Обобщающий урок по теме вода

Урок-кейс. Обобщающий по теме «Вода».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Обобщающий урок окружающего мира по теме «Вода». Создан в соответствии с кейс-технологией. Цель урока: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.

Скачать:

Вложение Размер
urok-keys_voda_obobshchayushchiy.docx 44.1 КБ
В презентации использован фрагмент программы BBC «Великая тайна воды». Отрывок большой, не грузится. Но Вы можете его найти сами 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Авторы: О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин

Тема: Её величество – вода.

Цели: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.

  1. расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;
  2. способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;
  3. способствовать формированию культуры рационального водопотребления.
  4. способствовать самоорганизации обучающихся; развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; выработке коммуникативных качеств; развитию инициативности учащегося.

«Вода – это та живая кровь,

которая создает жизнь там,

Академик А. П. Карпинский.

Школьники получат возможность:

  1. осознать значение и ценность водных ресурсов Земли;
  2. осознать необходимость воды для всего живого и всех видов деятельности
  1. повысить знания в вопросах сбережения воды и рационального

Без воды невозможна жизнь не только на Земле, но и во Вселенной. Жизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды. Урок воды – еще один способ напомнить о необходимости сохранения чистой воды, экономии водных ресурсов с тем, чтобы сделать наше ежедневное отношение к воде более ответственным и бережным.

Здравствуйте. Меня зовут … Сегодня, я проведу у вас урок окружающего мира. Надеюсь, что мы найдем общий язык и плодотворно поработаем. У нас присутствуют гости, давайте обернемся и поприветствуем их кивком головы. Присаживайтесь, мы начинаем.

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна — по имени Природа!

У неё для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты –

Поля, леса, луга, моря и реки.

С чего начинаешь ты утро каждого дня? После сна и зарядки идешь к умывальнику. Спокойно открываешь кран или берешь в руку кружку.

И вот она — вода. Привычное для нас вещество, и, даже, немного обычное.

Посмотрев фрагмент, думаю, вы легко догадаетесь, чему будет посвящена работа на нашем сегодняшнем уроке?

Видеоряд «Великая тайна воды».

Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Прослушиваю варианты. Объявляю тему.

Итак, мы будем говорить о воде. На нашей планете есть бесценное сокровище, настоящий дар. Этот дар – вода. Такой увидели бы Землю инопланетяне, если бы подлетали к ней на своем космическом корабле.

Лазурные воды мирового океана очень хорошо видны из космоса, что придает ей благородный голубой цвет. Именно поэтому ее ласково называют голубой планетой.

Возможна ли еще где-нибудь жизнь во Вселенной, кроме Земли? Возможна. Вселенная настолько огромна и в ней столько планет, на которых может возникнуть жизнь, что это и представить сложно. Просто человечество ещё недостаточно развито в техническом плане, чтобы найти жизнь на другой планете.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте его. Откуда же появилась жизнь на нашей планете? (Из воды)

Значит, раз на других планетах жизнь пока не найдена, какого главного вещества на них нет? (Воды)

Давайте перенесемся на несколько лет, или десятков лет вперед. Обнаружена жизнь на другой планете, в другой Галактике! Но появилась она не из воды, а из другого источника. Воды на планете нет. Но инопланетные гости поражены возможностями этого необычного вещества. У них есть планы на использование воды. И нас просят рассказать о самом главном веществе – воде.

Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор? (О свойствах, состояниях, как люди научились использовать воду, к чему приводит такое использование.)

План пишу на доске.

  1. Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа называется: Историки. Участники расскажут нам о том, как издавна пользовались водой люди.

2 группа: Исследователи. Эта группа поможет разобраться в свойствах воды.

3 группа: Экологи нам поведают о способах сохранения этой бесценной жидкости.

4 группа: Синоптики расскажут нам о превращениях воды.

