- О святой воде
- Обязательно ли вкушать святую воду и просфоры натощак?
- Похожие вопросы
- 3 Ответа
- Храм Казанской иконы Божией Матери
- Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района
- Крещенская вода — об употреблении святой воды
О святой воде
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Источник
Обязательно ли вкушать святую воду и просфоры натощак?
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, обязательно ли Святую воду пить натощак или можно пить не натощак? Особенно Крещенскую воду как правильно пить? И просфоры как правильно съесть? Тоже натощак или можно в течении дня есть? Спасибо!
Похожие вопросы
3 Ответа
Можно ли пить святую воду не натощак?
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую, воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
Насколько мне известно, можно не натощак, в течении дня.
Об антидоре сказано: «аще кто и мало ядяше или пияше (например, чаю), да не приимет» (Чин лит.св.Злат.); притом, антидор весь должен быть съедаем в церкви, а не уносим домой (Кормч.); нужно принимать его с благоговением, как даяние вместо даров Христовых, как остатки хлеба, употребленного для Тела Христова, а не с такой торопливостью, чтоб крупицы его падали с блюда на пол, под ноги. Подобно тому артос, благословленные хлебы и служебные просфоры уставом церковным внушается есть, если не до малейшего утоления голода, например, стаканом чаю, то во всяком раз «прежде обычного ядения» (служ.свящ.), т. е. прежде полного обеда или ужина. (Нужда же какая-нибудь, например, в дороге, иное дело; потому что в нужде и хлебы предложения некогда были употреблены в пищу ( Мк.2,26 ).
Крещенскую воду, согласно указанию Устава, можно пить в течении дня, но только с благоговением.
Источник
Храм Казанской иконы Божией Матери
Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района
Крещенская вода — об употреблении святой воды
Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. И поныне в день Крещения именно по церковному стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. А на следующий, после Крещения, день все воды снова приобретают свои обычные свойства.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Как пользоваться святой Крещенской водой?
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме — Крещенской воде), кропят свое жилище.
Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть, ежедневно и с молитвой:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь«.
Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан приём лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.
Но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время или каждый час.
Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов.
Ею можно умывать больного и кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это, если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже это обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время.
Хранить ее следует в отдельном месте, рядом с домашним иконостасом. Потому что Великая Агиасма является одной из главных святынь Православной Церкви. Само слово «Агиасма» означает «святыня». И ставить в холодильник её не надо. Недопустимо и то, чтобы святая вода попала в сток.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой водой из чистой тары.
Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая её, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.
- Святую воду нужно пить утром натощак или вечером перед сном (но не из общей емкости).
- При очень серьёзном заболевании или если человек находится в состоянии напряженной духовной борьбы, уныния, её можно пить в неограниченном количестве, независимо от приема пищи.
- После испития надо помолится об исцелении.
- При болях или просто к больному месту можно приложить компресс, смоченный святой водой.
- Святая вода обладает огромной целительной силой. Известны случаи, когда несколько капель такой воды, влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Но это вовсе не значит, что не нужно обращаться к врачам. Особым свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей.
- Хранить святую воду надо у иконы или за иконой. Только, пожалуйста, надпишите бутылку или наклейте соответствующую этикетку. Будьте бережны, чтобы ваши близкие по неосторожности не вылили святую воду, или не использовали неблагоговейно. Нельзя хранить такую воду в холодильнике. Не стоит держать её рядом с продуктами.
- Животным эта вода не дается.
- Ею можно лишь окроплять свое жилище (при этом читая молитву), машину, или еще какую-нибудь вещь, также одежду, и даже домашних животных.
- Если вода испортилась, её необходимо вылить в реку или другой природный источник. Святую воду нельзя выливать в раковину или канализацию. Святую воду не выплескивают на землю. Ее выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, можно в чистое место под дерево.
СВЯТУЮ ВОДУ НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО БЕРЕЖНО ХРАНИТЬ, НО И РЕГУЛЯРНО УПОТРЕБЛЯТЬ.
- Недопустимо вечное хранение воды «про запас», если ее принесли их храма один раз на Крещение по принципу «чтоб была в доме, потому что у всех есть». Это своего рода заточение святыни. Благодать святой воды не уменьшается, сколько бы она ни хранилась, а вот люди, не обращающиеся к святыне, окрадывают себя.
- Однажды освященная вода таковой является всегда. В случае, когда у нас святой воды осталось мало, а нужно какое-то значительное количество, мы можем добавить святую воду в воду обычную. Вся вода освятится.
Наконец, самое важное:
Святая вода не принесет нам никакой пользы, если мы будем жизнь свою проводить вдали от Бога. Если мы хотим почувствовать Бога в нашей жизни, ощутить Его помощь, Его участие в наших делах, мы должны не только по названию, а и по сути становиться христианами.
Быть христианином значит:
- Исполнять заповеди Божии, любить Бога и ближних;
- Участвовать в церковных Таинствах и совершать домашнюю молитву;
- Работать над исправлением своей души.
Господь да поможет нам, как бы далеко мы ни были от дома нашего Небесного Отца, возвратиться к Нему.
Источник