Конспект опыта «Лед-твердая вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Расширение знаний о свойствах льда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект опыта «Лед-твердая вода» | 19.28 КБ |
презентация «Лед» | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Лед — твердая вода»
способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда; расширять словарный запас (айсберг, таяние, ледник) ; поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.
Материал : разные по размеру емкости, кораблики; таз с водой, глобус, картинки с изображением айсбергами, куски льда различного размера, ванна с водой, бумажные салфетки, одноразовые тарелки
Предварительная работа : чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» ; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил работы с ней.
-Ребята, послушайте и угадайте о чем эта загадка:
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша — толстое стекло.
О чем эта загадка?
Правильно, ребята, «крыша — толстое стекло» -это лед на реке. Сегодня мы поговорим о свойствах льда.
Как вы думаете, где на Земле больше всего льда?- Правильно на Северном полюсе, в Арктике. А в Антарктиде находится самый большой ледник в мире (показать на глобусе) .
Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие. Мы поплывем в Антарктиду на льдине (садятся на палас, звучит шум моря)
-Ребята, как можно получить лед в домашних условиях?- Заморозить в холодильнике.
Какой лед твердый или мягкий? — Твердый .
А еще какие свойства льда вы знаете? -Лед прозрачный.
Почему лед сравнивают со стеклом? — Прозрачный, похож на стекло.
А почему его нельзя вставить в окно?- Лед может растаять.
Как можно растопить лед? -погреть в руках, положить на батарею, в теплую воду.
Ребята, а когда растает лед, что получится? — Вода .
Процесс превращения твердого льда в жидкость (воду) называется таянием.
Ребята, вот мы и приплыли в Антарктиду. Посмотрите, здесь есть полярная лаборатория. Давайте подойдем к столу и посмотрим.
Имеет ли форму вода ? — Нет.
А лед имеет форму? — Да.
Ребята, скажите, имеет ли лед форму? – да
А вода имеет форму? -нет
Давайте мы с вами это проверим.
Посмотрите, перед каждым из вас два стаканчика и кусочки льда. Возьмите в руки по одному кусочку льда.
Какой лед? -холодный, скользкий
Постучите им об стол, какой лед? –твердый
Посмотрите сквозь льдинку друг на друга. Видите своего соседа? Почему? -Лед прозрачный
Почему лед сравнивают со стеклом? — Прозрачный, похож на стекло.
А почему его нельзя вставить в окно?- Лед может растаять.
Меняет ли лед свою форму ? -Нет
Давайте проверим, положите каждый свой кусочек льда в стаканчик.
Принял лед форму стаканчика? -нет
А вода меняет форму? -да
Давайте проверим, сейчас я каждому в стаканчик налью воды. Посмотрите, вода приняла форму стаканчика? -Да
Итак, ребята, что мы увидели?
— Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили.
А вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Опыт 2 — Ребята, как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы лед растаял и превратился в воду?
Давайте поставим ваши стаканчики на стол и в конце занятия посмотрим, растает ли лед .
Физкультминутка «Ах, замерзли наши ручки»
Наши руки замерзли, давайте их разогреем :
Вверх ладошки! Хлоп — хлоп
по коленкам – шлеп –шлеп
по плечам теперь похлопай
по бокам себя похлопай
Можем хлопнуть за спиной
хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
и крест – накрест руки сложим.
Слышали ли вы что – нибудь об айсбергах? — Айсберги –это огромные горы льда, которые откололись от ледников и течением их унесло в море. Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда –они плавают или тонут? Давайте проверим. Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по 10-12 лет, постепенно тают, дробясь на мелкие части. (показ слайдов)
Как вы думаете, опасны айсберги? Для кого? Айсберги представляют большую опасность для кораблей. Столкнувшись с айсбергом корабль может затонуть; как затонул теплоход «Титаник» , тогда погибло много людей. С тех пор за движением айсбергов следит Международный ледниковый патруль и предупреждает корабли об опасности.
Опыт 3 – Ребята, перед вами океан.
