Огонь воздух вода земля философ

Содержание
  1. Эмпедокл и его учение о четырех стихиях
  2. Беспредельное, вода и воздух: как первые философы искали начало всего
  3. Читайте также
  4. Ионийские «физики», или Милетская школа
  5. Фалес
  6. Философия ничего не сменяла, это было и есть, если угодно, мышление параллельное, мышление по преимуществу «иное».
  7. Анаксимандр
  8. Скорее всего, апейрон, помимо того, что это философский концепт, имеет также некоторое материальное соответствие в реальности, будучи всеобъемлющим и всепроникающим и уподобляясь в этом божеству.
  9. Экзистенциальный пессимизм Анаксимандра подразумевает, что в мире действует некая борьба противоположностей — как на уровне единичных вещей, так и на уровне материальных стихий, которые, выделяясь из исходной целостности апейрона, сталкиваясь и расходясь, приобретают свою качественную — временную — определенность.
  10. Анаксимен
  11. Движение, согласно которому и происходят все эти сгущения и разрежения, существует вечно.

Эмпедокл и его учение о четырех стихиях

ТЕМА ОГНЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА

ГЛАВА 4. ЭМПЕДОКЛ И ЕГО УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ СТИХИЯХ

Диоген Лаэртский относил Эмпедокла к пифагорейцам. В наше время его часто называют эклектиком, так как его учение использует элементы почти всех предшествовавших систем. Однако его учение в целом вполне самобытно. Эмпедокл всегда был популярен и является одним из наиболее цитируемых и хорошо сохранившихся авторов среди досократиков. В его творчестве с замечательной выпуклостью проявляется «протофилософское» качество досократиков: его философская интуиция неотличима от религиозного откровения, а взлёт научной мысли – от поэтической образности. Центральная идея космогонии Эмпедокла: Любовь и Вражда формируют мир из четырех стихий-первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня/1/.

Его система напоминает о «стихийном материализме» милетской школы, однако стихии в его учении играют совсем другую роль. Ионийские философы спорили о том, какая из стихий является единственным источником всего сущего. Избранная на эту роль стихия приобретала магическую способность порождать из себя весь видимый и невидимый мир. Эмпедокл же предложил считать все четыре стихии (землю, воду, воздух и огонь) первичными элементами материи. Все вещества состоят из этих четырех элементов, смешанных в разной пропорции: реальная земля содержит воду, реальный огонь содержит землю и воздух и т.п. В живом организме кости отличаются от мышечной ткани тем, что в них больше земли (твердости) и меньше воды (текучести). Мир начинает формироваться благодаря действию Вражды (разделяющей силы) путем выделения элементов из первоначальной однородной смеси: так появляются земля-материк, вода рек и океанов и воздух (атмосфера). Затем благодаря действию Любви путем синтеза тех же четырех элементов образуются живые существа: в нас присутствуют твердая компонента (земля), жидкая (вода), дыхание (воздух) и тепло (огонь). Души также состоят из тех же четырех стихий, причем люди с разным характером имеют разный состав компонент /2/.

Читайте также:  Какие формы рельефа может создать вода

Эта идея Эмпедокла оказалась настолько удачной и долгоживущей, что она использовалась наукой вплоть до Нового Времени. Даже сейчас мы продолжаем анализировать личности и характер окружающих, рассуждая о том, в ком из них преобладает Воздух или Земля, а в ком Вода или Огонь. Сама по себе концепция составленности материи из ограниченного набора первичных элементов остается базой современной науки о веществе, как химии, так и ядерной физики. Кроме того Эмпедокл впервые разделил «живые стихии» на пассивную часть (материя) и активную (силы). Объяснение движения мира через воздействие внешних сил на пассивную материю было важным открытием Эмпедокла, на котором по сути базируется вся классическая механика: в ней фигурируют материальные точки или тела приводимые в движение силовыми полями или точечными силами.

В системе Эмпедокла действуют две силы – Любовь/3/ и Вражда/4/. Любовь соединяет, Вражда разъединяет. Космогония Эмпедокла заключается в разъяснении того, как именно совместное действие Любви и Вражды сформировало мир вещей и куда направлена дальнейшая эволюция. Эмпедокл представляет себе первоначальный хаос как однородную смесь четырех элементов. Эта первоматерия совершает интенсивное вихревое движение, в котором более тяжелые элементы (земля и вода) остаются в центре, а более легкие (воздух и огонь) поднимаются к периферии, где формируется небо. Небо состоит из огня-эфира/5/, который собственно и есть огонь в наиболее чистом виде /6/. Земной физический огонь – это смесь огня как такового и других элементов, которыми он питается. Поэтому земной огонь дымит и обжигает.

