Эксперимент с водой «Как очистить воду»
для детей старшего дошкольного возраста
- Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды – прозрачностью.
- Познакомить детей со способами очисти воды.
- Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире. О формах её проявления (река, ручей, дождь, море и т.д.).
- Развивать образное мышление. Воспитывать бережное отношение к воде.
2 аквариума (в одном чистая вода, в другом – мутная), ноутбук.
На каждого ребёнка: карточки с изображением реки, водопада, капли и т.д.,
По две банки с чистой и грязной водой, подносы с мелкими камушками, пуговицы.
Дидактическая игра: «Что шумит?» (Дети слушают в записи шум дождя, капли, водопада, шум моря и т.д., берут карточки и выкладывают перед собой по мере прослушивания записи. Затем прослушивают ещё раз и проверяют себя).
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Вы в пруду её н6айдёте
И в сыром лесном болоте
Наша спутница – вода!
Воспитатель предлагает детям вспомнить уже известные свойства воды.
Педагог обращает внимание на банки и предлагает сравнить воду в них:
— Одинаковая ли вода?
— Чем отличается вода?
Для уточнения проводим опыт.
Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.
— В какой банке предметы видны? ( В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно).
Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.
Воспитатель предлагает назвать прозрачные предметы в группе. (Стекло окна, стакан, баночки, ваза).
Подвести детей к аквариумам и спросить: «Одинаковая ли в них вода?»
(Нет, в одном чистая, прозрачная, а в другом, вода мутная, ничего не видно).
— Как вы думаете, в каком аквариуме рыбам хорошо?
(В том, где вода чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли; в другом вода мутная, ничего не видно).
Далее воспитатель спрашивает, прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? ( Дети высказывают свои суждения)
— А в речке, озере, море, океане, какая вода?
— Почему необходимо, чтобы там была чистая вода? ( Если вода будет грязной, то погибнет всё живое).
Воспитатель показывает письмо, в котором морской царь просит о помощи: по морю разлилась нефть в результате аварии танкера. Всё живое гибнет. Нужно срочно что — нибудь придумать для того, чтобы очистить воду.
Дети рисуют свои изобретения и кладут в конверт, чтобы отправить их морскому царю.
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран ноутбука. Педагог говорит, демонстрируя слайды, о том, что для питья человеку нужна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипячёная вода. В морях и океанах вода горько – солёная — непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы. Очищают от грязи. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо беречь.
Далее воспитатель предлагает провести опыт по очистке воды:
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.
В заключении педагог спрашивает детей о том, чем они сегодня занимались, и что им понравилось больше всего.
Источник
Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Фильтрация воды. Как очистить воду»
МАРИЯ ФРАНК
Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Фильтрация воды. Как очистить воду»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 82
Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Фильтрация воды. Как очистить воду»
Франк Мария Адольфовна
Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
1. Закрепить свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
2. Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе.
3. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат;развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
4. Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.
5. Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного типа (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, вспомнить свойства и состояние воды).
Социально — коммуникативное развитие: воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, т. е. формирование партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
Физическое развитие: накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями); двигательную активность.
Художественно –эстетическое развитие: приобщать к музыкальному искусству.
Речевое развитие: Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно — исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Материалы и оборудование: Пентаграммы свойств воды; плакат – кому нужна вода; плакат похождение воды от реки до реки; грязная, мутная вода; пустые стаканы; воронки; марля; плотная ткань; ватные диски.
Содержание организационной деятельности детей:
I. Постановка проблемы занятия
В. : ребята присаживайтесь на стульчики и послушайте сказку.
Чтение сказки о «больной» речке.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила,потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. — Соседка, почему ты такая красная? — На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…
— А ты почему жёлтая, как лимон?— Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
— А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
— Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться.
В. : Скажите, о чем эта сказка. Почему рыбки стали разного цвета. А от чего так произошло, что вода стала разноцветной. Что не сделали люди? (ответы детей).
В. : А если мы будем пить такую воду, что произойдет с нами? А что нужно сделать чтобы этого не произошло?
(ответы детей: 1. Нужны очистительные сооружения; 2. Не использовать удобрения; 3. Не сорить; 4. Быть аккуратными при перевозке грузов).
В. : Ребята, что сделали люди, чтобы мы пили чистую воду? (Построили очистительные сооружения). Да правильно. А кто-нибудь знает как вода попадает к нам в кран и куда она уходит?
В. : Ребята посмотрите на картинку внимательно и скажите, какой путь проходит вода к нам в дома (ответы детей)
На большом плакате показан рисунок прохождения воды к жилым домам
В. : Проведите на плакате путь воды. (Дети посовещавшись проведут линии от реки до реки избрав правильный путь.)
II. Опытно-экспериментальная деятельность.
В. : Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию.
В. : Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент «Очистка воды»несколькими способами:
Цель: познакомить детей с системой очистки воды.
На четырех столах приготовлены материалы для эксперимента.
В. : Приглашаю всех подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду?
В. : Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
В. : Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.
В. : А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
В. : Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (ответы детей: да). Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.
В. : Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть (физминутка).
Физминутка: «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
В. : А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? (ответы детей: да). А что мы для этого сделали?
Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
В. : Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, ребята что стало с водой? (ответ детей: она стала ещё чище). А как мы это сделали? (ответы детей)
В. : Ребята а как же нам помочь рыбкам, которые оказались в загрязненной воде? (ответы детей). А что сделать, чтобы не попала к нам в дом? (построить очистительные сооружения)
Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.
III. Итоговая часть. Рефлексия
В. : Ребята вы славно потрудились и узнали с помощью чего можно очистить воду, и где ее очищают.
В. : Я хочу попросить вас повторить правильный круговорот воды в наши дома. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома. Работаем в парах.
Дети проходят к столам и берут конверты.
В. : Проверим по образцу, кто разложил правильно, поднимите руки. Молодцы!
В. : А теперь постройте цепочку выхода воды из домов. Проверим по образцу, кто разложил правильно, поднимите руки. Молодцы!
В. : А что вы будете делать чтобы воду беречь?Ответы детей:
1. Не лить воду зря.
2. Не пускать воду сильной струёй.
3. Плотно закрывать кран с водой.
4. Не засорять ручейки, реки и озёра.
В. : Ребята а что нам нужно запомнить – «Вода – это наше богатство и его нужно беречь».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Сбережем воду» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Сохраним воду».
Игровое занятие «Как очистить поверхность воды» Возрастная группа. Средняя группа Задачи. — развивать независимость суждений, смекалку. -развивать представление о здоровом образе жизни.
Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха» Воспитатель: Эльдаева Оксана НуриахматовнаКонспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе.
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Свойства воды» Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: Образовательные: -познакомить со свойствами.
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды» Цели: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.
Конспект открытого познавательного занятия по формированию представлений о свойствах воды с элементами экспериментирования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской.
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Агрегатные состояния воды» Цель: закреплять знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном. Задачи: Познакомить детей с явлениями.
Конспект занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Воздух» Задачи: Учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать у детей познавательный интерес: обобщить, уточнить.
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Как очистить воду?» Цели: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода — источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.
Экологическая акция в подготовительной группе «Дельфинёнок» «Берегите воду!» Экологическая акция в подготовительной группе «Дельфинёнок» «Берегите воду!» 22 Марта – Международный день защиты водных ресурсов. Данную.
Источник