- Немецкий подводный танк Tauchpanzer III
- Угроза с глубин: зачем немцам понадобился подводный танк Tauchpanzer III
- Tauchpanzer III: как воевали немцы на подводных танках
- «Тигры» могли ездить под водой. Рассказываю про оборудование для подводного вождения немецких тяжелых танков
- Танк для ЛаМанша. Танк Pz IV с оборудованием для подводного вождения танка Tauchpanzer IV.
Немецкий подводный танк Tauchpanzer III
В конце лета 1940 года, в ходе подготовки операции «Seelove» («Морской лев») по высадке на Британские острова в Германии был создан танк для хождения под водой Tauchpanzer III.
За основу был взят немецкий средний танк Panzerkampfwagen III. Все люки и щели в башне и корпусе танка подверглись герметизации с помощью разного рода резиновых прокладок и чехлов, а также битумной замазки. Выхлопная труба снабжалась клапаном.
Воздух в танк Tauchpanzer III подавался через резиновый рукав длиной 18 м и диаметром 200 мм. На конце рукава крепился поплавок, удерживавший его на поверхности воды. К этому же поплавку крепилась радиоантенна.
Для откачки воды, которая могла бы поступать в танк, был установлен дополнительный водооткачивающий насос.
При движении под водой двигатель танка Tauchpanzer III охлаждался морской водой.
Члены экипажа имели в своем распоряжении индивидуальные дыхательные средства, заимствованные у подводников.
Tauchpanzer III должны были доставляться к английскому берегу на специальных баржах, а затем опускаться в воду на 15-метровую глубину с помощью крана.
Для выдерживания направления движения под водой предназначался гирокомпас. Кроме того, корректировка направления могла осуществляться по радио с поверхности моря.
Всего, с июля по октябрь 1940 г. было создано 168 машин.
С июля 1940 г. четыре отделения, сформированные из персонала существующих танковых полков, проходили усиленную тренировку на острове Зильт. Готовность к действиям была продемонстрирована 10 августа в Путлоссе. В октябре три подготовленные отделения вошли в состав 18-й танковой дивизии, а четвертая — в 6-й танковый полк 3-й танковой дивизии.
После отказа от операции «Морской Лев» танки Tauchpanzer III оказались не нужны в их первоначальном оснащении. Весной 1941 г. на заводе в Миловицах (Чехия) танки переоборудовали для преодоления по дну рек с неподвижной шнорхельной трубой, установленной на крыше командирской башенки.
В первые часы операции «Барбаросса» эти танки по дну форсировали Западный Буг. В дальнейшем они использовались как обычные танки.
Еще раз применить эти машины по назначению планировалось при подготовке десантной операции на Мальту. Но и эта операция не состоялась.
Тактико-технические характеристики танка Tauchpanzer III:
Экипаж, чел.: 5;
Масса танка, т: 19,8;
Габаритные размеры, мм: длина – 5380, ширина – 2910, высота – 2440;
Двигатель: «Майбах» HL120TR;
Скорость по суше, км/ч: 40;
Дальность хода, км: 165;
Радиостанция: FuG5;
Вооружение. 37-мм пушка либо 50-мм пушка, три 7,92-мм пулемета MG 34;
Бронирование танка, мм: башня лоб, корпус лоб, маска пушки, борта — 30; корма – 21…30; крыша – 12…17
Источник
Угроза с глубин: зачем немцам понадобился подводный танк Tauchpanzer III
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Летом 1940 года в нацистской Германии полным ходом шла подготовка военной операции «Морской лев», основной и единственной задачей которой было десантирование на Британские острова. Помочь в этом немцам должен был флот и авиация. Формировались и сухопутные десантные подразделения, которые нуждались в усилении танками. Вместо того, чтобы придать десантным формирования самые обычные танки, немецкие инженеры и военные пошли дальше. Они создали машину под названием Tauchpanzer III.
Танк Tauchpanzer III – это боевая машина с возможностью длительного хождения под водой. В ней при помощи многочисленных чехлов и резиновых прокладок достигалась абсолютная герметизация внутреннего пространства. Забор воздуха для экипажа осуществлялся при помощи гибкого рукава, который выходил на поверхность и удерживался на воде при помощи надувного буя. Диаметр рукава составлял 200 мм, а максимальная длина – 18 м. Также в танке был установлен водооткачивающий насос на всякий случай. У экипажа имелись и наборы индивидуальных дыхательных средств.
Идея Tauchpanzer III заключалась в том, чтобы доставить танки к берегам Великобритании через Ла-Манш на специальных военных баржах, а затем сбросить их на дно, откуда экипажи смогли бы двинуть свои машины вперед, выехать на пляж и неожиданно вступить в бой с силами британцев, поддержав огнем и броней высаживающуюся с моря пехоту. Для навигации под водой предлагалось использовать гирокомпас.
