Тема: Откуда хлеб пришёл?
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Мой папа часто печёт дома хлеб. Я видела, как он замешивает тесто: добавляет муку, соль, сахар, воду. А ещё он сыплет какой-то порошок, в виде маленьких горошин. Я спросила: «Что это за горошинки?» Он ответил, что это – дрожжи, необходимые при выпечке хлеба. Меня это заинтересовало, и я решила узнать, что же это такое – дрожжи и для чего они нужны.
Предположила такую гипотезу: Может быть, и без дрожжей можно испечь мягкий и ароматный хлеб?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_papa_chasto_pechyot_doma_hleb_-_kopiya.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Откуда хлеб пришёл?
Мой папа часто печёт дома хлеб. Я видела, как он замешивает тесто: добавляет муку, соль, сахар, воду. А ещё он сыплет какой-то порошок, в виде маленьких горошин. Я спросила: «Что это за горошинки?» Он ответил, что это – дрожжи, необходимые при выпечке хлеба. Меня это заинтересовало, и я решила узнать, что же это такое – дрожжи и для чего они нужны.
Предположила такую гипотезу : Может быть, и без дрожжей можно испечь мягкий и ароматный хлеб?
Поставила такие задачи:
- Узнать, как появился хлеб.
- Провести опыты — как работают дрожжи.
- Определить пользу дрожжей.
- Сделать вывод.
- Изучение литературы.
- Практическая работа.
В каждой стране есть своё национальное блюдо, которое едят только там. Но есть один продукт, который едят все люди. Это – хлеб.
Из энциклопедии я узнала, как появился хлеб на земле? Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.
Мысль запекать хлеб на огне пришла людям случайно. Однажды во время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень понравилась людям. Так люди стали не варить хлеб, а выпекать.
Такой хлеб был грубым и тяжёлым. Человек не знал, что хлеб может быть лёгким и нежным.
Чуть позже человек сумел «приручить» дрожжи и готовить хлеб из дрожжевого теста. Это открытие появилось случайно. Как-то раб, замесил тесто и забыл, про него и тесто скисло. Он испугался, что его за это накажут и не рассказал об этом хозяевам, а испёк лепешки. Они на удивление получились очень ароматными, вкусными и воздушными.
Так возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству.
Хлебом всегда гордились. Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Это значит, что хлеб – главный продукт питания.
Рассмотрев через лупу, я увидела, что сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
В детском саду мы провели такие опыты:
Мы решили оживить дрожжи. Взяли один пакетик сухих дрожжей, сахар, тёплую воду, пластиковую бутылку, воздушный шар.
Налили в пластиковую бутылку тёплой воды, добавили три чайных ложки дрожжей и одну чайную ложку сахара, всё перемешали. Затем натяните на её горлышко воздушный шарик. Поставили бутылку в миску с тёплой водой. Стали ждать, что произойдёт? Шарик постепенно стал надуваться.
Сделали вывод: Когда дрожжи стали оживать и есть сахар, смесь наполнилась пузырьками углекислого газа. Пузырьки начали лопаться, и газ стал надувать шарик.
Взяли продукты для опыта: дрожжи, вода, мука, сахар, соль.
Замесила тесто и разложила его в две вазочки. Одну поставила в прохладное место, а другую в тёплое место. Через 30 минут сравнили, и увидели разницу. В тёплом месте брожение происходило быстрее, тесто поднялось и стало более пышным.
Сделали вывод : Дрожжи любят тепло. Скорость их размножения уменьшается при понижении температуры.
Взяли продукты для опыта: дрожжи, вода, мука, сахар, соль.
Замесила тесто и разложила его в две вазочки. Одну поставила в прохладное место, а другую в тёплое место. Через 30 минут сравнили, и увидели разницу. В тёплом месте брожение происходило быстрее, тесто поднялось и стало более пышным.
Сделали вывод : Дрожжи любят тепло. Скорость их размножения уменьшается при понижении температуры.
Потом я взяла два стакана, в оба налила воды. В один положила только дрожжи, а в другой дрожжи и сахар. Через несколько часов сравнила содержимое стаканов. Увидела, что в первом стакане дрожжи осели на дно, а во втором происходило брожение – образовалась пена.
Сделали вывод: Для брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию,
необходимую им для жизни.