Взгляды Эмпедокла характеризуют с новой стороны восприятие древними огня. Качества, приписываемые огню, проявляются здесь в сопоставлении с другими элементами-стихиями. Огонь — это наиболее легкий из четырех элементов; он образует наиболее тонкую материю, из которой состоят боги и демоны. Таким образом подтверждается, что огненная природа духовного является общим местом древней физики: мы встречаем эту идею в разных вариантах у Пифагора, Гераклита, Эмпедокла и, как будет видно, даже у «материалиста» Демокрита. Подчеркнем, что огонь-первоэлемент у Эмпедокла не тождествен природному огню, а представляет собой огонь в наиболее чистой форме, как небесное по своей природе начало движения, тепла, света и жизни.

Читайте также:  Не разлить водой толкование

Эмпедокл разработал оригинальную теорию восприятия, которая построена на простом принципе: подобное воспринимается подобным/7/. Так как свет является проявлением огня, то для восприятия света в глазу должен быть огонь. Огонь, по Эмпедоклу, находится в центре глаза и окружен землей и воздухом, которые распознают себе подобные элементы в видимом мире. При всей наивности такой концепции с точки зрения современной науки, «пламенный взор» и «огонь в глазах» занимают важное место в нашем языке и системе образов, в частности неоднократно используется в Библии/9/.

Обратим внимание на центральную роль Любви в учении Эмпедокла. Любовь выступает животворным началом: она созидает мир, и формирует живые существа. Любовь руководит мудрым и возводит его к высшим ступеням бытия. Эмпедокл был пацифистом и противником насилия, что было необычно в эпоху восхищения подвигами героев и военной доблестью. В учении Эмпедокла сильно выражена религиозно-мистическая компонента/10/. Он верил в переселение душ /11/. Самого себя он считал инкарнацией павшего бога, который искупал прошлые грехи в новых рождениях, причем он сам был последней ступенью в череде воплощений перед окончательным высвобождением «своего» бога и его приобщением к сонму бессмертных. Близость к божественному финалу наделяла Эмпедокла магической силой: его жизнеописание сообщает, что он повелевал ветром и дождями и даже воскрешал умерших.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. В литературе дискутируется соответствие между богами и элементами у Эмпедокла. Традиционно считалось (согласно Диогену Лаэртскому), что Зевс соответствует огню, Гера – воздуху, Аид – земле, а Персефона – воде. Кингсли однако доказывает, что Зевс соответствует воздуху, Гера – земле, а Аид — огню. Предполагаемая связь между Аидом и огнем особенно интересна. Она обосновывается пифагорейским учением о центральном огне, который рассматривался не как астрономическое тело подобное Солнцу (в современном представлении), а принадлежал невидимому подземному царству. См. P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.
2. Таким образом стихии имеют аспект одушевленности, однако в целом они являются скорее пассивной материей, кирпичиками мироздания. Напомним, что Эмпедокл и его современники считали душу разновидностью «живой материи».
3. Из четырех слов греческого языка, обозначающих «любовь» (филия, агапэ, сторгэ,эрос), Эмпедокл использовал слово «филия», которое обозначает дружеское отношение или расположение к тому, что нравится. «Филию» Эмпедокла можно было бы также перевести как «дружбу» или даже «сродство», имея в виду употребление последнего слова в химии для обозначения стремления веществ к реакциям слияния.
4. «Вражду» Эмпедокла (Нейкос) также переводят как «распрю», см. А.В. Лебедев. Фрагменты древнегреческих философов. Гл. 31, Эмпедокл, с. 330.
5. Термин «эфир» неоднозначен. Кингсли пишет, что первоначально он обозначал просто воздух, или даже влажный воздух, а в дальнейшем стал обозначать наиболее тонкую «небесную материю».
6. Псевдо-Плутарх пишет об Эмпедокле: «по его словам, из первоначальной смеси элементов выделился воздух и разлился вокруг в виде сферы. Вслед за воздухом стремительно вырвался огонь и, не имея другого места, побежал вон наверх, располагаясь под воздушным льдом небосвода» (А. В. Лебедев, гл. 31, Эмпедокл, 210,А30). Таким образом, небесный огонь находится на самом верху под небесной твердью и испускает дневной свет. Сама небесная тверь образована действием огня; мы знаем из земного опыта, что огонь может способствовать затвердению материалов (Дж. Барнет, гл. 112-113). Читаем далее у Псевдо-Плутарха: «вокруг Земли вращаются два полушария: одно — целиком из огня, второе — смешанное из воздуха и небольшого количества огня; последнее, как он полагает, и есть ночь» (а первое – день). Солнце светится отраженным светом (как у пифагорейцев); там же: «Солнце по своей природе не огонь, а отражение огня, подобное тому, что бывает в воде».
7. Идея о восприятии подобного подобным перекликается с теорией резонанса и с представлениями о симметричной роли излучения и приема радиоволн в антеннах.
8.См. Дж. Барнет, гл. 118.
9.В видении пророка Даниила глаза божественного мужа напоминают горящие светильники (Дан. 10:6). Автор Откровения видит «пламень огненный» в очах Сына Человеческого (Откр. 1:14), см также Откр. 2:18, 19:12.
10. Кингсли и многие другие современные авторы подчеркивают, что для правильного понимания Эмпедокла и вообще досократиков в контексте своей эпохи следует отказаться от принятых позднейшей наукой разграничений между магией и наукой, а также между магией и религией. Древние мыслители воспринимали космос как живой организм связанный с человеческим миром. Им было чуждо современное восприятие вселенной как механической системы.
11.Подобно некоторым сектам индуизма, вера в переселение душ привела Эмпедокла к крайнему вегетарианству.

Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь

Фрагменты ранних греческих философов. А.В. Лебедев. М., 1989. http://www.nsu.ru/classics/plato/vorsokratiker2.htm#31

С. Н. Трубецкой. Метафизика древней Греции. М., «Мысль», 2003

P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.

Источник

Беспредельное, вода и воздух: как первые философы искали начало всего

Началом философии было исследование того, что имеет начало — однако древние греки изучали мир умозрительно, а не экспериментально. Создав первые абстрактные концепции, мыслители милетской философской школы заложили основы всей последующей западной мысли, и именно с них «Нож» начинает разбираться в истории античной философии.

Древнегреческий философ Аристотель, или просто Философ, как его называли в Средневековье, считал, что философия — любовь к мудрости — начинается с удивления. Человек замечает вокруг себя удивительную соразмерность, ритмичность, закономерность и взаимосвязь природных явлений и удивляется этому, его воображения уже не хватает на то, чтобы под регулярным движением Солнца по своду небесному разуметь неспешную езду бога Гелиоса на своей крылатой колеснице или безмятежное плавание Ра на ладье вечности по водам небесного Нила. Его разум «просыпается» и требует ответов доказательных и обоснованных, концептуализируемых и постигаемых исключительно умом, а не только или не столько воображаемым чувством религиозно-мифического нарратива, поскольку философия начинается с вопроса: почему вообще существует нечто, а не наоборот, ничто?

Читайте также

И ответить на этот вопрос можно, только создавая адекватные мысленные концепты, ибо в философии, как скажет уже современный замечательный философ Жиль Делез, нет ничего кроме «создания концептов». Философия — это создание концептов, при помощи которых постигается и созидается узнаваемый (или неузнаваемый) мир, и началась она, по крайней мере применительно к европейской цивилизации, примерно в 6 в. до н. э. в Древней Греции, а если быть более точным, то в Ионии — узкой прибрежной полосе западного побережья нынешней Турции в районе Эгейского моря.

Ионийские «физики», или Милетская школа

Фалес

Традиционно считается, что античный философский дискурс «стартует» в начале 6 в. до н. э. в городе Милет, и связан этот старт с именем Фалеса. Фалеса причисляют к «физикам» потому, что физики — это те, кто исследует природу, которая по-древнегречески называлась фюсис (φύσις) . А под природой тогда понималось всё то, что имело рождение или возникновение, ибо слово «фюсис» происходит от глагола φύω — «порождать», «рождаться», что явствует и из русского слова «природа». И поскольку, как считалось, рождено всё, кроме богов, то вот это всё, то есть природа, и исследовалось. Однако суть самого этого исследования существенно отличалась от того, что под физикой понимают современные люди — люди эпохи телескопа «Хаббл» и адронного коллайдера. Античная физика не знала ничего такого, что хотя бы отдаленно напоминало современный эксперимент, понятие и метод которого будет введено в науку только в XVII в. английским философом Фрэнсисом Бэконом.

