Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с солью»
Анна Резенова
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с солью»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с солью»
Цель: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с солью.
Задачи:
• Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности детей.
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с коллегами по работе.
Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирование и поисковой деятельности детей.
Сейчас мы поговорим, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности с детьми. Что же такое соль?
Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно-хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета-соль рассыпал-к ссоре. Поэтому люди придумывали пословицы. Какие из них вы знаете? (Даются карточки с пословицами, их надо соединить).
Без соли невкусно,без хлеба не сытно.
Без воли-силы нет,без соли-вкуса нет.
Без соли, без хлеба— худая беседа.
Всем угодишь-себе насолишь.
Еде нужна соль, но в меру.
Несолоно хлебать, что немилого целовать.
Как с детьми можно использовать соль? Какие опыты можно постави ть?
1.Соль бывает мелкая и крупная. (Можно детям продемонстрировать мелкую и крупную соль, дать им потрогать и убедиться, что на самом деле она бывает разной).
2.Она белого цвета, имеет солёный вкус. (Можно дать попробовать на вкус сахар и соль и сравнить их вкусовые качества. Можно взять два стакана с водой и предложить детям в одном из стаканов растворить соль.
3. Не имеет запаха. (Дать понюхать обычную соль, а потом йодированную, объяснив, что если добавить вещество с запахом, то соль впитывает этот запах).
4.«Волшебные мешочки». Можно предложить детям четыре мешочка с солью, камушками, ватой, гречкой. Дети на ощупь должны найти мешочек с солью. Таким образом ребенок тактильно должен узнать правильный мешочек с солью. Тут еще работает мелкая моторика рук.
5.«Плавающее яйцо». Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначало яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим яйцо плавает. Почему? Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
6.«Соль растворяется в воде». Для опыта понадобятся два стакана с холодной и теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.
7.«Акварель + соль». Можно познакомить детей с техникой рисования «акварель + соль». Предложить нарисовать радугу и сразу же хорошенько посолить весь лист. Что же происходит с рисунком? При попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности вокруг кристалликов соли образуются светлые пятнышки неопределенной формы. В зависимости от величины крупинок соли, пятнышки можно получить разной величины.
8.«Соль + мел». Чтобы быстро окрасить соль нам понадобятся мелки разных цветов. Мы просто насыпаем соль на лист бумаги и начинаем рисовать мелками. Мы видим, что соль окрашивается. Можно предложить детям высыпать соль в прозрачный сосуд и у нас получиться разноцветная ваза, в которую потом можно предложить сделать и поставить цветы. Получается прекрасный элемент декора.
9. «Соленое тесто». Можно старшим дошкольникам предложить взять в равных пропорциях соль и муку, добавит воды и замесить тесто. А потом предложить, что-нибудь слепить. Малышам можно давать готовое тесто. Так же возможно предложить добавить в тесто гуашь и размять кусочек теста. Ребенок увидит, что тесто можно окрасить, добавив краски. А можно готовую ужу высохшую работу раскрасить. Использование соленого теста благоприятно влияет на развитие мелкой моторики рук.
10. «Пальчиковые краски».Для приготовления пальчиковой краски нам понадобится:
• 1-2 стол. Ложки соли
• 1-2 стол. Ложки растительного масла
• 1 столовая ложка клея ПВА (можно и без клея)
Смешиваем соль с мукой, добавляем воду, растительное масло и клей. Замешиваем консистенцию, как на «блинчики». Для рисования такими красками традиционные кисти не подходят. Для этого применяются палочки, соломинки, ладошки, пальчики. Наличие в красках соли способствует массажу пальчиков и ладошек. С помощью гуаши можно окрасить краски в разные цвета. Такие краски полезны для развития мелкой моторики. В процессе рисования ребенок рассказывает о том, что нарисовал, составляет связный рассказ, обогащает словарный запас. Самый большой плюс – это удовольствие от создания красок своими руками и получение результата.
Таким образом можно сделать вывод, что обычные вещи таят в себе массу возможностей для познания нового и творческой деятельности. Мы это увидели на обычной соли. К тому же из соли можно вырастить кристаллы, можно делать шипучие соленые шарики для ванны. К тому же соль –замечательный материал для нетрадиционного рисования и изготовления с детьми интересных поделок.
Комплекс бодрящей гимнастики для проведения мастер-класса с педагогами на методическом объединении Уважаемые коллеги,предлагаю вам комплекс бодрящей гимнастики для проведения мастер-класса с педагогами. Уважаемые коллеги! -Крикните громко.
Конспект мастер-класса с педагогами дошкольных учреждений по интеграции образовательных областей Инструктор по физической культуре: Куприянова Вера Николаевна МАДОУ № 9 «Сказка» Топкинского муниципального района Конспект мастер — класса.
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Вступление: Детство – это.
Мастер-класс на тему «Опыты и игры-эксперименты с детьми в домашних условиях». Медиаресурс для родителей дошкольников На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.
Мастер-класс «Рисуем цветной солью» Мастер — класс на тему: «Рисуем цветной солью» Смотрела в интернете идеи по рисованию цветным песком и решила попробовать создать свой шедевр.