По результатам проделанной работы, я узнала, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами. А это значит, что микробы бывают не только вредными, но и полезными. Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, поднимает тесто.
Моя гипотеза не подтвердилась, только с помощью дрожжей мы смогли испечь вкусный хлеб. И мне хотелось бы угостить Вас и прочесть отрывок из стихотворения:
Источник
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «Живые дрожжи» в подготовительной группе
клечковская анна
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «Живые дрожжи» в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей с природным явлением – дрожжами.
• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
• Обогащение активного словаря новыми словами (углекислый газ, дрожжи, добрые микробы и т. д.) ;
• Становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий в рамках проведения экспериментальной деятельности;
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия мира природы;
• Продолжать формирование саморегуляции у детей.
• Презентация «Дрожжи»; иллюстрации;
• Химические составляющие (дрожжи, вода теплая, сахар, перчатки, миски, банки стеклянные) ;
• Средства безопасности (клеенки, маски, шапочки, ложки одноразовые, подносы, емкости для химических средств) ;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы верите в чудеса? Сегодня, в праздник «1апреля», мы с вами вместе сделаем чудо, хотите?
Воспитатель: (показывает дрожжи) -Что вы видите? Какие они? Действительно ли они круглые?
На что похожи сухие дрожжи?
Да, правильно, сухие дрожжи похожи на мелкие крупинки, на маленькие безжизненные камешки.
Воспитатель: — Но мы же с вами находимся в волшебной лаборатории, давайте попробуем оживить наши сухие безжизненные шарики. А живые существа что умеют делать? Есть, пить, дышать, расти…
И дрожжи мы сначала покормим сахарком (делаем)
Напоим теплой водичкой (делаем)
Немножко помешаем и волшебные слова скажем… (делаем)
Как вы думаете, что произойдёт с дрожжами после того как мы их покормили сахарком, напоили теплой водой и мукой присыпали.
Конечно, ведь дрожжи — это миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.
Воспитатель: Что вы видите в нашей баночке? (дрожжи начали «оживать» дышать, наша смесь начинает пузыриться).
Результаты эксперимента волшебства: раствор начал подниматься, так быстро как росли дрожжи. Очень хорошо видны пузырьки, которые лопаются. Что сделали наши дрожжи?
Воспитатель: Да, правильно, зашевелились, видите пузырьки образуются и улетучиваются? Это дрожжи вдыхают кислород и выделяют углекислый газ как и мы – люди. Не верите? А вот я вам сейчас докажу. На ваших столах лежат шарики,возьмите в руки шарик и повторяйте все за мной: вдохнули носом, что?
Дети: (кислород, 3 раза повторить,
Воспитатель: выдыхаем в шарик, что?
Дети: углекислый газ.
Воспитатель: теперь аккуратно выпускаем из шарика, что?
Дети: углекислый газ и оставляем шарик на подносе.
Воспитатель: А теперь мы попросим наши дрожжи надуть нам, но не шарик а перчатку. Ведь сегодня 1 апреля и перчатка нам будет махать и с нами здороваться. Как думаете, смогут дрожжи нам помочь?
На дрожжевую смесь в банке натягиваем перчатку. Поставим банку в миску с теплой водой.
Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает перчатку.
Через два часа мы все здоровались с надутой перчаткой!
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Извержение вулкана» Конспект Открытой образовательной познавательно — экспериментальной деятельности в старшей группе №5 «Извержение вулкана» Программное содержание:.
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Эти удивительные камни» в подготовительной группе ДОУ Цель: Познакомить детей с многообразием камней. Их свойствами и особенностями Задачи: Обучающие: Учить классифицировать камни по различным.
Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Город волшебства» в подготовительной группе Воспитатель: Горбань Н. В Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления.
Конспект по экспериментальной деятельности на тему: «Продукты для Карлсона» в подготовительной группе Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни и представления детей о вредных и полезных продуктах.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный сахарок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Волшебный сахарок» Цель: изучить свойства сахара,.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и её удивительные свойства» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество» Конспект опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема «Волшебное электричество» Задачи: Обобщать знания.
Открытое занятие по познавательно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Светик в гостях у ребят» Открытое занятие по познавательно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе: «Светик в гостях у ребят» Цель: расширить.
