Проектная работа «Вода удивительная и удивляющая»
проект по окружающему миру (1 класс) на тему
Вода -наиболее доступное и распространённое вещество. Водой мы пользуемся каждый день. Я просто не представляю, что было бы, если бы её не стало. Всем известно, что вода текуча, прозрачна, не имеет вкуса, запаха и формы, растворяет другие вещества. Но все ли эти свойства, которыми обладает вода? Изучим некоторые свойства воды. проделав опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание опытов | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Глава 1. Роль воды в природе…………………………………………………………2
2. Глава 2. Как устроена вода ……………………………………………………. 2
3. Глава 3. Исследовательская часть …………………………………………………. 3-4
Список используемой литературы………………………………………. 5
Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Водой мы пользуемся каждый день. Я просто не представляю, что было бы, если бы ее вдруг не стало. Всем известно, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, она текуча, не имеет формы, растворяет другие вещества. Но все ли это свойства, которыми обладает простая вода? Изучим некоторые свойства воды, проделав простые опыты.
- Выяснить, может ли существовать жизнь на земле без воды;
- Определить какими свойствами она обладает.
- Изучить значение воды в жизни живых организмов;
- Изучить строение воды;
- Провести опыты и изучить свойства воды.
Гипотеза: предположим, что вода обладает уникальными свойствами
- изучение литературы;
- наблюдение;
- эксперимент;
- практические методы.
Глава 1. Роль воды в природе.
Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает 3\4 поверхности земного шара. (Приложение 1) Это – одно из самых удивительных веществ в природе. Известно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря существованию воды. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Трудно вспомнить, где она не применяется.
В медицине – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.
В сельском хозяйстве – применяется для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы.
В быту вода – средство гигиены. Ею моют, стирают, используют в приготовлении пищи.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вспомни, как много сока в плодах — арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворёнными в ней различными веществами. Наш организм примерно на 70% состоит из воды .
Кроме того, вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных, рыб, растений.
Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.
(Приложение рисунок 2)
Вода — это чудо природы, без которого не смогло бы выжить ни одно живое существо на нашей планете.
Глава 2. Как устроена вода.
Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного — кислорода, которые соединены между собой. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета, запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом, снегом или инеем, а в газообразном — водяным паром.
Для изучения расположения молекул воды в различных состояниях мы из пластилина слепим «молекулу воды». Синий шарик — это атом кислорода, а 2 красных шарика – это 2 атома водорода. (Приложение 3). Вода находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. (Приложение 4)
Глава 3. Исследовательская часть
Опыт №1 «Теплая — холодная вода»
— 2 стакана с холодной водой;
— 2 стакана с теплой водой;
— 2 небольших листа картона;
— краски и кисточка.
Возьмем два стакана с холодной и два стакана с теплой водой. Холодную воду подкрасим желтой краской, а теплую — черной. Возьмем стакан с черной теплой водой накроем его листом картона и аккуратно перевернем на стакан с желтой холодной водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода осталась в стаканах как и была. Теперь возьмем лист картона и накроем им стакан с желтой холодной водой и перевернем его на стакан с черной теплей водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода начала смешиваться. (Приложение 5)
Вывод: теплая вода, как менее плотная, поднимается вверх, а холодная вода опускается вниз. Пример тому вода в реке. Сверху она теплая, а снизу холодная.
Опыт №2 « Разноцветная капуста»
— листочек пекинской капусты;
В стаканы нальем воды, подкрасим гуашью. В подкрашенную воду поставим листочек пекинской капусты, оставим на час в теплое место.
Через час мы заметили, что цветная вода движется по стеблю, окрашивая его. (Приложение 6)
Это происходит потому, что в растениях есть мелкие трубочки, через которые вода поднимается к листьям. Такое явление называется капиллярностью. Таким образом, растения впитывают воду с помощью корней воду из почвы.
Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно.
Опыт № 3 Можно ли воду налить «с горочкой»?
— 1 стакан с водой;
Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки ребром по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана, образуя сверху невидимую пленку, благодаря которой вода не выливается наружу.
Вывод : вода имеет силу поверхностного натяжения. (Приложение рисунок 7)
Опыт №4 «Водонепроницаемая ткань»
Мы наполнили стакан водой, намочили марлю, накрыли ею стакан и хорошо натянули. Быстрым движением мы опрокинули стакан, и оказалось, что вода не выливается из стакана.
