- Грандиозный проект – норвежские морские «плавающие туннели»
- Уникальное и масштабное строительство
- Амбициозные «плавающие туннели»
- Грандиозная автомагистраль под водой. Разве это возможно?
- Первый в мире плавучий погружной туннель проектируют в Норвегии
- Первый в мире подводный плавучий тоннель для транспорта
- Цель проекта
- Концепция идеи
- Стоимость и сроки
- Амбициозный проект норвежцев: планируется строительство подводного туннеля
- Особенности ландшафта
- Основные вехи проекта
- Зачем строить плавучий тоннель?
- Есть ли альтернативные технические решения?
- Особенности проекта
- «Подводные камни»
- Будущее проекта
Грандиозный проект – норвежские морские «плавающие туннели»
Суперпроект реализуется в Норвегии – реконструкция трассы Е39, протяженностью 1100 км, включает в себя строительство больших мостов, рекордных туннелей под морским дном и инновационных «плавающих туннелей». Общий бюджет амбициозного государственного проекта – около 40 млрд.
Уникальное и масштабное строительство
Впечатляющие природные ландшафты Норвегии удивляют и восхищают, горы, фьорды, ледники радуют взор путешественников, но доставляют множество транспортных проблем. Сложная местность не способствует быстрому передвижению, например, чтобы добраться от южного города Кристиансанн до северного Тронхейма понадобится не менее 21 часа и семь паромных переправ на пути протяженностью 1100 км. А ведь на западном побережье проживает почти треть населения страны и все они терпеливо преодолевают различными способами тысячи фьордов.
Норвежское правительство планирует вдвое сократить время проезда по северной трассе Е39 путем реализации инновационного инфраструктурного проекта, включающего в себя строительство мостов, туннелей и потрясающих подводных «плавающих туннелей».
Общий бюджет проекта Е39 оценивается в $40 млрд – это позволит полностью освободить от паромов 1100 км автотрассы и новые инфраструктурные объекты позволят вдвое сократить время на маршруте Кристиансанн – Тронхейм.
Мы уже писали о начале работ над первыми объектами масштабного проекта – туннелями и мостами. Отметим, что один из туннелей станет самым длинным в мире горным туннелем, пробуренным через скальную породу под морским дном – общая длина составит 27 км на глубине 392 м.
Амбициозные «плавающие туннели»
Наверняка, самими поразительными объектами на тысячекилометровом пути станут так называемые «плавающие туннели», расположенные на глубине около 30 м. Сразу же уточним, что кроме Норвегии в этой «мировой гонке» участвуют Китай, Южная Корея и Италия, но ни один инфраструктурный объект такого типа еще не построен.
Впервые идея «плавающего туннеля» появилась еще в 19-м веке, но строительная индустрия только сейчас вплотную приблизилась к реализации смелого замысла. На самом деле туннели, конечно, не плавают, а достаточно надежно прикреплены кабелями к морскому дну или привязаны к понтонам на поверхности моря. Внутри железобетонного туннеля, в принципе, такая же обстановка, как и во всех других транспортных объектах такого типа. В норвежских фьордах волны и течения на глубине 30 м значительно менее мощные, чем на поверхности и такое месторасположение автотрассы оказывает меньшее влияние на природу, чем, например, классический мост.
Глубины во многих заливах превышают 1 км, что делает почти невозможным и неэффективным строительство туннеля под морским дном. Ширина заливов в некоторых местах превышает 5 км – строительство мостов обходится слишком дорого и затруднительно из-за особенностей северного климата. Таким образом, инновационные «плавающего туннеля» могут оказаться наиболее эффективным решением для реализации северной транспортной магистрали.
По словам ведущих инженеров трассы E39 самые большие риски проекта – это взрывы, пожары и перегрузки в туннелях. Совместно с ведущими учеными норвежских университетов проводятся исследования последствий взрывов, например, грузовиков с опасными веществами и подобных аварий на глубине 30 м в трубчатых бетонных конструкциях. Работая с военно-морским флотом, инженеры изучают последствия столкновений подводных лодок с «плавающими туннелями».
Норвежское управление автомобильных дорог, правительственный орган, ответственный за проект, настроено оптимистично и планирует завершить строительство всех туннелей, мостов, развязок на 1100 километровой трассе к 2050 году.
Источник
Грандиозная автомагистраль под водой. Разве это возможно?
Заснеженные горы и красивейшие фьорды принесли побережью Норвегии всемирную известность. Однако, эти «фишки» норвежского ландшафта, столь привлекательные для туристов, затрудняют автомобильное движение по побережью. Чтобы проехать на машине 400 км вдоль береговой линии, нужно преодолеть многочисленные горные серпантины и паромные переправы, из-за которых время поездки растягивается на долгих 7 часов. И без того трудный путь ещё больше осложняют неприятные сюрпризы норвежской погоды в виде снегопада, гололёда и ледяного порывистого ветра.
