Эксперименты с водой в старшей группе
Наталья Назарукова
Эксперименты с водой в старшей группе
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет,должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.Например: «Ребята, сегодня мы с вами налили воду в формочки и вынесли на мороз. Как вы думаете, что будет с водой?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. На другой день, сверяя рисунки и реальные замороженные льдинки, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься раскрашивать лису. Подумай, что надо сделать, если нет оранжевой краски?».
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (зарисовки, фотографирование этапов и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.
Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?».И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
Задача: выявить свойства воды (не имеет запаха).
Материалы: стеклянные банки с широким горлышком; пирожок, цветы.
Описание: Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем даже за дверью кухни. Тонкий аромат издают цветы, духи. (предложить детям понюхать пирожок или цветы)
А понюхайте воду, чем она пахнет?
Вывод:вода не имеет запаха
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание: В гости пришла Капелька.
Кто такая Капелька? С чем она любит играть?
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
• Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели Почему так хорошо видно картинку?
Вывод: вода прозрачная.
ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы: узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял,купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Вывод:Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.
Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды?
Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
• «Играем с льдинками»—свободная деятельность детей:
они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что
происходит с льдинками.
Тема: «ТЁПЛАЯ иХОЛОДНАЯ ВОДА».
Задача:уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками,в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Материалы: мыло,вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Описание: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой.Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук водастановится непрозрачной, грязной.
Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Делают вывод: вода – добрый помощник человека
Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, краски, веревочки, разнообразные формочки.
Описание. Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.
Вывод:что в горячей воде лёд тает быстрее;
Задача: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
Ход:Краски, словно радуга, красотой своей детей радуют
Оранжевые, жёлтые, красные, синие, зелёные – разные!
В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Естественно-научные наблюдения и эксперименты в старшей группе детского сада Естественно — научные наблюдения и эксперименты в старшей группе детского сада. Сюжетно – ролевая игра «Как правильно сделать перевязку».
Игры-эксперименты с водой Игры с водой открывают детям загадочный мир, дают возможность поэкспериментировать. Взбивая венчиком пену, переливая воду из одного стаканчика.
Конспект музыкального занятия для старшей группы «Поиграем с водой» Конспект к музыкальному занятию «Поиграем с водой» Занятие по развитию ритмико-пластики детей. Задачи. Развивать пластику рук музыкально.
Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность..
Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познание» «Эксперименты и опыты с водой» Цель: Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой» Воспитатель:Лукиных Ю. Г. Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности. Цель: совершенствовать представления.
Опытническая деятельность с детьми средней группы «Эксперименты, эксперименты…» Опытническая деятельность с детьми средней группы «ТЕРЕМОК» Воспитатель ПОЛИКУТИНА Т. П. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ… — Как –то раз задались.
Эксперименты с водой «Цветные льдинки» (фотоотчёт) Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Малышей всегда привлекает вода,.
Эксперименты с водой в младшем и среднем возрасте Для воспитателей младших и средних групп был проведен мастер класс. Мы рассказали и показали какие эксперименты с водой можно проводить.
Источник
Конспект занятия «Опыты с водой» (старшая группа)
Дарья Ивлева
Конспект занятия «Опыты с водой» (старшая группа)
«Опыты с водой»
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
•Развивать умение делать выводы, умозаключения;
•Развивать речь, мышление, любознательность;
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
•Воспитывать экологическую культуру;
•Воспитывать аккуратность при работе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите и занимайте свои места в нашей лаборатории
Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, давайте их вспомним.
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.
2. Брать только нужные материалы.
3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
Опыт №1.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай)
Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.
Опыт №2.
Воспитатель: Теперь добавим 3 ложки молока в воду и что же мы видим? У воды появляется белый оттенок, молоко растворяется в воде.
Вывод: Вода – растворитель жидких веществ.
Воспитатель: Дети, а какая у нас течет вода из крана (чистая). Потому, что вода, перед тем как попасть к нам, она проходит очистку в больших фильтрах и мы с вами тоже попробуем очистить, только у нас будет маленький фильтр. Какой материал можно использовать в качестве фильтра?
Опыт №3.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой.
Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт №4.
Ребята, сейчас мы с вами будем определять какой формы вода. На столе лежат две коробочки. Какой они формы? Для этого я возьму стаканчик с водой и вылью воду в круглую баночку, а затем прелью в квадратную. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт №5.
Внимание! Самый опасный опыт. У меня в руках горячий чайник. Детям можно брать и открывать чайник с горячей водой? (Нет). Почему? (Если открыть чайник будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!
Открываем чайник с горячей водой, из чайника выходит пар. Сейчас я поднесу к открытому чайнику стеклянный бокал, мы увидим, что с ним произойдет. (На нем появились капельки воды).
Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии.
Опыт №5.
Воспитатель: Ребята по дороге в детский сад я встретила почтальона, и он нам от Деда Мороза передел посылку, но на пороге детского сада на меня напала Баба Яга и превратила нашу посылку в какой-то холодный камень. Потрогайте его. Ребята вы знаете что это?
Воспитатель: А как получается лед?
Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.
Воспитатель: Значит, если будет тепло, лед превратится в воду, и мы сможем достать нашу посылку?
Воспитатель: Может мы на нашу посылку подышим и лед растает? Нет, у нас уйдет очень много времени и мы устанем. А давайте зальем нашу посылку кипятком? (заливаем и достаем контейнер с конфетами)
Воспитатель: О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Ребята, расскажите, что вы узнали нового? Какие свойства есть у воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.
Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.
Презентация «Опыты с водой в средней группе» Подготовила: воспитатель Бережная Е. Н. В дошкольном учреждении проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Конспект ОД в средней группе «Волшебница вода. Опыты с водой» Конспект ОД в средней группе «Волшебница вода» (Опыты с водой) Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет,.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Эксперименты и опыты с водой» Цель: Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Опыты с водой и песком Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Опыты с водой и песком». Подготовила: Ананьева Е. И. [/b] Цель:.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Опыты с водой» Подготовила и провела: Домнина Татьяна Викторовна. Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами.
Опыты с водой с детьми средней группы конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по экологии на тему : «Свойства воды» воспитатель Мироненко.
Опыты с водой «Замерзание жидкостей» Замерзание жидкостей. Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Материал. Формочки.
Источник