Очистка корпуса судов под водой

Технология очистки корпусов судов от старой краски

В судоремонте технология очистки корпусов судов – одна из важнейших. От качества подготовки поверхности зависит прочность сцепления свежей краски с основой. Важны: тщательность удаления ржавчины и очагов обрастаний, слоев разбухшей краски, следов масла и жирных разводов. Необходимо также придание металлу улучшенной адгезии, которая достигается специфической абразивной обработкой.

Освобождение судов от старой краски – сложный и многоступенчатый процесс. Для его проведения рабочие проходят специальный инструктаж, в который в обязательном порядке включены основы техники безопасности. Используются средства индивидуальной защиты. Если работы происходят в помещении, применяется дополнительное пневматическое и вентиляционное оборудование для очистки пространства от пылевого конгломерата.

Разнообразных вариантов и способов проведения работ наработано немало. Выбор конкретных – зависит от сопутствующих обстоятельств: размеров судна, производственной базы и инструмента, имеющегося в распоряжении времени. Понимание того, как проходит очистка, позволит подобрать нужный сценарий.

Технологии очистки корпуса судна

Чтобы разобраться и запомнить, какие бывают работы по очистке корпуса судна, достаточно провести незамысловатую классификацию. Прежде всего стоит выделить способы:

Читайте также:  Вода нагреватели накопительный электрический

В первом случае используются специальные дробе- и пескоструйные, а также гидроструйные агрегаты, подвесные машинки для очистки корпуса судна, разнообразные электрощетки и автоматические отбойники. Во втором – типичный ручной инструмент: шпатели, молотки для отбоя ржавчины, проволочные щетки и подобное незамысловатое оборудование.

Типичный инструмент для механической очистки представляет собой раму, двигающуюся по направляющим, которые закрепляют на стапель-палубе дока. Рабочая головка с торцевыми щетками находится на выносной мачте, прикрепленной к раме. Также в качестве направляющих применяют, идущий вдоль борта трос, но, при этом, машинка для очистки имеет меньшие размеры.

Параллельно могут использоваться методы снятия окалины, ржавчины и старой краски:

Чаще всего, это дополняющие операции. Так в процессе удаления старой краски могут вручную или специальными распылителями наносится составы, размягчающие ржавчину или ослабляющие адгезию краски. Также широко применяется нагрев поверхности газопламнными горелками: прогреваемая окалина и ржавчина отслаиваются от металла за счет разности коэффициентов температурного расширения. Прямое пламя параллельно сжигает часть краски и делает оставшиеся пласты, легко отделяющимися от основания. Удаляются жировые и масляные пятна.

Благодаря выбору разнообразных способов и средств технология очистки и окраски корпусов судов позволяет подобрать наилучшее решение в каждом конкретном случае и ситуации. Так обработка танкера, например, не может вестись в специальной дробеструйной камере в виду размеров судна, и потребует использовать переносную автоматику. С другой стороны, очистка теплохода небольшого водоизмещения может проводится внутри специально оборудованного помещения. Дополнительно возможен вариант проведения соответствующих операций над отдельной частью корпуса, если существует вариант демонтажа. Снятая запчасть помещается в камеру струйной обработки, где доводится до нужного состояния и, затем, передается в цех окраски.

Ввиду малой производительности ручного труда, сопутствующие при этом временные затраты и вредность нахождения персонала в помещениях с токсичной пылью, в настоящее время повсеместно применяется машинная очистка поверхностей корабельных корпусов. Работники допускаются на объект лишь со средствами индивидуальной защиты: респираторами, герметичными масками с подачей воздуха для дыхания. Только так можно защитить легкие от многокомпонентной взвеси, включающей частицы ядовитой необрастающей краски.

Пескоструйная очистка

Как правило, обработка морского судна направленным потоком сжатого воздуха и песка – редкость. В доке происходит большое пылеобразование при проведении работ, расход песка также очень высок, а для его сушки и очистки приходится прибегать к крайне затратным финансово процедурам. Чаще всего метод используется для очистки отдельных деталей из стали в предназначенных для этих целей помещениях. Производительность – 7 – 8 м 2 в час.

Другое дело гидропескоструйная обработка. Эта технология более эффективна и потому применяется широко, когда работа ведется над подводной частью корпуса. При этом корабль находится в судоподъемном сооружении. Пылеобразование остается на низком уровне так как в головку подается пульпа – смесь воды и песка. Недостатками способа являются:

  • невозможность работы при низких температурах в виду замерзания воды;
  • интенсивное образование грязи, покрывающей помещения, стапель, прилегающие территории.

