Охлаждающая вода для судовых дизелей

Охлаждающая вода для судовых дизелей

Системы пресной воды делятся на три основные подсистемы охлаждения: цилиндров, крышек и ТК; поршней и форсунок.

Система охлаждения цилиндров, крышек и ТК может быть трех испол­нений:

— охлаждение осуществляется на ходу судна главным насосом, на стоянке — стояночным; перед пуском главного двигателя прогревается водой от дизель-генератора;

— главного двигателя и дизель-генератора имеют раздельные системы, причем каждый дизель-генератора снабжен авто­номным насосом и общим для всех дизелей охладителем;

— каждый из дизелей оборудован автономной системой охлаждения.

Наиболее рационален первый вариант системы, где высокая эксплуатацион­ная надежность и живучесть обеспечиваются минимальным числом насосов, охладителей, трубопроводов и арматуры. В состав систем входят: два главных насоса пресной воды (основной, резервный), один стояночный (портовый), один- два охладителя, терморегуляторы (регулирование перепуском пресной воды), расширительные цистерны, деаэраторы, трубопроводы, арматура и КИП, вакуум­ные опреснительные установки.

Систему охлаждения поршней пресной водой применяют фирмы MAN и «Зульцер». Система включает два насоса (основной и резервный), один-два ох­ладителя, терморегуляторы, фильтрационную и сливную цистерны, трубопро­воды, арматуру и КИП. Удельное количество воды в системе охлаждения порш­ней составляет 12—14 л/(кВт·ч), температура воды на выходе из поршней равна 55—60°С, а разность температур 8—12 °С.

Систему охлаждения форсунок пресной водой устанавливают на малооборотный дизель фирм «Зульцер» и MAN, а также среднеоборотного дизеля «Пилстик» и «Зульцер». В систему входят два насоса (основной и резервный), один охладитель, расширительная цистерна (у двигателей «Зульцер» со змеевиком охлаждения), фильтры, регуляторы тем­пературы, трубопроводы, арматура, КИП.

Схема системы охлаждения пресной водой энергетических установок с двумя среднеоборотного дизеля современного ролкера показана на рис. 7.11. Охлаждение форсунок главного двигателя осуществляется прес­ной водой при помощи специальной системы (рис. 7.12).

Источник

Охлаждающая вода для судовых дизелей

Главное меню

Судовые двигатели

Охлаждающая вода, так же как топливо и масло, требует обработки и наблюдения, в противном случае на внутренних поверхностях системы охлаждения появляются коррозия, эрозия, кавитация и внутренние отложения, приводящие к увеличению термического сопротивления теплообмену. Качество воды оценивается следующими харак­теристиками.

Общая жесткость — суммарное количество ионов кальция и магния (мг-экв/л), определяется титрованием воды раствором трилона Б в присутствии индикатора (хрома темно-синего). Общая жесткость должна быть 1,5—3,0 кг-экв/л, содержание хлоридов — не более 100 мг/л (солесодержание «стандартной» морс­кой воды — 35 г/л); 1 мг-экв/л = 2,804° dН (немецких градусов солесодержания). Жесткость воды увеличивается на 1° dН, если на 1000 л воды добавить: 40 г сульфата магния (MgSO 4 ), 40 г нитрата кальция Са(NН 3 ) 2 и 30 г сульфата кальция — гипса (СаSO 4 ). Общая жесткость охлаждающей воды должна состав­лять не более 10° dН (1 мг/л СаСO 3 эквивалентен 0,02 мг-экв/л или 0,056° dН).

Рекомендуется применять дистиллят (например, из опреснителя) или пол­ностью обессоленную воду. Эти воды не содержат извести и соли, не вызывают отложения, но они более коррозионно-активны чем нормальная жесткая вода, так как на стенках не может образоваться тонкий известковый слой, обеспечи­вающий антикоррозионную защиту. В связи с этим водяные дистилляты следует подготовлять особо тщательно.