Возьмите по кусочку льда и по моей команде опустить лед в воду.
Что происходит? -Лед не тонет.
Лед не тонет, потому что он легче воды, а воды в океане больше чем айсбергов (показ картинок) .
А вы хотите отправиться в морское арктическое путешествие? Вы все будите капитанами своих кораблей.
Дыхательная гимнастика «Арктическое путешествие»
Посмотрите, перед вами море и перед каждым из вас лежат кораблик и соломинка. Возьмите каждый по кораблику и опустите по моей команде в воду.
А теперь дуем на свой кораблик через соломинку. Нам нужно провести кораблики мимо льдинок.
Молодцы, все справились с заданием.
А теперь давайте посмотрим, что произошло со льдом. который мы поставили на стол. — Лед растаял.
Ребята, а нам пора возвращаться обратно в детский сад. Садитесь на льдину.
Давайте пока мы плывем домой, вспомним:
Какими свойствами обладает лед?
Что такое айсберг?
Опасны ли айсберги для кораблей?
Как называется процесс превращения льда в жидкость?
Вот мы и приплыли в детский сад.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План — конспект на тему «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Значение воды для всего живого.
Конспект НОД «Секреты воды. У воды температура».
Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС.
Конспект образовательной ситуации «Водичка, водичка»
Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам.
Конспект ООД Тема: «Водичка, водичка» вторая младшая группа
Конспект ООД Тема: «Водичка, водичка» вторая младшая группа.
Конспект «Опыты с водой» в рамках экологического проекта «О значении воды».
Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;развивать наблюдательность,способность сравнивать,сопостовлять,делать выводы.
Конспект ООД «С водой и без воды»
Конспект ООД «С водой и без воды".
Конспект интеллектуальной игры «Вода- водичка»
в помощь воспитателям, мероприятие можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Источник
Конспект занятия «Лед — твердая вода»
Галина Красильникова
Конспект занятия «Лед — твердая вода»
способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда; расширять словарный запас (айсберг, таяние, ледник); поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.
Материал: разные по размеру емкости, кораблики, деревянные палочки; таз с водой, глобус, картинки с изображением айсбергами, куски льда различного размера, ванна с водой.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил работы с ней.
Ход занятия:
-Давайте закроем глаза и представим,что мы находимся на берегу моря. Волны набегают на берег, будто хотят с нами поговорить.
Ребята,к нам в гости приплыла золотая рыбка. Давайте посмотрим, что она нам принесла.
(конверт с загадкой)
Рыбам зиму жить тепло,
О чем эта загадка?
Правильно,ребята, «крыша-толстое стекло»-это лед на реке. Сегодня мы поговорим о свойствах льда.
Как можно получить лед?- Заморозить в холодильнике.
Я заморозила и принесла вам лед. Возьмите лед и постучите им об стол. Какой лед?-Твердый. А теперь посмотрите сквозь лед на золотую рыбку. Видите ее? Почему?-Лед прозрачный. Итак, лед прозрачный и твердый.
Почему лед сравнивают со стеклом? -Прозрачный, похож на стекло.
А почему его нельзя вставить в окно?- Лед может растаять.
Ребята, я несла в садик бусы и уронила в воду. А Дед Мороз заморозил их и попали бусинки в плен. Что же делать? Как освободить бусинки из ледяного плена?
-погреть в руках
-положить на батарею
Опыт 1 -Ставим блюдце с замороженными бусами на батарею.
Ребята, а в каких сказках нам встречаются необычные дома?- «Заюшкина избушка»,»Снежная королева». Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем был хорош домик лисы зимой?- Был ледяной, не мог растаять. А чем оказался плох,когда пришла весна?-Он растаял.
Ребята, а когда растает лед, что получится?-Вода.
Процесс превращения твердого льда в жидкость (воду) называется таянием.
Имеет ли форму вода?-Нет.
А лед имеет форму?-Да.
Опыт 2 –У каждого из вас разные кусочки льда по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.
Меняет ли форму лед?- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его не положили. Лед можно брать руками и перекладывать с места на место.
