Образ белых раковин над водой вариант 19
Вариант 65
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Среди многочисленных жанров искусства пейзаж можно назвать едва ли не самым популярным. (2) ____ всегда интересно рассматривать сюжетные картины, переживая за героев произведения, но когда мы смотрим на полотна, запечатлевшие красоту живой природы, мы по-настоящему отдыхаем душой. (3)Заметьте: украшая своё жилище, редкий человек повесит на стену произведение, рассказывающее о великих событиях прошлого или обыденной жизни незнакомых людей.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Люди редко украшают свои жилища картинами, рассказывающими о великих событиях прошлого или обыденной жизни незнакомых людей.
2. Пейзаж можно назвать едва ли не самым популярным жанром искусства.
3. Пейзаж можно назвать самым популярным жанром искусства, так как только пейзажные полотна позволяют по-настоящему отдыхать душой.
4. Человеку всегда интересно рассматривать сюжетные картины, переживать за героев произведения.
5. Самым популярным жанром искусства можно назвать пейзаж, поскольку только картины живой природы позволяют отдыхать душой.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГЕРОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.
3. Чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
4. Кого (чего). Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Достоинством картины было её необычное ЦВЕТОВОЕ решение, построенное на сочетании тёплой и холодной гаммы красок.
2. С известными ОТГОВОРКАМИ его можно было назвать знаменитостью.
3. ГОДОВАЛАЯ Маша топала по кухне крепкими ножками, охотясь за котом Васькой.
4. Многие современные футбольные команды предпочитают слишком прагматичный, а порой ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к игре.
5. И вдруг послышался серебристый смех, тихий, как шелест ветра, и ЗВУЧНЫЙ, как ропот речки.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
выполнил согласно ПРИКАЗУ
у ЗАБАВНОГО пони
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Человек должен не только ценить, но и заботиться об окружающем мире. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Лёгкая рябь чуть колышет белые кувшинки, распустившихся на прозрачной глади воды. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Экзамены были проведены согласно расписания. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Осознавая свои ошибки, это помогает избежать их в будущем. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Художник Васнецов, автор картин «Богатырей», «Алёнушки», «Ивана-царевича на сером волке», любил народные сказки и былины. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Всё это было (не)спроста и таило в себе предостережение.
2. Тишина стояла полная и (не)объяснимая.
3. Ангара была видна (не)далеко, до первого поворота вправо.
4. У нас уже мало остаётся памятников, (не)тронутых подновлением.
5. Образ Кремля (не)однократно возникает в романе «Война и мир».
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (С)ВЕРХУ Япония выглядела маленькой, ЗА(ТО) моря было много.
2. ВРЯД(ЛИ) есть КАКИЕ(ЛИБО) основания для неуспеваемости этого ученика.
3. Весной липа зеленеет и как БУД(ТО) просит, ЧТО(БЫ) и все деревья зеленели вместе с нею.
4. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дороги мы два раза пересекли реку (В)БРОД.
5. Бывает радостно, когда одна и ТА(ЖЕ) примета сохраняется в лесах ГОД(ЗА)ГОДОМ.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Берег буйно зарастал густыми джунглями высокой безымя(1)ой травы с хрупким стеблем и лимо(2)ого цвета листьями, кустиками растения с кружевными листьями и полы(3)ым запахом, ползучим вьюнком с бледно-розовыми и серебря(4)ыми колокольчиками.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Уже много лет Валентин Николаевич управляет охотничьим хозяйством и хорошо знает местный лес и его обитателей.
2. В России континентальный климат и он создаёт особенно суровую зиму и особенно жаркое лето.
3. Невесёлое небо к обеду вычистилось и солнце разгорелось засияло на всю катушку.
4. Многочисленные пещеры и руины старинных построек напоминают о былом величии и многовековой истории этого удивительного места.
5. Вопрос о человеке и его взаимоотношениях с природой в наши дни тревожит не только поэтов и прозаиков но и представителей самых разных наук.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вдруг над прибрежными зарослями осоки (1) часто-часто махая крылышками (2) промелькнула крупная бабочка (3) вся словно сотканная из золотистых нитей.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Солнце светило довольно ярко (1) однако (2) северный ветер не предвещал потепления.
Вовсе некрасивых цветов (3) как известно (4) не бывает.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Неподалёку начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи и оранжереи.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чем ближе осень (1) тем заметнее и ярче становится это дерево (2) и (3) когда совсем обеднеет земля (4) и нечем ей будет порадовать глаз человека (5) вспыхнут среди долины яркие костры рябин.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.
