Окропление святой водой людей

Православная Жизнь

Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Чтобы ответить на данный вопрос, сначала следует определиться: а для чего вообще нужна святая вода? Известный православный богослов прошлого века протопресвитер Александр Шмеман однажды заметил: «В Церкви происходит освящение воды для того, чтобы последняя стала тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели – обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним».

Таким образом, предназначение святой воды заключается, прежде всего, в нашем освящении. Бог освящает естество этого мира – воду, хлеб, вино – чтобы посредством такого освященного естества освятился и сам человек. Святой Симеон Солунский пишет: «Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать ее, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу».

В молитве на освящение воды мы просим Бога: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену, да вси почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну. Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».

Читайте также:  Повышенный коэффициент за воду почему

Следовательно, освящение, подаваемое нам посредством святой воды, происходит не только через употребление ее вовнутрь, но и через «прикасание» к ней и «помазание» ею. Именно поэтому священник, освящая воду, вместе с тем окропляет святой водой и людей, так как через окропление также подается человеку всесильная благодать Божия.

В то же время мы должны помнить и о том, что сама по себе святая вода нас никогда не освятит, если мы не будем иметь необходимого духовного настроя. Так, святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских.

Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан без добродетелей». Таким образом, если мы действительно хотим получить пользу – прежде всего, духовную – от святой воды, то должны искренне верить в Бога, в Его спасительную благодать и стараться жить по Его Божественным заповедям.

Источник

О святой воде

Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Источник

Азы Православия. О святой воде

Освящение воды в Сретенском монастыре

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Святейший Патриарх Алексий кропит святой водой место закладки храма в Бутово. Фото: Православие.Ru

«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Источник

Зачем священник окропляет людей святой водой?

С первого мгновения присоединения к православной Церкви и до последнего вдоха, верующего человека сопровождает великая святыня – святая вода. По-гречески она называется «агиасма».

Святая вода рядом всю жизнь

В момент Крещения человек окунается в нее, смывая с себя все духовную нечистоту, обновляясь и возрождаясь к новой жизни во Христе. Затем, на протяжении жизни, по возможности — ежедневно – принимает ее, прося у Господа отпущения грехов, душевного и телесного здоровья, светлого ума, силы, чтобы бороться с искушениями и пороками.

Святой водой окропляют жилища, иконы, утварь, чтобы освятить их и очистить, чтобы защитить от влияния злых сил. В дни печалей и болезней святую воду пьют, надеясь на ее целительное действие.

Во время праздников и богослужений священник кропит святую воду на верующих, вызывая у них восторг и благоволение. Для чего же он это делает?

Для чего людей окропляют освященной водой?

Главное предназначение агиасмы – в освящении человека, то есть в очищении его от грехов и приближении к недостижимому идеалу, к Богу. Если при употреблении простой воды мы утоляем телесную жажду, то в тот момент, когда мы пьем святую воду, мы орошаем свою душу.

Об этом писал Святой Симеон Солунский:

Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать ее, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу.

Освящение, которое возможно с помощью святой воды, происходит не только тогда, когда пьют, но и тогда, когда к ней прикасаются, омываются и помазываются. Для этого священник и окропляет людей, чтобы передать им Божью Благодать.

Ведь недаром во время освящения воды читается молитва о том, чтобы Господь снизошел к грешным людям и силой Святого Духа освятил воду. Господа просят о том, чтобы он придал ей свойства очищать от грехов, изгонять нечистые силы и давать людям неприступность в борьбе с демонами.

Но следует помнить, что без духовного настроя и глубокой веры вода не окажет своего освящающего действия. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что Божья Благодать, которую мы получаем через святыни, в том числе – святую воду, и, даже, Святое Причастие, имеет силу только для тех, кто достоин ее получить. К достойным относятся не только Святые, но и грешные люди, которые идут к покаянию, смирению, служению ближним. Те, кто старается жить по Божьим Заповедям, тот и почувствует на себе Благодать, которую Господь соблаговолил дать нам посредством святой воды.

Если человек не желает проявить христианские добродетели, потрудиться для ближнего, то никакая освященная вода и другая святыня ему не поможет. Ведь святыни — это не талисманы, не волшебные артефакты, которые, по мнению фантастов, должны одним своим присутствием оказывать какое-то непреложное действие.

Нет — Господь не позволяет человеку, который не желает сделать выбор в пользу добра, против его желания сделаться чистым и добродетельным. Каждый человек обладает своей волей, поэтому те, кто хотел бы получить духовную пользу от святой воды, должны понимать, что она дается во Имя Господа и по Его воле. А, значит, нужно искренне верить в Божью Благодать и жить по Его заповедям. Тогда каждая капля святой воды, окропившая верующего, будет приближать его к спасительной Благодати.

Святые отцы Церкви о святой воде

Православные святые отводили святой воде особое место:

  • Святитель Дмитрий Херсонский писал, что она имеет в себе силы для освящения души и тела всех, кто пользуется ею.
  • Серафим Саровский после того, как принимал исповедь паломников, приходивших к нему, давал им испить святой крещенской воды.
  • Амвросий Оптинский как-то послал смертельно больному бутылку святой воды и, к удивлению врачей, болезнь оставила его.
  • Серафим Вырицкий советовал всем окроплять святой крещенской водой продукты, говоря, что она сама все освящает. А тех, кто тяжко болен, по его благословлению, каждый час поили ложкой святой воды.

Святая вода должна быть в каждом доме, особенно Богоявленская вода. Вместе с покаянием и молитвой она спасет каждого, кто верит в Бога и стремится к нему всем сердцем.

Источник

Оцените статью