Водородный показатель (pH) характеризует концентрацию водородных ионов и является также показателем агрессивности воды. Его определяют индикатор­ной бумагой, рН-метрами, жидким индикатором или электронным измеритель­ным прибором.

Водородный показатель для воды должен составлять 6,5—8 при 20 °С. Зна­чение 7 является нейтральным между кислым и щелочным состоянием воды. Если водородный показатель лежит ниже указанного значения, то его можно повы­сить прибавлением нитрата натрия NаNO 3 или едкого натрия NаОН. Водород­ный показатель приготовленной охлаждающей воды должен находиться в диапа­зоне 7,5—8,5. Химикаты предварительно растворяются в воде, а затем посте­пенно примешиваются в уравнительной цистерне при работающем дизеле. Обычно очень мягкая вода имеет повышенное содержание угольной кислоты, которая уменьшает водородный показатель. При нагревании воды выше 80 °С угольная кислота выделяется, что повышает водородный показатель.

Содержание хлоридов контролируется следующим образом: хорошо пере­мешать в стеклянном сосуде 350 см 8 воды с 10 см 2 10 %-ного раствора нитрата серебра АgNО 3 и прибавить 5—8 капель 5 %-ного раствора хромата калия К 2 СrO 4 . Если появится покраснение, содержание хлорида составляет менее 100 мг/л. При слишком высоком содержании хлоридов прибавить хлоридо-сбедненную воду (дистиллированную воду, конденсат), пока не появится покраснение. После этого опять проверить жесткость воды и ее водородный показатель. Содержание хлоридов должно быть не более 100 мг/л (для среднеоборотного дизеля не более 50 мг/л).

Антикоррозионные присадки. Концентрация антикоррозионных присадок устанавливается до 0,5—1 % объема воды в малооборотный дизель. При первом заполнении но­вого дизеля концентрация немного выше (1,5—2 % объема), что обеспечивает образование на стенках полостей достаточной защитной масляной пленки. При первом заполнении и после каждой смены жидкости необходимо проверить кон­центрацию через несколько часов после ввода дизеля в эксплуатацию, так как эмульсия может истощиться образованием на стенках охлаждающих поверхно­стей масляной пленки.

Антикоррозионные присадки следует добавлять не в чистом виде, а в виде концентрированной эмульсии: 1 л масла на 3—5 л воды. Концентрированная эмульсия вводится в систему охлаждения, где обеспечивается хорошее переме­шивание ее с водой, например, через воздушный кран на всасывающей полости насоса.

Стойкость эмульсии зависит от жесткости воды. В слишком жесткой воде масло быстро выделяется из эмульсии и его защитное действие снижается. Наибо­лее стойкая эмульсия получается, если жесткость находится в пределах 8—29 мг СаСО 3 на 1 л воды; при жесткости 29—57 мг рекомендуется смягчать воду, а при жесткости свыше 57 мг смягчение воды обязательно. Чрезмерно мягкая вода (меньше 8 мг СаСО 3 на 1 л воды) способствует вспениванию.

Одной из причин появления термоусталостных трещин в крышках цилиндров и перемычках между клапанами являются отложения на поверхностях охлажде­ния солей компонентов масляных присадок. Они ухудшают отвод теплоты от поверхности металла в охлаждающую среду, в результате чего температура в указанных местах повышается на 50—70 °С и более по сравнению с температу­рой в начальный период работы дизеля.

Присадки на органической основе создают на охлаждаемых поверхностях адсорбционную пленку, защищающую металл от коррозионно-эрозионных раз­рушений, Присадки на масляной основе «Шелл Дромус» и ВНИИНП-117/Д при хонцентрации 1 % и более образуют пленку, толщина которой в течение 500— 1000 и работы дизеля может достигать 0,3—0,5 мм. В ней под действием высокой температуры (выше 170 °С) и в результате каталитического действия металли­ческой поверхности развиваются деструктивные процессы с образованием про­дуктов уплотнения, способствующих возникновению перегревов дизелей, что может привести к отказу или аварии дизеля.

