Опытно — экспериментальная деятельность в старшей — подготовительной группе «Вода. Свойства воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Опытно — экспериментальная деятельность в старшей — подготовительной группе «Вода. Свойства воды».
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». (Китайская народная мудрость.)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost_dokument_microsoft_office_word.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно — экспериментальная деятельность
в старшей — подготовительной группе «Вода. Свойства воды».
Цели: Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
— развивать зрительное и слуховое восприятие.
— воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
— воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
— воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Ход опытно — экспериментальной деятельности
В группе оборудована мини-лаборатория. Входят дети.
Воспитатель. Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу лабораторию. Давайте со всеми поздороваемся. (Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО.
Воспитатель. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?
Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, и как настоящие учёные вместе попытаемся провести опыты?
Давайте распределим роли и узнаем, кто кем будет в нашей лаборатории.
Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории . Я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводить самые сложные опыты.
Моими заместителями — научными сотрудниками будут наши гости. Они будут помогать мне и следить за работой лаборантов.
Лаборантами будут дети. Они будут проводить опыты и эксперименты, делать выводы.
Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.
Воспитатель. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием – экспериментированием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель. О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Лужа, море, океан,
Пруд, ручей, родник, туман,
Озеро, река — всегда
В них отыщется … вода
Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель. Ребята, назовите свойства воды. Институт воды – это, то место, где люди проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой: проверить некоторые свойства воды. Поможем, ребята?
1опыт «Загадочная виноградинка»
Материал и оборудование: на подносе стакан, бутылка минеральной воды, стакан на блюдечке.
Воспитатель наливает минеральную воду в стаканы детям.
Воспитатель. Что это за вода?
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. Появились пузырьки, выходит газ.
Воспитатель. Я предлагаю вам бросить виноградинку в стакан с минеральной водой.
Воспитатель. Что происходит с виноградинкой?
Дети. Она опускается на дно.
Воспитатель. Почему виноградинка опускается на дно?
Дети. Виноградинка тонет, потому что она тяжелее воды.
Воспитатель. А теперь что вы видите?
Дети. Она покрылась маленькими пузырьками и всплывает.
Воспитатель. Ягодка покрыта пузырьками воздуха, а воздух легче воды и стремиться вверх. Вот он и поднимает виноградинку. Смотрите – на поверхности пузырьки начали лопаться, воздух улетучивается, и виноградинка снова опускается на дно. Как вы думаете, когда все пузырьки газа выйдут из воды, где окажется виноградинка? Ну что, же – посмотрим, поставьте стаканчики на поднос.
2 опыт «Волшебные яйца»
Материал и оборудование: на подносе две одинаковые банки с водой, два сваренных вкрутую яйца, соль, ложки.
Воспитатель . Возьмите две банки. Налейте в них одинаковое количество воды – больше половины. Насыпьте ложечкой соль (3-4 ложки) в банку с меткой и хорошо перемешайте. Какая вода на вкус в первой банке, как вы считаете?
Воспитатель. Какая вода на вкус во второй банке?
Дети. Простая, пресная, без вкуса.
Воспитатель. Теперь надо опустить яйца в банки с водой.
Положите яйцо на ложку и аккуратно опустите в банку: сначала в одну, потом в другую. Что происходит?
Дети. В банке с пресной водой яйцо утонуло, а в банке с соленой водой всплыло.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему так происходит ? Это значит, что соленая вода более плотная, чем в пресная, поэтому в ней легче плавать. Как вы думаете, где легче научится плавать – в реке или на море? Почему? ( Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает вопросами, подсказывает).
Воспитатель. Какое свойство воды мы доказывали опытами с виноградинкой и яйцом? В какой воде тяжелые предметы тонут, а легкие остаются на поверхности? Какой можно сделать вывод?
Вывод: в чистой воде тяжелые предметы тонут, а легкие остаются на поверхности.
Воспитатель. А сейчас в работе нашей лаборатории я объявляю перерыв, надо немного отдохнуть, ведь научная работа требует очень много сил. Лаборанты, подойдите, пожалуйста ко мне, мы поиграем в игру «Бывает — не бывает». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать: если «Да» — то хлопайте в ладоши, если «Нет» — то качайте головой.
•Вода бывает теплой? (Бывает).
• Вода бывает чистой? (Бывает).
•У воды бывает форма? (Не бывает).
• Вода бывает прозрачной? (Бывает).
• Вода бывает грязной? (Бывает).
• Вода бывает сердитой? (Не бывает).
• Вода бывает холодной? (Бывает).
