Опыт 1. Получение метана и изучение его свойств
Реактивы и материалы: уксуснокислый натрий, обезвоженный; натронная известь; бромная вода, насыщенный раствор; перманганат калия, 1 н. раствор. Оборудование: газоотводная трубка.
1. Получение метана и его горение.
В сухую пробирку 1, снабженную пробкой с газоотводной трубкой (рис. 1), помещают смесь из обезвоженного уксуснокислого натрия и натронной извести (смеси едкого натра и оксида кальция в отношении 1:2 для предотвращения разрушения стекла щелочью) (высота слоя 6— 10 мм). Затем укрепляют пробирку горизонтально и нагревают смесь в пламени горелки.
Рис 1. Прибор для получения метана
При нагревании натриевой соли уксусной кислоты с натронной известью происходит расщепление соли с образованием метана. Нагревание натриевых солей карбоновых кислот с натронной известью является общим лабораторным способом получения предельных углеводородов.
Поджигают выделяющийся газообразный метан у конца газоотводной трубки. Метан горит голубоватым несветящимся пламенем. Химизм процесса: СН4 + 2О2 → СО2 + 2Н2О
2. Отношение метана к бромной воде и перманганату калия.
В пробирку 2 помещают 5 капель раствора перманганата калия и в пробирку 3 — 5 капель бромной воды. Не прекращая нагревания смеси в пробирке 1, вводят поочередно конец газоотводной трубки в пробирки 2 и 3. Обесцвечивания растворов перманганата калия и бромной воды не происходит. В обычных условиях алканы устойчивы к действию окислителей. Реакции замещения у них идут в довольно жестких условиях, к реакциям присоединения алканы не способны.
Источник
Опыты по химии. Предельные углеводороды
Постановка опытов и текст – к.п.н. Павел Беспалов.
Получение метана
Метан в лаборатории получают прокаливанием безводного ацетата натрия с натронной известью. Натронная известь представляет собой смесь гидроксида натрия с гидроксидом кальция. Тщательно перемешаем натронную известь с ацетатом натрия и поместим в пробирку. Закроем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Нагреем смесь. Через некоторое время начинает выделяться метан
CH3COONa + NaOH = CH4 + Na2CO3
Оборудование: пробирка, газоотводная трубка, промывалка, кристаллизатор, цилиндр, горелка, штатив.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими газами и нагревательными приборами. Не допускать попадания натронной извести на кожу.
Горение метана и изучение его физических свойств
Заполним метаном цилиндр. Метан представляет собой бесцветный газ, мало растворимый в воде. Он легче воздуха, поэтому легко улетучивается из открытого цилиндра. При поджигании метан загорается. При сгорании метана образуются углекислый газ и водяные пары.
CH4 + 2О2 = СО2 + 2 Н2О
Оборудование: пробирка, газоотводная трубка, промывалка, кристаллизатор, цилиндр, горелка, штатив.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими газами и нагревательными приборами. Не допускать попадания натронной извести на кожу.
Взрыв метана с кислородом
Для полного сгорания метана на один объем метана нужно взять два объема кислорода (см. уравнение реакции). Пластиковую бутылку, разделенную метками на три равные части, заполним способом вытеснения воды одной частью метана и двумя частями кислорода. При поджигании смеси происходит взрыв — полное сгорание метана в кислороде.
CH4 + 2О2 = СО2 + 2 Н2О
Оборудование: пробирка, газоотводная трубка, промывалка, кристаллизатор, цилиндр, горелка, штатив.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими газами и нагревательными приборами.
Отношение метана к раствору перманганата калия и бромной воде
Получаем метан прокаливанием безводного ацетата натрия с натронной известью. Пропустим метан через раствор перманганата калия. Никаких видимых изменений не наблюдаем. Бромная вода также не изменяет своей окраски. Метан стоек к окислителям и не вступает в реакцию с бромом при данных условиях.