Даже после того, как мы проткнули марлю зубочистками. Если механически нарушить поверхность, (например, щёлкнуть по ткани или наклонить стакан), то вода выльется из стакана. (Приложение 8)
Вывод: когда мы предварительно смочили марлю водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана. После этого опыта стало понятно, почему водомерки могут скользить по воде.
Изучив тему проекта, мы узнали, что вода составляет большую часть земного шара, что организм человека состоит из 70 % воды, человек не сможет прожить без воды более 2-3 дней, вода необходима для животных и растений. Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь.
Проделав опыты, мы изучили такие свойства воды, как:
Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.
Источник
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «УДИВИТЕЛЬНАЯ ВОДА» (2 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»
Выполнила: Верхатурцева Виктория
ученица 2 «В» класса
Руководители: Наймушина Т. А.
Название : «Удивительная вода»
Участники: Верхатурцева Виктория – ученица 2 «В» класса
Руководители: Наймушина Татьяна Анатольевна, Верхатурцева Анастасия Олеговна.
Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальный.
Продолжительность: краткосрочный (с 06.02.2017 – 12.02. 2017)
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан де Сент-Экзюпери
Вода — бесценный дар природы. Жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Люди издревне догадывались, что самое распространенное вещество на Земле – вода, не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Ученые обнаружили у неё свойства, которые они не могут объяснить. То есть их не должно быть. Но они есть. Это чудо или загадка?! Поэтому, я решила ее изучить.
Гипотеза: вода обладает удивительными свойствами.
Цель: выявить удивительные свойства воды.
Для её достижения необходимо решить следующие задачи:
изучить информацию о воде;
обобщить и сделать выводы.
Объект: вода и её различные состояния.
Предмет: свойства воды.
Методы: изучение литературы, экспериментирование, наблюдение; обобщение, вывод.
Мы изучили литературу по нашему проекту, и пришли к выводу: вода занимает 70% поверхности земного шара, человек на 80% состоит из воды. Вода содержится в морях, океанах, реках, озерах, ручейках.
Мы провели ряд опытов, проанализировали и сделали соответствующие выводы.
Где используется вода.
Опыт «Вода прозрачная»
Потребуется: два стакана: один с водой, другой — с молоком, ложка.
Взять два стакана: один с водой, другой — с молоком. В оба стакана положить ложку. В стакане с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.
Опыт «У воды нет вкуса»
Потребуется: 3 стакана с водой, сахар, соль.
В первый стакан добавить сахар, во второй – соль, в третий – ничего.
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт «У воды нет запаха»
Потребуется: 2 стакана с водой, нарезанная долька чеснока.
В один стакан с водой положить нарезанную дольку чеснока, в другой – ничего. Понюхать.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт «У воды нет цвета»
Потребуется: стакан воды, разноцветные полоски бумаги.
Сравнить цвет воды в стакане с цветными полосками бумаги.
Вывод: вода бесцветная.
Вывод: Вода прозрачная, у нее нет вкуса, у нее нет запаха, она бесцветная. Поэтому ее можно применять во всех сферах жизнедеятельности человека: в медицине, в сельском хозяйстве, в быту, кроме того вода хорошая дорога, «добывает» электрический ток (на гидроэлектростанциях), вода является средой обитания промысловых животных, рыб, растений
Как происходит «Круговорот воды в природе».
Опыт «Лед — твердая вода»
Потребуется: кубик льда, тарелка.
Положить кубик льда на тарелку. Постепенно кубик льда уменьшается и образуется вода.
Вывод: лед, снег — это тоже вода.
Опыт «Пар — это тоже вода»
Потребуется: чайник с кипятком, зеркало.
Открыть чайник с кипятком. Пойдет пар. Поместите над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды.
Вывод: пар — газообразная вода.
Опыт «Вода текучая»
Потребуется: 1 стакан воды и 1 пустой стакан.
Налить в пустой стакан воду.
Вывод: вода – это жидкость.
Вывод: Вода бывает в трех состояниях: твердая, жидкая, газообразная. Благодаря этим свойствам происходит «Круговорот воды в природе». Когда солнце нагревает поверхность водоёма, вода превращается в пар и поднимается высоко в воздух. Вверху, воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю летом в виде дождя, а зимой в виде снега.