Прочитайте текст и выполните задания 21-26. История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир.
История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир.
(1)На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. (2)С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя. (З)Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку профессию; случается, определяет жизненный путь.
(4)Книга – воспитатель. (5)Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей и против всего того, что этому счастью мешает. (6)Многие славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись и вдохновляются книгой.
(7)В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. (8)А уроки истории, запечатлённые в книгах, учат не только знать прошлое, но и понимать настоящее и трудиться во имя будущего.
(9)Книга – помощник, когда мы работаем, товарищ, когда отдыхаем, порой она – просто развлечение, всегда – спутник, часто – советчик, а для того, кто умеет дружить с ней, – верный друг. (10)Есть люди, которые этого не забывают. (11)Они платят книге любовью и уважением. (12)Их называют книголюбами. (13)Прекрасное слово! (14)Хорошо заслужить право называться так.
(15)С книгой можно обращаться как с вещью. (16)Её можно взять в руки как вещь. (17)Измерить и взвесить. (18)Купить и продать. (19)Засунуть куда-нибудь и потом не найти. (20)Словом, с книгой можно сделать всё, что можно сделать с вещью. (21)Она и есть вещь. (22)Она – предмет, сделанный из материала, обладающий размером и весом.
(23)Но на самом деле книга – больше, чем вещь. (24)Она чудо! (25)Вот лежит на столе маленькая книга – в две ладони величиной, а в неё вмещены люди, дома, города. (26)Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать даже космическая ракета.
(27)Она переносит нас в прошлое и в будущее. (28)Книга – единственная машина времени, созданная человеком. (29)Неживая – она живёт, немая – она говорит. (30)О разных странах. (31)О разных временах. (32)О разных судьбах. (ЗЗ)Иногда (редко) о самой себе, о том, как, когда, почему написана. (34)Чаще из неё этого не узнаешь. (35)А узнать хочется. (36)И о том, как возникла та книга, которую читаешь сейчас, и о том, как возникли книги вообще.
(37)Можно ли исчерпать тему человеческого знания, тему поисков истины, тему красоты? (38)Конечно, нет! (39)Значит, нельзя исчерпать и тему – книга. (40)Она неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Вселенная. (41)Никто не может написать всего о книге, потому что никто даже не знает, как определить, что это значит – «всё о книге». (42)Эта тема принадлежит к числу тех, которые нельзя исчерпать, как нельзя исчерпать океан. (43)Из него можно только зачерпнуть. (44)Но в любой капле воды, зачерпнутой из океана, океан.
* Львов Сергей Львович (1922–1981) – прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.
1. Вовремя прочитанная книга часто может подсказать человеку профессию и определить его жизненный путь.
2. Не только славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись книгой.
3. Книголюбами называют людей, которые платят книге любовью и уважением.
4. На самом деле книга – всего лишь вещь, то есть предмет, сделанный из материала.
5. Единственная машина времени, которую создал человек, – это книга.
1. Предложения 5, 6 раскрывают и поясняют предложение 4.
2. В предложениях 7–9 представлено повествование.
3. В предложениях 23–29 содержатся элементы описания.
4. В предложениях 16–22 содержится обоснование того, о чём говорится в предложении 15.
5. В предложениях 43–44 содержится вывод из содержания предложений 37–42.
Из предложений 27–30 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Среди предложений 7–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и слова одной тематической группы. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«Сергей Львов ярко, образно, эмоционально рассказывает о том, чему сам посвятил всю свою жизнь, – о книге. Не случайно поэтому весь текст построен на (А) ____ (особенно это наглядно в предложениях 4, 5, 9, 29). Живые доверительные интонации тексту придают многочисленная (Б) ____ (предложения 16–19, 29–33), (В) _____ (предложения 13, 24, 38), (Г) _____ (в предложениях 15, 16, 40, 42). И никто не сможет возразить автору в том, что книга – это чудо!»
2) восклицательные предложения;
7) книжная лексика;
8) сравнительные обороты;
9) синтаксический параллелизм.
