Живая и неживая природа. Вода — чудо природы
Программные задачи:
Предварительная работа:
“Много снега – много хлеба”,
“Берет нос в большой мороз”,
“Чище мойся, воды не бойся”,“Вода с гор потекла – весну принесла”.
- опыты, эксперименты с водой, наблюдения за ростом растений (каким растениям требуется больше воды).
- игры: “Морской бой”, “Ловим рыбку”, “Нырки”.
- целевая прогулка на водоем.
Материал:
Беседы с детьми: «Круговорот воды в природе». Каким опытом можно доказать, что в природе происходит круговорот воды?
Нальём в стакан из тонкого стекла немного воды и поставим его над пламенем спиртовки. Когда вода закипит и над ней начнёт собираться пар, закроем стакан блюдцем, нальём в блюдце холодной воды (кусочки льда). Наблюдаем, что происходит в стакане. На дне блюдца пар будет охлаждаться и превращаться в капли воды. Образовавшиеся капли будут падать вниз в воду.
Что же происходит в стакане?
Вода при нагревании испаряется, пар поднимается вверх, оседает на дне блюдца и капли падают вниз.
Происходит круговорот воды. Подобное явление мы наблюдаем в природе.
Вода с поверхности полей, лесов, рек, морей испаряется и пар поднимается вверх. Высоко над землей холоднее, чем у её поверхности. Там пар охлаждается, из него образуются облака, из облаков тучи. Из туч весной, летом, осенью выпадает дождь, а зимой снег.
Дождь не обязательно выпадает там, где образовались тучи. Ветер гонит тучи над землёй, и там, где капли уже не могут удержаться в воздухе, идёт дождь. Дождевая вода проникает в землю, попадает в ручьи и реки, а из них – в моря. С поверхности морей и суши вода снова испаряется и поднимается в виде пара в воздух. Так из года в год происходит круговорот воды в природе.
Куда исчезает вода после дождя, после таяния снега? Что происходит с испарившейся водой?
Каким опытом мы доказали, что в природе происходит круговорот воды?
День и ночь вода из ручьёв течёт в реки, а реки несут её в море. Почему моря не переполняются водой?
Что произошло бы на Земле, если бы вода перестала испаряться?
Ребёнок читает стихотворение В. Викторова «Цветок»:
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем? –
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял
И завял.
Сколько бы он на лугу простоял?
Разбираем текст стихотворения вместе с детьми, ищем ответы на поставленные вопросы.
Логическая задача: «У речки».
Воспитатель рассказывает: – Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше.
Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?
Делаем вывод: нужно беречь природу. Охранять воду от загрязнения. Если каждый человек будет бросать в речку что захочет, дно засорится, поднимется, а, значит, слой воды в ней уменьшится. В реке живет рыба, растения – они погибнут. Люди берут воду в речке, а если её не станет, то люди тут уже жить не будут.
Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо и не всегда замечает, что одно из них постоянно рядом с нами. Это чудо–вода. Назовите три состояния воды.
Вспомните все 4 времени года.
В каком состоянии или виде бывает вода летом, осенью, зимой, весной?
Везде ли нужна вода? Ответы детей.
Предлагаю самостоятельно провести опыты. Дети проходят в лабораторию, где на столах приготовлено оборудование для опытов. Дети делятся на подгруппы.
Задания:
- Вода–растворитель. Какие вещества растворяются и какие не растворяются в воде?
- Прозрачная и мутная вода. Фильтрование воды, разными способами (промокательная бумага, тряпочки, речной песок, фильтры).
- «Над спиртовкой не горит, в воде не тонет» (льдинки).
- Игра цвета(получить разные оттенки). Вопросы и выводы детей.
Изготовление игрушек из бумаги для игр с водой.
Оригами: (пароход, лодка).
Предлагаю детям провести самооценку.
Итог занятия. «Живая и неживая природа».
Программные задачи:
Материал:
Предварительная работа:
Обогащение словаря:
I. В своей речи мы употребляем слово “природа”. Мы говорим, она богата, красива и ее нужно беречь, охранять.
Что же мы называем словом “природа”?
