«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Ольга Сафонова
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.
Задачи:
1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.
2. Развивать представления о сериационном изменении воды.
3. Развивать наблюдательность, любознательность.
4. Воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).
Вводная часть (мотивационная)
— Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?
(открыть изображение дракона)
(Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах»)
-Как вы думаете, он злой или добрый? Почему?
(Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной)
— Вспомните название каждой головы. (Ледяная, Водяная, Паровая)
— Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова? (как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно)
— А водяная голова? (брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет)
— Чем опасна паровая голова? (выдыхает горячий-пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя)
— Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.
Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара.
— А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите?
Практическая часть
Опыт 1.
-Тогда начнём с разгадывания первой тайны — тайны льда.
— Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.)
— А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.)
— Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает)
-Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа)
(педагог зажигает лампу)
— А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит?
Какой можно сделать вывод?. (При нагревании лед тает и превращается в воду)
— Вот она – тайна льда:
Лед растает, и тогда
Будет из него вода!
Опыт 2.
— Настала очередь тайны воды!
— А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.)
— Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар)
— Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится.
— Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше!
— Получилось! Что произошло? (Вода испарилась)
— Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется)
— Вот и тайна воды разгадана:
Если сильный, сильный жар
Из водички будет пар!
— А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает)
— Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз.
— Какой вывод можно сделать?
Если холод вдруг придёт
Из водицы будет лёд!
— А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (садятся за столы).
Опыт 3.
— Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара.
— У меня есть чайник. Горячий!
— Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.)
— Сейчас я открою крышку.
— Что вы видите? (пар)
— Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)
— Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)
— И нельзя наклонятся над горячим паром.
— Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)
— Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)
— Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?
— Что произошло? (появились капли воды)
— Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)
— Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!
Если пар вдруг охладится,
будет из него… (водица).
— Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже.
Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд!
И решили все три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела.
— Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда)
— А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны)
— Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания.
Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите?
Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»
(в разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар)
Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом
— Если холод наступает,
Все вокруг он охлаждает.
(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
— Солнце, солнце, посвети,
Нас в водичку преврати!
(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)
— Солнце греет, пригревает,
В пар водичку превращает.
(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)
— Пришел Дед Мороз (воспитатель берет в руки «волшебную снежную палочку») и не нашел ледышек в Царстве льда. Захотел их назад вернуть и начал морозить (включить эффект мерцания)
— Во что пар превращается? Правильно, в капли воды (плывите в свое Царство)
— А Дед Мороз еще сильнее стал морозить. И превратились капельки во что? («в ледышки») Скорее в свое Царство! (садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
— А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он может означать? (Показывает синий картонный квадрат – символ льда.) (Лед.)
— Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед.
— А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – символ воды.) (Вода.)
— А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар – он легкий и белый, как облачко.
— Если облачко летит,
Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)
— Хорошо мы все запомним,
Что водичка – это волны! (Показывает символ воды.)
— А квадратик – твердый лед,
Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)
-А теперь смотрите внимательно – я буду показывать символ – солнышко или Деда Мороза, – а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)
— Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Педагог показывает Деда Мороза и произносит:
— Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «воду» на «лед».
Воспитатель (показывает солнышко).
— Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).
— Солнце все сильнее греет,
И водичку превращает…
Дети меняют «воду» на «пар».
Воспитатель (показывает Деда Мороза).
— Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «пар» на «воду».
Рефлексия
— А теперь я очень хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие?
— Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие»)
Что запомнил ты?.
Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду;при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами!
Конспект НОД «Помощь фиксикам». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе .
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом» Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.
Конспект: «Познавательно-исследовательская деятельность» во второй младшей группе Тема: «Королева вода» Программное содержание: 1. учить детей различать водные объекты: море, озера, река, и их обитателей. 2. дать детям знание, откуда пришла.
Мастер-класс «Урок в школе фокусников» . Познавательно исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: — Здравствуйте,ребята! Я–главный фокусник и рада приветствовать вас, в нашей «Школе фокусников»! Сегодня вы научитесь показывать.
Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.
Познавательно-исследовательская деятельность педагога и детей в подготовительной к школе группе «Этот вкусный шоколад» Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма работы с детьми: решение.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Лимон» Проектная деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Лимон». Суровцова Юлия Владимировна Цель.
Познавательно-исследовательская деятельность. Занятие в подготовительной группе «Презентация детских коллекций» НОД Познавательная деятельность Тема: «Презентация детских коллекций» Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.
Источник
Сценарий познавательно-поисковой деятельности «Царство льда, воды и пара»
Галина Романова
Сценарий познавательно-поисковой деятельности «Царство льда, воды и пара»
Познавательно – поисковая деятельность «Царство льда, воды и пара».
Цель: закреплять знания детей о неживой природе, о круговороте воды в природе.
Задачи: Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
Развивать представления о знаках и символах.
Предварительная работа: Наблюдения за водой, снегом, льдом на прогулках, в группе, чтение познавательной литературы, проведение опытов и экспериментов.
Ход познавательно – поисковой деятельности:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Вдруг в небо взовьётся,
В природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда.
Эта волшебница – наша вода.
— Как вы думаете, о чем сегодня мы поведем разговор?
Дети предлагаю вам отгадать загадки:
Если холод вдруг придет,
Из водички будет (лед)
Если вдруг тепло настанет
Жарко будет, лёд (растает)
Лед растает и тогда,
Будет из него (вода)
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет (пар)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в (водицу).
Зимой и летом, круглый год
Дружат пар, вода и лед.
-А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? Твердое состояние – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар.
Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.
А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.
Вспомним правило: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»
Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму.
Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.
Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды. Вывод: при охлаждении пар превращается в воду, прячет зеркало за ширму.
Показ картинки круговорот воды в природе.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим (бег на месте)
Под кусточком посидим (садятся за столы).
Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»
Дети показывают символы.
Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)
Хорошо мы все запомним, что водичка — это волны (показывают символа воды)
А квадратик твердый лед, это каждый разберет (показывают символа льда)
Разложите картинки – символы в ряд так, чтобы все было правильно. Подумайте, какая картинка должна, идти за какой? Пар — вода- лед: охлаждение. Лед – вода – пар: нагревание.
Игра малой подвижности: «Волшебная вода»
Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кругу змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Давайте посмотрим на результаты наших опытов.
Демонстрация детям банки с водой, в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.
Делаем вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились.
На нашей планете много воды: это океаны, моря, озера, реки. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится все меньше.
Поэтому необходимо экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу. Вода источник жизни на планете.
Формирование самостоятельной поисковой деятельности творческого характера у старших дошкольников «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных.
«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды» Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные: Учить на практике выявлять физические качества воды.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Использование воды в быту» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Использование воды в быту» Цель: расширять представления.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Можно ли увеличить силу воды?» Задачи: • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; • стимулировать интерес к познанию окружающего.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вода-растворитель. Очищение воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вода — растворитель. Очищение воды»Наталья Агулова Конспект занятия «Вода.
Консультация для педагогов Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности 1. Система дошкольного образования переходит на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования. В настоящее время в ФГОС заданы ориентиры.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты (свойства) воды» Тема: «Удивительные секреты (свойства) воды» Возрастная группа: старшая Форма НОД: групповая УМК: Н. Е. Веракса., О. Р. Галимов «Познавательно.
Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды» Итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные.
Источник