Часть 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
ЕГЭ. Русский язык. Тест №127
(1) Образ белых раковин над водой — таков творческий замысел архитектора Сиднейской оперы. (2) Все части раковин были собраны, рёбра «прошиты» натяжными тросами, своды Оперы развернулись веером, образовав соответствующую сторону раковины. (3)Если смотреть с кормы корабля, то здание превращается в подобие воздушного замка или белокрылого лебедя, готового взлететь.
1) Творческий замысел архитектора Сиднейской оперы заключался в том, чтобы своды Оперы развернулись веером, образовав соответствующую сторону раковины.
2) Талант архитектора Сиднейской оперы проявился в уподоблении здания воздушному замку или белокрылому лебедю, готовому взлететь.
3) Сиднейская опера поражает творческим замыслом архитектора, поскольку если смотреть на здание с разных сторон, то у людей возникают разные образы.
4) Если смотреть с кормы корабля на Сиднейскую оперу, то здание превращается в собранные части белых раковин, рёбра которых «прошиты» натяжными тросами.
5) Образ белых раковин над водой, образ воздушного замка или белокрылого лебедя — таким разноплановым предстаёт творческий замысел архитектора, воплощённый в Сиднейской опере.
2. Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАЗВЕРНУТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАЗВЕРНУТЬСЯ, -нусь, -нёшься, сов.
1) Освободиться от чего-л. покрывающего, закрывающего, оказаться не завёрнутым, не упакованным. Покупка развернулась.
2) Раскататься, растянуться по плоскости, раскрыться. Ковёр развернулся.
3) воен. Расположиться в ширину по линии фронта. Бойцы развернулись редкой цепью.
4) Располагаясь, устраиваясь, подготовиться к действию, к выполнению каких-л. функций. К вечеру медсанбат развернулся за городом.
5) Раскинуться, расположиться на широком пространстве. Широко развернулось поле.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
заселенА балОванный зАсветло бантЫ дозвонЯтся
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Белый Клык грустно поплёлся в посёлок, прислушиваясь к зову, который всё ещё летел из ЛЕСНОЙ чащи.
Встал, прежде чем ОДЕТЬСЯ, выглянул в окно.
Он, повизгивая от холода и восторга — мама никогда бы такого не позволила! — плескался в ЛЕДЯНОЙ воде.
Он готов был выложить всю имеющуюся НАЛИЧНОСТЬ.
Ему редко снились такие КРАСЯЩИЕ и яркие сны.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мы каждый месяц платим абонентскую плату за телефон.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ПОЛУТОРА килограммам
ответить более ЧЕСТНЕЕ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Участвуя в боевых действиях, Г.К. Жуков захватил немецкого офицера, за что был
награждён Георгиевским крестом 4-й степени.
2) По окончании Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года Г.К. Жуков был назначен командиром взвода, затем эскадрона.
3) В начале июля 1939 года японцы крупными силами пехоты при поддержке артиллерии начали наступление с целью окружить и уничтожить советско-монгольскую группировку войск на восточном берегу реки Халхин-Гол.
4) Благодаря нестандартных и активных действий командованию 1-й армейской группы удалось успешно отразить наступление и наладить снабжение войск.
5) Современной историографией разгром японцев в боях на Халхин-Голе рассматривается как один из ключевых факторов, повлиявших на решение Японии отказаться от планов нападения на СССР вместе с Германией.
6) Планировалось, что войска Красной армии «срежут немецкое вклинение» в советский фронт, образовавшаяся по итогам Смоленского сражения, и окружат 8 дивизий противника.
7) Г.К. Жукову понадобились крайние меры, надеясь прежде всего вернуть войскам уверенность в своих силах и возможностях.
8) Срыв плана молниеносного захвата Ленинграда имело важное военно-стратегическое значение для советского командования.
9) После «Искры» Г.К. Жуков готовит операцию «Полярную звезду», проведение которой было поручено С.К. Тимошенко.
1) п..норама, ди..гональ, выск..чить
2) в. .рховая (езда), объед..нение, погл..щение (влаги)
3) п..рламутр, пос..дел (от горя), прим..чание
4) упл..тнить (график), в..сит (на стене), к..сцы (на поле)
5) бл..дноватый, объ..снение, вм..стительный (шкаф)
1) пр..пирательство, пр..возмочь (боль), пр..валируют
2) контр..нтрига, спорт..нвентарь, пред..стория
3) ..дача, бе..образный, ра..сыпать
4) павил..он, переб..ём, в..юнок
5) пр..язык, р..збег, н..клонился
1) глянц..вый, груш..вый
2) (смотрелся) неуклюж. растл..вать
3) глуп..ватый, горяч..