Все эти проблемы побудили правительство Норвегии совместно с Норвежской общественной администрацией дорог (NPRA) начать строительство самого длинного в мире подводного автомобильного тоннеля длиной 1121 км.
Трасса будет проходить не только под водой, поэтому проект предполагает строительство новых мостов и укрепление имеющихся автодорог.
Подводный тоннель представляет собой две трубные бетонные конструкции, предназначенные для движения автомобилей в разных направлениях.
С помощью мощных тросов трубы будут прикреплены к стойкам, установленным на дне, а также к понтонам, расположенным через каждые 320 м на поверхности. Инженеры-разработчики утверждают, что глубина погружения плавучих труб (30 м) не будет мешать судоходству.
Проект строительства подводного тоннеля (трасса И39) был утверждён ещё в 2017 году, по предварительным данным его стоимость оценивается в $40 млрд США. Строительные работы были начаты в декабре 2017 года, их окончание и введение трассы в эксплуатацию запланированы на 2035 год.
У Норвегии нет опыта строительства подводных автодорог, поэтому местных специалистов консультируют более опытные инженеры из других стран мира. Разработчикам приходится учитывать множество факторов, таких как разница в глубине воды, влияние на конструкцию ветра и волн, возможность прохода мимо неё траулеров и подводных лодок. Всё это значительно усложняет работу над проектом.
По словам ведущих инженеров самыми существенными рисками проекта являются перегрузки, пожары и взрывы в тоннелях. Чтобы проверить трассу на прочность, ей устроили серьёзные испытания: таранили подводной лодкой, взрывали трубы изнутри и опускали на них затонувший траулер. Конструкция с честью выдержала все испытания, хотя и получила ряд доработок.
Кстати, когда новые тоннели запустят в эксплуатацию, старая дорога никуда не денется. По ней можно будет по-прежнему ездить, чтобы любоваться сказочными фьордами и легендарными скандинавскими горами.
Источник
Первый в мире плавучий погружной туннель проектируют в Норвегии
Фьорды – не только национальное достояние Норвегии, но и источник проблем для эффективного дорожного строительства. Изрезанная береговая линия в разы увеличивает протяженность автомобильных трасс, а необходимость оборудовать паромные переправы значительно снижает скорость передвижения транспорта по побережью страны. Управление общественных дорог Норвегии выступило с амбициозным планом построить к 2035 году серию плавучих погружных туннелей, которые обеспечат бесперебойное движение транспорта по побережью.
Проект оценивается в 25 млрд долларов США. Серия погружных тоннелей сократит время движения автотранспорта по трассе E39 между южным портом Кристиансанн и северным портом Тронхейм с 21 часа до 11 часов. В настоящий момент тысячекилометровый маршрут включает семь паромных переправ, что значительно увеличивает время в пути.
Первый в мире плавучий погружной туннель планируют проложить через Сонге-фьорд – самый крупный фьорд в Европе на западном побережье Норвегии примерно в 70 км севернее Бергена. Глубина его достигает 1308 м, ширина – 1 км, а протяженность – 204 км. Из-за его размеров строительство моста не представляется возможным, но допустима установка транспортной трубы, которая будет держаться под водой примерно в 30 метрах от поверхности на гигантских поплавках – так в упрощенном виде выглядит проект норвежцев.
По расчетам инженеров, туннель будет состоять из двух параллельно идущих труб для обеспечения двустороннего движения. Длина туннеля составит примерно 1,2 км, он будет изогнут дугой, чтобы уменьшить воздействие на конструкцию приливных волн и штормов. На глубине в 20 – 30 м от поверхности фьорда его будут удерживать понтоны и якоря. Преимущества данной конструкции над традиционными переправами через водные преграды – устойчивость при любой погоде. Также она нанесет минимальный вред пейзажу фьорда и не создаст преграды для судов, курсирующих в заливе.
Данный тоннель объединит сразу несколько технологических решений, которые по отдельности уже прошли испытание на прочность временем: бетонный тюбинг является неотъемлемой частью всех туннелей, понтоны много лет используются для плавучих мостов, а тросовое закрепление зарекомендовало себя в офшорных проектах.
Пока одним из основных вопросов, на который предстоит ответить авторам проекта, – это геологическая структура дна Сонге-фьорда. Необходимо убедиться, что породы на дне позволят надежно закрепить туннель. Также предстоит построить модели течений, ветров и динамики волн и оценить связанных с ними риски. Кроме того, необходимо рассчитать запас прочности сооружения на случай столкновения с ним судна или подводной лодки. После того, как все расчёты будут выполнены, проект еще должно утвердить правительство Норвегии, так как оно, скорее всего, станет его лавным спонсором.
На фото: визуализация различных элементов плавучего погружного туннеля.
