Неживая природа вода детям

Живая и неживая природа. Вода — чудо природы

Программные задачи:

  • продолжать знакомство с телами неживой природы;
  • узнать, почему вода – чудо природы;
  • способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, опытом доказать, что в природе происходит круговорот воды;
  • развивать познавательную активность и интересы детей, побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;
  • развивать логическое мышление, память, исследовательский подход;
  • осваивать отдельные способы охраны природы.
  • Предварительная работа:

  • повторить и закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;
  • беседы: “Значение воды в жизни человека”, “Уроки Мойдодыра”;
  • чтение рассказов: “Подземные воды”, “Гроза”, “Явления природы”, “Вода в природе”;
  • рассматривание иллюстраций в альбоме “Вода”, книги “Окошко в твой мир”, “Океан”, в Большой детской энциклопедии;
  • заучивание стихотворений: В. Викторова – “Цветок”, С. Маршака “Круглый год”, А. Н. Плещеева – “Сельская песня”.
  • загадки: “Белое покрывало всю землю одело”,
  • “Много снега – много хлеба”,
    “Берет нос в большой мороз”,
    “Чище мойся, воды не бойся”,“Вода с гор потекла – весну принесла”.

    • опыты, эксперименты с водой, наблюдения за ростом растений (каким растениям требуется больше воды).
    • игры: “Морской бой”, “Ловим рыбку”, “Нырки”.
    • целевая прогулка на водоем.

    Материал:

  • плакат “Круговорот воды в природе”;
  • емкости для воды, спиртовка, пробирки;
  • сыпучие вещества: соль, сахар, крахмал;
  • растительное масло;
  • гуашь, кисточки, палитра, мольберт, цветная бумага;
  • предметные картинки, ножницы;
  • фильтры, воронки, природный материал (речной песок, тряпочки, промокательная бумага).
  • Беседы с детьми: «Круговорот воды в природе». Каким опытом можно доказать, что в природе происходит круговорот воды?

    Читайте также:  Вьюн над водой кинофильм

    Нальём в стакан из тонкого стекла немного воды и поставим его над пламенем спиртовки. Когда вода закипит и над ней начнёт собираться пар, закроем стакан блюдцем, нальём в блюдце холодной воды (кусочки льда). Наблюдаем, что происходит в стакане. На дне блюдца пар будет охлаждаться и превращаться в капли воды. Образовавшиеся капли будут падать вниз в воду.

    Что же происходит в стакане?

    Вода при нагревании испаряется, пар поднимается вверх, оседает на дне блюдца и капли падают вниз.

    Происходит круговорот воды. Подобное явление мы наблюдаем в природе.

    Вода с поверхности полей, лесов, рек, морей испаряется и пар поднимается вверх. Высоко над землей холоднее, чем у её поверхности. Там пар охлаждается, из него образуются облака, из облаков тучи. Из туч весной, летом, осенью выпадает дождь, а зимой снег.

    Дождь не обязательно выпадает там, где образовались тучи. Ветер гонит тучи над землёй, и там, где капли уже не могут удержаться в воздухе, идёт дождь. Дождевая вода проникает в землю, попадает в ручьи и реки, а из них – в моря. С поверхности морей и суши вода снова испаряется и поднимается в виде пара в воздух. Так из года в год происходит круговорот воды в природе.

    Куда исчезает вода после дождя, после таяния снега? Что происходит с испарившейся водой?

    Каким опытом мы доказали, что в природе происходит круговорот воды?

    День и ночь вода из ручьёв течёт в реки, а реки несут её в море. Почему моря не переполняются водой?

    Что произошло бы на Земле, если бы вода перестала испаряться?

    Ребёнок читает стихотворение В. Викторова «Цветок»:

    Цветок на лугу
    Я сорвал на бегу.
    Сорвал,
    А зачем? –
    Объяснить не могу.
    В стакане он день постоял
    И завял.
    Сколько бы он на лугу простоял?

    Разбираем текст стихотворения вместе с детьми, ищем ответы на поставленные вопросы.

    Логическая задача: «У речки».

    Воспитатель рассказывает: – Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше.

    Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики?

    Делаем вывод: нужно беречь природу. Охранять воду от загрязнения. Если каждый человек будет бросать в речку что захочет, дно засорится, поднимется, а, значит, слой воды в ней уменьшится. В реке живет рыба, растения – они погибнут. Люди берут воду в речке, а если её не станет, то люди тут уже жить не будут.

    Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо и не всегда замечает, что одно из них постоянно рядом с нами. Это чудо–вода. Назовите три состояния воды.

    Вспомните все 4 времени года.

    В каком состоянии или виде бывает вода летом, осенью, зимой, весной?

    Везде ли нужна вода? Ответы детей.

    Предлагаю самостоятельно провести опыты. Дети проходят в лабораторию, где на столах приготовлено оборудование для опытов. Дети делятся на подгруппы.