4) виноград..нка, оруженос..ц
5) ломоносов.. кий, флагман..кий
1) волну..шься, купл..нный
2) потер..нный, высме..в
3) (мы) затиха..м, покупа..мый
4) реж..щие (предметы), (они) паш..т
5) (птицы) щебеч..т, (они) точ..т (карандаши)
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
За работой над этюдами И. Левитану (НЕ)УДАЁТСЯ восстановить душевное равновесие.
(НЕ)ЗАСТРОЕННОЕ пространство на северо-западе Москвы обычно использовалось для летних военных учений.
Актриса провожала его со слезами на глазах, (НЕ)ЗАБЫВ, однако, вручить корзину с провизией.
(НЕ)КАЖДЫЙ мог преодолеть этот путь в двадцать километров по пустыне.
(НЕ)ОСВЕЩЁННАЯ солнцем поляна казалась мрачной и даже пугала детей.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ я всегда вспоминал эти экспедиции, (В)ХОДЕ которых познакомился с интересными людьми.
ТО(ЖЕ) самое я увидел на прогулке (В)ГЛУБЬ леса.
Футляр англичане не подали, потому что он, говорят, БУД(ТО) казённый, а у них (НА)СЧЁТ казённого строго.
(ВО)ВРЕМЯ заседания надо было устранить ошибку (В)СЛЕДСТВИИ по делу о хищении имущества.
Необходимо иметь (В)ВИДУ это свойство металла, ЧТО(БЫ) повысить надёжность конструкции.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Это умение особе(1)о поразило Лаврецкого, когда, тотчас после свадьбы, он вдвоём с женою отправился в удобной, ею купле(2)ой каретке в Лаврики. Как всё, что окружало его, было обдума(3)о, предугада(4)о, предусмотре(5)о Варварой Павловной.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с русскими людьми но и общение с лесами и водами с птицами и каждым цветком.
2) Словарь народа — это мышление народа и его история и его быт.
3) В светлых и прозрачных глубинах народного языка отражается как природа родной страны так и вся история духовной жизни народа.
4) В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений плоды исторических событий верований.
5) Поколения народа проходят одно за другим однако результаты жизни каждого поколения остаются в языке.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Узкая дорога круто поворачивала направо около одного глубокого обрыва (1) обросшего кустарником; проезжая это место (2) я увидела что-то белое в кустах (3) соскочив с лошади (4) и (5) взяв её в повод (6) я побежала туда.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тёркин (1) стой. Дыши ровнее.
Тёркин (2) ближе подпусти.
Тёркин (3) целься. Бей (4) вернее (5)
Тёркин. Сердце (6) не части.
Рассказать бы (7) вам (8) ребята (9)
Хоть не верь глазам своим,
Как немецкого солдата
В двух шагах видал живым. (А.Т. Твардовский)
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Площадь городского округа (1) в состав (2) которого (3) входят ещё 13 населённых пунктов (4) составляет более 410 кв. км.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вы называете себя женой моего старшего сына (1) но (2) если это верно (3) и (4) если вы представите тому доказательства (5) то закон на вашей стороне.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Россия — очень большая страна. (2)Посчитай — она имеет 11 часовых поясов.
(3)Берёзы, дубы — эти деревья можно встретить на западе. (4)С точки зрения животного мира в европейской части России разнообразно представлены лисицы, белки. (5)А на востоке — тайга. (6)Там растут кедры, и на них — кедровые орехи. (7)В тайге живут бурые медведи — самые крупные наземные хищники. (8)«Широка страна моя родная» — вот уж действительно справедливы слова знаменитой песни.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.
(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.
(9)Вот уже больше трёх лет фельдшер Макар Иванович благополучно обходился без рентгена и лаборатории, врачуя без страха и сомнения. (10)В райздраве он славился лихостью своих диагнозов. (11)Перебирая старые истории болезней, Зеленин то и дело натыкался на такие перлы: «(12)Общее сотрясение организма при падении с телеги».
(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все работники больницы: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все эти люди со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.
(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:
– (20)Наша больница является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё поломанное, грязное. (27)В чём дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…
(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.
«(34)Нехорошо получилось, – подумал Зеленин, – ещё обидится старик». (35)Но отступать было поздно.
– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?
– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота бесалол…
– (40)Макар Иванович! (41)Ведь так, наверное, во времена Чехова уже не врачевали. «(42)От головы, от живота…» (43)Скажите, вы вот эту книжку давно перечитывали? – и Зеленин протянул ему толстый том «Пособия для сельских фельдшеров».
(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.
– (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Вот так унизить… эх… постыдились бы.
(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:
– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.
(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в больничной столовой и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.
«(57)Настоящий морской шторм, – подумал Саша. – (58)Сегодня Макар Иванович не вышел на работу. (59)Филимон говорил, что старик лежит на сундуке с полотенцем на лбу и молчит. (60)Какая я сволочь! (61)Надо пойти к нему, поговорить по душам. (62)Нет, я должен быть твёрд. (63)Что из того, что он стар? (64)Если работаешь – изволь работать добросовестно».
(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.
*Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1) Александр Зеленин – молодой врач, которого направили на стажировку в Круглогорье, чтобы Макар Иванович обучал его.
2) Зеленин не мог поставить диагнозы больным, лежащим в стационаре, потому что в больнице не было необходимой техники и лабораторного оборудования.
3) Макар Иванович участвовал в Великой Отечественной войне, за его плечами было тридцать лет практики, поэтому он считал, что читать «Пособие для сельских фельдшеров» ему, опытному хирургу, незачем.
4) Больница находилась на берегу большого озера.
5) После производственного собрания Макар Иванович, считая себя несправедливо униженным, не вышел на работу.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?
1) В предложениях 3–6 представлено рассуждение.
2) Предложения 11–12 противостоят по смыслу предложениям 9–10.
3) Предложение 17 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 16.
4) В предложении 44 представлено повествование.
5) В предложении 56 представлено описание.
24. В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 13–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Персонажи повести Василия Аксёнова “Коллеги”, с которыми мы знакомимся в предложенном фрагменте, – простые люди, оказавшиеся за пределами привычного. Создавая их образы и описывая ситуации, в которые они попадают, автор использует такой троп, как (А)________ (“острую щемящую жалость” в предложении 48, “взлохмаченный горизонт” в предложении 56), такие лексические средства, как (Б)________ (“мало-мальски” в предложении 17, “семеня” в предложении 32, “напыжился” в предложении 38) и (В)________ (“то и дело” в предложении 11, “ходуном ходил” в предложении 56), а также такое
синтаксическое средство, как (Г)________ (предложения 30, 37, 46)».
Образ белых раковин над водой вариант 19
Просмотр темы 4
Вопрос от Андрея.
1) Образ белых раковин над водой — таков творческий замысел архитектора Сиднейской оперы. (2) Все части раковин были собраны, рёбра «прошиты» натяжными тросами, своды Оперы развернулись веером, образовав соответствующую сторону раковины. (3)Если смотреть с кормы корабля, то здание превращается в подобие воздушного замка или белокрылого лебедя, готового взлететь.
1) Творческий замысел архитектора Сиднейской оперы заключался в том, чтобы своды Оперы развернулись веером, образовав соответствующую сторону раковины.
2) Талант архитектора Сиднейской оперы проявился в уподоблении здания воздушному замку или белокрылому лебедю, готовому взлететь.
3) Сиднейская опера поражает творческим замыслом архитектора, поскольку если смотреть на здание с разных сторон, то у людей возникают разные образы.
4) Если смотреть с кормы корабля на Сиднейскую оперу, то здание превращается в собранные части белых раковин, рёбра которых «прошиты» натяжными тросами.
5) Образ белых раковин над водой, образ воздушного замка или белокрылого лебедя — таким разноплановым предстаёт творческий замысел архитектора, воплощённый в Сиднейской опере.
Образ белых раковин над водой вариант 19
Анализ содержания текста.
1) Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.
2) Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.
3) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.
4) Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.
5) Сергей поблагодарил мальчика за помощь.
(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.
(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.
(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.
(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.
— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.
— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?
— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.
— (29)Случается… (30)Есть хотите?
(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.
— (33)Ты, что же, здесь один?
— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.
— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.
— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.
— (41)Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.
(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.
— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.
— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…
(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.
(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.
— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.
(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.
—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!
(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.
* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.
Задания Д2 № 10509
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу?»
1) Мальчик боялся темноты.
2) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.
3) Мальчик встречал Сергея, который плохо знал дорогу к их дому.
4) Мальчик думал о путниках, заблудившихся ночью в степи.