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Источник

Обобщающий урок по теме «Вода — самое удивительное вещество на Земле»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

  • Обобщающий урок по теме «Вода — самое удивительно вещество на Земле» по природоведению в 5 классе.
  • Данная разработка включает в себя текст урока.
  • Этот урок разработан с учетом возрастных особенностей пятиклассников, с их образным, эмоционально-личностным восприятием окружающего мира. Кроме того, данное занятие реализует основные принципы личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_uroka.docx 18.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 «А» КЛАССЕ

ТЕМА «ВОДА — САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО НА ЗЕМЛЕ»

УЧИТЕЛЬ: ДОНИНА О.С.

  1. Обобщить и систематизировать знания о воде как об уникальном веществе.
  2. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде.

Вступительное слово учителя.

  1. Беседа, выполнение практических заданий и самостоятельных работ для систематизации и обобщения знаний.
  2. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся по карточкам; в парах — взаимопроверка)
  1. Химическая посуда для лабораторных опытов.
  2. Средства
  3. Карточки для самостоятельной работы
  1. Организационный момент (обращаем внимание на правильную посадку за партой).
  2. Вступительное слово учителя:

Изучив тему «Вода» мы многое узнали о ней, о ее свойствах, значении в природе и жизни человека и даже говорили об ее тайнах и загадках.

На сегодняшнем уроке мы обобщим изученное, проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

Начать урок я бы хотела со слов известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты — самое большое богатство на свете».

Это слова французского писателя, а нашим ученикам тоже есть что сказать о воде! (слушаем стихи ребят собственного сочинения о воде)

2.Учитель благодарит ребят и начинает беседу:

— давайте посмотрим на глобус;

— наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится лишь ? ее территории, а все остальное — вода! Правильно было бы назвать ее планетой? (Вода!)

Информация к размышлению (запись на доске):

¾ Земного шара — вода;

97% — моря и океаны (соленая вода);

3% — реки, озера, подземные воды (пресная вода);

65% массы тела человека — вода («Я — часть воды, а вода — часть меня»!)

70% воды содержат животные организмы;

90% воды содержат плоды огурца, арбуза.

Учитель: Свойства любого вещества зависят от строения его молекул, от их взаимного расположения в пространстве.

— Какова химическая формула молекулы воды?

(ученик у доски составляет химическую формулу и отвечает на вопросы учителя, возможно с помощью других учащихся класса:

-Вода — простое или сложное вещество? Почему?

-Вода — смесь или чистое вещество? Почему?)

Учитель: Так что же такое вода?

Запись в тетрадь: Вода — химическое вещество, которое имеет определенные свойства.

— Давайте перечислим все свойства воды, а в тетрадь запишем только те, которые являются уникальными, характерными только для воды. (Основная часть учеников перечисляет свойства воды с объяснением и демонстрацией некоторых из них по выбору учителя; 5 человек работают с заданиями на карточках).

Задания на карточках для индивидуальной самостоятельной работы:

Задание1. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краев и начать нагревать, то через некоторое время вода начнет выливаться через край. Почему это происходит?

Задание2. Почему любители-садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на садовом участке?

Задание 3. Почему водопроводные трубы прокладывают в земле на сравнительно большой глубине?

Задание 4. Почему лодки на зиму вытаскивают на берег и переворачивают вверх дном?

Задание 5. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?

Свойства воды, которые должны перечислить ученики:

  1. Прозрачна, бесцветна, без запаха и вкуса.
  2. Обладает текучестью (демонстрация).
  3. Не сохраняет форму, сохраняет объем (демонстрация).
  4. Может находиться в трех агрегатных состояниях одновременно.
  5. Может переходить из одного агрегатного состояния в другое.
  6. При нагревании расширяется.
  7. При охлаждении сначала сжимается, но при переходе через отметку +4 градуса по Цельсию начинает расширяться.
  8. Плохая теплопроводность.
  9. Высокая теплоемкость.
  10. Вода — уникальный растворитель (более 100 элементов таблицы Менделеева растворяются в воде).
  11. Способность запоминать информацию особым образом,?
  12. Вода — самое распространенное вещество на Земле.