    Задания:

    1. Вода–растворитель. Какие вещества растворяются и какие не растворяются в воде?
    2. Прозрачная и мутная вода. Фильтрование воды, разными способами (промокательная бумага, тряпочки, речной песок, фильтры).
    3. «Над спиртовкой не горит, в воде не тонет» (льдинки).
    4. Игра цвета(получить разные оттенки). Вопросы и выводы детей.

    Изготовление игрушек из бумаги для игр с водой.

    Оригами: (пароход, лодка).

    Предлагаю детям провести самооценку.

    Итог занятия. «Живая и неживая природа».

    Программные задачи:

  • продолжать знакомство с телами неживой природы;
  • учить различать живые и неживые тела природы;
  • способствовать расширению и углублению представлений детей о природе посредством элементарных опытов (твердые тела, жидкость, газы);
  • развивать познавательную активность и интересы детей, побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы;
  • воспитывать внимание, наблюдательность, интерес к неживой природе.
  • Материал:

  • предметные карточки, картины;
  • для опытов – баночки с водой, камни, деревянные кубики, спиртовка, проволока, лучинка, воздушный шарик, карандаши, полиэтиленовый мешочек;
  • фланелеграф, картинки – символы (солнышко, тучка, снежинка) – для самоанализа;
  • чайник, плоды шиповника.
  • Предварительная работа:

  • занятия, проведение опытов, наблюдения в группах, на прогулках;
  • чтение книг, рассматривание иллюстраций, работа в уголке природы, таблицы наблюдений, игры с водой, песком, ветром, и т.д.
  • Обогащение словаря:

  • “тела”, “газообразный”, “глина”, “шиповник”, “растворитель”, “самоанализ”.
  • I. В своей речи мы употребляем слово “природа”. Мы говорим, она богата, красива и ее нужно беречь, охранять.

    Что же мы называем словом “природа”?

    На земле много гор, равнин, морей, рек, болот и т.д. Везде растут растения, деревья, живут разные животные. Мы видим Солнце, Луну, звезды, чувствуем движение воздуха – ветер.

    Горы с их камнями, растениями и животными, моря с их водой, растениями и животными, воздух и все другое, что окружает человека и не сделано им, называют природой.

    Предметы, окружающие нас – это тела.

    Солнце, луна, камни, вода, дикие животные, растения, человек – это разные тела природы.

    Карандаши, книги, дом, автомобиль – это тела, которые сделаны человеком.

    Живые тела – дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

    Все живые тела вместе – это живая природа.

    Песок, камни, глина, воздух, вода – неживые тела. Неживые тела не дышат, не питаются, не размножаются. Их называют неживой природой.

    Задание:

    • рассмотреть карточки, подумать;
    • выложить на фланелеграфе картинки – вверху – живая природа, внизу – неживая.

    II. Загадывание загадок (живая и неживая природа).

    Чего в гору не вкатить?
    В решете не унести
    И в руках не удержать? (вода)

    В нее льется, из нее льется,
    Сама по земле плетется. (река)

    Гуляет в поле, да не конь,
    Летит на воле, да не птица. (ветер)

    Не прядет, не ткет,
    А людей одевает. (овца)

    Под дубочком, под листочком,
    Свился, скрючился клубочком. (ёж)

    Работают все дети индивидуально.

      Твердые тела, жидкости, газы.

    Твердые тела имеют постоянную форму. Какие тела в природе не имеют своей постоянной формы? Почему?

    Изменения в неживой природе.

    (Выпаривание воды на огне – пар, превращение в твердое тело – лед).

  • Вода – жидкость, растворитель.
  • Какие жидкости вы еще знаете?
    Что еще может растворить вода?
    (Чай, какао, сухое молоко…)

    Рассматривание чайника. Он сделан из белой глины, его в печи обжигали, покрыли краской, лаком и пустили в продажу. Глиняная посуда дольше сохраняет тепло.

    Заваривание чая из шиповника. Какие изменения произошли? Что вы видите? Вода изменила цвет? Имеет запах? Давайте попробуем на вкус.

    Дети пьют чай. Чай полезный, с лекарственным содержанием витамина “С”.

    V. Самостоятельная работа с глиной (вылепить игрушки по желанию).

    По ходу работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, объясняя всем, что когда игрушки высохнут, мы будем их раскрашивать в свободное от занятий время.

    VI. Итог: самоанализ детей на фланелеграфе с помощью символов (снежинки, тучки, солнышко).

    Источник

    Конспект занятия «Неживая природа. Что мы знаем о воде». Средняя группа

    Елена Разумовская
    Конспект занятия «Неживая природа. Что мы знаем о воде». Средняя группа

    Конспект занятия. Средняя группа.

    Тема: Неживая природа. «Что мы знаем о воде».

    Уточнить представление о том, что вода — очень ценный продукт.

    Расширять представления детей о переходе вещества из одного агрегатного одного агрегатного в другое, в процессе постановки опытов

    Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении;обогащать словарь путем введении слов: жидкая, твердая, пар. Развивать любознательность, интерес, мышление.

    Воспитывать о любовь к природе, ее явлениям.

