Опыт с водой песком глиной

Картотека опытов и экспериментов для средней группы
картотека на тему

Экспериментирование с песком, глиной, водой.

Скачать:

Вложение Размер
kartotekaeksperementov_dlya_sredney_gruppy.docx 22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека экспериментов для средней группы

Экспериментирование с песком, глиной

Цель: помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Материал: сухой песок, сухая глина, вода.

Оборудование 1 прозрачные емкости, мерные стаканчики.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?»

Дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок).

Воспитатель. Что произошло в емкостях с песком и глиной? (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)

Почему? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.)

Где больше луж после дождя? (На асфальте, на глинистой почве, так как они не припускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.)

Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.)

Вывод. Песок лучше впитывает воду.

Экспериментирование с песком, глиной

Цель: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).

Материал: песок, глина.

Оборудование: ёмкости, палочки.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом — в ёмкость с сухой глиной.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Куда легче посадить дерево — в песок или в глину, и где оно лучше будет держаться». (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов . Воспитатель. Ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза.

Дети втыкают палочку сначала в песок, потом в глину.

Куда легче втыкается палочка? (В песок.)

Почему? (Он рыхлый, неплотный.)

Где лучше держится палочка и почему? (Держится лучше в глине, она плотнее.)

Вывод. Песок рыхлый и неплотный, глина — плотная.

Экспериментирование с песком, глиной

Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики. Оборудование: емкость.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Из чего делают посуду — из песка или из глины?» (Предположения детей.)

Воспитатель. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками. Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

Можно ли сделать посуду из песка и глины?

Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

Вывод. «Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глиняная какое- то время сохраняет фору.

Экспериментирование с водой

ИГРАЕМ С КРАСКАМИ

Цели: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность,

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги,

карандаши (на каждого ребенка).

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает четверостишие:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые разные.

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Равномерно ли будет краска растворяться вводе и что произойдет, если смешать две разные краски? Предположения детей.) Выполнение эксперимента.

Воспитатель в баночку с водой добавляет немного красной цраски. Воспитатель. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.)

В другую баночку с водой воспитатель доставляет немного синей краски, размешивает.

Что происходит? (Краска растворяется равномерно.)

Дети под руководством воспитателя смешивают воду из Двух баночек.

Что происходит? (При соединении синей и красной краски рода в банке стала коричневой.)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Капля краски, если ее не мешать, растворяется вводе медленно неравномерно, я при размешивании- равномерно

Экспериментирование с водой

Цель : помочь выявить свойства воды.

Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический краситель.

Оборудование: ёмкость, палочки для размешивания, верные стаканчики.

Постановка исследовательской задачи.

Дети иод руководством воспитателя рассматриваю * в воде 2-3 предмета. Воспитатель. Почему предметы хорошо видны? (Вода прозрачная.)

Воспитатель, Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Предположения детей.)

Воспитатель. Дети, нельзя брать грязные пальцы в рот.

Под руководством воспитателя дети опускают рисунок в воду.

/— Что произошло с рисунком? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет.)

Почему это произошло? (Частички краски попали в воду.)

Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель.)

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой м холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой — холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха).Воспитатель ставит перед детьми задачу — узнать, в. каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах — сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что полу чилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку’ красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вода может быть теплой и холодной. Некоторые вещества в воле растворяются.

Экспериментирование с воздухом

Целы помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары,

трубочки для коктейля, емкость.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Как можно Доказать, что вокруг есть воздух?» (Предположения детей.)

Воспитатель. Ребята, не размахивайте сильно предметами, особенно когда рядом другие дети.

Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным уснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет)

Вывод. Вокруг нас везде есть воздух.

Экспериментирование с предметами

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: мелкие предметы из разных материалов.

Оборудован ие: магнит, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель демонстрирует опыт: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Дети под руководством воспитателя выясняют, почему.

П рогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям разделить находящиеся на столе предметы на те, которые будут притягиваться магнитом, и те, которые не будут. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Воспитатель. Почему? <Врукавичке есть «что-то», что ие дает упасть металлическим предметам.)

Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его. Фиксирование результатов эксперимента.

На лист бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают картинки с изображением предметов, которые притягивает магнит.

В ы в о д. Магнит притягивает предметы, содержащие металл.

Экспериментирование с предметами

Цел и : познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать

наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Материал: кусочек мыла туалетного или хозяйственного. Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист

бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мылом.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: не брать мыло и намыленные пальцы в рот; не тереть ими глаза.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Что станет с мылом, если его поместить в воду?» (Предположения детей)

Дети под руководством воспитателя трогают и нюхают сухое мыло. Воспитатель. Какое мыло? (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду.

Какая вода? (Теплая, прозрачная)

Делают быстрые движения руками в воде.

Что происходит с водой? (В воде появляются пузырьки воздуха)

Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.

Каким стало мыло? (Скользким)

Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отмывают.

Что происходит с водой? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена)

Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют.

Что происходит с пеной? (В ней появляются большие пузыри)

Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.

Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свет)

Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее.

Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. Сухое мыло — гладкое. Мыло, смоченное в воде не только гладкое, но ещё и скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена. При попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри.

Источник

Картотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группе

Письменная Елена
Картотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группе

Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть песка, не размешивать его. Что происходит? Песок оседает. На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? Песочная пыль, растворившись, окрашивает воду.

Вывод: Песок тяжёлый — он опускается на дно баночки; пыль лёгкая- осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет.

Сравнить свойства сухого и влажного песка. Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий); из сухого песка слепить колобок (не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль). Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий, сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить и влажный песок (влажный быстро пропускает воду) а, сухой некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит вглубь.