Источник: The Norwegian Public Roads Administration.
Больше новостей, аналитических статей и реальных кейсов
инженерной защиты в нашем журнале
Источник
Первый в мире подводный плавучий тоннель для транспорта
Норвежский оператор дорожной инфраструктуры Statens Vegvegsen официально открыл самый глубокий подводный туннель в мире – 14,4-километровый тоннель Ryfylke около Ставангера. Он входит в проект под названием Eysturoyartunnilin, соединяющий Фарерские острова. Общая длина туннелей составит 11,24 км. Проект после окончания строительства станет самым необычным и амбициозным. О подобном техническом решении задумывались многие страны, например, Италия, Китай, Южная Корея. Воплощать в жизнь столь грандиозный проект подводных транспортных туннелей решились лишь в Норвегии.
Ранее идея носила совсем иное название – Skálafjarðartunnilin, но затем его изменили на Eysturoyartunnilin. Встречается и другое наименование – Eysturoy Tunnel. Пройдут тоннели под проливом Tangafjørur и станут альтернативой паромного сообщения.
Цель проекта
Это часть проекта дороги Райфаст, которая соединит национальную автомагистраль 13 между Ставангером и Страндом в Рогаланде. Маршрут также включает туннели Хунвог и Эйганес, которые откроются в январе 2020, заменив паромные переправы в регионе. Сеть туннелей уменьшит время пути между Торсхавном и Рунавиком с 74 мин. до 16 мин, а между юго-западными прибрежными городами Бергеном и Ставангером с пяти часов до 40 минут.
Концепция идеи
Сама идея подразумевает объединение туннельной сети с мостами. Туннели будут размещены попарно и проходить параллельно, по 1 в одно направление. В каждом из них по 2 полосы. Несущие конструкции тоннелей будут бетонными.
Скальный туннель, являющийся частью проекта, протянется на 27 км на глубине до 392 м под водой. Он является самым глубоким на планете.
В открывшейся части нижайшая точка – 187 м ниже уровня моря. Самый крутой уклон не более 5%. Также проект включает 3 подвесных и 5 плавучих мостов. Их закрепят тросами к понтонам либо якорям, разнесенным на достаточное для прохождения морских судов между ними расстояние.
Кольцевую развязку, расположенную в центре туннельного сообщения, украсят картинами и скульптурами фарерского художника Т.Патурссона. Подчеркнут уникальность художественного оформления световые эффекты.
Стоимость и сроки
Работа над проектом началась в 2014 году. Первый тоннель прорыт подрядчиком AF Gruppen осенью 2017, а предприятие Marti совместно с IAV выполнили второй в начале 2018 года. Всего на реализацию концепции, по словам мэра, ушло 40 лет.
Общая стоимость проекта, который полностью планируется закончить к 2035 году, оценивается в миллиард датских крон. Покрывать расходы планируется за счет взимания платы за проезд. Например, легковому авто пересечение подводного транспортного туннеля между Торсхавном и Эйстурой в одну сторону обойдется в 75 датских крон, а между между Салтнесом и Стрендуром – 25 крон. Будет доступна возможность приобретения проездного, что уменьшит стоимость поездки.
Источник
Амбициозный проект норвежцев: планируется строительство подводного туннеля
Будущее уже наступило. Еще 100 лет назад мало кто верил, что люди будут совершать трансатлантические авиаперелеты, а полеты в космос и вовсе казались фантастикой. В наши дни правительство Норвегии бросает вызов другой стихии: начата работа над амбициозным проектом по строительству подводного туннеля, который улучшит транспортное сообщение между двумя городами – Кристиансанд и Тронхейм. Дорога между ними является частью маршрута E39 на юго-западном побережье страны. В настоящее время перевозка по ней занимает 21 час и требует проведения семи паромных переправ через норвежские фьорды. Внедрение нового проекта позволит сократить длительность времени в пути в 2 раза. В истории инженерной мысли подобных прецедентов еще не было. Суждено ли сбыться этому проекту или идея лопнет, как мыльный пузырь?
Особенности ландшафта
Норвегия славится своим потрясающим природным ландшафтом благодаря величественным ледникам, фьордам и живописным горам. Ее побережья изрезаны многочисленными морскими заливами с высокими скалистыми берегами высотой до 1 км и более, а несколько ледниковых периодов способствовали образованию речных долин и тектонических впадин, которые были затоплены водой. Сотни тысяч туристов ежегодно посещают страну, чтобы насладиться суровой романтикой северного края.
Однако эта первозданная красота имеет и свои недостатки – сильно пересеченная местность затрудняет передвижение, а сложные геологические условия не позволяют исправить ландшафт техническими способами.
