Уксус и сода надувают воздушный шарик
- Описание
- Что понадобится
- Ход опыта
Из курса школьной химии помним, что пищевая сода – это натрий двууглекислый или бикарбонат натрия илиNaHCO3.
Чтобы узнать химическую формулу уксуса (уксусной кислоты) обратимся к органической химии. Это слабая, предельная одноосновная карбоновая кислота с формулой CH3-COOH.
Итак, сода по классу химических веществ – кислая соль. Уксус – кислота.
Так как кислотный остаток уксуса сильнее, он замещает кислотный остаток в соде, образуя ацетат натрия (CH3COONa). Реакция протекает с выделением углекислого газа (СО2) и воды (H2O) и выглядит следующим образом:
NaHCO3 + CH3COOH → NaCH3COO + H2O + CO2
Ацетат натрия растворим в воде, поэтому мы не видим твердого осадка. Он известен как пищевая добавкаЕ262 и применяется как консервант.
Вода остается в бутылке, а углекислый газ начинает заполняет пространство над жидкостью. Газ имеет гораздо меньшую плотность, чем жидкость или твердое вещество, следовательно, объем при одинаковой исходной массе в разы превышает исходный. Тут можно вспомнить пар от кипящей воды. Плотность воды при температуре 99 С почти в 2000 раз выше плотности пара.
Итак, газ, выделяющийся в процессе реакции, постепенно заполняет все пространство и, не помещаясь в заданном объеме, начинает давить на стенки шарика. Резина растягивается, шарик надувается.
Кстати, эффект от этой реакции используют в кулинарии. Разрыхлители теста основаны именно на этом. Тесто становится “воздушным” благодаря молекулам углекислого газа, выделяющимся при контакте сухой смеси реактивов с жидкостью.
Источник
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Почему шарик надулся?»
Марина
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Почему шарик надулся?»
Цели:
— продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
— показать детям, как различные состояния веществ могут взаимодействовать и переходить из одного состояния в другое;
— развивать у детей наблюдательность и способность делать выводы, высказывать свои суждения.
Материал для проведения опыта:
— пищевая сода: пять столовых ложек;
— столовый уксус: половина стакана;
Описание опыта.
Напоминаем ребятам о Правилах безопасности во время экспериментальной деятельности.
В экспериментальной деятельности ребята с большим желанием принимают самое активное участие.
Предложить ребятам ответить: «Как можно надуть воздушный шарик?»
Предложить понаблюдать ещё за одним способом надувания воздушного шарика.
Ребята рассматривают необходимый для эксперимента материал, высказывая предположения о том, что бы это могло быть.
1. Настя и Ваня с помощью бумажной воронки пересыпают пять столовых ложек пищевой соды из стакана в воздушный шарик.
2. Надеваем воздушный шарик, наполненный пищевой содой, на горлышко бутылки, в которой налита половина стакана уксуса столового.
3. Настя придерживает пластмассовую бутылочку, а Саид поднимает воздушный шарик, чтобы пищевая сода высыпалась в бутылку с уксусом.
Сода высыпается из воздушного шарика в бутылку с уксусом, и шарик начинает надуваться!
Для подтверждения результатов эксперимента опыт повторили с ребятами ещё два раза. Использовали только то, что было приготовлено для проведения опыта, поэтому оба шарика надулись, но не стали такими большими, как в начале эксперимента.
Вывод.
При добавлении пищевой соды в уксус столовый происходит химическая реакция: выделяется углекислый газ. Углекислый газ, под давлением, которое создалось во время химической реакции, надувает воздушный шарик.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!
Опыт №3. «Водой масло не затушишь» Опыт №4. «Почему во время пожара часто происходит взрыв» Опыт № 3. «Водой масло не затушишь» Цель. Дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой. Материалы и оборудование. Стакан.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт-фокус «Как шарик в банку попал?» Цели: — воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; — формировать познавательный интерес к наблюдаемому явлению;.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт-фокус «Липкий стакан» Дети по своей природе – любознательны, им хочется обо всём узнать! Интересные занимательные эксперименты помогают удовлетворить детское.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт-фокус «Шарик на спице» Цели: — вызвать у детей удивление, которое в свою очередь рождает интерес к окружающему – желание узнавать, экспериментировать; — развивать.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха» Цели: — развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; — исследование давления воздуха; — развивать.
Опыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детей Во время занятий по теме «Фрукты» старались донести до сознания ребят, что все фрукты не только вкусны, но и полезны. Особенно полезны.
Опыт «Исследуем влагостойкость бумаги». Экспериментальная деятельность детей Цели: — формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; — закрепление и обобщение знаний о различных свойствах бумаги;.
Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Почему шарик не тонет в воде?» Цели: — развивать у детей любознательность, интерес к исследовательской деятельности; — продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;.
Опыт работы Экспериментальная деятельность .
Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56 «Сказка» ПРОЕКТ Опытно-экспериментальная деятельность детей.
Источник
Надуваем шарик содой и уксусом
В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и уксусом. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.
Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция.
После опыта мы расскажем почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.
Для проведения опыта нам понадобится:
- небольшая пустая бутылка
- пищевая сода
- уксус
- воздушный шарик
Сначала насыпаем соду внутрь шарика. Для удобства мы использовали воронку, но можно насыпать соду, например, чайной ложечкой. Насыпать можно около трех четырех чайных ложек.
В бутылку наливаем немного уксуса.
Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция. Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.
Мы использовали не очень много соды и уксуса, поэтому шарик надулся не очень сильно.
Совет
Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.
Объяснение опыта
Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень частно два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.
Пищевая сода является молекулами бикарбоната натрия. Пищевая сода это один из видов вещества, называемого базовым.
Уксус это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота это вид вещества, называемого кислотой.
Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. Данная реакция называется — нейтрализацией, так как в результате мы не получаем ни базовое вещество, ни кислоту.
В результате химической реакции мы получаем новые вещества: воду, вид соли и двуокись углерода (углекислый газ).
Углекислый газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.
Это интересно
Многие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!
Химическая формула
Если вы знакомы с химией, то вам может быть интересно, как описать реакцию, используя химическую формулу. Формула ниже описывает реакцию между бикарбонатом натрия и уксусной кислотой.
Бикарбонат натрия + Уксусная кислота → Ацетат натрия + Вода + Углекислый газ
NaHCO3 — бикарбонат натрия (также известен как гидрокарбонат натрия).
CH3COOH — уксусная кислота.
NaCH3COO — ацетат натрия (вид соли).
H2O — вода.
CO2 — двуокись углерода (углекислый газ).
Это интересно
Ацетат натрия — соль — используется для размораживание взлетно-посадочных полос в аэропортах. Сухой ацетат натрия испускает тепло, когда растворяется в воде!
Источник
Как надуть шарик содой и уксусом
Что делать если нет гелия для надувания воздушных шариков, а нужно надуть много больших шаров в домашних условиях? Сейчас мы продемонстрируем очень простой, но эффектный химический опыт с помощью которого можно легко надуть воздушный шарик. Проведение эксперимента предполагается под присмотром взрослых. Нам понадобятся:
Насыпаем немного соды в шарик (не более 3-4 чайных ложек). Для удобства можно использовать воронку или обычную ложку.В бутылку заливаем небольшое количество уксуса и осторожно надеваем шарик на горлышко бутылки таким образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку. После подготовительного процесса приподнимите шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку. Уксус начнет булькать и пенится, не стоит этого бояться, это выделяется углекислый газ, который в итоге и надует наш шарик. Несколько секунд и шарик надут, только придерживайте его, а то улетит! Оказывается вот так просто можно надуть шарик содой и уксусом!
Опыт основан на взаимодействии кислоты (уксус) и соли (сода). При реакции подобных типов веществ происходит так называемая реакция нейтрализации: в данном случае кислота и соль превращаются в воду и углекислый газ. Углекислый газ заполняет пустой объем и наполняет воздушный шарик.
На взаимодействии уксуса и соды основан еще один интересный химический опыт Вулкан.
Источник