеть скрытый за холмом объект? Правильно, подняться выше. И чем выше мы поднимаемся, тем больше объектов, скрытых за этим самым холмом, видим. А значит, чем выше мы расположены, тем больше объектов увидим. Отсюда ещё одно понятие морской навигации — высота глаза наблюдателя. Это высота нашего глаза (раз мы наблюдаем, так чьего же ещё?) над уровнем моря. Ну и ясно, что чем выше сам объект, тем раньше он нам из-за холма покажется. Значит, дальность видимости объекта зависит и от его высоты над уровнем моря.
Внимание! Дальность видимости объекта при условии, что глаз наблюдателя находится на уровне моря (как если бы мы просто плыли в воде, купаясь) всегда приводится на морских навигационных картах. Но мы, увидим объект раньше, т.к. наш глаз моряка находится выше горизонта. Вот эту дальность видимости в морской навигации необходимо рассчитывать. Но реально при яхтинге мало кто «заморачивается» такими расчетами. И мы не будем. Можно принять ориентировочную дальность видимости горизонта в 3 мили при высоте глаза яхтсмена-наблюдателя 2 метра при нормальных условиях видимости. А для особо ответственных(что является правильной морской практикой в яхтинге) на рисунке приведены формулы по которым все это можно рассчитать.Собственно ничего сложного в них нет.
Всё сказанное относится к случаям, когда не действуют факторы, снижающие дальность обнаружения — туман, дождь, другие отклонения в состоянии атмосферы. И такая, рассчитанная без учета состояния атмосферы, дальность видимости в морской навигации, называется географической.
И напоследок остановимся на дальности видимости огней. Кроме выше перечисленных факторов на величину этой дальности влияет и сила самого источника света (ну, типа, мощность лампы). Обычно источники света рассчитаны так, чтобы огонь было видно с расстояния равного дальности видимости самого объекта от уровня горизонта.Но случается, что эта дальность видимости или больше или меньше. Об этом всегда нужно помнить в яхтинге, особенно при проработке подходов к берегам. Здесь необходимо отметить, что расчетная дальность видимости на практике в морской навигации всегда отличается от действительной. Это обусловлено не только наличием дождя и т.п., разница будет и в совершенно ясную погоду. Дело в том, что лучи света в атмосфере распространяются по кривым линиям, как полагают, из-за разной плотности в различных слоях атмосферы. Явления преломления лучей света в атмосфере называется рефракцией. Рефракция также зависит от атмосферного давления, влажности воздуха и его температуры (есть предположения о влиянии на рефракцию состояния магнитного поля земли и наличии возмущений на Солнце). Это влияние на расчет дальности видимости можно учесть, для него составлены специальные таблицы и есть расчетные формулы. Но в яхтинге этого почти никто не делает, а поэтому и мы не будем заострять внимание на рефракции.
Локсодромия и ортодромия в морской навигации.
Локсодромия — линия, пересекающая меридианы под одинаковым углом. Все обычные построения на морских навигационных картах производятся именно такими линиями, кроме построения дуги(ортодромии). На меркаторской карте локсодромия выражается прямой линией, но на земной поверхности это — кривая, причём расстояние между двумя точками на Земле по локсодромии не является кратчайшим. Но при яхтинге на относительно небольшие расстояния разница в морской навигации между локсодромией и кратчайшим расстоянием между пунктами относительно невелика, а построения кратчайшего расстояния, выражаемые на меркаторской карте кривой линией, достаточно сложны. Поэтому на практике яхтсмены чаще всего пользуются локсодромией. Только при большом расстоянии между начальной и конечной точками маршрута в морской навигации практикуется плавание по кратчайшему расстоянию (ортодромии, или дуге большого круга). Для общего развития — локсодромия, в переводе с древнегреческого, означает — косой бег. Есть мнение учёных натуралистов, что в природе животные, перемещаясь из одного места в другое, находящееся на прямой видимости (например, при преследовании хищником своей жертвы), бегают именно по локсодромии. Отсюда ещё одно её, сленговое, название — собачья кривая.
Ортодромия — дуга, проходящая через две точки на поверхности земного шара. Она и является кратчайшим расстоянием между такими двумя точками, отсюда и её название, опять же, в переводе с древнегреческого — прямой бег. Ортодромия пересекает меридианы под разными углами и на меркаторской карте изображается кривой, параметры которой в морской навигации рассчитываются. Расчёты эти достаточно сложны и редко применяются в яхтинге, а во время недельного чартера вообще никогда. Поэтому на них мы останавливаться не будем.
Обсервация — определение места судна в море по ориентирам, небесным светилам, линиям положения спутниковых или радионавигационных систем и т.п.
Обсервованное место (или обсервованная точка) — точка местоположения яхты на карте, нанесённая по результатам обсервации.
Счисление — комплекс действий яхтсмена в морской навигации, направленный на определение местоположения своего судна с использованием элементов его движения (курса, скорости), с учётом рассчитанного влияния внешних факторов (например, ветра и течения).
Счислимое место (или счислимая точка) — точка местоположения яхты, полученная только в результате счисления, без проведения обсервации.
Это же конечно не все определения и понятия , применяемые для морской навигации в яхтинге. Но этого достаточно, чтобы перейти к изучению практической стороны навигации, а именно, прокладке маршрута на морских навигационных картах и определению местоположения яхты. Но об этом в следующих статьях .
Источник