Более 1000 фьордов врезаются в западное побережье скандинавской страны, где проживает треть населения – 5,3 миллиона человек. Чтобы совершить 1100-километровое путешествие между городами Кристиансанд и Тронхеймом, необходимо потратить почти сутки и сделать несколько паромных пересадок.
Основные вехи проекта
Проект подводного туннеля, оцениваемый норвежским правительством в 40 миллиардов долларов, включает в себя мосты (3 подвесных и 5 плавучих) и самый глубокий в мире скальный туннель, пробуренный под морским дном на глубине 392 метра. Его протяженность будет 27 километров. Для сравнения, туннель под проливом Ла-Манш, соединяющий Великобританию и Францию, находится на глубине около 40 м от морского дна.
Но самым необычным и амбициозным техническим решением данного проекта является то, что планируется изготовление нескольких плавучих туннелей, которые будут располагаться на глубине порядка 30 метров под поверхностью воды. Строительство планируется завершить к 2050 году. Если Норвегии удастся воплотить эту идею в жизнь, то она станет первой страной, сумевшей реализовать такое техническое решение. Подобные проекты рассматриваются также правительствами других стран – Китая, Южной Кореи и Италии.
Зачем строить плавучий тоннель?
Однако победа в «гонке технических вооружений» – это не основная цель скандинавских инженеров. Трасса E39, часть которой составляет дорога между Кристиансандом и Тронхеймом, является ключевым маршрутом для Норвегии.
Более 50% экспортных товаров в стране перевозится по этому пути, но сама дорога далека от европейских стандартов. Как заявляют менеджеры проекта, данная идея служит, прежде всего, для реализации коммерческих целей.
В качестве дополнительного бонуса должно улучшиться и благосостояние местного населения. Усовершенствованный магистральный путь E39 откроет западное побережье Норвегии для туризма. Сам по себе туннель тоже может стать местной достопримечательностью и привлечь дополнительный поток туристов.
Есть ли альтернативные технические решения?
Подвесные и плавучие мосты-понтоны строили и ранее в Норвегии, США и других странах. Однако в тех случаях, когда фьорд глубже 1 км или шире 5 км, существующие инженерные решения не могут справиться с такой задачей. Морское дно здесь расположено слишком глубоко, чтобы в нем можно было пробурить шурфы для капитального фундамента.
Понтонные мосты также не могут везде применяться, потому что они чувствительны к суровым погодным условиям, таким, как сильные волны и морские течения. Вот почему в Норвегии принято решение использовать именно плавучие туннели.
Особенности проекта
Идея погруженной в воду конструкции не нова. В 1882 году британский военно-морской архитектор Эдвард Рид предложил соорудить плавучий туннель через пролив Ла-Манш, но его задумку не поддержали.
Термин «плавающий», возможно, вводит читателей в заблуждение. На самом деле конструкция должна быть зафиксирована в статичном положении с помощью натянутых тросов, которые будут заякорены к морскому дну или привязаны к понтонам. Понтоны разнесут на достаточное расстояние друг от друга, чтобы морские суда могли свободно пройти между ними. Несущие конструкции самого туннеля планируется изготовить из бетона. Внутри него будут перемещаться транспортные средства с одного конца фьорда на другой.
«Волны и морские течения на проектной глубине менее сильные, чем те, которые находятся на поверхности», – объясняет главный инженер управления дорог Норвегии.
Кроме того, плавучий туннель сводит к минимуму вредное антропогенное воздействие на природный ландшафт, поскольку большая часть инфраструктуры находится внутри сооружения. Благодаря такому техническому решению, создается меньше шума, чем при транспортном движении по обычному мосту. Это является еще одним преимуществом для людей, живущих в данном районе.
«Подводные камни»
Самые большие риски в этом проекте – это взрывы, пожары и перегрузка. Поэтому его внедрение требует проведения обширных предварительных испытаний. К исследовательским проектам в данной области подключен Норвежский университет науки и технологий. Его специалисты занимаются изучением устойчивости бетонных конструкций при внутренних взрывных нагрузках. Проводимые испытания помогут понять, что произойдет со структурой туннеля, если, например, внутри взорвется грузовик.
Другой возможной опасностью являются подводные лодки. Для изучения этого фактора создана исследовательская группа в составе норвежского управления дорог. Несмотря на то, что еще даже не обозначены места привязки плавучих туннелей, строительство планируется завершить за 30 лет.
Будущее проекта
Помните, один из сюжетов фантастических фильмов, по которому жизнь человечества в будущем перемещается в морскую среду? Возможно, этот интересный проект станет первым шагом на пути к строительству подводных городов. Может быть, лет через 300 инженера займутся разработкой гидрополисов.
К тому же первый почин уже есть – в персидском заливе строится подводный отель на 220 номеров. Его стены сооружаются из сверхпрочного плексигласа.
А вы как думаете, смогут ли норвежские инженера реализовать этот проект и как он повлияет на будущее человека?
Источник