Нефть не тонет воде
Нефть — маслянистая жидкость. Окраска у неё красно-коричневая, бывает жёлто-зелёной и чёрной, иногда встречается бесцветная нефть.
У нефти особый запах, по которому её легко отличить от других жидкостей.
Если налить нефть в стакан с водой, то она тонким слоем расплывается поверх воды, не смешиваясь с ней. Нефть не тонет: она легче воды.
Если налить в жестяную баночку немного нефти, а потом опустить в неё кусочек ваты и зажечь, то нефть загорится коптящим пламенем. При горении нефть даёт тепла больше, чем каменный уголь и торф. Нефть — очень ценное топливо.
Большей частью нефть приходится добывать из глубоких слоев земли. Для этого в земле просверливают стальным буром узкие скважины, в которые опускают трубы.
Когда буровая скважина дойдёт до нефтяного слоя, то иногда нефть сама поднимается по трубе вверх, и её отводят в специальные хранилища. Если нефть не поднимается сама, её выкачивают насосами.
Много нефти добывают около Баку. Также открыты богатые запасы её в слоях земли под Каспийским морем.
В море построили длинные помосты, на которых находятся вышки для бурения скважин и насосы, выкачивающие нефть.
Через весь Кавказ проложены трубы. По этим трубам нефть перекачивают из Баку к Чёрному морю; там её грузят на суда и отправляют в разные районы страны и за границу.
Также нефть добывают в обширном районе между Волгой и Уралом. Нефти здесь гораздо больше, чем около Баку. Крупные нефтяные промыслы находятся в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане.
Из нефти получают керосин, бензин, машинное масло и много других ценных продуктов.
► Керосин используется как топливо для самолётов. Раньше керосин употребляется в домашнем хозяйстве: он горел в лампах, керосинках и примусах.
► Бензин необходим для работы моторов, приводящих в движение автомобили и самолёты.
► Машинное масло употребляется для смазки машин.
Источник
Конспект занятия по экспериментированию «Нефть — наше богатство»
Светлана Попова
Конспект занятия по экспериментированию «Нефть — наше богатство»
КОНСПЕКТ
Занятия – экспериментирования
Тема: «Нефть – наше богатство»
Воспитатель: Попова С. Г.
Г. Нижневартовск 2014г
Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета с резким запахом; в воде не растворяется, а расплывется по поверхности воды, хорошо горит); основная функция нефти заключается в том, что из неё изготавливают топливо для различных средств передвижения.
Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц и зверей; помочь увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.
Продолжать развивать мыслительную деятельность детей: рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения. Формировать у ребят потребность в бережном отношении к природным богатствам.
-нефть в пробирках,
-стаканы с водой,
-птичьи перья, кусочки меха,
-мыло и другие моющие средства,
-бумажные и тканевые салфетки,
1. Рассматривание слайдов, на компьютере на которых показано, как горит нефть;
2. Знакомство с трудом нефтяников. Показ на карте, глобусе городов нашей страны, где добывают нефть;
3 Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, в двигателях, которых используется топливо, полученное из нефти;
4. Игра «Найди и принеси», в ходе, которой дети находят в группе и приносят на стол воспитателя изделия, полученные из нефти;
5. Рассматривание картин Х. Курмаева Триптих «Тревога»
Словарная работа: лаборатория, пробирки, масляная, не растворяется, полезное ископаемое- нефть.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Слушайте. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…
Впрочем, вы эту сказку знаете. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня?
Пришёл бы невод обратно с одною тиною морскою, а ещё со ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы второй раз, выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину.
в третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка, да непростая, а золотая. И, известное дело, заговорила бы она человеческим голосом.Но вот чудо:не стала бы она просить: мол, отпусти меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу.
Не хочу, говорит, быть рыбкою нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море вернуться? Ведь там её дом.
Воспитатель: А в нашем крае, где живут рыбы?
Дети: в озёрах, реках
Воспитатель: Знаете ли вы, чем знаменит наш край?
Дети: много ягод, грибов.
Воспитатель: а какое самое главное богатство нашей Югорской земли?