Познавательно — творческий проект «Живые цветы» в старшей группе Что за дивная краса? Луг цветами весь покрылся! Происходят чудеса, Здесь волшебник потрудился! Но волшебник ни при чем! Это бабочки слетелись.
Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства магнита» Ауэзовский район ГККП «Ясли-сад №129» Экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему: «Свойства магнита».
Источник
Как увидеть, что дрожжи живые и дышат
Читаю новости в интернете и думаю: в какое интересное время мы живем! Каждый день все стремительно меняется – вирусы, события, люди. Получается своеобразная проверка на прочность. И хочешь ты этого или нет, но она коснется всех.
Моя жизнь сейчас идет под популярным тегом #лучшедома – сын на каникулах, я в плановом отпуске на 10 дней плюс Наурыз, в итоге получается 2 недели.
Оказывается, дома можно столько всего делать, что реально не хватает времени! Наконец-то нашлось время для продолжения темы углекислого газа, которую я начала еще в прошлом году и забросила. Сейчас есть отличная возможность для проведения опытов. И первое, что мы сделали – опыт с дрожжами.
Дрожжи выделяют углекислый газ, это живые существа, которые питаются, дышат, что мы и используем, например, в хлебопечении. Либо разрыхлитель теста, либо дрожжи. Есть целая куча рецептов, у каждой хозяйки они свои. Есть также люди, которые принципиально отказываются либо от того, либо от другого. Сейчас я эту тему НЕ обсуждаю. Сегодня рассказ будет именно об опыте с дрожжами, который можно сделать в домашних условиях на кухне вместе с ребенком. Делается это достаточно легко и быстро. Есть что обсудить потом, так что здесь не только общение, но и образовательный компонент присутствует.
Итак, что понадобится для опыта:
- дрожжи;
- три прозрачных емкости с узкими горлышками;
- одна емкость с широким горлом (например, баночка от детского питания);
- три надувных шарика;
- сахар;
- соль;
- мука;
- теплая вода;
- маркер;
- свечка;
- спички или зажигалка.
Я взяла вот такие дрожжи – сырые, не сухие. Но, думаю, с сухими получится то же самое. Кстати, к большому своему удивлению, прочитала на упаковке дрожжей, что в них добавлен иодид калия.
Растворяем дрожжи в теплой воде температурой около 30-40 градусов.
В емкости насыпаем соль, сахар, муку, подписываем, где что.
Наливаем воду с дрожжами, размешиваем и надеваем на каждую бутылочку вздушные шары (желательно их предварительно растянуть – надуть и сдуть).
Ждем некоторое время. Смотрим, что получается.
В бутылочке с сахаром собирается углекислый газ. Есть несколько способов доказать, что это именно он. Например, можно проверить самое простое его свойство – не поддерживать горение.
Перельем образовавшийся газ в пустую, чистую, сухую (!) емкость.
Для этого нужно аккуратно перекрутить шарик у горлышка и снять его с бутылки. Затем перенести газ из него в баночку. Углекислый газ – тяжелый, тяжелее воздуха, поэтому не улетучится из банки, не бойтесь.
Теперь зажигаем свечку и «заливаем» ее газом из банки.
Свечка гаснет, так как образовавшийся углекислый газ не поддерживает горение.
Вот, в принципе и все. Эксперимент достаточно легкий.
Если кратко объяснить, что получилось, то дрожжи метаболизируют сахар (а мука и соль не подходят дрожжам для питания), выделяя при этом углекислый газ. Его самые простые свойства – он тяжелее воздуха и не поддерживает горение, что легко доказать в опыте с горящей свечой. Кстати, почти такой опыт уже есть на моем блоге.
На основе сегодняшнего эксперимента можно провести еще несколько, если будет интерес и желание. Например, поэкспериментировать с разными количествами сахара. Или проверять наличие углекислого газа помутнением известковой воды или раствором индикатора , пусть даже и домашнего (тут уже даже мне интересно, получится или нет?).
P.S. А что делать с ожившими дрожжами? Замесить тесто и испечь булочки. Мы с сыном так и сделали Он сам раскатывал тесто и лепил.
Фотографировать результат пришлось быстро-быстро на телефон, так как улетать с тарелки готовые булочки тоже стали очень быстро.
Всем интересных экспериментов и пышной выпечки!
KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Одноклассники , В контакте , Facebook , Twitter .
Источник