(учитель кратко записывает свойства на доске, а ученики записывают в тетради пункты 4,5,7,10,11?,12)

Учитель: Вода способна издавать звуки. Давайте сейчас послушаем воду. Вы услышите 2 отрывка (они очень разные), а потом расскажете о своих ощущениях.

— После паузы слушаем ответы учеников, работавших с карточками.

— Практическое задание: Приготовить раствор, объяснить что и почему получилось, чем раствор отличается от взвесей.

Учитель: Мы поговорили о строении молекулы, о свойствах воды (беседа с учащимися), а теперь давайте выясним, какова роль воды в природе ? А в жизни человека?

— Как вы понимаете смысл пословиц: «Экономно воду лей, дорожить водой умей», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»? (ученики высказывают свои предположения, учитель корректирует их ответы).

  1. Самостоятельная работа по карточкам ( дописать нужные слова вместо точек)
  1. Химическая формула молекулы воды…………………………………………………………………….
  2. Вода при нагревании…………………………………………………………………………………………………
  3. Вода при охлаждении………………………………………………………………………………………………..
  4. Вода при замерзании………………………………………………………………………………………………..
  5. Вода кипит при температуре…………………………………………………………………………………….
  6. Превращение жидкой воды в газообразную — это……………………………………………….
  7. Что такое раствор.
  8. Как отличить раствор от взвеси.
  1. Подведение итогов урока выставление оценок .
  1. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краев и начать нагревать, то через некоторое время вода начнет выливаться через край. Почему это происходит?
  1. Почему любители-садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на садовом участке?
  1. Почему водопроводные трубы прокладывают в земле на сравнительно большой глубине?
  1. Почему люди на зиму вытаскивают на берег и переворачивают вверх дном лодки?
  1. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?

Источник

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему «Вода на Земле. Обобщение»

окружающего мира во 2 классе

«Вода на Земле. Обобщение»

Обобщающий урок по теме «Вода на Земле»

Основная задача урока: донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения.

Урок посвящён общей классификации водоёмов. При обобщении темы систематизировались следующие знания:

-Виды природных водоёмов (океаны, моря, реки, озёра, болота).

-Искусственные водоёмы (водохранилища, пруды, каналы).

-Красота водопадов, гейзеров, айсбергов.

-Проблема загрязнения водоёмов.

В процессе знакомства с объектами неживой природы учащиеся получили начальные географические знания, повысили свою экологическую культуру, приобрели навыки систематизации и классификации, познакомились с некоторыми правилами безопасной жизнедеятельности.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации, используя ИКТ.

Образовательные: закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле; обобщить и систематизировать полученные ранее знания о разнообразии естественных и искусственных видов водоемов и источников питьевой воды.

Развивающие: развивать речь, логическое и экологическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, умение работать с картой.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к чистоте водоёмов, экологически грамотного поведения в природе.

Оборудование: компьютер + проектор

Глобус, карта полушарий, физическая карта

Карточки для индивидуальной работы.

Друзья мои! Я очень рада
Видеть приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений!
Давайте вместе сочиним урок!

На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

2.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, нам пришла странная посылка. Давайте угадаем, что в ней лежит.

Здесь лежит то, что бесценно, хотя стоит не дорого.

Без этого нельзя обойтись, но многие это не берегут.

Это может быть для нас другом, а может быть и врагом.

Итак, тема нашего урока (Слайл№2) «Вода на земле. Обобщение». Какова цель нашего урока?

Наш урок мы проведем в форме научно-практической конференции, в которой примут участие 3 научных группы: «Исток», «Гейзер» и «Айсберг». Так же будет работать группа экспертов, которая даст оценку нашей работе.

Объясните названия ваших групп.

3.Значение воды для всего живого на Земле.

Все вы знаете сказку «Аленький цветочек». Её написал русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Он сказал замечательные слова о воде (Слайд №3)

«Всё хорошо в природе, но вода – краса всей природы.

Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и даёт жизнь всему окружающему».

В 4 классе вы познакомитесь со сказкой «Маленький принц». Её автор Антуан де Сент-Экзюпери. Он о воде сказал следующее: (Слайд №4)

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь».

А вот один мальчик думал о воде совсем иначе. Давайте расскажем гостям о нем.(стих)

А что вы можете сказать о воде? ( высказывания детей о воде)

Кому нужна вода на Земле? (Слайд №5)

4. Водные запасы воды.

Почему нашу планету называют голубой планетой?

Где находится вода на земле? (Слайд№6)

Какие водоёмы самые большие на Земле?

Самые большие водоёмы на Земле – это океаны. Все океаны соединены между собой, образуя единый Мировой океан. Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу (проследить на глобусе).

Найдите ошибку в стихотворении.

Спят четыре океана,

Солона у них водица,

Не удастся в них напиться.

Тихий океан к Востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к югу

Занимает синий угол

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон.

Какой океан не назван?

С какого года он стал существовать как отдельный?(Южный океан с 2000года.

Давайте назовём хором все океаны. (Слайд №7)

Сейчас Алиса расскажет нам о самом глубоком океане. О каком?

(презентация «Тихий океан») (Слайды №8-22)

Как называются части океанов, примыкающие к суше?

Правильно. Это моря.

— Кто из вас бывал на море? Что особенного можете рассказать про него?

Есть моря с «цветными» названиями. Какие это моря? ( Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое). Есть моря, названные в честь животных – Коралловое море. (самое большое из морей – расположено в Тихом океане; в честь горных пород – Мраморное море, названные именами выдающихся российских путешественников – Берингово, Лаптевых.

Назовите моря, омывающие нашу страну.

Сегодня мы узнаем о море, которое находится в нашей области. Это Азовское море.

(презентация «Азовское море») (Слайды №23-36)

Назовите воды суши.

Воды суши – это реки, озёра, болота, ледники и подземные воды.

Большая часть вод суши – пресные, но среди озёр и подземных вод встречаются и солёные.

Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной. Они играют большую роль в жизни всех народов. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга — матушка, Амур – батюшка, Енисей –богатырь, Ока — красавица.

В Тверской области есть село Волговерховье. Недалеко от села, в болотистой низине, среди густых трав и кустарников бьёт родник. Здесь берёт начало великая русская река Волга.

(презентация «Река Волга») (Слайды №37-46 )

Какая река самая большая в нашей области? Правильно, река Дон.

(презентация «Река Дон») (Слайды №47-56 )

А как называется наша речка? (Слайды № 57 )

На пути к морю реке приходится преодолевать разные препятствия. Совершенно неожиданно перед нею может оказаться ущелье. Что делать? Перепрыгнуть? Но вода слишком тяжела. Сворачивать с дороги река тоже не любит. И вот, как смелый пловец, она ныряет в глубину. Как называется такое падение реки? ( Водопадом)

(Слайд№ 58) Ниагарский водопад – один из самых мощных в мире. Два бурных потока падают в озеро с огромной высоты – 48 метров. Представьте себе стену воды, которая обрушивается с крыши шестнадцатиэтажного дома! А брызги поднимаются ещё выше – на целых 100 метров. Шум падающей воды слышен на расстоянии 25 км.

Ниагара расположена на территории двух соседних государств – США и Канады. Учёные смогли определить возраст гигантского водопада -12 тысяч лет. В наше время мощную энергию водопада и в США, и в Канаде используют для получения электричества.

В нашей стране тоже много водопадов. Очень красивые Чегемские водопады в Кабардино-Балкарии. (Слайд №59 )

Озёр на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывается десятки тысяч. В отличие от моря озеро не является частью Океана. От реки оно отличается тем, что вода в нём не течёт.

Угадайте название озера.