Дети: нефть, газ.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нефти, её свойствах. Свойства нефти изучают в лабораториях. А вы, хотите стать лаборантами? (дети и воспитатель одевают шапочки и белые халаты)
(открывается ширма, за которой столы с небольшим оборудованием)
Воспитатель: вот мы с вами и в лаборатории, перед началом нашей работы я хотела бы,чтобы вы вспомнили основные правила:
Дети:- во время проведения опытов необходимо соблюдать тишину, чтобы ни кому не мешать;
-быть внимательным, т. к. работаем с опасными материалами;
-осторожно обращаться с пробирками и содержимым в них.
Воспитатель: Возьмите пробирки с нефтью, рассмотрите её и определите консистенцию. Как вы догадались, что нефть жидкая (переливается в пробирке)
-Теперь определим цвет нефти.Поверните пробирку на свет: прозрачная ли нефть? Какого она цвета?
Дети: нефть коричневого или чёрного цвета.
Воспитатель: интересно, имеет ли нефть запах?
Дети : нюхают нефть в пробирках.
Воспитатель: что можно сказать о запахе?
Дети ; неприятный, резкий
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с бумажной салфеткой, если в неё капнуть нефть? (предположения детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите пипетку, наберите в неё немного нефти и капните на салфетку. Что произошло?
Дети: нефть расплылась по салфетке.
Воспитатель: попробуйте нефть на ощупь. Каким свойством ещё она обладает?
Дети: маслянистая, жирная.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворится ли нефть в воде7 Например, как сахар и соль? (предположение детей)давайте проверим на опыте: возьмите пробирку с нефтью и вылейте в стакан с водой. что произошло?
Дети: нефть не тонет и не растворяется в воде, а расплывается по ней плёнкой.
Воспитатель: Как вы думаете, горит ли нефть? (предположения)
Сейчас мы это проверим. Я возьму немного нефти, налью её в баночку и попробую её поджечь (поджигает). что произошло с нефтью?
Дети: она хорошо горит.
Воспитатель: что вы сможете сейчас сказать о нефти?
Дети: это густая, маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом, в воде не растворяется, хорошо горит).
Воспитатель: нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко: она находится глубоко под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники. Специальными машинами они бурят глубокие отверстия- скважины (показ работы нефтяников на интер доске, по которым нефть поднимается на поверхность земли. Поскольку нефть хорошо горит, из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение двигатели автомашин, самолётов, морских и речных судов, трактора.
Из нефти изготавливают пластилин, пластмассу, вазелин, и много других изделий.
Но иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы, и нефть заливает озёра, реки, леса, землю.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы? (высказывания детей).
Воспитатель: давайте на опыте проверим, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?
Воспитатель: возьмите пробирку с нефтью и вылейте её в стакан с водой. а теперь представьте себе, что вместо стакана с водой – озеро. Найдите н столе перо, рассмотрите его, какое оно?
Дети: красивое, воздушнее, лёгкое
Воспитатель: подбросьте пёрышко и внимательно проследите за его плавным полётом. Теперь обмакните перо в нефть – избыток нефти можно снять, прижав перо к краям банки, и ещё раз подбросьте вверх.
(Педагог обращает внимание детей на то, как оно быстро, «камнем» падает вниз. Напоминает детям, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (гусь, утка, чайка) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.
Воспитатель: (предлагает детям отмыть запачканное нефтью перо, разрешает воспользоваться разнообразными моющими средствами.)
Отмылось ли перо? могут ли птицы в природе использовать моющие средства? Что произойдёт с птицами, попавшими в воду, загрязнённую нефтью?
Воспитатель: Ребята, возьмите кусочек меха и обмокните в нефть, давайте сделаем вывод, о том, что произойдёт с животными на загрязнённых нефтью территориях.
Воспитатель: (наливает в заранее подготовленный контейнер воду):
Это и будет наша речка. Добавим в неё немного нефти, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера».
Что будет, если аквариум с рыбками плотно закрыть полиэтиленовым пакетом?
Дети: рыбки погибнут.