Древнее исследование фюсиса было сугубо умозрительным, то есть это был, если угодно, мысленный эксперимент, в основе которого поначалу лежал только один концепт — концепт Начала, или, как говорили греки, — архэ (ἀρχή) . И вот под таким началом Фалес разумел воду.

Почему именно вода? Ну, оглядимся по сторонам. Мы все видим, сколь значима вода в жизни как отдельного живого существа, так и всей Земли в целом, состоящей по большей части из воды. В жидкости рождается человеческий плод, без воды вянут растения, начинается засуха, ведущая к голоду, и т. д. и т. п. И вот тут-то и совершается чудо философской рефлексии — чувственно наблюдаемое явление абстрагируется от своего материального воплощения и возводится до уровня всеобщего мысленного концепта, охватывающего всю совокупность возможных материальных событий. Ибо что же значит фалесова вода, как не тот всеобщий принцип бытия, из которого всё возникает и в который всё обратно возвращается, осуществляя круговорот воды в природе?

Вода, сгущаясь и разрежаясь, порождает из себя остальные элементы — воздух, землю и огонь. Вдобавок к этому Фалес верил, что земля, будучи плоской как доска, плавает по воде — уже реальной, не мысленной, — что, если принять во внимание теорию континентального дрейфа, не кажется столь уж неразумым. Верил он и в то, что всё вокруг одушевлено (и доказывал это на примере действия магнита), а душу полагал бессмертной, приговаривая также: «Всё полно богов». Последний тезис разбивает современный примитивный позитивистский миф о том, что, дескать, философское мышление сменило религиозное.

Философия ничего не сменяла, это было и есть, если угодно, мышление параллельное, мышление по преимуществу «иное».

Был Фалес убежден и в том, что между жизнью и смертью нет никакой разницы, и когда его спросили: «Что же ты, Фалес, не помрешь?», он ответил: «Именно поэтому». Помимо этих достижений, обращал внимание Фалес и на звезды, предсказав солнечное затмение 585 года до н. э. и предположив, что происходит оно от того, что солнечный диск покрывается Луной. Будучи уверенным, что звезды состоят из раскаленной земли, Фалес так любил их и был таким большим любителем созерцания, что Платон в диалоге «Теэтет» (174а) сохранил для нас следующий анекдот из его жизни:

«Наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех: он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает».

Но грек не был бы греком, если бы не восстановил недостаток вовлеченности в житейские дрязги другим случаем, сообщенным нам Аристотелем в его «Политике» (1259а):

«Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой — благо у него было немного денег — раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость».

К этому следует добавить достижения в геометрии: Фалес был первым, кто доказал, что диаметр делит круг пополам и что два треугольника являются равными в случае, если одна сторона и два угла одного треугольника равны одной стороне и двум углам другого.

Диоген Лаэртский сохранил для нас следующие высказывания Фалеса:

Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего — мир, ибо он творение бога.
Больше всего — пространство, ибо оно объемлет всё.
Быстрее всего — ум, ибо он обегает всё.
Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем.
Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё.

Вот сколько всего замечательного для философии, которая тогда не отличалась от науки, сделал Фалес Милетский. Когда он умер от теплового удара примерно в возрасте 80 лет, на могиле его была выбита следующая эпитафия:

Эта гробница мала, но слава над ней необъятна:
В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес.

Анаксимандр

К следующему поколению знаменитых милетских физиков принадлежал Анаксимандр — ученик Фалеса. Анаксимандр известен нам как автор первого научного прозаического сочинения под названием «О Природе» (Περὶ Φύσεως). В дальнейшем только ленивый греческий философ не напишет сочинения — в прозе или в стихах — с таким же названием, и эта традиция просуществует добрых двести лет, угаснув лишь ко времени Платона, когда ракурс философии вообще изменится кардинальным образом.

Анаксимандр отказался признать в качестве архэ какую-либо материальную субстанцию, но провозгласил началом так называемое Беспредельное, или апейрон (ἄπειρον) . С чем связан отход от материальных стихий, сказать довольно сложно. Также сложно точно сказать, как следует понимать этот апейрон — является ли он материей, которая просто не может быть качественно и количественно определена, то есть некая аморфная материя как возможность всего, либо апейрон вообще не имеет материальной составляющей, но всецело умозрителен.

