Обман зрения с водой
Зигмунд Фрейд так писал об иллюзии: “Характерной чертой иллюзий является ее происхождение из желания человека”. То есть иллюзия, рожденная сознанием человека, даже являясь совершенно бредовой, вполне может и не расходиться с реальностью. Например: девушка, мечтающая о принце на белом коне, питающая иллюзию, действительно имеет шанс его найти и даже выйти за него замуж. То есть у нее есть шанс реализовать свою иллюзию. Но есть шанс его и не встретить. Иллюзии часто путают с заблуждением. Иллюзия создается желанием человека, а в заблуждении желание отсутствует.
Наука дает такое определение: иллюзия – это обман чувств, нечто кажущееся, то есть искаженное восприятие реально существующего объекта, допускающее неоднозначную интерпретацию.
Существует множество разновидностей иллюзий:
Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная). [3]
Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы). [4]
Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения.
Зрительные иллюзии (обман зрения) :
1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.
2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.
3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.
4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.
5. Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.
6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.
Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
Иллюзий, связанных с человеческими чувствами, известно очень много, даже перечислить их в одной статье было бы трудно. Не все они могут считаться иллюзиями в полном смысле слова, то есть каким-то случайным или подстроенным обманом – иногда это просто особые свойства наших органов чувств, о которых мы не знаем или забываем. Такие иллюзии порой играют значительную роль и в научных исследованиях. Примером тому служит оптический эффект, с которым, так или иначе, сталкивался каждый, – параллакс. [3; 4]
Параллаксом называют кажущееся относительное смещение объектов, находящихся на разном расстоянии от наблюдателя. Это смещение возникает при движении его глаз. Так, глядя в окно поезда, можно заметить, что ближние деревья уходят назад гораздо быстрей, чем дальние, а самые далекие и вовсе почти не отстают – пейзаж за окном словно поворачивается вокруг точки, в которой взгляд пересекает линию горизонта. [6] Немалое значение имеет другой, более простой случай параллакса – изменение показаний прибора в зависимости от положения глаза; при движении глаза влево стрелка на фоне шкалы сдвигается вправо, и наоборот. Если у вас дома не найдется никакого стрелочного прибора, эксперимент можно поставить с весами в магазине. Когда вашу покупку положат на них, сделайте шаг влево. Показания весов уменьшатся на одно-два деления. Сделайте пару шагов вправо, и показания увеличатся. Вес покупки, оказывается, зависит от вашего положения перед прилавком.
Почему и откуда возникают иллюзии? Иллюзия – следствие фантазии. Ведь человек не может судить о мире объективно. Он выстраивает представление о мире так, как ему удобно. Выражение “предаваться иллюзиям” обозначает сознательно идти на самообман, чтобы получить удовольствие. А выражение “разрушение иллюзий” подразумевает разочарование и негативные эмоции.
Своеобразной иллюзией можно считать искусство.
К. Ланге – датский психолог, медик и философ – говорил, что человек испытывал потребность “предаваться эстетике иллюзии”, то есть доставлять другим и себе удовольствие, которое основано на иллюзии. Кроме того, любая другая цель для него – исключена.
Фрейд называл иллюзией и религию, сравнивая ее и противопоставляя ее науке.
Механизм человеческого зрения вообще достаточно сложен и окончательно не ясен: в нем участвуют не только хрусталик и сетчатка, но и сам мозг. Поэтому при случайных переключениях внимания наблюдателя также могут возникать некоторые иллюзии. Общеизвестный пример – «выворачивающийся куб», который кажется обращенным к нам разными гранями в зависимости от того, на какой из его вершин сосредоточен взгляд. Другую иллюзию того же типа можно наблюдать с помощью картонного пропеллера, вращающегося на небольшом гвоздике. [5] Такую вертушку нужно рассматривать в сумеречной комнате на фоне светлого окна, чтобы видеть только ее контур и не иметь возможности определить, какая из лопастей пропеллера находится ближе, а какая дальше. Иногда кажется, что пропеллер вращается в одну сторону, а иногда – в другую. Сосредоточившись, можно небольшим усилием воображения «переключать» направление вращения вертушки по своему желанию.
Да, что там направление вращения вертушки! Способность человека, видеть то, что он ожидает увидеть, значительно шире, и это доказывают многие курьезные примеры.
Рис. 1. Иллюзии восприятия.
Особое внимание следует уделить иллюзиям в сфере железнодорожного транспорта.
В профессиональной деятельности специалистов в области железнодорожного транспорта, также как и в любой другой профессии встречаются иллюзии, обман зрения, но здесь они приобретают особую значимость.