Воспитатель: Верно, рыбки погибнут, так как полиэтиленовая плёнка не пропускает воздух, и рыбам нечем дышать.
А может ли нефтяная плёнка пропускать воздух? (предположения детей).
Воспитатель: проведём опыт (воспитатель через соломинку продувает воздух в воду – и в тех местах, где нефть есть – она не выходит, образует пузыри, где её нет – свободно выходит.
Нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.
Воспитатель: А сейчас с вами очистим воду от нефти, не сливая её через трубочку. (даёт им возможность придумать собственные способы очистки воды пусть попробуют «вычерпать» нефть ложкой, слить её через край и т. п.)
Воспитатель: показывает,как можно это сделать: снимает прищепку с трубочки и сливает воду в подставленную банку. В тот момент, когда у отверстия появится нефтяной слой, быстро зажимает конец трубочки прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а нефть останется в контейнере. Можно ли так же «слит» речку?
Воспитатель: Если даже вам удалось убрать нефть с поверхности воды, не прибегая к сливанию через трубочку, легко ли было это сделать? Сколько вы затратили на это времени? А сколько понадобиться времени и сил, чтобы очистить реку, ведь она во много раз больше контейнера!
Смогут ли рыбы столько времени обходиться без воздуха?
Дети: делают выводы, что разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.
Воспитатель: Запасы нефти не бесконечны с каждым годом их становится меньше. поэтому необходимо бережное отношение не только при добыче полезного ископаемого, но и в его применении. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться. На местах загрязнённых нефтью ничего не растёт, а птицы, звери обходят их стороной. И называются эти места мёртвыми.
Воспитатель: Рабочий день заканчивается, нужно привести в порядок своё рабочее место. Что нового узнали сегодня о нефти?
Нефть это хорошо или плохо?
Что понравилось в работе? Ч то было трудно?
Дидактические игры для старшего дошкольного возраста Игры «Нефтяник» и «Что делают из нефти?» Цель: закрепляют знания о профессии нефтяник, о полезном ископаемом, которое он добывает (нефть,.
Экологический исследовательский проект «Нефть — богатство Севера». Автор: воспитатель ДОУ, Корженевская Наталья Александровна ХМАО-Югра, г. Радужный. ПРОЕКТ «НЕФТЬ – БОГАТСТВО СЕВЕРА» Вид проекта: Групповой,.
Источник
Исчезнувшая нефть «залегла» на дно?
Недавно ученым удалось выяснить, куда исчезли более ста литров нефти, вытекшие во время аварии в Мексиканском заливе в 2010 году и которые не смогли обнаружить те, кто занимался очисткой воды. По их мнению, исчезнувшее «черное золото» нужно искать… на дне залива. Нефть попала туда с поверхности в тонущих телах мертвых планктонных организмов.
Несмотря на то что уже практически все эксперты, занимавшиеся изучением последствий аварии, произошедшей 20 апреля 2010 года в 80 километрах от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon, говорят о том, что сейчас флоре и фауне залива уже ничего не угрожает, некоторые ученые все же сомневаются в этом. Действительно, толща воды и прибрежные зоны очистились от нефти, да и состояние коралловых рифов весьма удовлетворительное (а ведь эти колонии хуже всех обитателей океана переносят органическое загрязнение воды). Тем не менее, исследователям не дает покоя одна загадка, ответа на которую нет до сих пор.
Согласно оценкам экспертов, тогда, во время взрыва и последующих утечек, в воду попало около 600 миллионов литров нефти. Так вот, во время работ по очистке толщи воды и побережий, а также при очистке с помощью микроорганизмов удалось ликвидировать 450 миллионов литров «черного золота». Куда же делись остальные 150 миллионов литров? Они не могли «уплыть» в океан — перемещение такого большого пятна (или множества мелких) сразу бы заметили. В общем, все поиски пропавшей нефти, увы, не дали никаких результатов. Казалось, что нефть как в воду канула, хотя каждый школьник знает, что именно этого она сделать не может — нефть не растворяется в воде.