Оценку термостойкости эмульсионных присадок осуществляют методом тер­мографометрического анализа на дериватографе системы «Паулик-Эрдей» (ВНР). Для испытаний отбирается 0,10—0,12 кг присадки и помещается в платиновый тигель с крышкой; затем присадка нагревается со скоростью 10 °С/мин до 500 °С. Время экспозиции 50 мин. В процессе анализа газообразные продукты разло­жения отсасываются. На рис. 7.24 показаны дериватограммы испытанных при­садок ВНИИНП-117/Д, «Шелл Донакс», «Шелл Дромус», Н1, «Ароста», «Эмакс-1». Термостойкость оценивается по температуре, соответствующей максимальной скорости разложения на кривой В путем проектирования ее вершины на кривую Т.

Наибольшую температуру разложения имеет присадка «Эмакс-1» (380 °С), а наи­меньшую — «Ароста» (220 °С).

Защитная масляная пленка при разрушении вновь не растворяется в воде, а накапливается на поверхности воды в расширительной цистерне. Причинами разрушения пленки могут быть: добавление в систему слишком жесткой воды, наличие тонкой пленки накипи или шлама на поверхности охлаждения до при­менения масла, естественное разрушение пленки из-за давности ее образования. При высокой концентрации эмульсии масло может скапливаться в расшири­тельной цистерне, но это не свидетельствует о разрушении пленки.

Для проверки концентрации антикоррозионной присадки необходимы опре­делитель эмульсии, небольшой сосуд для взятия пробы воды (рис. 7.25) и кон­центрированная соляная кислота.

Пробу охлаждаю­щей воды берут только из хорошо протекаемого тру­бопровода после небольшого продувания (нельзя брать пробу из уравнительного бака). Порядок проведения анализа следующий:

— влить воду (100 см 3 ) через ватный тампон в определитель эмульсии;

— долить концентрированную соляную кислоту до отметки В;

— закрыть определитель эмульсии стеклянной пробкой и хорошо взболтать (подогрев в теплой воде ускоряет отделение воды от масла);

— поставить определитель эмульсии и, если раз­деленные жидкости становятся ясными, определить по шкале объемную долю масла в процентах;

— содержание определителя эмульсии вылить, хорошо промыть его и просушить.

Частое дополнение антикоррозионной присадки, большое количество выделенного в уравнительном баке масла и малая стабильность эмульсии являются сигналом необходимой очистки циркуляционной си­стемы охлаждения.

Защитное действие химических присадок в охлаждающей воде обеспечивается только в случае, если их концентрация поддерживается точно в соот­ветствии с инструкциями изготовителя. При откло­нениях (выше или ниже) может появиться усилен­ная коррозия омываемых водой деталей. Это требует проверки концентрации в указанные заводами про­межутки времени с учетом соответствующих ин­струкций.

На судовых дизелях широко применяют следующие масляные присадки к пресной воде систем охлаждения (в скобках фирма-изготовитель): «Энергол СВ4» (вспомогательного дизеля), «Солюблойл Ц» («Ексако»), «Дикул-1» («Кастрол»), «Кутвел-40» («Эссо»), «Гульфакт-51А» («Гулф»), «Сольфак-2», «Сольфак-1535», «Мобил дизел гидротон» (соль хромовой кислоты) («Мобил Ойл»), «Шелл Дромус», «Шелл До-накс» («Шелл»), «Нораст» (СЕКА СА), «Ароста» («Визура»). Из отечественных присадок можно назвать: ИНК-8, ВНИИНП-117, хроматную, хроматно-нитритную. В последнее время появились новые присадки, такие как Н1 (ПНР), оте­чественные ВНИИНП-117/Д и «Экстрол».