    Наблюдение за снегом, ежедневная отметка состояния погоды в календаре природы; элементарные опыты с водой, снегом, льдом; чтение

    Стаканчики с водой, льдом, электрический чайник, стекло, модель круговорота воды в природе.

    Ход занятия.

    Воспитатель беседует с детьми о воде.Задает детям вопросы:

    Ребята, где вы встречаете воду в природе?

    Где мы видим воду в быту?

    Для чего нужна вода растениям?

    Для чего нужна вода животным?

    А человеку для чего она нужна?

    Что делает человек, с водой?

    Воспитатель:Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.

    Люди используют воду для питья, приготовления пищи, для мытья рук, тела, вещей, уборки помещений, для полива растений.

    Для питья и пищи человеку нужна только чистая вода.

    Ребята, какие водоемы вы знаете? (дети: река, моря, озера, океана). Правильно. В морях и океанах вода горько—соленая, она непригодна для питья. А как же к нам поступает вода?В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получить чистую воду очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать краны, чтобы она зря не утекала.

    Ребята,послушайте и отгадайте такую загадку:

    Во дворе — горой,

    Почему же, ребята, из снега в тепле получается вода? (снежинки -это замершие капли дождя).

    Давайте вспомним наш опыт со льдом. Мы налили воду в формочку и вынесли на улицу, на мороз. Вода замерзала, и получился лед. Значит лед — это вода в твердом состоянии. А когда мы принесли лед в группу, постояв в тепле, он превратился снова о воду — это жидкое состояние воды. Значит, вода бывает в жидком и в твердом состоянии.

    А что же будет, с водой, если мы ее будем нагревать?

    Хотите посмотреть? (воспитатель ставит на плитку стеклянную кастрюльку с водой и доводит до кипения).

    Ребята, что видите? Что поднимается из кастрюльки? А как это называется? Это пар.Пар — это тоже вода: очень-очень маленькие капельки. Они легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх. И когда пара много, его видно, он беловатый. Больше всего пара, когда кипит вода. Такой пар очень горячий опасный и может обжечь тело. Когда вода испаряется, ее становился все меньше и меньше.

    Ребята, а что будет, если мы подержим холодное стекло на паром?

    Посмотрите, на стекле образуются капельки воды, похожие на дождь.

    А вы знаете, почему идет дождь? Послушайте.

    (воспитатель рассказывает сказку «Почему идет дождь»)

    Однажды, жаркое солнце захотело пить. Стало оно греть реки и моря, лужи и ручейки. Так грело, что вода в них вскоре стала превращаться в пар и подниматься в небо. Поплыли по небу облака из невидимых капелек. Невидимые капельки потому, что они очень крошечные — в обыкновенной капле их поместилось бы миллионы. Все выше и выше поднимается облака. Все холоднее и холодное становится им. От холода пар стал снова превращаться капельки. Но капли не могут держаться в воздухе, они тяжелее, чем воздух. Стали капли падать вниз, на землю. Одна капля упала, две, три, пять, миллионы капель застучали по крыше – хлынул дождь!

    Рассердилось солнце, что не успело напиться. И давай снова греть воду в речке,да только ничего у него до сих пор на получается: как только поднимается пар высоко в небе, охладит его ветер, и превращается он в капельки. А капельки так быстро капают на землю, что не успевает солнце напиться. Так и повелось в природе; чем сильнее хочет солнце пить, тем жарче греет.

    Значит, ребята, пар — это и есть газообразное состояние воды.

    Ребята, что же нового вы у знали?

    Воспитатель делает обобщение: вода — одна из самых удивительных и загадочных веществ на земле. Без воды жизнь на земле невозможна.Вода бывает в трех состояниях: жидкая, твердая и газообразная. Газообразное состояние воды — это пар.

    Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Конспект ООД по образовательной области»Познавательное развитие» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе на тему: «Что мы знаем.

    Конспект беседы по экологии в младше средней группе «Буратино знакомится: «живая», «неживая» природа» Цели: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения) и «неживое» (на примере искусственных цветов). Задачи: познакомить.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Живая и неживая природа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «БЕЛОСНЕЖКА» Конспект непосредственной образовательной.

    Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы.

    Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».

    Конспект открытого просмотра НОД по экологии «Живая и неживая природа» с детьми старшей группы. Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы,.

    Конспект занятия по экологии в старшей группе «Что мы знаем о воде» Непосредственная образовательная деятельность. Конспект занятия «Что мы знаем о воде?» Цель: Определить значение воды и показать отношение.

    «Неживая природа». Опыты и эксперименты с магнитом План проведения опытов 1 неделя — Мы — фокусники 2 неделя — Необычная скрепка 3 неделя — 2 магнита 4 недели — Как увидеть магнитные силы.

    Конспект НОД «Природа вокруг нас» (средняя группа) Задачи: дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах (белого цвета,холодный на ощупь, падает снежинками,тает в тепле. Расширять.

    Живая и неживая природа Цель. Учить различать живую и неживую природу. Видеть её существенные отличия. Развивать связанную речь, внимание, память, воображение,.

    Источник

    Оцените статью