К октябрю 1940 года немцы сделали 168 таких танков. Они прошли заводские испытания и были включены в состав 18-ой танковой дивизии, 6-го танкового полка и 3-ей танковой дивизии. Однако планы верховного командования и руководства Германии изменились фактически в решающий момент. От операции «Морской лев» отказались, предпочтя ей проведение массовых бомбардировок британских городов и ведение морской войны. Все силы стали перебрасывать на восточное направление. Туда же направили и танковые взвода Tauchpanzer III. В первые дни плана «Барбаросса» они участвовали в форсировании Западного Буга. В последствии уникальные машины использовались немцами как обычные танки. Еще раз их хотели применить для десантной операции на Мальту, однако до ее осуществления дело так и не дошло. В итоге большая часть из и без того не многочисленных Tauchpanzer III была превращена в металлолом на восточным фронте.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про «Вундерфвафли» : какое вооружение Третьего рейха справедливо называли чудо-оружием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Tauchpanzer III: как воевали немцы на подводных танках
Знаменитые танковые клинья, буквально «вспарывавшие» линии обороны противника, стали «визитной карточкой» армии Третьего Рейха во Второй мировой войне. Однако мало кто знает, что на вооружении немцев были по-настоящему уникальные типы танков, например, бронированные машины Tauchpanzer III, которые могли двигаться под водой.
История подводных танков
В межвоенный период генштабам ведущих держав стало ясно, что в будущей войне танки, в отличие от Первой мировой, будут играть первостепенную роль. Пока такие военные теоретики, как Хайнц Гудериан, разрабатывали тактические вопросы, немецкие конструкторы решали прикладные задачи применения танков. Одна из них заключалась в форсировании водных преград. Ещё в 1920-х годах в Веймарской республике велась работа по созданию плавающих танков (в целях конспирации их называли «большими тракторами»). Однако в середине 1930-х годов немцы отказались от бронированных амфибий.
Намного проще оказалось модифицировать средние танки для движения по дну. Автор энциклопедии «Танки III Рейха» Михаил Барятинский сообщает, что данную задачу командование поставило при подготовке десантной операции «Морской лев» в 1940 году. Какой бы фантастической ни казалась мысль, что немецкие танки могут выкатиться на английский берег со дна Ла-Манша, верхушка Вермахта считала этот проект вполне осуществимым.
К работам приступили конструкторы машиностроительной компании Alkett. В первую очередь им предстояло прочно загерметизировать корпус и башню танка. Для этого применялись резиновые прокладки и замазка на битумной основе. Дополнительную безопасность создавал насос для откачки воды.
Вторая задача заключалась в том, чтобы обеспечить членам экипажа дыхание под водой. К каждому танку приделывали 18-метровый шланг, соединённый с поплавком на поверхности. Это же сооружение обеспечивало связь через радиоантенну, прикреплённую к поплавку. На случай полной разгерметизации танкистам выдавался индивидуальный дыхательный набор, с помощью которого они должны были всплыть наверх.
Новая машина получила название Tauchpanzer III (буквально «погружающийся» или «ныряющий» танк). Для высадки в Англии было оборудовано 168 танков на базе Pz.Bf.Wg.III разных модификаций, а также, по некоторым данным, 48 машин на базе Pz.Kpfw.IV. Стоит отметить, что танкисты не должны были преодолевать весь путь из Франции в Англию по дну. Планировалось опускать танки в воду с барж при помощи крана. Далее экипажи сами двигались в нужном направлении, координируя местоположение с помощью гирокомпаса.
Однако планы Гитлера изменились – для операции на Британских островах сил у него всё-таки не хватало. Зато на подходе был план «Барбаросса». К началу вторжения в СССР немецкое командование заказало ещё около сотни танков донного хода.
Ныряющие танки на Восточном фронте
К лету 1941 года немецкие подводные танкисты уже обладали кое-каким опытом, пройдя подготовку на полигоне Миловицы.
Самый известный случай использования танков Tauchpanzer III относится к началу Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года в составе 18-й танкового полка ныряющие танки успешно форсировали реку Западный Буг в Бресте. В 4:45 утра первым был спущен в воду танк No1 под командованием унтер-офицера Виршина. Когда он выкатился на берег, танкистам пришлось первым делом слить воду из орудийного ствола, чтобы можно было стрелять.
Кроме этого, танки Tauchpanzer III отличились в составе 3-й танковой дивизии, форсировавшей Днестр, и 6-го танкового полка, преодолевавшего Днепр. Движение по дну реки шириной 3 км не обошлось без проблем – два танка увязли в грязи.