Оборудование: пробирка, газоотводная трубка, промывалка, кристаллизатор, цилиндр, горелка, штатив.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими газами и нагревательными приборами.
Горение жидких углеводородов
Возьмем для опыта гексан и керосин.
Молекула гексана содержит шесть атомов углерода. Керосин – это смесь молекул алканов, в составе которых от двенадцати до восемнадцати атомов углерода. Подожжем небольшие количества гексана и керосина. Гексан загорается сразу: алканы с небольшой молекулярной массой загораются легко.
Поджечь керосин оказывается немного труднее, появляется коптящее пламя. В виде копоти выделяется несгоревший углерод. Большинство алканов горят коптящим пламенем из-за высокого содержания углерода. Мы убедились в том, что алканы с небольшой молекулярной массой загораются легче, чем алканы с большой молекулярной массой.
Оборудование: фарфоровые чашки, лучина, огнезащитная прокладка.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими жидкостями. Работать с небольшими количествами жидких углеводородов (не более 2 мл).
Горение твердых углеводородов (на примере парафина)
Парафин – смесь твердых алканов, содержащих в своем составе от 16 до 40 атомов углерода. Твердый парафин на воздухе загорается с трудом. Кипящий парафин на воздухе самовозгорается. Нагреем парафин до кипения. Выливаем кипящий парафин из пробирки в кристаллизатор, наполненный водой. Кипящий парафин, смешиваясь с воздухом, загорается. При горении парафина образуются углекислый газ и водяные пары.
Оборудование: пробирка, зажим пробирочный, горелка, кристаллизатор.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с горючими веществами. Не наклоняться над кипящим парафином. Не допускать попадание парафина на одежду, кожу.
Установление качественного состава предельных углеводородов
Общим методом определения углерода и водорода в органических соединениях является окисление веществ оксидом двухвалентной меди. При этом углерод окисляется до углекислого газа, а водород до воды. Оксид меди (II) восстанавливается до меди или до оксида одновалентной меди, имеющих красный цвет
С18Н38 + СuО = 18СО2 + 19 Н2О + 55Сu
Углекислый газ обнаруживают при помощи известковой воды. Известковая вода мутнеет от углекислого газа.
Ca (OH)2 + CO2 = CaCO3 ↓ + H2O
Воду обнаруживают безводным сульфатом меди (II). Под действием воды белый сульфат меди (II) переходит в голубой кристаллогидрат — медный купорос
CuSO4 + 5H2O = CuSO4 * 5 H2O
Оборудование: пробирка с газоотводной трубкой, стакан, штатив, горелка.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с нагревательными приборами.
Определение содержания хлора в органических соединениях
Качественно определить содержание галогена в органическом соединении можно при помощи медной проволоки. При нагревании с оксидом меди (II) галогенсодержащие вещества сгорают с образованием летучих соединений, окрашивающих пламя в сине-зеленый цвет. Эта качественная реакция на галогены в органических соединениях называется пробой Бейльштейна. Для проведения пробы медную проволоку прокаливают в пламени горелки, опускают в жидкость или касаются твердого вещества и вновь вносят в пламя горелки. Появление сине-зеленого окрашивания, свидетельствует о наличии галогена в органическом соединении. Испытаем диметиламин хлорид и убедимся в том, что в его составе присутствует галоген — хлор.
Оборудование: горелка, медная спираль.
Техника безопасности. Соблюдать правила работы с нагревательными приборами.
Источник
Предельные углеводороды. Алканы: Учебно-практическое пособие , страница 26
Начинают нагревать пробирку, начиная сначала по всей поверхности её, останавливаясь, затем, у основания. Держат пробирку под углом, газоотводная трубка направлена вверх.
Из трубки начинает выделяться сначала воздушно-метановая смесь, затем чистый метан. Это происходит вследствие реакции:
СН3СООNa+NaOH СН4 + Na2СО3
Метан можно собирать методом вытеснения воздуха, при этом пробирка для собирания располагается вверх дном и надета на газоотводную трубку.