Это одно из величайших озер земного шара, крупнейшее пресноводное озеро России. В него впадет много рек, а вытекает одна. В нем водится удивительное млекопитающее – нерпа. (Байкал) (Слайд №60)

Это крупнейшее по площади озеро в мире, его даже прозвали морем, потому что оно очень большое, его длина — 1200 км, средняя ширина — 320 км, наибольшая глубина — 1025 м. Кроме того, в нем соленая вода.(Каспийское море) (Слайд №61 )

Какое озеро находится в Ростовской области?(Маныч-Гудило)

Почему оно так называется? (Слайд №62 )

Ледник – скопление пресного льда на суше.

Это не тот лёд, который зимой покрывает реки и озёра. Ледники образуются из снега. Если снега длительное время выпадает больше, чем успевает растаять, то он накапливается, уплотняется и превращается в прозрачный, голубоватый лёд.

Все ледники суши делятся на: горные и покровные.

Высоко в горах температура воздуха низкая и выпадающие в виде снега осадки не успевают стаивать .(Слайд №63 )

Самый крупный покровный ледник находится в Антарктиде. (Слайд №64 )

Толщина льда местами достигает 4 км. Под действием своей массы ледяной щит Антарктиды медленно сползает в океан и, обламываясь, образует (что?)( айсберг). (Слайд№ 65) Они иногда достигают в длину более 100 км. Высота айсберга 600 – 700 м, причём большая часть его находится под водой

Каждый айсберг – неповторимое произведение воды, ветра, мороза и солнца. Моряки, встречавшие айсберги в океане, рассказывают, что издалека в солнечных лучах он переливается разными цветами. Вершина его горит золотисто – оранжевым цветом, ниже идёт полоса нежно – лимонного цвета, а внизу темнеют мрачные фиолетовые тона. Вблизи видны на айсберге полосы из песка и камней, которые образовались за время его долгого сползания по каменистым склонам самого большого на Земле плоскогорья.

Отгадайте о чем идет речь?

Небольшие тепловые источники встречаются довольно часто и почти во всех частях Земли. Вода таких источников не освежает. Наоборот, — она горячая. Воду используют для отопления домов, теплиц. В нашей стране они встречаются на Камчатке.(гейзеры) (Слайд №66 )

8.Тестовая работа. (проверка)

Продолжи ряд: Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский, .

Найди лишнее: Волга, Байкал,Енисей, Днепр.

Какое слово лишнее? Река, озеро, канал, море, океан.

Какое слово пропущено? Красное …, Белое …, Черное …, Желтое …

Кладовая запасов пресной воды?

Природный горячий «фонтан», бьющий из-под земли.

Что такое половодье?

Как люди используют силу падающей воды?

строят мельницы, ГЭС

Чем опасно болото?

а)Укажи стрелками водоёмы и источники с пресной и с солёной водой.

Река Пресная Ледник

Океан Солёная Болото

Защита детского проекта.

Если посмотреть на глобус, то можно увидеть, что большая часть земной поверхности покрыта водой.

— Утолим ли мы жажду?

Почему я задаю этот вопрос? Разве человечеству не хватит воды?

Если бы всю воду распределить равномерным слоем, то наша планета окуталась четырёхкилометровым водным покрывалом. И всё же человечество начинает испытывать жажду. Ведь 98% этих гигантских запасов приходится на солёную воду и только 2% — на пресную.

Пресная вода распределена неравномерно. Например, в восточных районах нашей страны, там, где протекают такие реки, как Обь, Енисей, Лена, Амур, где находиться глубочайшее озеро мира Байкал, воды более чем достаточно, а вот в центральных и южных районах её не хватает.

Более половины нашей планеты находится сегодня на жёстком водном пайке. Воды недостаёт Нью–Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим городам.

Так что вопрос: утолим ли мы жажду? – как видите, не случаен .(Слайд №67-70)

На партах смайлики. Дайте оценку нашему уроку.

Источник

Читайте также:  Вода заряжает нас энергией
Оцените статью