Мастер-класс по поисково-исследовательской деятельности с педагогами, родителями или детьми «Здоровье на 5+» Мастер-класс по поисково-исследовательской деятельности с педагогами, родителями или детьми. Звучит музыка из передачи «Жить здорово» Воспитатель:.
Мастер-класс «Рисование солью» Мастер — класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель: Пропаганда среди педагогов техники рисования морской солью, как.
Мастер-класс с педагогами «В поисках волшебных башмаков» с использованием нестандартного оборудования по плоскостопию Сегодня на нашем мастер-классе я хочу познакомить вас с примерными упражнениями для укрепления мышц стопы с использованием нестандартного.
Мастер-класс с педагогами «Вместе веселее» Вместе веселее МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Коллективные работы детей, как метод интеграции образовательных областей Воспитатель:.
Нетрадиционное занятие по экспериментированию «Опыты с водой» Нетрадиционное занятие по экспериментированию (опыты с водой). Авторы: Чеботарева И. Н. ; Грищенко Л. В. Экспериментальная деятельность в.
Источник
НОД «Опыты с водой и солью»
Анай-Хаак Чажапаан
НОД «Опыты с водой и солью»
Старший дошкольный возраст
Цель. Продолжать формировать представление о свойствах и пользе воды и соли. Учить самостоятельно проводить опыты. Учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. Активизировать словарь (кристаллы, растворяется).
Материал и оборудование. Мультимедийная установка, слайды. Пластмассовые стаканы с пресной водой. Тарелки с солью. Сырые яйца. Ложки. Трубочки для коктейлей. Стакан и нитка с выкристаллизовавшейся солью (результат проведённого эксперимента). Лупы. Тарелки с цветной солью. Шаблоны морских звёзд. Листы картона. Простые карандаши. Клей.
Предварительная работа. Беседа о солёных озёрах и морях и их обитателях. Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомства с глобусом моделью Земли.
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель. Добро пожаловать в нашу лабораторию!
Звучит тихая музыка. Дети садятся за столы.
Воспитатель. Ребята посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. (слайд Земли). Ребята, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем. (чай или какао на завтрак; компот или сок на обед; молоко или кефир на полдник; чай на ужин; дома ещё раз пьём чай и т. д. Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет жидкости, которую пьем». (чай, компот, сок, минеральная вода, газировка, кисель, какао, морс, кока-кола и т. д.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем экспериментировать, ставить опыты. Вначале предлагаю поделиться знаниями о воде. Скажите, кому и для чего нужна вода.
Дети. Для питья людям, животным, растениям.
Воспитатель. Вода- основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку.
Расходуй её бережно, мой друг!
Воспитатель. Поговорим о свойствах воды. На столах у вас стоят стаканы с водой. Какую форму приняла вода?
Дети. Вода приняла форму стакана.
Воспитатель. Верно. А если налить воду в вазу, какую форму она примет?
Дети. Вода примет форму вазы.
Воспитатель. О каком свойстве воды мы говорим!
Дети. Вода не имеет собственной формы.
Воспитатель. Из стакана воду можно вылить. Значит, вода какая?
Дети. Вода жидкая.
Воспитатель. Какого цвета обычная вода?
Дети. Она бесцветная.
Воспитатель. Есть ли у воды вкус?
Дети. Она не имеет вкуса.
Воспитатель. Можно ли изменить вкус воды? Если да, то с помощью чего?
Дети. С помощью соли, сахара и лимона.
Воспитатель. Есть ли у воды запах? Понюхайте.
Дети. Запаха нет.
Воспитатель. Перечислите свойства воды.
Дети. Вода-это жидкость без цвета, без вкуса, без запаха и без формы.
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Кругом вода, а с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?
Дети. В солёном озере, в море, в океане.
Воспитатель. Да, в этих водоёмах, в отличие от рек, прудов и большинства озёр, вода солёная. Есть на Земле море, которое когда-то было большим и глубоким. В нём водилась рыба, плавали небольшие корабли, катера, лодки. В это море втекали две широкие реки. Люди начали брать из этих рек слишком много воды для полива садов и полей, поэтому мору стало мелеть. А сейчас в нём воды почти не осталось. Это Аральское море. Если смотреть на него издалека, оно кажется пустыней с белым песком. Но это не песок, а соль.
Многие из вас были в озере Дус-Холь, купались в нём. Вода, достигая берега, постепенно испаряется, а соль остаётся. Вы, конечно, это заметили.
На экране слайды с изображением озера Дус-Холь.
Воспитатель. Вспомните опыт с солью, водой и ниткой, который мы проводили. Что мы делали?
Дети. Мы растворили соль в воде. Опустили в стакан с раствором нитку и оставили на некоторое время.
Воспитатель показывает, что произошло с ниткой, солью и водой. Объясняет, что вода испарилась, а соль кристаллизировалась на стенках стакана и на нитке.