Опыт не прекращать.
ОПЫТ №2. «ГОРЕНИЕ МЕТАНА»
Не прекращая первого опыта, спустя около полминуты к гонцу газоотводной трубки подносят зажженную деревянную лучинку. Видим, что метан загорелся:
СН4 +2 О2 СО2+ 2Н2О
Опыт не прекращать.
ОПЫТ №3. «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА МЕТАНА»
Над пламенем горящего метана держим химический стакан. Видим, что стенки последнего «запотели». Это говорит о том, что водяные пары, образующиеся при горении метана, сконденсировавшись на холодной поверхности образовали капельки воды. Водород, входящий в состав воды «пришёл» именно из метана.
Затем стакан споласкивают баритовой или известковой водой и снова держат над пламенем. На стенках стакана появляются белёсые пятна и разводы. Это происходит вследствие взаимодействия гидроксида бария (или кальция) с углекислым газом:
Ba(OH)2+CO2 BaCO3 + H2O
Углекислый газ содержит углерод, содержавшийся до горения в метане. Значит, метан в качестве элементов содержит углерод и водород.
Опыт не прекращать.
ОПЫТ №4. «ОТНОШЕНИЕ МЕТАНА К РАСТВОРАМ ПЕРМАНГАНАТА КАЛИЯ»
Продолжая получать метан, конец газоотводной трубки поочерёдно вводят в пробирки с заранее заготовленными растворами перманганата калия: кислый, нейтральный и основной.
Видим, что изменение не наблюдается ни в одной из пробирок. Это объясняется тем, что при нормальных условиях метан стоек к действию окислителей, и, в частности, такого как перманганат калия в различных средах. Опыт не прекращать
ОПЫТ №5. «ОТНОШЕНИЕ МЕТАНА К БРОМНОЙ ВОДЕ»
Продолжая получать метан, конец газоотводной трубки вводят в пробирку с заранее заготовленным раствором бромной воды. Видим, что в пробирке изменений не наблюдается. Это объясняется тем, что метан не вступает в реакции присоединения
Получение метана можно прекратить, сначала вынув трубку из воды, затем, прекратив нагревание.
Вопросы по лабораторному практикуму
1. Почему собирать метан нужно, держа пробирку вверх дном?
2. Почему не следует поджигать метан сразу, в момент появления пузырьков газа?
3. Почему при горении метана на стеклянной трубке появляется жёлтое пламя?
4. Как объяснить отсутствие реакций метана с растворами перманганата калия и бромной воды?
5. На основании чего мы сделали вывод, что метан состоит из углерода и водорода? Можно ли считать опыт достоверным?
6. Почему для получения метана берут избыток гидроксида натрия?
7. Как объяснить, что получение метана заканчивается сначала извлечением газоотводной трубки из воды, а затем прекращении нагревания?
8. Если бы метан реагировал с растворами перманганата калия и бромной воды, какой бы эффект мы могли наблюдать в этих пробирках?
1. Петров А.А., Бальян Х.В., Трощенко А.Т. Органическая химия. «Иван Фёдоров», 2002 год.