Сам мальчик рассказал о том, зачем зажигает лампу: (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.
Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 712B05, вариант РЕШУ №109 Актуальность: Используется в ОГЭ 2016— 2017 года
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.Н. Ширяева. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения данного текста: «Спасибо за огонёк!» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова, характерная для языка художественных произведений. Именно поэтому трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средства-ми».
Для подтверждения справедливости слов Ширяева обратимся к тексту Владислава Крапивина. В предложении 8 (Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата.) с помощью сравнения автору удаётся передать, насколько тёмной, устрашающей была ночь. Для этих же целей служит в том же предложении и метафора «ночь наваливалась». С помощью изобразительно-выразительных средств создаётся неповторимый художественный образ.
Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.
2. Еле заметный огонёк керосиновой лампы стал маяком для заблудившегося путника. Этот огонёк, возможно, спас человеку жизнь. Вот почему с особой благодарностью Сергей говорит мальчику: «Спасибо за огонёк!»
И не напрасны оказались старания. Сергею свет лампы очень при-годился, хотя состояние безысходности было уже близко: «Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу». А дед? Он хоть и бурчит за керосин, но сам-то прекрасно понимает, что внук поступает правильно – поведение внука достойно дедовой гордо-сти.
У Юрия Левитанского есть прекрасное стихотворение:
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Из мальчика вырастет настоящий человек, потому что он выбрал правильную дорогу, а огонёк керосиновой лампы – это ещё и огонёк его большой, чистой души.
3. Нравственный выбор — это ситуация, при которой человек должен выбрать, как поступить. Можно поступить так, как велит совесть, как положено по меркам общества, можно послушать совета друга, родителей, можно просто струсить и ничего не делать. От правильного или неправильного выбора-решения зависит и жизнь самого человека, и того, кого этот выбор касается. И выбор этот делает каждый сам, исходя из своих понятий добра и зла, нравственности и безнравственности.
Казалось бы, что стоит зажечь лампу и оставить её на ночь, чтобы она горела? Это нам, привыкшим жить в городе, где огни горят практически круглосуточно, кажется странным. А у мальчика и деда, пасущих отару овец, керосин для лампы был в ограниченном количестве. Несмотря на запрет деда жечь керосин, мальчик оставлял лампу горящей на крыше дома, веря, что его огонёк сможет помочь случайному путнику не заблудиться в степи. Так и произошло с героем Владислава Крапивина: спасительный огонёк избавил рассказчика от ночных блужданий. И так приятно на душе от того, что и дед, оказывается, знал про лампу, и от того, что есть добрые люди, освещающие путь не потому, что велено, а потому, что им так кажется правильно.
Человек учится делать выбор с раннего детства. Любой ребёнок помнит, как легко соврать, сказав, что это кошка разбила вазу, а не он с друзьями; как легко выбросить дневник с двойкой и выдумать невероятную историю похищения его инопланетянами. А вот признаваться и просить прощения очень сложно. Поэтому и учат родители: сделал что-то плохое, не нужно обманывать. Те, кто этот урок не усвоил в детстве, обманывают других всю жизнь. Это их выбор, но жить с такими людьми невыносимо.
Трудно встретить человека, который бы ни разу в жизни не делал выбора. Так устроена наша жизнь, что мы должны принимать решения. Давайте же делать это, прислушиваясь к голосу сердца и совести, чтобы не сожалеть впоследствии о недостойном, неправильном решении.
Образ белых раковин над водой вариант 19
Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Николай Некрасов
Б) Аристотель Фиораванти
В) Эрнст Неизвестный
1) В его произведениях прослеживается эволюция от жанра иконы к жанру портрета.
2) За своё творчество этот скульптор подвергался обвинениям в формализме; ограничения, налагаемые на его твор-
чество в СССР, привели к эмиграции.
3) Художник-передвижник, автор картины «Незнакомка».
4) Построил один из соборов Московского Кремля.
5) Под его редакцией в XVI в. был издан «Домострой».
6) Поэт, автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Николай Некрасов — поэт, автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Б) Аристотель Фиораванти — построил один из соборов Московского Кремля.
В) Эрнст Неизвестный — за своё творчество этот скульптор подвергался обвинениям в формализме; ограничения, налагаемые на его творчество в СССР, привели к эмиграции.
Г) Симон Ушаков — в его произведениях прослеживается эволюция от жанра иконы к жанру портрета.
Источник