- Живая — неживая природа. Вода бывает разной. план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Экспериментально-исследовательское занятие по ознакомлению с неживой природой «Вода» для детей старшей группы
- Ход занятия.
- открытое занятие тема:»Вода в природе и её свойства» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая — неживая природа. Вода бывает разной.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Представляю конспект образовательной деятельности, в процессе которой у воспитанников формируются элементарные представления о живой и неживой природе, навыки экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lenina_statya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«Живая – неживая природа. Вода бывает разной»
Автор:Труфанова Е.А.,воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик»
Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе.
Закрепить знания детей о свойствах воды, путём экспериментирования выявить сходство и различие пресной и морской воды.
Развивать речь, сенсорные способности, любознательность, внимание, наблюдательность, память.
Воспитывать бережное отношение к объектам природы (воде), закреплять правила поведения на природе.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Социализация».
Мультимедийное оборудование. Презентация «Живая – неживая природа».
Карточки для игры «Четвертый лишний».
Стаканчики для воды (по 2 на каждого ребенка: с пресной и морской водой).
Пластиковые ложечки (на каждого ребенка).
Камешки (по 2 на каждого ребенка).
Емкости для перелива воды (на каждом столе).
Демонстрационный материал: вареное яйцо, прозрачные сосуды с пресной и морской водой.
Рассказ Н.Рыжовой «Почему река обиделась».
Воспитатель и дети стоят в кругу. Хором читают стихотворение:
Так бывает интересно
Всё на свете наблюдать,
Всё услышать и увидеть,
Всё как следует понять.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
Дети, сегодня мы продолжим знакомство с природой. Посмотрите на экран.
Читает стихотворение Л.Дайнеко (в сопровождении слайдов).
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Дети, а что такое природа? Как вы понимаете это слово? (Дети высказывают свои предположения, приводят примеры).
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Живое – то, что движется, растет, развивается, размножается; а неживое – нет.
Давайте, попробуем вместе разобраться, какие предметы относятся к живой природе, а какие – к неживой. Посмотрите на экран.
На экране поочередно появляются изображения (звери, птицы, цветы, деревья, горы, реки, планеты..)
Дети обсуждают, какая это природа – живая или неживая.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» :
У каждого ребенка на столе карточка с изображением предметов (живых и неживых). Задание: назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
К речке быстрой мы спустились,
( шагаем на месте )
Наклонились и умылись.
( наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
( круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
( круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
( прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
( шагаем на месте )
И отправились домой.
Отгадайте мою загадку. В ней говорится о неживой природе. Кто отгадает, что это?
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Дети, как вы думаете, можно прожить без воды?
Кому нужна вода? Для чего нужна вода?
Где в природе есть вода?
Какая вода в реках — пресная или солёная?
Какие свойства пресной воды мы знаем? Вспомните, как мы ее изучали. (Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, может течь, бывает холодной и теплой).
Сегодня мы познакомимся с другой водой, водой из моря. Такая вода называется морской.
Как настоящие исследователи, мы будем сравнивать пресную и морскую воду. Какие свойства похожи, и чем отличаются?
Исследование свойств воды:
На столах у детей 2 стаканчика (в одном пресная вода, в другом – морская)
— Есть ли запах у воды в 1 стаканчике? Во 2 –м? (Ни пресная, ни морская вода не имеют запаха)
— Какая вода на вкус в 1 стаканчике? А во 2ом? (Пресная вода не имеет вкуса, а морская вода – соленая). Можно пить морскую воду? ( Нет. Человек пьёт только пресную воду).
— Опустите в каждый стаканчик камешек. Посмотрите, в каком стаканчике вода более прозрачная? (Пресная вода прозрачная)
— Попробуйте перелить воду из этих стаканчиков в мисочку. (И пресная и морская вода может течь и принимает форму того предмета, в котором находится). Вода в реках, ручьях течет. В домах вода течет из крана.
— Что можно делать и в пресной и морской воде? (Можно плавать)
— Как вы думаете, в какой воде легче плавать? (ответы детей)
Давайте проверим, кто из вас прав.
Опыт по погружению вареного яйца:
Погружают яйцо сначала в пресную, а потом в соленую воду.
В какой воде легче плавать?
Когда поедете с родителями на море, то под их присмотром вы можете быстро научиться плавать в морской воде.
Обобщение результатов опытов:
Какие свойства у пресной и морской воды одинаковые? (прозрачность, текучесть, не имеют запаха и цвета)
Какими свойствами морская вода отличается от пресной?
Вода нужна всем. Земля наша и все живое на ней без воды погибли бы. Воду и в реках, и морях нужно беречь, чтобы не случилось беды.
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» (Н.Рыжовой).
Рассказ «Как люди речку обидели»
«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.
— посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, — говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».
Вопросы по рассказу:
1. Почему река обиделась на людей?
2. Что бы вы сделали на месте Кости?
Дети, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Источник
Экспериментально-исследовательское занятие по ознакомлению с неживой природой «Вода» для детей старшей группы
любовь кривобок
Экспериментально-исследовательское занятие по ознакомлению с неживой природой «Вода» для детей старшей группы
Образовательные задачи: формировать представление детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней) и показать разнообразие состояние воды; учить делать выводы.
Развивающие задачи: развивать поисково — познавательную деятельность детей, экологическую культуру, наблюдательность, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыты. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Проведем опыты и узнаем много интересного.
ОПЫТ № 1. Помощница вода.
Задачи: Использовать о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материалы и оборудование: Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчиками.
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия.Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивается находящиеся внутри нее предметы.
ОПЫТ № 2. Какие свойства?