- АлтГТУ 419
- АлтГУ 113
- АмПГУ 296
- АГТУ 267
- БИТТУ 794
- БГТУ «Военмех» 1191
- БГМУ 172
- БГТУ 603
- БГУ 155
- БГУИР 391
- БелГУТ 4908
- БГЭУ 963
- БНТУ 1070
- БТЭУ ПК 689
- БрГУ 179
- ВНТУ 120
- ВГУЭС 426
- ВлГУ 645
- ВМедА 611
- ВолгГТУ 235
- ВНУ им. Даля 166
- ВЗФЭИ 245
- ВятГСХА 101
- ВятГГУ 139
- ВятГУ 559
- ГГДСК 171
- ГомГМК 501
- ГГМУ 1966
- ГГТУ им. Сухого 4467
- ГГУ им. Скорины 1590
- ГМА им. Макарова 299
- ДГПУ 159
- ДальГАУ 279
- ДВГГУ 134
- ДВГМУ 408
- ДВГТУ 936
- ДВГУПС 305
- ДВФУ 949
- ДонГТУ 498
- ДИТМ МНТУ 109
- ИвГМА 488
- ИГХТУ 131
- ИжГТУ 145
- КемГППК 171
- КемГУ 508
- КГМТУ 270
- КировАТ 147
- КГКСЭП 407
- КГТА им. Дегтярева 174
- КнАГТУ 2910
- КрасГАУ 345
- КрасГМУ 629
- КГПУ им. Астафьева 133
- КГТУ (СФУ) 567
- КГТЭИ (СФУ) 112
- КПК №2 177
- КубГТУ 138
- КубГУ 109
- КузГПА 182
- КузГТУ 789
- МГТУ им. Носова 369
- МГЭУ им. Сахарова 232
- МГЭК 249
- МГПУ 165
- МАИ 144
- МАДИ 151
- МГИУ 1179
- МГОУ 121
- МГСУ 331
- МГУ 273
- МГУКИ 101
- МГУПИ 225
- МГУПС (МИИТ) 637
- МГУТУ 122
- МТУСИ 179
- ХАИ 656
- ТПУ 455
- НИУ МЭИ 640
- НМСУ «Горный» 1701
- ХПИ 1534
- НТУУ «КПИ» 213
- НУК им. Макарова 543
- НВ 1001
- НГАВТ 362
- НГАУ 411
- НГАСУ 817
- НГМУ 665
- НГПУ 214
- НГТУ 4610
- НГУ 1993
- НГУЭУ 499
- НИИ 201
- ОмГТУ 302
- ОмГУПС 230
- СПбПК №4 115
- ПГУПС 2489
- ПГПУ им. Короленко 296
- ПНТУ им. Кондратюка 120
- РАНХиГС 190
- РОАТ МИИТ 608
- РТА 245
- РГГМУ 117
- РГПУ им. Герцена 123
- РГППУ 142
- РГСУ 162
- «МАТИ» — РГТУ 121
- РГУНиГ 260
- РЭУ им. Плеханова 123
- РГАТУ им. Соловьёва 219
- РязГМУ 125
- РГРТУ 666
- СамГТУ 131
- СПбГАСУ 315
- ИНЖЭКОН 328
- СПбГИПСР 136
- СПбГЛТУ им. Кирова 227
- СПбГМТУ 143
- СПбГПМУ 146
- СПбГПУ 1599
- СПбГТИ (ТУ) 293
- СПбГТУРП 236
- СПбГУ 578
- ГУАП 524
- СПбГУНиПТ 291
- СПбГУПТД 438
- СПбГУСЭ 226
- СПбГУТ 194
- СПГУТД 151
- СПбГУЭФ 145
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
- ПИМаш 247
- НИУ ИТМО 531
- СГТУ им. Гагарина 114
- СахГУ 278
- СЗТУ 484
- СибАГС 249
- СибГАУ 462
- СибГИУ 1654
- СибГТУ 946
- СГУПС 1473
- СибГУТИ 2083
- СибУПК 377
- СФУ 2424
- СНАУ 567
- СумГУ 768
- ТРТУ 149
- ТОГУ 551
- ТГЭУ 325
- ТГУ (Томск) 276
- ТГПУ 181
- ТулГУ 553
- УкрГАЖТ 234
- УлГТУ 536
- УИПКПРО 123
- УрГПУ 195
- УГТУ-УПИ 758
- УГНТУ 570
- УГТУ 134
- ХГАЭП 138
- ХГАФК 110
- ХНАГХ 407
- ХНУВД 512
- ХНУ им. Каразина 305
- ХНУРЭ 325
- ХНЭУ 495
- ЦПУ 157
- ЧитГУ 220
- ЮУрГУ 309
Полный список ВУЗов
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Источник