Зарубежные фирмы предлагают 1—2 %-ные концентрации присадок с ви­зуальным контролем их содержания. Проверка концентрации в лабораторных условиях производится методом разложения концентрированной серной кислотой.

В случае отсутствия присадок черные металлы, входящие в систему охлаж­дения, интенсивно корродируют даже при охлаждении чистым конденсатом (или дистиллятом). При использовании присадок продукты коррозии вымываются (тем интенсивнее, чем выше концентрации присадки) и забивают (зашламляют) охладители. Повышенная концентрация присадки приводит к отложениям на горячих поверхностях крышек и втулок цилиндров, местным перегревам и термо­
усталостным трещинам. Отсюда вытекает необходимость промывки системы

охлаждения дизельной установки рабочей эмульсией со сливом через 25—50 ч работы. Начальная концентрация присадки в системе охлаждения среднеоборотного дизеля не долж­на превышать 0,20—0,25 %, а конечная концентрация может достигать 0,02 %.

Источник

Статьи:

АНАЛИЗ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ВОДЫ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

Исходя из практики эксплуатации судовых двигателей различных типов и модификаций следует вполне закономерный результат, что если на судне не уделяется должного внимания подготовке охлаждающей воды ГД и ВДГ и уходу за системой охлаждения, то значительно увеличивается количество выходов из строя деталей цилиндро-поршневой группы из-за их коррозионного и эрозионного разрушения, а также из-за разрушений, вызванных повышением термической напряженности, связанной с нарушением нормального процесса теплопередачи от нагретых поверхностей к воде.

Для предотвращения возникновения указанных дефектов, охлаждающую воду подвергают соответствующей обработке и контролю в процессе эксплуатации судовой энергетической установки.

Анализ воды из систем охлаждения дизелей должен проводиться на судне — 1 раз в неделю. Дата и результаты анализа охлаждающей воды фиксируются в машинном журнале, на базе которых строятся кривые тренда, показывающие изменение качества воды с течением времени и необходимость ее последующей обработки.

Правилам Морского Регистра анализ охлаждающей воды судовых дизелей в береговой испытательной лаборатории, признанной Морским Регистром РФ, проводится 1 раз в квартал для определения соответствия требованиям качества воды, установленным нормативными документами для конкретного судового двигателя.

Качество воды, применяемой в системах охлаждения дизелей, характеризуют следующие показатели: общее солесодержание, жесткость, содержание хлоридов, растворенных газов, органических веществ и механических примесей (взвешенных частиц). К числу критериев качества охлаждающей воды относятся также щелочность и водородный показатель.

Общее солесодержание определяется суммарным содержанием всех растворенных в воде минеральных веществ и измеряется в миллиграммах на литр. В зависимости от общего солесодержания вода может быть высокоминерализованной (морская, океанская) и со средней и малой минерализацией (пресная, речная). Чем выше общее солесодержание, тем больше опасность коррозионного воздействия воды на металлы.

Жесткость воды определяется содержанием в ней растворенных солей кальция и магния и измеряется в миллиграмм-эквивалентах на литр. Жесткость в 1 мг-экв/л соответствует содержанию 20,0 мг/л кальция или 12,2 мг/л магния. Соли кальция и магния являются веществами, непосредственно образующими накипь на поверхностях охлаждения дизелей.

Общая жесткость воды равна сумме карбонатной и некарбонатной жесткостей и при заливке воды в систему охлаждения должна находиться в пределах 1,5—3,0 мг-экв/л. Если в воду добавляют антикоррозионное масло, то применение более мягкой воды способствует коррозии металла и образованию пены; более жесткая вода вызывает разрушение масляной эмульсии с выделением слизистых известковых мыл, загрязняющих стенки полостей охлаждения. Карбонатная жесткость — главная причина образования накипи.