Воспитатель. Точно также соль кристаллизуется на дне и берегах Аральского моря. Воспитатель. Начинается вода с понятия «капля» и заканчивается понятием «океан». Представьте, что вы капельки, и поиграем. Дети встают вокруг воспитателя. В. У мамы Тучки были детки капельки. Мама Тучка отправила их на Землю, чтобы напоить леса, поля, птиц, зверей, людей. Полетели капельки на Землю, попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке, соединились они в ручейки и побежалив разные стороны (бегут в рассыпную).Встретились однажды ручейки (выстраиваются в колону за воспитателем) и стали одной большой рекой (бегут за воспитателем змейкой.) Река текла, текла влилась в море (встают вокруг воспитателя) а море соединилось с океаном (берутся за руки, расширяют круг). Опыты.
Воспитатель. Попробуйте воду из стакана. Какая она-пресная или солёная?
Дети. Она пресная.
Воспитатель. Аккуратно опустите в стакан с водой яйцо. Что произошло?
Дети. Яйцо утонуло.
Воспитатель. Положите в другой стакан 4 ложки соли и хорошо размешайте, чтобы соль растворилась. Попробуйте воду, какая она?
Воспитатель. Достаньте яйцо из стакана с пресной водой и опустите его в стакан с солёной водой. Что произошло?
Дети. Яйцо плавает, не тонет.
Воспитатель. Да, в солёной воде яйцо не тонет. Так же не тонет человек в солёном озере Дус – Холь.Вспомните: во время купания солёная вода как бы выталкивает вас.
Перед вами тарелки с солью. Посмотрите на соль в лупу. Какая она?
Дети. Похожа на зернышки, и кристаллики.
Воспитатель. Подуйте в трубочки для коктейля над солью. Что произошло?
Дети. Кристаллики пересыпались, разлетелись.
Воспитатель. В тарелку с солью налейте немного воды. Куда делась вода?
Дети. Она впиталась в зернышки.
Воспитатель. Налейте побольше воды. Что стало с солью?
Дети. Соль растворилась.
Воспитатель.Не зря говорят: «Соль в воде родится, а в воды боится». Скажите, для чего человеку нужна соль?
Дети. Её добавляют в пищу. Зимой солью посыпают дороги.
Воспитатель. Вы многое узнали о соли. Перечислите свойства соли.
Дети. Соль белая, солёная, сыпучая, она блестит, кристаллизуется. Впитывает в себя воду, растворяется в воде.
Воспитатель. Вспомните пословицы и поговорки о соли.
Дети. Хлеб да соль – всему голова.
Хлеб, соль и вода – молодецкая еда.
Кто ест соль, тот и воду пьет.
Плох обед, если соли нет.
Воспитатель. А теперь послушайте старинную словацкую сказку «Соль и золото».
Было у короля три дочери. Состарившись, он решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит.Созвал их король и спрашивает:
— Как вы, доченьки, любите меня?
-Как золото, — сказала старшая дочь.
— Как венок свой зелёный, — ответила средняя дочь.
— Как соль, — сказала младшая Марушка.
Разгневался король на младшую дочь и прогнал её прочь из дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И в один прекрасный день исчезла соль. Всё, что готовили самые искусные повара, стало пресным и не вкусным.
И пришлось королю покупать соль по баснословной цене. Тогда король понял, какая необходимая вещь – щепотка соли. Понравилась вам сказка?
Воспитатель. Ещё мы узнали, что соль используют как добавку к пище. А ещё можно рисовать солью. Этим мы сейчас и займёмся. Мы будем рисовать морских звёзд, которые живут в солёной воде.
На экране слайд с изображение морских звёзд.
Дети описывают это животное. Один ребёнок показывает приёмы работы: рисует по шаблону морскую звезду, кистью наносит клей на поверхность изображения, затем насыпает цветную соль.
Дети приступают к работе. При необходимости воспитатель оказывает помощь.
По окончании дети рассказывают о своих звёздах, набирают самые интересные «рисунки».
Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.
Презентация «Опыты с водой в средней группе» Подготовила: воспитатель Бережная Е. Н. В дошкольном учреждении проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Экспериментальная деятельность «Опыты c водой для дошкольников» Прозрачность воды Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или.
Опыты с водой с детьми средней группы конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по экологии на тему : «Свойства воды» воспитатель Мироненко.
Проект «Опыты с водой» во второй младшей группе Опыты с водой во второй младшей группеОпыт № 1. «Вода не имеет цвета. Окрашивание воды». Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как.
Опыты с водой «Замерзание жидкостей» Замерзание жидкостей. Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Материал. Формочки.
Опыты, эксперименты с водой и льдом в средней группе С помощью занимательных экспериментов мы с детьми знакомимся со свойствами воды, земли, воздуха. Опыты и эксперименты дарят детям массу.
Познавательно-исследовательский проект «Удивительные опыты с солью» с детьми подготовительной группы Тема исследования: «Удивительные опыты с солью». Объект исследования: соль. Предмет исследования: свойства соли Участники проекта: дети.
Экспериментирование с мукой, водой и солью в старшей разновозрастной группе Экспериментирование с мукой, водой и солью в старшей разновозрастной группе 25 октября 2018 года В этот день мы с детьми сначала просмотрели.
Источник