Лучший вариант применять пескоструйную обработку на плаву, струей воды, образуемой гидромонитором, или в плавучем доке, где грязь легко удалить водой из шланга.

Разновидностью работы с мелким абразивом является дробеструйная очистка морских сооружений, имеющая как сходства, так и отличия от способа с использованием песка.

Дробеметная очистка

Эта технология очистки поверхности корпуса судна отличается от дробеструйной – способом подачи рабочего материала. Вместо транспортировки дроби сжатым воздухом в дробеметной установке задействуется турбина. Скорость вылета дроби достигает 80 -100 м/сек. Эффект от этого метода почти не уступает струйному:

  • на поверхности появляются микроскопические деформации, которые повышают адгезию грунта и краски;
  • снимается напряжение поверхностного слоя металла;
  • удаляется обрастание, старая краска и окалина с ржавчиной;
  • выравнивается структура поверхностного слоя, в том числе его светоотражающие свойства;
  • устраняются мелкие огрехи поверхности.

Но очистка дробью судовых конструкций способом метания имеет и недостатки. Технология неприменима к изделиям со сложной формой, так как частички не увлекаются потоком воздуха и быстро теряют кинетическую энергию при столкновении. Нельзя использовать дробеметные установки и для обработки деталей с тонкими стенками. Когда планируется очистка поверхности блоков судовых конструкций, необходимо учитывать это соображение.

Проекты автоматизированной дробеметной очистки для судостроения — здесь.

Дробеструйная очистка корпуса судна

Очистка днищ судов и корпуса выше ватерлинии с использованием дроби не только освобождает поверхность от слоя старой краски, обрастания, ржавчины, окалины, но и снимает с металла обшивки деформационное напряжение. Другими словами, устраняется еще одна причина возникновения микротрещин, приводящих к интенсификации коррозии.

Дробеструйную очистку корпуса судна проводят специальным оборудованием, основной рабочей частью, которого является головка. Она состоит из сопла, бомбардирующего поверхность сжатым воздухом с дробью (чугунные частицы размером 0,4 – 0,5 мм) и сборника, в который попадают продукты обработки. Головка плотно пристыковывается к плоскости корпуса вакуумом предотвращая проникновение пыли и мелких частиц в помещение.

В этом видео мы подробно рассказали о своих наработках в области подготовки поверхности в судостроении.

Если дробеструйное оборудование для кораблестроения размещено в специальном помещении оно образует вместе со вспомогательными механизмами единый комплекс, куда доставляются катера, яхты и другие суда небольшого водоизмещения. Но применяться дробеструйная камера для морского судна может, лишь когда ее размеры достаточны для размещения внутри объекта обработки. Разумеется, корабли океанского класса большого водоизмещения в этот список не входят. Для гигантов дробеструйное оборудование монтируется по месту докования.

Минусами метода можно назвать:

  • невысокую производительность: не более 5 м 2 в час;
  • немалую стоимость;
  • сложность сбора дроби для повторного использования.

Недостатки дробеструйной очистки вполне решаемы в рамках современного развития производственных сил. В то же время, обладая всеми достоинствами дробеметной методики, струйная обработка более деликатна и позволяет обрабатывать даже труднодоступные участки корпуса судна или одной из снятых деталей.

Как видно, обработка корпуса судна – это важный этап, необходимый для успешного проведения последующих лакокрасочных работ. Результат ремонта поверхности в большой степени зависит от качества работ по очистке.

Источник

Очистка корпуса судов

Морспасслужба Росморречфлота оказывает услуги по чистке корпусов кораблей и судов, чистке и полировке винтов. Процесс очистки проводится под водой с помощью современного оборудования. Процедура проводится без вывода судна из эксплуатации и в минимальный срок.

После возвращения из длительного плавания дно корпуса суда превращается в колонию морских водорослей и различных организмов. Такая же участь ждет и корабли, которые длительное время стоят на якоре или пришвартованы в порту. Зачастую владельцы судов недооценивают необходимость выполнения очистки корпуса судна, очистки и полировки винтов. Но в некоторых случаях толщина наростов может достигать полуметра. Такие наросты серьезно ухудшают ходовые свойства судна, его максимальная скорость зачастую падает на 30-35%, настолько же возрастает расход топлива.

Практика показывает, что регулярная очистка корпуса судна позволяет обеспечивать изначальную скорость до 95-98%. При этом отмечается существенная экономия средств благодаря существенной экономии топлива (для танкеров водоизмещением в 50 тонн экономия топлива может достигать до 900 тонн в год). По отзывам большинства наших клиентов, потраченные средства на очистку окупаются в первые несколько дней эксплуатации судна.

Не менее целесообразно регулярно проводить очистку и полировку винтов. Благодаря процедуре:

  1. Увеличивается срок службы винтов;
  2. Отмечается заметная экономия топлива;
  3. После чистки корпуса судна и полировки винтов снижается нагрузка на двигатели и замедляется их износ.

Как проводится чистка корпуса судна?

Очистка корпуса судна, винтов или решеток проводится без докования судна. Подводная очистка проводится по одной из следующих технологий:

Данная технология лучше всего подходит для умеренных наростов и позволяет сохранить лакокрасочное покрытие. В основе данной технологии лежит подача струи под высоким давлением. При таком методе удаляются все виды наростов, ржавчина.

Используется при сильном обрастании корпуса судна. Позволяет быстро устранить серьезные наросты на большой площади. Для очистки используются специальные браш-машины на гидроприводе.

Когда необходимо проводить очистку корпуса и винтов судна:

  1. После возвращения из длительного рейса;
  2. При заметном снижении скорости, повышении расхода топлива;
  3. Перед проведением подводных инспекций;
  4. При снижении эффективности работы системы охлаждения (чистка кингстонных решеток и ящиков).

Источник

Подводная очистка корпуса судна, очистка и полировка винтов

Биохимическая коррозия, которая наносит огромный вред корпусу судна, да и другим морским сооружениям, сегодня доставляет немало тревог судовладельцам.

Дно корпуса судна, которое возвращается из долгого плавания, выглядит как огромное «поселение», колония водорослей и прочих морских организмов. Несмотря на современные средства, которые призваны защищать судно от обрастания, подобный нарост может достигать 500 миллиметров в толщину, а порой и более. Потеря скорости достигает 30% от номинальной, при этом на столько же возрастает и расход топлива. Регулярная подводная очистка судна позволяет восстановить изначальную скорость на 95-98%, соответственно уменьшить затраты на топливо, которые, как правило, составляют почти половину эксплуатационных расходов. Также целесообразна очистка и полировка винтов: во-первых, уменьшается кавитация, которая разрушает поверхность винтов, во-вторых, эффект экономии расходов тот же, что и при очистке, а порой даже выше. Именно поэтому подводная очистка корпуса судна, очистка кингстонных решеток и других конструктивных элементов столь востребована сегодня во всем мире.

Преимущества подводной очистки корпуса судна

Подводная очистка корпуса, очистка винта, очистка кингстонных решеток и прочих конструктивных элементов, подвергшихся обрастанию, сегодня не требует докования. Плановая подводная очистка корпуса в междоковый период очень выгодна экономически, например, подобные мероприятия могут сэкономить судовладельцу танкера водоизмещением 50 тонн до 900 тонн топлива в год. Вот краткий перечень результативности такой процедуры, как подводная очистка.

  • Уменьшается вес объекта, следовательно увеличивается маневренность и скорость;
  • Поверхности подготовлены к проведению инспекций или ремонтных работ;
  • Уменьшается расход топлива;
  • Увеличивается общий срок эксплуатации судна.

Современная подводная очистка корпуса судна проводится новыми, эффективными способами, не отбрасывая и старые, проверенные временем.

Метод гидродинамической кавитации

Метод гидродинамической кавитации удаляет обрастания с поверхности судна, сохраняя его лакокрасочное покрытие. Метод позволяет проводит подводную очистку судна там, где это невозможно сделать механическим способом. Гидродинамическая кавитация эффективна там, где нужна очистка ВРК, кингстонных решеток, очистки кингстонных ящиков и клапанов и так далее. Гидрокавитация как технология своими истоками уходит в далекий 1894-й год, а право авторства принадлежит английскому инженеру Фруду. В качестве простого примера кавитации можно привести обычное кипение воды, когда давление пара уравнивается с давлением внешней среды и появляются пузырьки, которые стремятся в зону более высокого давления. При таком перемещении пузырьки словно захлопываются, создавая сильную ударную волну. Принцип работы установки гидрокавитационной очистки основан на силе высокоскоростной ударной струи, которая подается под определенным давлением. Парогазовые пузырьки попадают на поверхность, которую необходимо очистить, схлопываются. Возникающая при этом ударная волна и очищает корпус и другие конструкции от ржавчины и обрастания. Подводная очистка корпуса с помощью гидрокавитационной установки удаляет все без исключения виды обрастаний, ржавчины, краски, а еще одним преимуществом, которым обладает гидрокавитационное оборудование, является его абсолютная экологическая безопасность.

Метод механической очистки при помощи гидравлических металлов

Метод механической очистки при помощи гидравлических металлов незаменим при тяжелой степени обрастания, а также тогда, когда судно нужно почистить очень быстро, во время стоянки или на рейде в порту. Подводная очистка с помощью гидравлических металлов, с применением браш-машины с гидравлическим приводом основана на действии вращающейся машинки, снабженной специальной щеткой, а щетка в свою очередь приводится в движение работой гидравлического двигателя. Коаксиальный шланг подает гидравлическую жидкость от насосной установки, которая располагается над водой. Специальная конструкция щетки позволяет ей плотно прилегать, словно присасываться к очищаемой поверхности. Брашкарт-щетки способны выполнять очистку и горизонтальных, и вертикальных поверхностей, а также могут удалить практически все существующие виды обрастаний (раковины моллюсков, водоросли и другие). При довольно мощном воздействии на поверхность брашкарт-машины основное покрытие корпуса не подвергается риску повреждений. Это объясняется специальными материалами, из которых сделаны браш-щетки. Также, зависимости от вида обрастания, подбирается уровень жесткости щеток, таким образом, лакокрасочное покрытие практически не повреждается.

Популярные вопросы-ответы к теме “Подводная очистка корпуса судна, очистка и полировка винтов”

Что такое очистка корпуса судна?

Очистка корпуса судна – это процесс удаления с корпуса судна продуктов коррозии, старого лакокрасочного покрытия, обрастаний водорослями и морскими организмами, который проводится на плаву (под водой) и в доке. Способ очистки корпуса зависит от требуемой степени очистки и состояния обшивки судна: характера, толщины и прочности слоя продуктов коррозии, старого лакокрасочного покрытия и обрастания.

Зачем проводиться очистка корпуса судна?

Биохимическая коррозия, обрастание водорослями и морскими организмами наносит большой вред судам. Коррозия чревата появлением подводных пробоин, через которые вода может быстро поступать в корпус корабля и привести к трагическим последствиям. В свою очередь наросты серьезно ухудшают ходовые свойства судна, снижая его скорость и увеличивая расход топлива на 30%. Таким образом регулярная очистка корпуса судна и устранение коррозии позволяет:

  1. Увеличить срок службы корпуса судна и его винтов.
  2. Уменьшить риск возникновения аварийных ситуаций в море.
  3. Увеличить экономию топлива.
  4. Увеличить скорость судна.
  5. Уменьшить нагрузку на двигателя и замедлить их износ.

Какие существуют способы очистки корпуса судна?

Сегодня существуют следующие способы очистки корпуса судна: механическая, химическая и термическая очистка. Каждый из этих способов имеет свои подвиды и применяется в зависимости от ситуации. При этом очистка судна под водой осуществляется механическим методом, в том числе с помощью гидродинамической кавитации. Специалисты нашей кампании используют специальное оборудование – систему Brush-Kart. Система Brush-Kart с тремя чистящими головками позволяет очищать до 1500-2000 м2/час полосами по 1,25 метра шириной и до 12 метров длиной.

Как проводится очистка корпуса судна под водой?

Для проведения очистки корпуса судна под водой, очистки гребных винтов и кингстонных решеток водолазные компании применяют ручной или машинную механическую очистку. В своей работе ООО «Дайвинг Марин Сервис» использует гидравлическое оборудование от компании Piccard Divers – систему Brush-Kart, которая позволяет быстро справится с биохимической коррозией.

Когда необходимо проводить очистку корпуса и винтов судна?

Рекомендуется проводить очистку корпуса судна и его винтов в таких случаях:

  1. После возвращения корабля из длительного рейса.
  2. При заметном снижении скорости судна и повышении расхода топлива.
  3. При снижении эффективности работы системы охлаждения на судне.
  4. Перед проведением плановых подводных инспекций.

Источник

Оцените статью