Скорее всего, апейрон, помимо того, что это философский концепт, имеет также некоторое материальное соответствие в реальности, будучи всеобъемлющим и всепроникающим и уподобляясь в этом божеству.

При этом Аристотель, говоря об апейроне Анаксимандра в своих физических сочинениях («Физика», «О небе»), видит в нем некое подобие бесконечного тела. Должно быть апейрон был введен Анаксимандром по причине того, что размышления о воде как начале всё же наталкивались на некоторую ограниченность: очевидно ведь, что вода, образуясь через конденсацию, сама имеет начало, равно как при нагревании она испаряется, то есть имеет конец, следовательно, ее сложно назвать подлинным началом, которое в идеале не должно ни возникать, ни гибнуть.

Важно также отметить, что Анаксимандр, в отличие от Фалеса, не просто задается вопросом из чего всё возникает, но также почему это происходит, что является причиной того, что в первоначале — каким бы оно ни было — возникает какое-то брожение и рождается мир или множество миров (верил он и в такое). Это он и попытался объяснить в единственном сохранившемся фрагменте, который наиболее точно передан нам философом Симпликием, жившим уже в 6 в. н. э.:

«А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени».

Из этого фрагмента можно выделить следующие важные положения:

— Возникновение единичного космоса или вещи мыслится как несправедливость или некое нарушение исходной целостности.

— Бытие, которое в результате возникновения приобретает единичная вещь, как бы берется «в долг».

— Расплатой за этот несправедливый заем является неизбежная гибель, или смерть.

— Высшим судьей в этой тяжбе выступает время.

Таким образом, можно сделать вывод, что Анаксимандр вообще мыслил единичный мир и всё существующее в нем как некую роковую ошибку, как то, чего в идеале быть не должно.

Экзистенциальный пессимизм Анаксимандра подразумевает, что в мире действует некая борьба противоположностей — как на уровне единичных вещей, так и на уровне материальных стихий, которые, выделяясь из исходной целостности апейрона, сталкиваясь и расходясь, приобретают свою качественную — временную — определенность.

Верил Анаксимандр и в то, что Земля, будучи цилиндрической по форме, покоится в центре космоса за счет равновесия сил притяжения и отталкивания. А вот что сообщает Плутарх («Застольные беседы») об антропогенезе согласно Анаксимандру:

«Люди первоначально зародились внутри рыб; были вскормлены подобно акулам и только после того, как оказались в состоянии прийти на помощь самим себе, вышли наружу и достигли земли».

Если учесть, что жизнь на земле вышла из воды, то вариации Анаксимандра не так уж далеки от современной акватической теории. Также Анаксимандр был первым, кто построил гномон, то есть солнечные часы. А как-то раз Анаксимандр решил попеть песни, а дети — такие же сорванцы что в древности, что сейчас — стали над ним смеяться, и тогда он сказал: «Что ж, ради детей придется мне научиться петь получше». Таков был этот своеобразный человек, Анаксимандр из Милета.

Анаксимен

Завершается обзор милетской философской школы традиционно Анаксименом, учеником и другом Анаксимандра, который полагал, что начало хоть и беспредельно, то есть что это апейрон, но качественно определенно, и поэтому является воздухом. Наблюдая за воздухом, Анаксимен заметил, что, помимо того, что он вездесущ и жизненно важен, разрежаясь, он становится огнем, а конденсируясь — сначала ветром, потом тучей и далее — водой. Вода, сгущаясь, превращается в землю, которая, согласно той же логике сгущения, становится камнями и т. д.

Движение, согласно которому и происходят все эти сгущения и разрежения, существует вечно.

Земля как небесное тело, будучи плоским, «плавает» по воздуху (досл. «оседлала воздух») и возникла из него путем «комканья». От Земли родились Луна и Солнце, которое является столь горячим потому, что очень быстро движется. Остальные светила появились из испарины, возносящейся от Земли и, благодаря разряжению, превращающейся в огонь, который в свою очередь скручивается и получает шарообразную форму. Звезды же прибиты к стеклянному небесному своду наподобие гвоздей. Ну и понятное дело, что боги — куда же без них — хоть и нерожденны, но тоже появились из воздуха, и именно поэтому они могут с легкостью преодолевать огромные расстояния, будучи невидимы для людских очей.

Источник

Оцените статью