• Вода бывает твердой? (Бывает).
Воспитатель . Занимайте свои места, продолжаем нашу рабату.
3 опыт «Цветная вода»
Материал и оборудование: на подносе два стакана с водой, один пустой стакан, акварельные краски, кисточка, подставка.
Воспитатель. А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия по рисованию вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется?
Воспитатель. У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать?
(Дети и взрослые в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый) .
Воспитатель. Молодцы! У всех получился зеленый цвет.
4 опыт «Радуга в стакане»
Материал и оборудование: стаканы; сахар, насыпанный в емкость; краски; кисти; вода; шприц без иглы; чайная и столовая ложки.
Воспитатель. Продолжаем нашу работу на окрашивание воды. Каждому лаборанту необходимо насыпать в пустой стакан сахар столовой ложкой. Я раздала вам памятки, к которых указано количество сахара. (дети выполняют) . Теперь в каждый стакан добавляем по 3 ложки воды и тщательно перемешиваем (дети и взрослые выполняют) . Далее смотрим на памятку и закрашиваем воду в указанный цвет. (дети и взрослые выполняют)
Воспитатель. Какого цвета получился раствор? (дети отвечают).
Воспитатель. А теперь лаборанты по одному будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала тот, у кого в стакане 4 ложки сахара, затем тот, у кого 3 ложки сахара и т.д.
А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются).
Воспитатель . В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Какое свойство воды мы с вами доказали экспериментальным путем?
Дети: Воду можно окрашивать в разные цвета.
Воспитатель . Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что стало с виноградинкой из первого опыта? Почему? Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали?
Воспитатель . Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия, очень хорошо планировали свою работу.
На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! Я благодарю вас за прекрасную работу! До новых встреч, друзья!
Источник
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Вода»
Анна Офицерова
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Вода»
Цели: ознакомление детей со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
Задачи проекта:
• Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
• Формировать представления детей о значении воды в жизни человека;
• Воспитание бережного отношения к воде.
Продолжительность проекта – 1 неделя.
Участники проекта – дети 2 младшей группы, воспитатели, родители группы.
Автор проекта – Офицерова АВ
Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких,как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой – снег?», «Почему вода жидкая?», «Почему лед твердый?» и т. д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка,совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы
1. Расширение представления о воде, умение определять различные состояния воды.
2. Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса.
3. Формирование у детей и родителей интереса по теме
4. Воспитание бережного отношения к воде.
1 этап. Подготовительный
• Создание картотеки стихов, загадок о воде и ее состояниях
• Ежедневные наблюдения в природе (снег, лед, вода)
• Подбор иллюстраций о состояниях воды, «где живет вода?», «вода в сказках», «кто живет в воде?»
2 этап. Основной
• Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций «Где живет вода?».
• Беседа «Зачем цветам нужна вода?» Рассматривание в совместной деятельности цветка в горшке, который не поливали. Что с ним произошло? Дети делают вывод, что растениям для роста необходима вода.
• Проведение опыта со снегом. Дети рассмотрели снег, рассказали какой он? Потрогали снег руками. Пришли к выводу, что снег холодный, белый, блестящий, искристый, пушистый, рыхлый или липкий. В ладошках снег тает, так как ладошки теплые, а снег холодный. (продолжили опыт со снегом в тазу). Снег превратился в воду. Пришли к выводу, что снег-это состояние воды. Сравнили объем снега и объем получившейся воды.
• НОД Лепка «Путешествие капельки воды»
• Посадка лука и беседа о необходимости воды для роста и развития лука
• На прогулке провели беседу «осторожно, гололед!» и о поведении на прогулке во время схода снега, сосулек с крыши.
• НОД «Экспериментирование с водой»
3 этап Заключительный.
Проект «Следопыты» был реализован, достиг своих целей
Цели на будущее:
• Продолжить беседы, игры и эксперименты с водой
• продолжить заучивать стихи и потешки о воде и значении воды в жизни человека
• продолжить совершенствовать культурно-гигиенические навыки с использованием воды
Прикреплённые файлы:
proekt-voda-po-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti_u4h5i.pptx | 7866,49 Кб |
Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.
Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница-вода» «Что я слышу-забываю, Что я вижу помню, Что я делаю -понимаю». Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность.
Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте является важным способом познания детьми окружающего мира,помогает овладеть.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .
«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Волшебная вода» Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад «Калинка» п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.
Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.
Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька» Образовательная область: познавательное развитие. Тема проекта: вода и её свойства. Творческое название: «Капелька» Участники проекта:.
Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: — поддержать.
Источник