Опыт лед вода пар

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе

Ольга Сафонова
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе

Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.

Задачи:

1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.

2. Развивать представления о сериационном изменении воды.

3. Развивать наблюдательность, любознательность.

4. Воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).

Вводная часть (мотивационная)

— Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?

(открыть изображение дракона)

(Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах»)

-Как вы думаете, он злой или добрый? Почему?

(Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной)

— Вспомните название каждой головы. (Ледяная, Водяная, Паровая)

— Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова? (как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно)

— А водяная голова? (брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет)

— Чем опасна паровая голова? (выдыхает горячий-пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя)

— Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.

Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара.

— А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите?

Практическая часть

Опыт 1.

-Тогда начнём с разгадывания первой тайны — тайны льда.

— Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.)

— А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.)

— Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает)

-Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа)

(педагог зажигает лампу)

— А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит?

Какой можно сделать вывод?. (При нагревании лед тает и превращается в воду)

— Вот она – тайна льда:

Лед растает, и тогда

Будет из него вода!

Опыт 2.

— Настала очередь тайны воды!

— А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.)

— Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар)

— Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится.

— Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше!

— Получилось! Что произошло? (Вода испарилась)

— Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется)

— Вот и тайна воды разгадана:

Если сильный, сильный жар

Из водички будет пар!

— А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает)

— Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз.

— Какой вывод можно сделать?

Если холод вдруг придёт

Из водицы будет лёд!

— А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)

И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)

Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)

Плечами дружно поведем (движение плечами)

И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)

От дождя мы убежим, (бег на месте)

Под кусточком посидим. (садятся за столы).

Опыт 3.

— Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара.

— У меня есть чайник. Горячий!

— Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.)

— Сейчас я открою крышку.

— Что вы видите? (пар)

— Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)

— Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)

— И нельзя наклонятся над горячим паром.

— Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)

— Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)

— Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?

— Что произошло? (появились капли воды)

— Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)

— Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!

Если пар вдруг охладится,

будет из него… (водица).

— Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже.

Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд!

И решили все три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела.

— Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда)

— А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны)

— Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания.

Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите?

Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»

(в разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар)

Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом

— Если холод наступает,

Все вокруг он охлаждает.

(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)

— Солнце, солнце, посвети,

Нас в водичку преврати!

(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)

— Солнце греет, пригревает,

В пар водичку превращает.

(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)

— Пришел Дед Мороз (воспитатель берет в руки «волшебную снежную палочку») и не нашел ледышек в Царстве льда. Захотел их назад вернуть и начал морозить (включить эффект мерцания)

— Во что пар превращается? Правильно, в капли воды (плывите в свое Царство)

— А Дед Мороз еще сильнее стал морозить. И превратились капельки во что? («в ледышки») Скорее в свое Царство! (садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)

— А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он может означать? (Показывает синий картонный квадрат – символ льда.) (Лед.)

— Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед.

— А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – символ воды.) (Вода.)

— А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар – он легкий и белый, как облачко.

— Если облачко летит,

Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)

— Хорошо мы все запомним,

Что водичка – это волны! (Показывает символ воды.)

— А квадратик – твердый лед,

Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)

-А теперь смотрите внимательно – я буду показывать символ – солнышко или Деда Мороза, – а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)

— Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Педагог показывает Деда Мороза и произносит:

— Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «воду» на «лед».

Воспитатель (показывает солнышко).

— Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).

— Солнце все сильнее греет,

И водичку превращает…

Дети меняют «воду» на «пар».

Воспитатель (показывает Деда Мороза).

— Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «пар» на «воду».

Рефлексия

— А теперь я очень хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие?

— Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие»)

Что запомнил ты?.

Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду;при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами!

Конспект НОД «Помощь фиксикам». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе .

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом» Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.

Конспект: «Познавательно-исследовательская деятельность» во второй младшей группе Тема: «Королева вода» Программное содержание: 1. учить детей различать водные объекты: море, озера, река, и их обитателей. 2. дать детям знание, откуда пришла.