А воду можно брать рукой?
Опыт 3- Берем воду руками и переносим в другую емкость.
Что такое лед?- Лед –это вода, только в твердом состоянии.
Наши руки замерзли,давайте их разогреем:
Вверх ладошки! Хлоп -хлоп
по коленкам –шлеп –шлеп
по плечам теперь похлопай
по бокам себя похлопай
Можем хлопнуть за спиной
хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
и крест –накрест руки сложим.
Как вы думаете, где на Земле больше всего льда?- Правильно на Северном полюсе, в Арктике. А в Антарктиде находится самый большой ледник в мире — ледник Ламберта (показать на глобусе). Под лучами солнца ледники медленно тают, но растаять полностью не могут, потому что арктическое лето короткое и не совсем жаркое. Лучи солнца лишь скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему Арктика и Антарктида — это царство льда и снега.
Слышали ли вы что –нибудь об айсбергах? — Айсберги –это огромные горы льда, которые откололись от ледников и течением их унесло в море. Как вы думаете,что происходит с этими кусками льда –они плавают или тонут? Давайте проверим.
Опыт 4 — опустить лед в воду.
Что происходит? -Лед не тонет. Лед не тонет, потому что он легче воды. а воды в океане больше чем айсбергов (показ картинок).
Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по 10-12 лет, постепенно тают, дробясь на мелкие части.
Как вы думаете, опасны айсберги? Для кого? Айсберги представляют большую опасность для кораблей. Столкнувшись с айсбергом корабль может затонуть; как затонул теплоход «Титаник», тогда погибло много людей. С тех пор за движением айсбергов следит Международный ледниковый патруль и предупреждает корабли об опасности.
А вы хотите отправиться в морское арктическое путешествие? Вы все будите капитанами своих кораблей.
Игра «Арктическое путешествие»
А теперь давайте посмотрим,что произошло со льдом. который мы поставили на батарею. — Лед растаял и освободил бусы из плена.
Ребята, давайте вспомним какими свойствами обладает лед?
Что такое айсберг?
Опасны ли айсберги для кораблей?
Как называется процесс превращения льда в жидкость?
Давайте попрощаемся с золотой рыбкой, пусть плывет она к себе домой.
Конспект образовательной деятельности «Вода, вода, кругом вода» для детей старшего дошкольного возраста ВОДА, ВОДА — КРУГОМ ВОДА Цель: Закрепление представления детей о свойствах воды и о разных ее состояниях, встречающихся в природе. Задачи:.
Конспект по познавательному развитию в средней группе «Лед, вода, снежинка» Конспект НОД Тема: «Лёд, вода, снежинка» Группа: Средняя Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: закрепить знания о воде,.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Свойства воды. Лед» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Конспект занятия «Лед. Свойства льда» Цель: Дети познакомятся с некоторыми свойствами льда. Задачи: – Продолжать знакомить детей со свойствами льда (холодный, скользкий, твёрдый,.
Конспект занятия «Снег и лед» (опытно-экспериментальная деятельность) Цель: познакомить детей с физическими свойствами снега и льда (хрупкий, холодный, прозрачный, белый, твердый, рассыпчатый, скользкий, в.
Проект «Снег, лед, вода» Проблема у детей не сформированы представления о простейших взаимосвязях в природе, не умеют анализировать и делать простейшие обобщения.
Проект во второй младшей группе «Снег, лед, вода» Проект для детей второй младшей группы «Снег, лед, вода» Воспитатели: Казакова Е. Н, Коваленко С. В. Тип проекта: творческий детско-взрослый,.
Консультация для родителей «Вода, вода — кругом вода! Изучаем свойства воды» Изучаем свойства воды Всех детей очень привлекают игры с водой. Если ваш малыш раскапризничался, то попробуйте отвлечь его, посадив в.
Эксперимент с водой «Вода, вода кругом вода» во второй младшей группе Эксперимент с водой Проводился с детьми второй младшей группы. Используемые материалы: демонстративный материал «Свойства.
Источник