На земле много гор, равнин, морей, рек, болот и т.д. Везде растут растения, деревья, живут разные животные. Мы видим Солнце, Луну, звезды, чувствуем движение воздуха – ветер.
Горы с их камнями, растениями и животными, моря с их водой, растениями и животными, воздух и все другое, что окружает человека и не сделано им, называют природой.
Предметы, окружающие нас – это тела.
Солнце, луна, камни, вода, дикие животные, растения, человек – это разные тела природы.
Карандаши, книги, дом, автомобиль – это тела, которые сделаны человеком.
Живые тела – дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
Все живые тела вместе – это живая природа.
Песок, камни, глина, воздух, вода – неживые тела. Неживые тела не дышат, не питаются, не размножаются. Их называют неживой природой.
Задание:
- рассмотреть карточки, подумать;
- выложить на фланелеграфе картинки – вверху – живая природа, внизу – неживая.
II. Загадывание загадок (живая и неживая природа).
Чего в гору не вкатить?
В решете не унести
И в руках не удержать? (вода)
В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (река)
Гуляет в поле, да не конь,
Летит на воле, да не птица. (ветер)
Не прядет, не ткет,
А людей одевает. (овца)
Под дубочком, под листочком,
Свился, скрючился клубочком. (ёж)
Работают все дети индивидуально.
- Твердые тела, жидкости, газы.
Твердые тела имеют постоянную форму. Какие тела в природе не имеют своей постоянной формы? Почему?
Изменения в неживой природе.
(Выпаривание воды на огне – пар, превращение в твердое тело – лед).
Какие жидкости вы еще знаете?
Что еще может растворить вода?
(Чай, какао, сухое молоко…)
Рассматривание чайника. Он сделан из белой глины, его в печи обжигали, покрыли краской, лаком и пустили в продажу. Глиняная посуда дольше сохраняет тепло.
Заваривание чая из шиповника. Какие изменения произошли? Что вы видите? Вода изменила цвет? Имеет запах? Давайте попробуем на вкус.
Дети пьют чай. Чай полезный, с лекарственным содержанием витамина “С”.
V. Самостоятельная работа с глиной (вылепить игрушки по желанию).
По ходу работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, объясняя всем, что когда игрушки высохнут, мы будем их раскрашивать в свободное от занятий время.
VI. Итог: самоанализ детей на фланелеграфе с помощью символов (снежинки, тучки, солнышко).
Источник
Конспект занятия «Неживая природа. Что мы знаем о воде». Средняя группа
Елена Разумовская
Конспект занятия «Неживая природа. Что мы знаем о воде». Средняя группа
Конспект занятия. Средняя группа.
Тема: Неживая природа. «Что мы знаем о воде».
Уточнить представление о том, что вода — очень ценный продукт.
Расширять представления детей о переходе вещества из одного агрегатного одного агрегатного в другое, в процессе постановки опытов
Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении;обогащать словарь путем введении слов: жидкая, твердая, пар. Развивать любознательность, интерес, мышление.
Воспитывать о любовь к природе, ее явлениям.
Наблюдение за снегом, ежедневная отметка состояния погоды в календаре природы; элементарные опыты с водой, снегом, льдом; чтение
Стаканчики с водой, льдом, электрический чайник, стекло, модель круговорота воды в природе.
Ход занятия.
Воспитатель беседует с детьми о воде.Задает детям вопросы:
Ребята, где вы встречаете воду в природе?
Где мы видим воду в быту?
Для чего нужна вода растениям?
Для чего нужна вода животным?
А человеку для чего она нужна?
Что делает человек, с водой?
Воспитатель:Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Люди используют воду для питья, приготовления пищи, для мытья рук, тела, вещей, уборки помещений, для полива растений.
Для питья и пищи человеку нужна только чистая вода.
Ребята, какие водоемы вы знаете? (дети: река, моря, озера, океана). Правильно. В морях и океанах вода горько—соленая, она непригодна для питья. А как же к нам поступает вода?В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получить чистую воду очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать краны, чтобы она зря не утекала.