Мастер-класс «Урок в школе фокусников» . Познавательно исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: — Здравствуйте,ребята! Я–главный фокусник и рада приветствовать вас, в нашей «Школе фокусников»! Сегодня вы научитесь показывать.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.

Познавательно-исследовательская деятельность педагога и детей в подготовительной к школе группе «Этот вкусный шоколад» Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма работы с детьми: решение.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Лимон» Проектная деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Лимон». Суровцова Юлия Владимировна Цель.

Познавательно-исследовательская деятельность. Занятие в подготовительной группе «Презентация детских коллекций» НОД Познавательная деятельность Тема: «Презентация детских коллекций» Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.

Источник

Сценарий познавательно-поисковой деятельности «Царство льда, воды и пара»

Галина Романова
Сценарий познавательно-поисковой деятельности «Царство льда, воды и пара»

Познавательно – поисковая деятельность «Царство льда, воды и пара».

Цель: закреплять знания детей о неживой природе, о круговороте воды в природе.

Задачи: Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.

Развивать представления о знаках и символах.

Предварительная работа: Наблюдения за водой, снегом, льдом на прогулках, в группе, чтение познавательной литературы, проведение опытов и экспериментов.

Ход познавательно – поисковой деятельности:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Вдруг в небо взовьётся,

В природу вглядитесь:

Нас окружает везде и всегда.

Эта волшебница – наша вода.

— Как вы думаете, о чем сегодня мы поведем разговор?

Дети предлагаю вам отгадать загадки:

Если холод вдруг придет,

Из водички будет (лед)

Если вдруг тепло настанет

Жарко будет, лёд (растает)

Лед растает и тогда,

Будет из него (вода)

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет (пар)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в (водицу).

Зимой и летом, круглый год

Дружат пар, вода и лед.

-А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? Твердое состояние – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар.

Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.

А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.

Вспомним правило: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»

Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму.

Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.

Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды. Вывод: при охлаждении пар превращается в воду, прячет зеркало за ширму.

Показ картинки круговорот воды в природе.

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)

И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)

Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли, посмотрите – мокрыми стали (наклон туловища вперед)

Плечами дружно поведем (движение плечами)

И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)

От дождя мы убежим (бег на месте)

Под кусточком посидим (садятся за столы).

Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»

Дети показывают символы.

Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)

Хорошо мы все запомним, что водичка — это волны (показывают символа воды)

А квадратик твердый лед, это каждый разберет (показывают символа льда)

Разложите картинки – символы в ряд так, чтобы все было правильно. Подумайте, какая картинка должна, идти за какой? Пар — вода- лед: охлаждение. Лед – вода – пар: нагревание.

Игра малой подвижности: «Волшебная вода»

Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кругу змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Давайте посмотрим на результаты наших опытов.

Демонстрация детям банки с водой, в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.

Делаем вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились.

На нашей планете много воды: это океаны, моря, озера, реки. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится все меньше.

Поэтому необходимо экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу. Вода источник жизни на планете.

Формирование самостоятельной поисковой деятельности творческого характера у старших дошкольников «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды» Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные: Учить на практике выявлять физические качества воды.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Использование воды в быту» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Использование воды в быту» Цель: расширять представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Можно ли увеличить силу воды?» Задачи: • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; • стимулировать интерес к познанию окружающего.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вода-растворитель. Очищение воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Вода — растворитель. Очищение воды»Наталья Агулова Конспект занятия «Вода.

Консультация для педагогов Развитие связной речи детей 5–6 лет в экспериментально-поисковой деятельности 1. Система дошкольного образования переходит на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования. В настоящее время в ФГОС заданы ориентиры.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Удивительные секреты (свойства) воды» Тема: «Удивительные секреты (свойства) воды» Возрастная группа: старшая Форма НОД: групповая УМК: Н. Е. Веракса., О. Р. Галимов «Познавательно.

Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды» Итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные.

Источник

Читайте также:  Буровая компания скважина вода
Оцените статью