При этом вполне понятно, что никому и в голову не пришло искать пропавшую нефть… на дне залива. Впрочем, это как раз понятно — каждый школьник знает, что нефть, чья плотность составляет от 0,7 до 0,9 г/см3 все же легче морской воды (ее плотность — 1,025 г/см3). Следовательно, согласно всем законам физики, она должна всплывать, а не тонуть. Все это так, но только лишь в том случае, когда никто не мешает нефти всплывать на поверхность. А тех, кто это делает, в море, надобно заметить, хватает.
Как мы знаем, поверхностные слои океана являются местообитанием множества микроскопических животных и растений, которые называются планктоном. Миллиарды этих крошечных существ постоянно фильтруют воду и, соответственно, накапливают в своих телах все, что попадает в море. После, умирая, они падают на дно, увлекая туда все, что успело накопится в их организмах. Гидробиологи называют это явление «дождь трупов» и считают, что именно с помощью него океаническое дно снабжается многими веществами, которые поступают в воду с материка. То есть вполне корректно сказать, что «дождь трупов» — это своеобразный лифт, при помощи которого происходит транспорт веществ с поверхности на дно.
И вот, на научной конференции, посвященной катастрофе 2010 года и ее последствиям, которая недавно проходила в Новом Орлеане, было высказано предположение, что исчезнувшую нефть нужно искать именно на дне залива. В частности, геолог Ребекка Ларсон из Эккерд-колледжа (США) представила данные, говорящие о том, что во многих местах планктон и прочий поверхностный биологический материал осаждался по крайней мере в десять раз быстрее обычного, зачастую оставляя более тёмный слой на дне залива. Это, по ее мнению, свидетельствовало о том, что погибшие организмы, падая на дно, уносили в своих телах немного «черного золота». Ну, а поскольку таковых были миллиарды, неудивительно, что сообща они смогли утянуть на дно более полутора сотен литров нефти.
Во время другого доклада геохимик Джефф Чантон из Университета штата Флорида в Таллахасси (США) предположил, что нефть могла выступить в роли своеобразного катализатора, заставив частицы группироваться и массово тонуть. Это явление известно ученым — его называют «грязевая буря». То есть погибшие планктонные организмы под действием «черного золота» слипались в крупные конгломераты, которые утаскивали на дно еще больше нефти, чем это мог сделать каждый из них в отдельности. А океанолог Юта Пассоу из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США) подтвердила справедливость этой гипотезы, рассказав о том, что в лабораторных экспериментах выветрившаяся нефть с места катастрофы и впрямь заставляла частицы слипаться.
Были также предъявлены результаты других исследований, говорившие о том, что во время разлива нефти те слои воды, которые, как правило, замутнены из-за присутствия большого количества планктона, были абсолютно прозрачными — если не считать опускающихся на дно слипшихся частиц. Это является косвенным доказательством того, что именно эти микроскопические обитатели океана, умирая, уносили с собой разлившуюся нефть. Которая впоследствии оказалась захоронена в донных отложениях.
Правда, проверить справедливость данного предположения весьма и весьма непросто — дело в том, что вблизи дна тела мертвых планктонных организмов разносились глубинными течениями по всему заливу. Таким образом нефть сейчас рассредоточена на большой территории. Кстати, именно поэтому, согласно докладу группы ученых из Колледжа морских наук Университета Южной Флориды (США), возглавляемой океанографом Дэвидом Холландером, сейчас эта нефть не представляет опасности для донных жителей, поскольку не образует крупных пятен в донных осадках.
Однако другие ученые настроены не столь оптимистично. Они считают, что такие пятна могут быть, просто их достаточно тяжело обнаружить. А поскольку разлагающие нефть микроорганизмы живут в основном у поверхности, то данные островки «черного золота» могут сохранятся на дне долгие годы. Конечно, обратно на поверхность они не всплывут, однако могут серьезно повредить придонным экосистемам. Да и не только им — частности, от таких донных пятен может пострадать промысел глубоководных малакантовых рыб (Malacanthidae), которые живут на глубине и не только поедают червей и других донных существ, но и сами зарываются в осадок, способствуя его перемешиванию…
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Источник