Ребята,послушайте и отгадайте такую загадку:
Во дворе — горой,
Почему же, ребята, из снега в тепле получается вода? (снежинки -это замершие капли дождя).
Давайте вспомним наш опыт со льдом. Мы налили воду в формочку и вынесли на улицу, на мороз. Вода замерзала, и получился лед. Значит лед — это вода в твердом состоянии. А когда мы принесли лед в группу, постояв в тепле, он превратился снова о воду — это жидкое состояние воды. Значит, вода бывает в жидком и в твердом состоянии.
А что же будет, с водой, если мы ее будем нагревать?
Хотите посмотреть? (воспитатель ставит на плитку стеклянную кастрюльку с водой и доводит до кипения).
Ребята, что видите? Что поднимается из кастрюльки? А как это называется? Это пар.Пар — это тоже вода: очень-очень маленькие капельки. Они легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх. И когда пара много, его видно, он беловатый. Больше всего пара, когда кипит вода. Такой пар очень горячий опасный и может обжечь тело. Когда вода испаряется, ее становился все меньше и меньше.
Ребята, а что будет, если мы подержим холодное стекло на паром?
Посмотрите, на стекле образуются капельки воды, похожие на дождь.
А вы знаете, почему идет дождь? Послушайте.
(воспитатель рассказывает сказку «Почему идет дождь»)
Однажды, жаркое солнце захотело пить. Стало оно греть реки и моря, лужи и ручейки. Так грело, что вода в них вскоре стала превращаться в пар и подниматься в небо. Поплыли по небу облака из невидимых капелек. Невидимые капельки потому, что они очень крошечные — в обыкновенной капле их поместилось бы миллионы. Все выше и выше поднимается облака. Все холоднее и холодное становится им. От холода пар стал снова превращаться капельки. Но капли не могут держаться в воздухе, они тяжелее, чем воздух. Стали капли падать вниз, на землю. Одна капля упала, две, три, пять, миллионы капель застучали по крыше – хлынул дождь!
Рассердилось солнце, что не успело напиться. И давай снова греть воду в речке,да только ничего у него до сих пор на получается: как только поднимается пар высоко в небе, охладит его ветер, и превращается он в капельки. А капельки так быстро капают на землю, что не успевает солнце напиться. Так и повелось в природе; чем сильнее хочет солнце пить, тем жарче греет.
Значит, ребята, пар — это и есть газообразное состояние воды.
Ребята, что же нового вы у знали?
Воспитатель делает обобщение: вода — одна из самых удивительных и загадочных веществ на земле. Без воды жизнь на земле невозможна.Вода бывает в трех состояниях: жидкая, твердая и газообразная. Газообразное состояние воды — это пар.
Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Конспект ООД по образовательной области»Познавательное развитие» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе на тему: «Что мы знаем.
Конспект беседы по экологии в младше средней группе «Буратино знакомится: «живая», «неживая» природа» Цели: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения) и «неживое» (на примере искусственных цветов). Задачи: познакомить.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Живая и неживая природа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «БЕЛОСНЕЖКА» Конспект непосредственной образовательной.
Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы.
Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».
Конспект открытого просмотра НОД по экологии «Живая и неживая природа» с детьми старшей группы. Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы,.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Что мы знаем о воде» Непосредственная образовательная деятельность. Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Цель: Определить значение воды и показать отношение.
«Неживая природа». Опыты и эксперименты с магнитом План проведения опытов 1 неделя — Мы — фокусники 2 неделя — Необычная скрепка 3 неделя — 2 магнита 4 недели — Как увидеть магнитные силы.
Конспект НОД «Природа вокруг нас» (средняя группа) Задачи: дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах (белого цвета,холодный на ощупь, падает снежинками,тает в тепле. Расширять.
Живая и неживая природа Цель. Учить различать живую и неживую природу. Видеть её существенные отличия. Развивать связанную речь, внимание, память, воображение,.
Источник