Опыт «Вода нужна всем»
Потребуется: горох, 2 тарелочки.
Несколько горошин положить в тарелку с водой, несколько – в сухую и поставить на подоконник.
Вывод: горох, лежащий в воде, пророс, питательные вещества находящиеся внутри растворились в воде и дали семени силы для роста.
Как растения пьют воду.
Опыт «Волшебная радуга»
Потребуется: 1 стакан с водой; полоска из салфетки; фломастеры.
На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.
Опыт «Цветы на воде»
Потребуется: ножницы; цветная бумага; таз; вода.
Из бумаги вырезаем цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх. Помещаем цветы в емкость с водой.
Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки.
Произошло это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их, бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.
Опыт «Переливание воды без рук»
Потребуется: 2 стакана с водой, 1 стакан пустой, красная и синяя краска, 2 полоски ткани.
Закрасить воду в 2-х стаканах. Опустить один конец тряпочной полоски в стакан с водой, а другой в пустой стакан. Тоже самое сделать и с другим стаканом с водой.
Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.
Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.
Опыт «Теплая — холодная вода»
Потребуется: 2 стакана с холодной водой; 2 стакана с теплой водой; 2 небольших листа картона; краски и кисточка.
Возьмем два стакана с холодной и два стакана с теплой водой. Холодную воду покрасим желтой краской, а теплую — черной. Возьмем стакан с черной теплой водой накроем его листом картона и аккуратно перевернем на стакан с желтой холодной водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода осталась в стаканах как и была.
Теперь возьмем лист картона и накроем им стакан с желтой холодной водой и перевернем его на стакан с черной теплей водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода начала смешиваться.
Вывод: теплая вода поднимается вверх, а холодная вода опускается вниз. Пример тому вода в реке. Сверху она теплая, а снизу холодная.
Потребуется: спичка, лед, соль.
Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли. Спичка вмерзнет в лед.
Вывод: соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт «Как выйти сухим из воды»
Потребуется: бумага, стакан, таз с водой.
Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой.
Вывод: вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт «Вода — увеличитель»
Потребуется: 1 пустой стакан; 1 стакан с водой; ракушка.
В один прозрачный сосуд нальём воду, другой оставим пустым. Положим ракушку сначала в пустой сосуд, затем в наполненный водой. Мы увидим, что в пустом сосуде размер ракушки не изменился, а в сосуде с водой — ракушка значительно увеличилась.
Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме.
Опыт «Стакан – непроливайка»
Потребуется: 1 стакан с водой; небольшой лист бумаги.
Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. На всякий случай, проделываем это над тазом или в ванной. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.
Вывод: воздух давит на бумагу снаружи и не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.
Опыт «Водонепроницаемая ткань»
Потребуется: стакан с водой, марля, резинка.
Накрыть стакан с водой смоченной марлей и хорошо закрепить резинкой. Резко перевернуть.
Вывод: когда я предварительно смочила марлю водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани и создала барьер для воды из стакана.
Опыт «Трусливый перец»
Потребуется: перец, тарелка с водой, жидкое мыло.
В тарелку с водой насыпаем перец, он тонким слоем расходиться по поверхности жидкости. Для проверки точности опыта сначала опускаем в воду чистый палец. Затем палец с каплей жидкого мыла.
В первом случае вода и перец обволакивают палец и при его поднятии из тарелки, перец остается на всей поверхности воды и немного на пальце. Во втором случае, как только палец с каплей мыла касается воды, перец «убегает» к краям тарелки.
Вывод: мыло уменьшает поверхность воды и перец уплывает.
Опыт «Свеча и шарик»
Потребуется: 2 шарика, 100 мл вода, свеча, спички.
Берем 2 шарика. Первый надуваем воздухом, а второй, прежде чем надуть, наливаем в него 100 мл воды. Проводим каждый из шариков над горящей свечой. Надутый одним воздухом шарик – лопнет, а с водой нет.
Вывод: вода забирает тепло, шарик остается целым.
Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе, и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь. Благодаря проведенным опытам я узнал много нового и интересного о воде. Оказалось, что проведение опытов – это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!
Перспектива на будущее: в будущем я бы хотела узнать, как мыльные пузыри держат свою форму!
«Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.
Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.
Источник