В целом подводные танки были на Восточном фронте лишь «игрушкой», не имевшей особого значения. Шланг не мог волочиться за танком постоянно, а после его демонтажа «Таухпанцеры» вновь становились обычными средними танками. По-видимому, уже к весне 1942 года они были полностью уничтожены.
В 1942 году немцы наметили десантную операцию «Геркулес» – захват Мальты. Оборудовать ещё некоторое количество танков донного хода труда не составляло, но операция была отменена. Так что «покататься» по дну Средиземного моря гитлеровским танкистам не довелось.
источник
Источник
«Тигры» могли ездить под водой. Рассказываю про оборудование для подводного вождения немецких тяжелых танков
Приветствую на канале «Поле боя». Сегодня каснëмся с Вами одной интересной особенности немецкого тяжелого танка «Тигр», о которой знают не многие – машины первых годов выпуска могли своим ходом передвигаться под водой. Сейчас расскажу Вам, за счëт чего это было возможно. Приятного прочтения.
В 1942 году немцы выкатили махину весом в 57 тонн под названием Panzerkampfwagen VI «Tiger I» для борьбы с советскими танками, а также решения ряда других задач. Стоит отметить, что до появления «Тигра», все массово производимые немцами танки отставали от советских в огневой мощи, защищенности и подвижности. Теперь же гитлеровцы надеялись восстановить баланс сил.
«Тигр» в своей конструкции имел ряд прорывных на то время технологических решений, но и минусов у него было, хоть отбавляй. Одним из них являлась все та же масса танка – 57 тонн. Грузоподъëмность большинства мостов на территории Советского Союза, где тогда разворачивались военные действия, не превышала 30 тонн. Мосты с большей грузоподъемностью, конечно, у нас были. Но не в таком количестве, как хотелось бы гитлеровцам. А что говорить про окрестности многочисленных деревушек с деревянными мостками, позволявшими выдержать в лучшем случае гужевую повозку. Возводить понтонные мосты на 60 тонн тоже занятие не из простых.
Именно поэтому педантичные немцы предусмотрели для «Тигра» возможность преодолевать водные преграды глубиной до 4 метров по дну (высота самой машины примерно 3 метра) за счет установки оборудования для подводного вождения (ОПВТ). Это оборудование представляло из себя съёмный телескопический шнорхель, через который в моторный отсек и боевое отделение беспрепятственно мог бы поступать воздух. Также был предусмотрен ряд всевозможных уплотнений и заглушек для герметизации внутренней части танка.
Источник
Танк для ЛаМанша. Танк Pz IV с оборудованием для подводного вождения танка Tauchpanzer IV.
Немецкий средний танк Pz IV с оборудованием для подводного вождения танка.
Tauchpanzer IV
Танк Tauchpanzer IV был разработан немецкими конструкторами для вторжения немцев в Англию. Танк был оснащен оборудованием для подводного вождения танка. ОПВТ было выполнено по тому же образцу что и предыдущие танки Pz III. На танке Tauchpanzer IV закрывались резиновыми уплотнителями все отверстия. Выхлопные трубы были снабжены безвовратными клапанами. Маска пушки, установка пулемета и командирская башенка были закрыты водонепроиницаемой тканью. У механика-водителя танка его смотровой прибор был закрыт металлической накладкой. Интересным образом был закрыт погон башни-она была окружена надувной резиновой трубкой. При движении танка по дну водоема воздух в танк поступал по трубе, которая находилась на плоте на поверхности воды.
Когда Адольф Гитлер отменил операцию «Морской лев», большинство танков Tauchpanzer IV были отправлены в танковые дивизии. Танки Tauchpanzer IV были направлены в разные танковые части, в основном в 18-ю танковую дивизию, а оставшиеся в 6-й танковый полк 3-ей танковой дивизии. Боевое применение танки Tauchpanzer IV получили при вторжении в Россию. Они первыми форсировали реку Буг в СССР.
Тактико-технические характеристики танка Pz IV Ausf J:
Экипаж танка……5 человек;
Масса танка…….25 тонн;
Длина танка…….7,02 м;
Ширина…..2,88 м;
Высота……2,68 м;
Двигательная установка……»Майбах» HL120TRM 112;
Максимальная скорость……38 км.ч;
Дальность хода………..320 км;
Радиостанция………FuG5;
Вооружение танка……75-мм пушка 7.5cm KwK40 L/48, один спаренный пулемет MG-34 в башне, один пулемет 7,92-мм пулемет MG-34 в укладке;
Бронирование танка:
Башня лоб………..50 мм;
Башня борта………30 мм;
Надстройка лоб……80 мм;
Надстройка борт……30 мм;
Корпус лоб……….80 мм;
Корпус борт………30 мм;
Корма……………30-20 мм;
Крыша башни………10 мм;
Крыша надстройки….12 мм;
Днище……………10 мм;
Маска пушки………50 мм закругленная.
Источник