Как отмечалось выше, иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет работника в сфере железнодорожного транспорта, испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте и принятию неверного решения или действия. [1]
У разных людей иллюзии возникают с различной частотой. Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий у работников железнодорожного транспорта являются отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза и др. Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха.
Немаловажным является знание работниками железнодорожного транспорта характера и причин дорожных иллюзий, выработка прочных навыков управления железнодорожным транспортом.
Обратимся к иллюзии железнодорожных путей. Рассмотрим рисунок 2.
Рис. 2. Иллюзия ж/д путей.
Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее. Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок. Попробуйте повернуть голову на 90 градусов.
При проектировании и строительстве дорог необходимо учитывать психофизиологические особенности восприятия водителей. Иначе дорога может ввести водителя в заблуждение.
Например, очень часто неудачные примыкания дорог создают у водителя ошибочное представление о дальнейшем их направлении. Или другой пример. На дорогах с часто изменяющимся продольным уклоном зрение водителя может воспринимать горизонтальный участок как дорогу, идущую на подъем.
Условия движения под путепроводами тоже имеют свою специфику. Видимость под ними ухудшена, поле зрения водителя ограничено опорами, сводами и пролетными строениями. Путепровод создает впечатление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины и высоты проезда под ним.
Например, при одинаковой высоте проезда широкий путепровод балочной конструкции кажется более низким по сравнению с таким же путепроводом меньшей ширины. Более высокий путепровод воспринимается суженным по сравнению с путепроводом, имеющим меньшую высоту.
Представление ширины проезда под путепроводом зависит также от цвета окраски пролетного строения. Темные цвета производят придавливающее впечатление, поэтому высокие пролетные конструкции окрашивают в темные, а их опоры — в светлые тона. Такой способ окраски позволяет устранить иллюзию сужения проезда под высоким путепроводом.
Большинство зрительных иллюзий в сфере железнодорожного транспорта объясняются большой ролью пространственных признаков в константности восприятия.
Существуют зрительные иллюзии, которые основаны на признаках глубины и удаленности и на неверном использовании константности восприятия размера: иллюзии Луны, иллюзии Мюллера-Лайера, Понцо и Поггендорфа.
В железнодорожном пространстве часто встречаются горизонтально-вертикальная иллюзия и иллюзия контраста. Причиной иллюзий контраста являются эффект, возникающие вследствие того, что фоновые стимулы оказывают такое влияние на стимулы, которые включены в них, что восприятие последних искажается; это иллюзии Эббингауза, Ястрова, Вундта, Геринга, Фрейзера и Мюнстерберга, а также иллюзия контраста наклона. [2]
Рис. 3. Иллюзии железнодорожных путей.
С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ о восприятии движения. Исследователи поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся, обычно, кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения.
В профессиональной деятельности работников в сфере железнодорожного транспорта важным является знание основных принципов, регулирующих восприятие движения.
В восприятии движения большое значение имеет осмысление человеком ситуации объективной действительности на основе всего прошлого опыта.
Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость. Так, у машинистов нередко возникает сонливость при движении на прямых участках пути большой протяженности. Чтобы это исключить, рекомендуется при строительстве железнодорожных путей через каждые 3 км предусматривать кривые участки пути.
Описание ошибок наших органов чувств можно было бы продолжить, их причины бывают не только психофизиологическими, но и чисто физическими, и это, помимо практических соображений, также привлекает к ним внимание физика. Во всяком случае, такие ошибки представляют собой настолько обширный и интересный предмет исследований, что человек, познакомившийся с ними поближе, не пожалеет о затраченных усилиях, даже если ему потом не придется столкнуться с иллюзиями и использовать полученные знаний в конкретной работе.
Жизнь – сплошь и рядом состоит из иллюзий. Нужно учиться использовать свои и чужие иллюзии. Человеку свойственно иногда заблуждаться, но всего хорошо в меру. Это же относится и к иллюзиям.
Источник
Исследовательский проект «Зрительные иллюзии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кривошеев Тимур Владимирович
ученик 4 б класса
Кривошеева Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
Цели и задачи исследовательской работы…………………………………….…2
2.1 Механизм работы оптической системы глаза…………………………. .3
2.2 Опыт №1. Определение понятия «зрительные иллюзии»…..………. 4
2.3 Причины возникновения оптических иллюзий ………………………. 4
2.4 Виды зрительных иллюзий……………………………………. …..……. 5
2.4.1 Иллюзии восприятия цвета. Примеры и опыты. ……………………….5
2.4.2 Иллюзии восприятия глубины. Примеры ……………………………. 7
2.4.3 Иллюзии восприятия размера. Примеры и опыты. ……………….…. 7
2.4.4 Движущиеся иллюзии . Примеры. …………………….……………. 9
2.4.5 Перевёртыши. Примеры и опыты. ……………………………………..11
2.4.6 Зрительные искажения . Примеры и опыты. …………………. ……. 12
2.5 Опрос одноклассников …………………………………………………. 14
5. Библиографический список……………….…………………………. 15
Цель работы – обобщить и классифицировать информацию о зрительных иллюзиях. Выяснить причины, из – за которых возникают зрительные иллюзии.
