- 🐰 Зайчик
- Сюжет и тема стиха
- «Зайчик» для развития речи
- Анализ жанра и композиции
- Читаем текст
- Аудио стиха
- Стих «Зайчик»
- Зайчик
- Анализ стихотворения Александра Блока “Зайчик”
- Александр Блок “Зайчик”
- Анализ стихотворения Александра Блока “Зайчик”
- Александр Блок — Зайчик: Стих
- Анализ стихотворения «Зайчик» Блока
- Зайчик
- Статьи раздела литература
🐰 Зайчик
В 1906 году Александр Блок пишет стихотворение «Зайчик», входящее в детский цикл стихов «Круглый год», написанный автором для маленьких своих читателей. Произведение описывает осенние заботы зайчика, передавая его ощущения и настроение в преддверии зимы.
Сюжет и тема стиха
🐰 По сюжету стихотворения зайчик вспоминает летнюю пору и недоволен приходом осени, ведь за ней его ждёт холодная зима.
Прежде глазки тешили
Белые цветочки.
Сейчас цветочки пропали и под лапками шуршат желтые листочки, вечные спутники хмурой и дождливой осени. Не только похолодание беспокоит зверька, но и опустевшие огороды, с которых уже убрали всю капусту – излюбленное лакомство зайчат.
Время летней сытости прошло, солнышко больше не греет, а под мокрыми соснами в скупом осеннем лесу проще попасть в лапы к волку.
🐰 Чтобы легче пережить осень серый вспоминает о лете, но одними воспоминаниями сыт не будешь и приходится снова возвращаться к реальности, думая о безопасности и пропитании.
В финале стихотворения зайчишка продолжает мечтать о лете, желает, чтобы скорее в лесу стало суше и лапки не мокли от холодных луж.
«Зайчик» для развития речи
Стих «Зайчик» рекомендован во второй младшей группе для развития речи. По плану занятий стихотворение поможет:
- Развить поэтический слух.
- Быстрее заучивать стихи.
- Сохранять интонацию при чтении строк.
Вот основные вопросы воспитателя в процессе изучения стихотворения «Зайчик»:
- Какое время года описано в стихе?
- Отчего зайчишка грустный?
- Жалеете ли вы зайчики и почему?
- Какой описывает осень автор?
- Почему серому так не нравится осень?
Параллельно рекомендовано изучение стихотворения Плещеева «Осень» и изучение песни на слова стиха. В процессе изучается не только стихотворение, но и иллюстрации на тему осени. Цель занятий – это развитие речи и памяти у детей, а также получение навыков пения и правильного чтения строк.
Анализ жанра и композиции
🐰 Стих «Зайчик» написан в жанре лирического стихотворения образного типа и имеет свободную рифмовку и шесть строф. Композицию можно разделить на две части – в первой серый с нежностью вспоминает лето, во второй грустит о наступившей осени.
Поэт использует в словах много уменьшительно-ласкательных суффиксов (капустку, глазки, лапки и т д), что адаптирует строки для детского восприятия. Растерянность зайчика в осеннюю сырость подчёркнута многоточием, а восклицание в финале:
Является апофеозом стихотворения и очевидно показывает главное желание героя строк – скорей бы лето с его тёплым солнышком и зеленью в лесу.
Из средств выразительности выделим эпитеты: сырая ложбинка, хмурая осень и мокрые сосны, которые показывают отсутствие уюта и комфорта в осенней жизни зайчика.
Читаем текст
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Аудио стиха
В завершение блог Stihirus24 предлагает послушать стих и посмотреть видео мультяшного типа. Это упростит детское восприятие стихотворения и поможет передать настроение строк.
Источник
Стих «Зайчик»
Стихотворение А. Блока «Зайчик» о растерянном маленьком зверьке, который огорчен наступлением осени и холодов. Зайчик с тоской вспоминает теплое лето, цветочки и покой. А дождливая осенняя пора сулит ему только голод, холод и страх перед хищниками. Читая строки произведения, проникаешься сочувствием к несчастному зайчишке и желаешь ему найти надежное укрытие до наступления теплых дней.
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие стихотворения.
Источник
Анализ стихотворения Александра Блока “Зайчик”
Александр Блок “Зайчик”
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Анализ стихотворения Александра Блока “Зайчик”
Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.
Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».
Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.
Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.
Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.
Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.
Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.
Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.
Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.
Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.
Источник
Александр Блок — Зайчик: Стих
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Анализ стихотворения «Зайчик» Блока
Александр Александрович Блок — выдающийся представитель символизма Серебряного века русской поэзии. Однако есть в его творчестве тема, которая позволяет оценить его еще и как детского поэта. Примером такой лирики служит стихотворение «Зайчик».
Стихотворение написано в 1906 году. Это время расцвета литературного таланта А. Блока, ему 26 лет, он автор сборника «Стихи о прекрасной даме». Поэт решает испытать себя в детской теме, предлагает цикл о временах года «Круглый год» в журнал для детей «Тропинка». Осень в нем иллюстрирует именно «Зайчик».
По жанру — лирическое образное стихотворение о природе для детей, состоит из 6 строф со свободной рифмовкой. По композиции делится на 2 части, перемежающиеся между собой: воспоминания зайчика о лете и окружающая его осень. В центре произведения — молодой неопытный заяц, который наделен человеческими переживаниями. Лексика младенческая, временами похожая на лепет, много уменьшительно-ласкательных суффиксов (зайчик, глазки, лапки, капустку, ложбинке, былинки). Растерянность главного героя подчеркивается свободной, сложной рифмовкой строк и многоточием. Апофеоз его чувств — восклицание в конце.
Поэт преследует несколько целей: дать ребенку довольно подробную картину осени, сравнить сезоны между собой, выяснить, чем затруднительна осень для животных, вызвать сочувствие к беспомощному зверьку. Вода — самое пугающее обстоятельство: сырой, расплакались, дождливая, мокрых. Взгляд на небо тоже не внушает оптимизма: неба не видать (из-за низких темных туч). Впрочем, силен и страх за свою жизнь: всю капустку сняли, страшно в лапы волку. Интересно, что поэт не вуалирует довольно жесткое понятие «украсть», пусть и всего лишь кочанчик капустки.
Эпитетов поэтических нет, кроме, пожалуй, «бедный». Цветопись: белые, желтые, серому. Олицетворение: думает о лете. Повторы в начале строки: только. В «Зайчике» чувствуется стилизация под устное народное творчество, потешки, прибаутки, что, впрочем, не отменяет даже некоторого философского подтекста в нем. Лето и осень противопоставлены друг другу. Основные эмоции маленького героя: страшно, неприятно. Он совершенно один, даже волк — всего лишь его фантазия.
Стихотворение «Зайчик» создано по впечатлениям счастливого детства А. Блока. Оно входит в цикл «Круглый год», специально написанный поэтом для детского журнала «Тропинка» в 1906 году.
Источник
Зайчик
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник