Огонь воздух вода 3 класс

Огонь воздух вода 3 класс

Природные стихии в народном творчестве

Наши предки знали, что жизнь невозможна без солнечного тепла, воды и воздуха. Именно поэтому с глубокой древности люди говорили о природных стихиях — небесном огне, воде, воздухе — особым языком старинных узоров на орудиях труда, домашней утвари, одежде, наличниках и воротах домов. Знаки и поэтические образы стихий природы есть в творчестве всех народов мира.

Вырежи из Приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительно — прикладного искусства народов твоего края.

Запишите загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.

Красная корова всю солому поела.

Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.

Красненький кочеток
По жердочке бежит.

Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!

Красный кот дерево грызет,
Дерево грызет, весело живет.
А воды попьет — зашипит, умрет.
Ты его рукой не тронь —
Этот красный кот — .

Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я — помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.

Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без .

Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без .

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Книзу летит капельками,
А кверху — невидимкою.

Очень добродушная – мягкая, послушная. Но, когда захочет, то камень источит.

Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает.

Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам.

Чем мы дышим.
Что мы не видим.

Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем

Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.

Ни веса ни цвета у него нету!

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной…

Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица.

Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!

Устно сочини сказку о природных стихиях.

Жил — был богатырь Красное Солнышко и был у него младший брат Огонь. Красное Солнышко помогал людям. Умел он тепло дарить, да свет. Огонь же рос завистливым и жадным. Не любил он людей. Однажды, Огонь решил спалить лес чудесный, в котором жило много прекрасных зверей и птиц. Загорелся лес, запылал. Узнал об этом Красное Солнышко. Осерчал на брата, позвал он богатыря Ветра. Дунул Ветер во всю богатырскую мощь и поднял Красное Солнышко высоко, высоко над землей. На небе тучи дождевые ходили. Ударил кулаком Красное Солнышко в тучу, пролился дождь сильный на землю, и погас Огонь, и спасён был лес чудесный. С тех пор Красное Солнышко на небе землю освещает и за братцем наблюдает, чтобы Огонь в печи был и людям служил.

Источник

3 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 46, 47

Ответы к страницам 46 и 47

Природные стихии в народном творчестве

1. Вырежи из приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительного искусства народов твоего края.

Огонь Вода Воздух

2. Запишите загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края. Загадайте их участникам других рабочих групп.
Загадки об огне:
Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает, без зубов, а кусает.
Кто меня не бережется, Очень скоро обожжется.
Он красив и ярко-красен. Но он жгуч, горяч, опасен!

Загадки о воде:
Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
Бежала – шумела, заснула – заблестела.
Бела, да не сахар, нет ног, а идет.

Загадки о воздухе:
Никто его не замечает, а он всю Землю окружает.
Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.
Что человек не может увидеть, но легко им дышит?

3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.

Образы огня – солнышки, образы воды – волны внизу, образы воздуха – птицы.

Устно сочини сказку о природных стихиях.
Собрались однажды вместе два брата и две сестры – Огонь, Воздух, Вода и Земля. Каждый считал себя самым красивым, умным и больше всех необходимым людям.
Вышел Огонь в своих красных одеяниях и давай вытанцовывать Танец Огня, сжигая все на своем пути. Не выдержала Вода такого напора накинулась на Огонь, и завязалась драка.
Мудрая сестра Земля утихомирила своих нерадивых родственников, а Воздух только весело посмеивался над всеми, приговаривая: “Нельзя, мои друзья, ссориться. Каждый из нас приносит свою пользу и без каждого из нас невозможна жизнь человека”.
Согласились с этим утверждением Воздуха остальные стихии и стали мирно жить между собой и по-своему помогать людям.

Источник

Общественный смотр знаний «Единство четырех стихий в природе: воды, земли, огня и воздуха»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
osz.doc 81 КБ
osz.pdf 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

ОСЗ по окружающему миру

Тема: «Единство четырех стихий в природе: воды, земли, огня и воздуха»

Показать детям единство и взаимодействие четырех стихий в природе: огня, воды, воздуха, земли.

Воспитывать чувство единства природы и человека.

Учить детей любить красоту окружающего мира, бережно относиться к природе и понимать ее значение для жизни человека.

1.Постарайся получше подготовиться к доказательству того, что твой дух (Земли, Воды, Воздуха Огня) является самым важным. Можешь это сделать устно или письменно. Постарайся помочь своей команде! Важно участие каждого и победа будет за вами.

2.В результате подготовительной работы в классе вывешены 4 газеты; «Стихия Воды», «Стихия Земли», «Стихия Воздуха», «Стихия Огня»

3. Подготовить загадки о стихиях своих команд.

Наш урок, ребята, я бы хотела начать со стихотворения:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

-Вы знакомы со словом «природа»? А что оно означает? (приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

Природа—это то, что существует без помощи человека.

Что такое природная стихия ( ответы детей )

Стихия – это мощное неукратимое явление природы.

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу. (Вода)

-Что дает человеку вода?

-Вода нужна, чтоб приготовить еду и помыться в ванной, полить растения и напоить животных, вода участвует в круговороте воды, водоемы нужны для рыб и животных.

-А сейчас послушайте следующую загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух) .

-Ребята послушайте другую загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

Я все терплю и всем добром плачу.

Весь мир кормлю, а сама не ем.

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Скажите, дети. (Почва)

-Почва необходима для роста растений и состоит из глины, песка, живых организмов.

Послушайте еще одну загадку:

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой-большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьёт,

А если выпьет, то умрёт. (Огонь)

-Огонь может быть другом: огонь необходим для приготовления еды, чтобы обогреться, осветить помещение и т. д.

-Огонь может быть и врагом и быть очень опасным и с огнем нужно быть очень осторожным.

Сколько Земле лет? Нашей планете более чем 4,5 млрд. лет. Последние исследования показали, что Земля совсем немного младше Солнца – она появилась всего на 10 миллионов лет позже.

Легенда о четырех Великих Стихиях.

Все задают вопросы: откуда появился мир; откуда взялось Солнце; почему текут реки; почему все дышат воздухом, и зачем все живут в этом мире?

. Можно только догадываться. Много легенд складывалось о четырех Великих Стихиях: Воде, Огне, Земле и Воздухе.

. Каждая была невероятнее другой. Но вот легенда, пожалуй, самая невероятная и загадочная из всех.

Все началось тогда, когда мира, который мы знаем, еще не было. Везде царили Пустота и Мрак. И тогда Всевышний решил создать новый мир. из четырех противоположностей. Две из них противоречат двум другим и совершенно не похожи друг на друга. (выходят четыре «стихии») и тогда Всевышний произнес:

Вс-ний: Вода льется.

Вода: Я-Великая Стихия — Вода!

Вс-ний: Огонь горит.

Огонь: Я-Великая Стихия — Огонь!

Вс-ний: Воздух (ветер) дует..

Огонь: Я-Великая стихия-Воздух!

Вс-ний: Земля сыпется.

Огонь: Я-Великая Стихия — Земля!

(Расположил Вс-ний по кругу Четыре Стихии, сам встал в центр)

Вс-ний: Я дарую каждой Стихии огромную силу и неповторимые качества.

Твоя власть огромна.

Вода: Я – источник жизни. Я буду передавать свою энергию всему живому. Я заполню глубокие впадины и достигну высот.

Вс-ний: Дарую тебе достойные качества: спокойствие, стремительность, доброту, выносливость. Твои воспитанники будут добрыми и здравомыслящими.

Вс-ний: Огонь – источник света и тепла.

Огонь: Я буду обогревать все живое. Но гнев мой страшен.

Вс-ний: Дарую тебе достойные качества: импульсивность, находчивость, храбрость, упорство. Твои воспитанники будут смелыми и ловкими».

Вс-ний: Земля – это дом всего живого.

Земля: На Земле будет расти все живое, и для каждого найдется место.

Вс-ний: Дарую тебе достойные качества: мудрость, трудолюбие, справедливость, уравновешенность. Твои воспитанники будут умными и честными».

Вс-ний: Воздух – незаменимый источник жизни.

Воздух: Все живое, которое Ты создашь, будет нуждаться во мне.

Вс-ний: Дарую тебе достойные качества: безмятежность, легкость, великодушие, нежность. Твои воспитанники будут спокойными и благородными.

Запомните еще одну истину перед началом Вечного: каждая из Стихий могущественна, но, только объединившись можно создать лучший мир.

Все четыре Стихии опустились во Мрак и Пустоту. Огонь осветил все вокруг, и Мрак отступил. Сверху полилась Вода, заполнив все впадины и трещины. Воздух наполнил Пустоту над остальными стихиями. Вместе они создали мир, который существует и по сей день.

I этап. Блиц-опрос

1.Что такое воздух?

2.Что такое ветер?(

3.Какие газы входят в состав воздуха? (азот, кислород, углекислый газ)

4.Назовите 3 состояния воды. (Жидкое, газообразное, твердое)

5.При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в твердое?

6.Какой воды на Земле больше: пресной или соленой? (Соленой)

7.Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)

8.Назовите главное свойство почвы. (Плодородие)

9. Что входит в состав почвы? (воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли)

10. В каком океане вода всегда находится в твердом состоянии? (Северный Ледовитый океан)

11. В каком состоянии находится вода, если ты видишь росу на траве? (В жидком)

12. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. Наличие чего в почве это доказывает? (Наличие воздуха)

Перемена (в это время жюри подводит итоги I этапа)

II этап. Представление команд.

Представление команды «Вода»

Разве вода – это только жидкость, которую налили в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю, в которой миллиарды лет назад зародилась жизнь.

Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земле – это ведь тоже вода.

Если посмотреть на модель Земли,то увидишь, что в основном преобладает голубой цвет. На глобусе Земли больше воды, чем суши. Земля, как арбуз, который питается водой. А режим питания нарушать нельзя!

Вода-хороший растворитель. В ней растворяются минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. Влага необходима

для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода- среда обитания. Это морские водоросли.

Растения и животные не могут обходиться без питья. Лишённые воды они умирают и засыхают.

Вода- основное вещество, из которого состоит каждый из нас. Поэтому важно знать, сколько воды надо пить человеку в день, и какая это должна быть вода.

Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи-30- 50дней. Взрослый человек должен пить 2- 2,5 л воды в день. Детям можно меньше- 1.5 -2 л

Без воды на Планете невозможна жизнь

И вода везде – и под землей, и над землей,

Представление команды «Воздух»

Воздух это то, что необходимо каждому человеку для жизни.

Все врачи советуют проветривать помещение для поддержания чистоты атмосферы дома и обогащения живущих в нём людей кислородом.

Если повесить недалеко от окон небольшие колокольчики или «музыку ветра», вы привлечете энергию воздуха.

Своими мощными потоками ветер может сносить всё на своём пути, приносить разрушения. Но может очистить загрязнённый воздух над городом, перенести пыльцу с цветка на цветок и даже дать электричество.

Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух.

Атмосфера защищает нашу планету от вредного воздействия Солнца. Воздух хорошо предохраняет зимой землю от замерзания, спасает животных и корни растений.

Воздух проводит звук. Если бы не воздух, то мы не смогли бы разговаривать друг с другом. Ведь в безвоздушном пространстве царит абсолютная тишина.

III этап. «Проверь себя»

Выполнение заданий на карточках. Задания на карточках построены от простого к сложному. Каждый может проверить, насколько глубоко усвоен материал. На выполнение заданий дается 5 минут.

Карточка «Проверь себя»

1.Почему почву трудно восстанавливать?

  1. ее разрушают животные
  2. камни долго разрушаются
  3. она медленно образуется
  4. растения впитывают много минеральных солей

2.Почему водоемы не промерзают до дна:

1) лед постепенно тает 3) на глубине вода теплее

2) лед легче воды 4) вода превращается в пар

3.Почему пар в облаках превращается в воду:

1) пары воды тяжелее

2) воздух высоко над землей холодный

3) водяной пар соединяется в капли

4) пар-это капли воды

4.Как можно экономить воду?

1) остужать суп под струей холодной воды

2) закрывать кран, когда чистишь зубы

3) пойти разговаривать по телефону, не закрыв кран

4) отключать душ, когда намыливаешь мочалку

5. Почему растения не вымерзают зимой под снегом?

1) воздух при нагревании расширяется

2) воздух при охлаждении сжимается

3) воздух плохо проводит тепло

4) воздух прозрачен

6.Как ты можешь помочь в охране воздуха?

2) меньше дышать

3) сажать растения

4) не открывать окна

7.Как используют то, что воздух плохо проводит тепло?

1) зимой носят шерстяную и пуховую одежду

2) в помещениях ставят двойные рамы

3) молодые саженцы в садах укрывают снегом

4) душные помещения проветривают

8. Кто из учеников сообщил самые необходимые сведения для вызова пожарных?

1) Андрей сообщил адрес, по которому произошло возгорание, что он уже сделал для тушения пожара и как к нему подъехать.

2) Игорь сообщил свой адрес и фамилию.

3)Антон указал свой адрес, возраст, фамилию.

Жюри подводит итоги III этапа Смотра Знаний, а мы продолжим. Каждая команда загадывает по 3 загадки своим соперникам. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Подведение итогов Смотра Знаний.

Мы вспомнили о четырех стихиях природы. Все стихии очень тесно взаимосвязаны между собой и человек пользуется ими. И чтобы природа служила человеку долгие годы необходимо ее беречь.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Посовещавшись, каждая команда должна ответить на вопросы учителя.

1. Может ли вода двигаться вверх? (да)

2. Вода в морях и океанах пресная? (нет)

3. На поверхности планеты Земля вода занимает 71%? (да)

4.Морской конек – млекопитающее? (нет)

5.Правда ли, что в России 1 миллион озер (нет,3 млн.)

1. Можно ли в невесомости пить воду из кружек? (нет)

2. Из воды, которая имеется на планете Земля, всего 3% пресной воды, из них освоен лишь 1%?. (да)

3.Байкал- самое глубокое озеро в мире.(да)

4.Огонь дружит с кислородом.(да)

5.Правда ли, что в России 2,5 миллионов рек? (да)

1. Можно ли принести воды в решете? (да)

  1. Человеческий организм состоит из воды на 70%? (да)
  2. Мы дышим кислородом (нет)
  3. Можно ли лечиться водой? (да)

5.Правда ли, что Россия- великая водная держава.(да)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит 55 вопросов и ответов по основным темам русского языка.Вопросы могут быть использованы при повторении и закреплении изученного материала в конце 4 класса.Учитель может использо.

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированно.

Смешарики помогают провести общественный смотр знаний в 1 классе. Урок проводился последним уроком обучения грамоте для демонстрации достижений первоклассников перед родителями и гостями. К конспекту .

Общественный смотр знаний проведен в первых числах мая, когда актуальна тема ДНЯ ПОБЕДЫ. В ходе урока проверяются знания по русскому языку, математике, познанию мира. Урок очень понравился ребят.

Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи». Форма проведения урока урок-конкурс. Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю.

Задания для учащихся 4 класса по математике.

Здесь представлен сценарий урока для проведения последнего урока обучения грамоте (чтение).

Источник

Читайте также:  Выпей воду если делал это
Оцените статью