Задачи: Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы и оборудование: Емкость со снегом, водой, льдом.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть детям воду, лёд, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода и лёд, вода и снег, снег и лёд) ; что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить,как изменяются в соединение свойства: воды и льда (вода остаётся прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лёд непрозрачным (измельчить её).
ОПЫТ № 3. Куда делась вода?
Задачи: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность)
Материалы и оборудование: Три мерные емкости с окрашенной водой.
Дети наливают равное количество воды в емкость, делают отметку уровня,ставят в разные условия: закрытую и открытую емкость – между оконными рамами, открытую- в тепло, на батарею. В течение недели наблюдают процесс испарения, делать отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменились ли количество воды (уровень стал ниже отметки, куда исчезла вода (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Дети делают вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде (потому что частицы не могут испариться из закрытого сосуда).
Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.
Источник
открытое занятие тема:»Вода в природе и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_voda_v_prirode_i_eyo_svoystva.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад с Грачёв Куст»
Познание (Формирование целостной картины мира)
Тема :«Вода в природе и её свойства »
Подготовила и провела Воспитатель подготовительной группы — Силиванова М.И.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация».
Цель: Закрепить знания о свойства воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки, кроссворды. Развивать социальные навыки
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов:
— закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки, кроссворды
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Материал для занятия: кроссворд, стаканы, , пуговицы, картинки, гуашь, схемы.
По стеклу раздался стук
Это дождик по утру
Разбудил всю детвору
Капли начали трезвон
Если выйдете гулять
Не забудъте зонтик взять
У дождя еще не нрав
Завтро утром мы опять
Под дождем пойдем гулять
О чём наша песенка?
О дождике, капельках
Ребята из чего состоят наши капельки?
Правильно Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.
Как вы думаете, так что такое вода?
Вода- это жидкость. Она течёт, её можно налить во что-нибудь: в стакан ,в ведро, в кастрюлю.
Воду можно вылить или перелить из одной посуды в другую.
Какая бывает вода?
Тёплая, горячая, мокрая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.д.
Что вода делает?
Течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает.
Для чего нужна вода?
С помощью воды мы готовим еду.
При помощи воды мы стираем, моем посуду.
Водой мы моемся в бане, умываемся.
В воде мы купаемся
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети : В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты.
Воспитатель : Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки (прочитаем, напишем, составим слово)
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.,
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода» (читают)
К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд),
Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно),
Все как один плывём как дельфин (прыжки на месте),
Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.
Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?
(Дети садятся за столы)
Опыт №1: «Вода это жидкость»
Ребята , давайте перельём воду из одного стакана в другой.
А куда можно ещё перелить воду?
Воду можно перелить в кастрюлю, в ведро , в тазик.
Правильно, какой вывод?
Вода- это жидкость, её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.
А что бы вам ребята это лучше запомнить , я приготовила вот такой символ(вывешивается символ)
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса »
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №3: «Вода без цвета , прозрачная»
Ребята, давайте в стакан положим пуговицу и нальем воды. Что мы видим?
Дети: Мы видим пуговицу на дне стакана.
Воспитатель: А если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет и пуговицу мы не видим.
Воспитатель: Вода не имеет цвета, она прозрачная или бесцветная.
Вода может менять цвет от того что в неё добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Чем она пахнет? (ответы детей )
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха.
Ребята, а вы знаете что такое круговорот воды в природе?
Сейчас я вам расскажу. Ложитесь поудобнее , закройте глазки.
Релаксация «Ходят капельки по кругу»
Закрыли глазки. Представим, Я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой — пребольшой океан перестраиваются. Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Сейчас я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Воспитатель: Давайте повторим (по картине).
Из тучи летом идет дождь, а зимой снег. Капельки дождя превращаются в ручей, ручей течет в реку, река впадает в море.
Яркое солнышко заставляет капельки воды испаряться, превратив их в легкие воздушные облака. Облака собираются в тучи, и снова идет дождь.
Воспитатель: я приготовила тучку, а вы мне сделаете дождик. Пусть этот дождик будет разноцветным!
(дети из цветной бумаги вырезают капельки и приклеивают к тучки).
Воспитатель: Какой красивый разноцветный у нас получился дождик, давайте споем про него песенку.
Песня «Разноцветный дождик».
Кап – кап, траля –ля-ля,
Дождик льется с высоты.
Деревья и цветы.
Радуга над полем
Теплый летний дождик
В руки не дается.
Какие весёлые у меня капельки.
Ребята, а вы любите умываться, купаться?
А вы всегда плотно закрываете кран после того как помылись?
Всегда ли следите, чтобы из крана зря не текла вода?
Почему нужно беречь воду?
Воды много , но для умывания , приготовления пищи необходима только очищенная вода.
А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.
Воспитатель: Как вы думаете , о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана?
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря
А то пройдёт немного лет,
И нет водицы- нет, нет, нет.
А чтобы вы не забыли , я повешу символ- памятку.
«Помыл руки- плотно закрой кран»
А теперь давайте повторим свойства воды, глядя на наши символы.
Вода не имеет запаха
Воду нужно беречь
Хоровод (Весёлый ручеёк)
Вот и закончились наше занятие:
Давайте я угощу вас чистой родниковой водой, чтобы вы были здоровыми, любили и берегли воду.( угощает детей чистой родниковой водой ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить.
Период дошкольного детства — это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир.
Цель: Закрепить знания о свойства воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки, кросс.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.Цель: совершенствовать представления детей о.
Интеграция образовательных областей: Познавательно-речевое развитие. Цель: Закрепить знан.
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Педагогическая исследовательская деятельность .
Источник