1. Изучить теоретический материал по данной теме.
2. Выяснить, что такое зрительные иллюзии.
3. Узнать, какие бывают зрительные иллюзии.
4. Выявить причины их возникновения.
5. Провести опыты, связанные со зрительными иллюзиями
Беседы со взрослыми.
Изучение и анализ различных источников информации.
Проведение опытов, экспериментов.
Информация, воспринимаемая нами при помощи зрения, не всегда соответствует действительности.
Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Еще античный философ Гераклит говорил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90% всей информации люди получают через глаза.
Механизм работы оптической системы глаза
Рассмотрим, каким образом это происходит.
1. Свет проходит сквозь зрачок к хрусталику.
2. Затем он попадает на сетчатку. Изображение на сетчатке перевёрнуто.
3. Сетчатка передает импульс зрительному нерву.
4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.
5. Мозг переводит сигнал в восстановленный зрительный образ.
И мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос я искал в своей научно-исследовательской работе.
Рассмотрим один опыт. Вы увидите не совсем то, что ожидали.
Для этого опыта потребуется листок бумаги, прозрачный цилиндрический стакан и вода. Распечатаем на листке бумаги две стрелки, показывающие в одну сторону. Стакан расположим перед распечаткой так, чтобы рисунок был полностью виден через стекло. Начнём медленно заполнять стакан водой. Как только вода дойдёт до нижней стрелки, она магическим образом изменит направление. Думаете это монтаж? Как видите, на распечатке стрелка осталась в первоначальном положении.
Из Википедии я узнал, что процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей. Все это ведёт не совсем адекватному восприятию, к искажению воспринимаемого объекта, в том числе ведёт и к искажению зрительного образа, к появлению так называемых иллюзий зрения .
Определение понятия «зрительные иллюзии»
Слово «иллюзия» происходит от латинского illusere – обманывать. Зрительная иллюзия – ошибка в зрительном восприятии; искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов.
Причины возникновения оптических иллюзий
Основными причинами возникновения оптических иллюзий учёные называют следующие:
— Естественные нарушения восприятия, когда идущий от предмета свет наши глаза воспринимают ошибочно, передавая ложную информацию в мозг.
— Нарушения происходят уже во время передачи НПО нервным путям к мозгу.
— Мозг неправильно интерпретирует сигналы, поступающие от глаз.
1. Иллюзии восприятия цвета
Не поверите, но квадраты «А» и «В» окрашены в один и тот же цвет… …и вот доказательство. Наш мозг автоматически регулирует цвет, исходя из окружающих теней. Поскольку квадрат «В» находится в тени зелёного цилиндра, хотя и такого же цвета, как квадрат «А», мозг полагает, что он окрашен в более светлый оттенок серого.
Наш мозг автоматически регулирует цвет, исходя из окружающих теней.
Иллюзия решетки (Решетка Геринга)
На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором вы фиксируете взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна, которых на самом деле нет.
Какая из этих панелей темней?
Иллюзия объясняется латеральным торможением в головном мозге, которое создаёт больший контраст между двумя объектами, когда их края отличаются по цвету.
Пристально смотрите на крестик
Видите зеленый круг? На самом деле ничего залёного там нет!
Голубого цвета на картинке нет.
2. Иллюзии восприятия глубины
Как расположен этот цилиндр? Слева направо или же справа налево?
Сколько здесь кубов? Шесть или семь?
3. Иллюзии восприятия размера
Эти иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.
Какой из этих оранжевый кружков больше? На самом деле, они одинаковы Иллюзия Эббингауза — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. Когда некий объект окружён объектами большего размера, он кажется меньше, чем есть на самом деле.
Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий — иллюзия Мюллера-Лайера . Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. На самом деле они одинаковые.
Вертикальная линия кажется нам немного длиннее горизонтальной.
Большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяжённости по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения.
Высота фигуры кажется большей чем, чем ее ширина
4. Движущиеся иллюзии
Иллюзии движения — самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Ведущую роль здесь играет периферическое зрение.
Эти изображения неподвижны, но из- за геометрических форм и яркой цветовой гаммы человеческий мозг воспринимает их так, будто они движутся.
Мерцающий свет создаёт иллюзию движения неподвижного изображения.
Одно и тоже вращающиеся изображение может вращаться в разные стороны.