Хлориды (хлористые соли) являются одной из составляющих частей общего солесодержания. Их содержание измеряют в миллиграммах хлор-иона, растворенного в 1 л воды. Эти соли наиболее активно вызывают коррозию, усиливают процесс ографичиванпя чугуна, разрушают защитные пленки, образовавшиеся на металлических поверхностях под действием ингибиторов (замедлителей) коррозии. Содержание хлоридов позволяет оценить агрессивные свойства воды; оно не должно превышать 200 мг/л.

Щелочность (щелочное число) характеризует наличие в воде соединений гидроокиси натрия, фосфата натрия и карбоната натрия. Численно щелочность воды равна такой концентрации в ней едкого натра (мг/л), которая необходима для нейтрализации этой воды.

Если щелочность воды нулевая, в ней может появиться кислотность, которая способствует коррозии металла и разрушению защитной пленки, образуемой присадкой антикоррозионного масла. В этой связи, предпочтительнее, чтобы вода обладала слабощелочной реакцией.

Обработка воды в судовых условиях включает следующие операции:

  • дистилляцию воды (полное обессоливание);
  • кипячение воды для выделения осадка солей карбонатной жесткости, которые затем удаляются в процессе отстаивания или фильтрации;
  • химическую обработку воды щелочами и фосфатами для выделения осадка солей «жесткости» (кальция и магния).

Для повышения жесткости слишком мягкой пресной воды, используемой в системах охлаждения судовых дизельных установок, производится ее смешивание с более жесткой водой. После предварительной обработки воды к ней добавляют специальные присадки, обеспечивающие существенное снижение интенсивности процесса кавитационно-коррозионного разрушения металла в полостях охлаждения деталей дизеля и препятствующие образованию накипи.

По составу и характеру действия различают эмульсионные и химические присадки. В качестве эмульсионных присадок применяют специальные антикоррозионные масла, которые при введении в воду образуют устойчивую эмульсию, создающую на охлаждаемых поверхностях деталей тончайшую пленку, не препятствующую теплообмену, но предотвращающую разрушение металла и отложение твердой накипи.

Содержание масла в охлаждающей воде проверяют выделением его из пробы воды путем добавления к 100 мл воды 30 мл концентрированной соляной кислоты с последующим отстаиванием. Масса масла (в миллиграммах), выделяющегося на поверхности жидкости, будет соответствовать его массовому содержанию в воде. Контрольные анализы производят 1 раз в неделю, фиксируя их результаты в технической документации.

При использовании химических присадок на поверхности охлаждаемых деталей образуются тонкие и прочные оксидные пленки, защищающие металл от коррозии. В качестве такой присадки на судах используют бихромат калия или натрия (К2Сг20, или Na2Cra07-2Н20), называемый хромпиком. Последний предварительно растворяют в 15—20-кратном количестве воды. В систему охлаждения его вводят из расчета 10—11 г на 1 л охлаждающей воды, В процессе эксплуатации судовых дизелей следует контролировать концентрацию присадки в воде, которая уменьшается в результате периодического добавления в систему охлаждения свежей воды. При снижении концентрации присадки в воде ее добавляют из расчета

где G— количество хромпика, которое необходимо добавить в охлаждающую воду, кг; V— объем воды в системе охлаждения, л; kx— концентрация хромпика в воде по данным анализа, %.

Перечень показателей качества охлаждающей воды судовых дизелей, подлежащих анализу в испытательной лаборатории:

Вода Определяемые показатели
Жесткость
мг-экв/л
Щелочность
мг-экв/л
Хлориды
Мг/л
Фосфатное число
мг/л
Нитратное число
мг/л
Кислород
мг/л
Солесодер-
жание

мг/л
Масло (нефте-продукты)
мг/л
Присадка
%
Охлаждающая + + + +

Создание, продвижение сайта — «Arokh Studio» ©2008—2021

Источник

Читайте также:  Ребенок много пьет воду что за признак
Оцените статью