Вывод: Сухой песок — сыпучий, не держит форму, плохо пропускает воду. Влажный песок — плотный, мягкий, из него можно лепить, хорошо пропускает воду.

В трёхлитровую банку насыпать песок и закрыть крышкой. В крышке проделать отверстие и вставить резиновый шланг с грушей. Создайте в банке сильный поток воздуха — игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки с глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести с увлажнённым песком и глиной.

Вывод: Сухие песчинки легко сдуваются, «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины — нет.

Внимательно исследуйте участки, на которых после дождя скапливается вода, и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи — на песке или глинистой почве? Проверьте свои предположения на примере вашего участка.

Вывод: Глина плохо пропускает воду, поэтому в этом месте появляются лужи.

На столе стоят баночки с песком. Каким способом можно получить песок разного цвета? Полить песок подкрашенной водой. Дети наливают в песок цветную воду. Почему песок так легко окрашивается? «Цветная» вода просачивается между песчинками, выталкивая воздух.

Вывод: Песок можно подкрасить цветной водой.

Для этих экспериментов понадобится песок, фотографии животных песчаных пустынь и морских или речных пляжей.

Ящерицы, змеи и другие животные пустынь спасаются от врагов, быстро зарываясь в песок. Они как бы плавают в нём, ведь грунт сыпучий. Если бы дети оказались на месте ящерицы, ка бы они это сделали? Показать при помощи руки или палочки. А могут ли животные быстро зарыться в глину?

Вывод: Некоторые животные пустынь зарываются в песок, потому что песок сыпучий, а в глину не получится, потому что глина не сыплется.

Представим, что наши пальчики — это лапы, ноги животных, и повторим движения обитателей пустыни по песку. Легко ли передвигаться по такому грунту? Пальцы проваливаются, увязают в нём. А теперь положим на песок ладошку. Проваливается ли она так же, как пальчик? Нет, ладошка больше, шире, она лежит на поверхности песка. На чём удобнее ходить по рыхлому снегу — на лыжах или пешком?

Вывод: Какими должны быть ноги, лапы пустынных животных — узкими или широкими? Им ведь нужно не просто ходить, но и быстро бегать по рыхлому, сыпучему песку. Поэтому у них есть свои, особенные песчаные «лыжи». У некоторых из них на лапах образовались перепонки, конечности других (ящериц, насекомых) похожи на веер. У антилопы, песчаной газели широкие копыта.

Нагрейте песок в ёмкости под лампой. Песок стал тёплым. Пусть дети это проверят. Тёплый песок трогать приятно, мы с удовольствием ходим по нему летом. Но иногда такой песок становится очень горячим, и по нему не всегда приятно ходить. В настоящей пустыне, где солнце просто раскаляет поверхность, в летний день передвигаться совершенно невозможно, даже в обуви. А как же находят выход из положения животные? Они стараются не вылезать на поверхность в жаркое время, к тому же у многих из них есть специальные защитные приспособления. У некоторых лапы покрыты густой шерстью пухом (тушканчик, барханная кошка, пустынная лисичка фенек, а у верблюда на коленях имеются особые мозоли, которые защищают от горячего песка, когда он опускается на земле.

Вывод: Песок может сильно нагреваться. Чтобы животные не обжигали свои лапы, у них есть специальные защитные приспособления.

Возьмите бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпьте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш, затем через некоторое время трубочку. Она помялась? Почему не помялась? Верно, песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые выбираются целыми и невредимыми.

На стройках часто можно увидеть кучи песка. Для чего он нужен строителям? Песок, как и глина, используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком — цементом и водой. Получается строительный раствор, которым скрепляют кирпичи. Пусть дети изготовят свой цемент из песка, цемента, воды и соединят кусочки кирпича.

Вывод: Песок используется в строительстве, для изготовления цемента.

Предложите детям насыпать песок в ёмкости через воронки и понаблюдать, как он сыплется непрерывной струйкой. Сыпучие свойства песка люди использовали для создания особых часов — песочных часов. Как же они действовали? Подскажите им, предложив перевернуть часы. Что происходит с песком? Он высыпается за определённое время. Проследите по будильнику, сколько время на это уходит. Такими часами до сих пор пользуются, например, в поликлинике. А почему часы именно песочные? Может быть, можно сделать глиняные часы? Дайте каждому ребёнку определить время по песочным часам. А если бы песок в часах стал влажным? Можно ли тогда определить, сколько прошло времени? Почему?

Вывод: Песок используется в глиняных часах.

Картотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возраста Опыт 1 Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит сухим песком? (Он сыплется). Вывод:.

Картотека опытов «Воздух» во второй младшей группе Воздух — это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полет Улетает самолёт. Птица в воздухе летает. Разным воздух.

Картотека опытов «Вода» для второй младшей группы Опыт 1 Наберём в воду стаканчик. Посмотрите и скажите: какую воду мы налили в стакан? (Чистую). Посмотрите на меня через стакан с водой.

Картотека опытов «Вода» в средней группе Опыт 1 На столе лежат банки с водой, дети бросают мелкие предметы в банки. Почему видно мелкие предметы? (Вода прозрачная). Воспитатель.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе Цель. Познакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины. Способствовать применению полученных знаний на практике.

Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста». Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Неделя опытов и экспериментов в подготовительной к школе группе В нашей группе- неделя экспериментов. Каждый день мы проводили новый опыт, обсуждали, рассуждали, делали выводы. Первый опыт- «Тонет или.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина» Карпова Елена БорисовнаОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Такие разные песок и глина.»Цель:Развитие познавательной.

Источник

Читайте также:  Amber roses edp 60 ml парфюмерная вода
Оцените статью