Девушка в центре движется по часовой стрелке или против, как вы думаете? Ответ: в обе стороны. Направление движения девушки по центру зависит от того, на какую из её «подруг» вы посмотрите. Если на ту, что слева, значит, она будет вращаться по часовой стрелке, а если на правую, то против часовой.
В какую сторону едет этот поезд? Если смотреть на эту картинку долго, то направление поезда будет меняться. Открывая и закрывая глаза, вы заметите, как меняется направление движения, в зависимости от того, какое направление пожелает выбрать ваш мозг.
Опыт с ацетатной пленкой
Несколько картинок или фотографий, которые должны сменять друг друга, нарезаются на тонкие полоски и смешиваются в одно изображение. Поверх накладывается плёнка с чёрными полосами и прозрачными промежутками, соответствующими толщине нарезки изображений.
Когда плёнка с полосками двигается относительно изображения или наоборот, через прозрачные промежутки становится видна одна картинка за другой. Они чередуются, создавая эффект движения или превращения, смены изображения.
Перевёртыши — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта.
За восприятие человеческих лиц отвечают определённые участки мозга. Нам редко приходится видеть перевёрнутые лица, поэтому и сложно определить разницу между ними.
6. Зрительные искажения
Зрительные искажения – когда предметы кажутся не такими какие они есть на самом деле.
Параллельные прямые кажутся изогнутыми.
Иллюзия с витыми Иллюзия Перельмана
Это параллельные прямые. На заполненном клетками фоне буквы кажутся
наклонными.Но…На самом деле они
параллельны друг другу.
Эта иллюзия известна также под названием «ложная спираль» .
Благодаря витым веревкам и графическим элементам строгие окружности визуально кажутся спиралью.
Искажающая иллюзия Орбисона
Искажающая зрительная иллюзия Орбинсона была впервые опубликована в 1939 году в одном из американских журналов по психологии. На картинке квадрат представляется нам в искаженном виде. До сих пор, точно не ясно, от чего фигура кажется искаженной.
Иллюзия Поггендорфа — классическая оптическая иллюзия, названная в честь немецкого физика И. К. Поггендорфа, который обнаружил её в рисунке, который ему прислал астрофизик И.Цёлльнер.
Суть иллюзии: человеческий глаз не может точно определить является ли черная линия продолжением синей или красной.
До настоящего времени нет ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии.
Кажется, жёлтый и синий прямоугольники соревнуются между собой? Если убрать чёрные полосы, вы увидите, что прямоугольники движутся одновременно и всегда параллельны, но полоски искажают восприятие движения.
Задержите свой взгляд на мигающей зеленой точке в течение нескольких секунд, и вы увидите, что произойдёт с желтыми точками. Сложно поверить, но жёлтые точки начинают исчезать. Неподвижные изображения выпадают из внимания, особенно когда они окружены постоянно движущимися объектами.
На классном часе я показал примеры всех этих зрительных иллюзий своим одноклассникам и провёл опрос о том, что они видят. Показ вызвал большой интерес, но ответы ребят на мои вопросы оказались ошибочными. Они были очень удивлены, что видят то, чего в реальности нет.
1.Работая над этим проектом, я окунулся в мир увлекательных исследований и опытов, познакомился с разными видами зрительных иллюзий.
2. Моя гипотеза о том, что информация, воспринимаемая нами при помощи зрения, не всегда соответствует действительности, подтвердилась. Движение, геометрия, цвет, размер предметов — всё может оказаться совсем не таким, как это представляется нашему взору.
Меня заинтересовала тема «Зрительные иллюзии». Изучение зрительных иллюзий находится на стыке множества наук: физики света, физиологии глаза, математики, психологии и т.д.
Оптические иллюзии дают ключи к работе нашего мозга. Они могут помочь нам быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга. Это отличный способ заставить мозг потрудиться. Во время поиска второго образа идет тренировка глазных мышц, которые укрепляются, зрение становится более острым. Воображение развивается, поскольку пытается найти какое либо решение, совмещенное с реальностью.
Изучение литературы, периодической печати, поиски в Интернете показали, что оптическое искусство таит в себе еще множество нераскрытых тайн.
1. Бах Р. «Иллюзии»,изд.»София»,2009г.,160с.
2. Сарконе Джанни А. , Ваэбер Мари-Джо Изд.: Арт-родник , 2013 г.,128с.Эл Сикл, Новое измерение. Оптические иллюзии, 2003, Изд. АСТ, Астрель, 168с.
3. Иван Мосин, Мировое искусство. Оптические иллюзии в живописи и графике Изд.: Кристалл , 2007 Формат: PDF Размер: 102,07 Мб
Источник