- Свойства воды. Опыты и выводы, 3 класс. Окружающий мир
- Окружающий мир 3 класс 1 часть. Вода стр. 51 – 54
- Практическая работа «Свойства воды»
- Проделай опыты по инструкции учебника. Определи и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в рабочей тетради.
- Опыт 3.
- Свойства воды
- 1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.
- 2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.
- 3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.
- Проверь себя
- 1. Какую роль играет вода в жизни организмов?
- 2. Как мы изучали свойства воды?
- 3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?
- 4. Как можно очистить загрязнённую воду?
- Задание для домашней работы
- Смотрите также:
- На следующем уроке
- 1. Из чего состоят облака?
- 2. Почему идёт дождь?
- 3. Как образуется снег?
- Урок окружающего мира. 3 класс. Вода и её свойства (практическая работа)
Свойства воды. Опыты и выводы, 3 класс. Окружающий мир
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
— О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без. (воды).
— Тема нашего занятия — вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
— Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
— В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2.
Какого цвета вода?
— На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
— Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
— Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Каков запах воды?
— Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
— А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4.
Вода — растворитель.
— Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой — столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
— Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода — растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
— Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй — марганцовка, третий — напиток в порошке.
— Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).
Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
— Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
— Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
— Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
— Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
— Отделите три части в одну сторону, а одну часть — в другую. Вставьте в воронку.
— По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
— Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
— Почему?
— Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
— Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении — сжимается.
Опыт 7.
— Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
— Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
— Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
— Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство — текучесть).
— Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
— Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
— Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!
Источник
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Вода стр. 51 – 54
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое вода и какими свойствами она обладает.
Практическая работа «Свойства воды»
Проделай опыты по инструкции учебника. Определи и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в рабочей тетради.
Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве это говорит?
Цель этого опыта определить, является ли вода прозрачной.
Опускаем в полный стакан ложку и замечаем, что её видно как над поверхностью, так и под ней.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли она цвет?
Цель опыта определить, какой цвет имеет вода.
Сравниваем воду в стакане с полосками из учебника. Убеждаемся, что она не красная, не зелёная, не синяя, и даже не белая.
Вывод: вода бесцветная.
Опыт 3.
Определи, имеет ли чистая вода запах.
Цель опыта определить, имеет ли вода запах.
Понюхаем воду в стакане. Никакого запаха мы не ощущаем.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?
Цель опыта определить, может ли вода растворять различные вещества.
Поместим в стакан немного соли и размешаем. Соль исчезла, она растворилась. В другой стакан бросим измельчённый мел и размешаем. Мел не растворился.
Вывод: вода может растворять многие вещества, но не всё.
Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?
Цель опыта проверить, можно ли очистить загрязнённую воду.
Нальём в стакан загрязнённую воду чрез бумажный фильтр. В стакане она окажется уже чистой, а фильтр станет грязным.
Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.
Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в кипяток. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?
Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при нагревании.
Колбу с водой поставим в кипяток и увидим, что в колбе она поднимается.
Вывод: при нагревании вода расширяется, так как её частицы начинают двигаться быстрее.
Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?
Цель опыта узнать, как ведёт себя вода при охлаждении.
Колбу с водой поставим в тарелку со льдом. Вода в колбе опускается.
Вывод: при охлаждении вода сжимается, так как её частицы начинают двигаться медленнее.
Свойства воды
1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.
Это верные предложения, которые раскрывают значение воды для живых существ.
Из текста мы узнаем, что вода входит в состав любого живого организма, а значит никто не может существовать без неё.
А также, мы узнаем, что для многих организмов вода — природный дом. А значит эти организмы не могут существовать без воды.
2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.
При нагревании её частицы начинают двигаться быстрее, они сильнее ударяются о друг друга и разлетаются на большие расстояния. А значит она при нагревании расширяется, увеличивает свой объём.
При охлаждении происходит обратное. Частицы движутся медленнее, слабее ударяются и разлетаются на небольшие расстояния. Значит, при охлаждении вода сжимается, уменьшает свой объём.
3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.
Свойство растворять другие вещества используется в кулинарии. Мы растворяем соль, сахар, кофе, чтобы придать пище приятный вкус или получить аппетитный напиток.
Вывод: способность воды растворять другие вещества давно используется человеком для своих целей.
Проверь себя
1. Какую роль играет вода в жизни организмов?
Без неё невозможно существование живых организмов. Ведь она входит в состав любого живого организма, а для некоторых является ещё и домом.
2. Как мы изучали свойства воды?
Мы изучали её свойства с помощью опытов.
3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?
Я знаю такие свойства, как прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, растворять другие вещества.
4. Как можно очистить загрязнённую воду?
Её можно очистить с помощью специальных фильтров.
Задание для домашней работы
Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.
Каждый день члены моей семьи в среднем выпивали около полутора литров жидкостей. Потому что без этого человек не может прожить ни дня.
Смотрите также:
На следующем уроке
Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы:
1. Из чего состоят облака?
Облака состоят из водяного пара и капелек.
2. Почему идёт дождь?
Дождь идёт потому, что капли в облаках становятся слишком большими, и не могут удерживаться в воздухе.
3. Как образуется снег?
Снег образуется при замерзании в воздухе капелек.
Источник
Урок окружающего мира. 3 класс. Вода и её свойства (практическая работа)
Окружающий мир 3 класс.
Тема: Вода и её свойства (практическая работа)
формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и
познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;
учить работать с предложением через практический подход;
развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда; развитие самоконтроля;
воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу; воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.
экспериментальным путем выявить свойства воды
расширить представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно-смысловых фрагментов о воде
создать условия для усвоения школьниками новых естественнонаучных понятий
использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом
содействовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата
развитие устных речевых умений учащихся
способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде.
— узнают о значение воды для живого, физические свойства и химическое свойства воды, необходимость бережного использования воды
— научатся определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки
— научатся экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды
— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми — понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания
— адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог) — вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам
— принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке.
— формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях-формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности — учить организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
Общеклассное : стаканы с водой, полоски цветной бумаги, гвоздь, пробка, плакат с пословицей и названиями рек, глобус.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Индивидуальное: учебник 3 класса «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков, рабочая тетрадь с печатной основой, смайлики с изображением капелек воды (жёлтые и синие)
Технологии: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, групповые технологии.
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок исследование)
1. Организационный момент.
Добрый день любители природы.
Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.
Какое настроение возьмём с собой.
Тогда вперёд за знаниями.
2. Постановка темы урока.
1). Вступительное слово учителя:
— Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того. Что чудеса постоянно окружают нас.
Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.
— Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.
2). Отгадывание темы урока.
— Посмотрите на доску: В этом ребусе заключена тайна нашего урока. Отгадайте её (на доску вывешивается ребус, учащиеся его рассматривают, предлагают варианты отгадок. Отгадка — вода).
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
— Что это за таинственное чудо? — это ВОДА!
3. Актуализация знаний.
а) — Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой?
— А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему воду таинственной называют
б) Показ презентации «Вода и её свойства» — Слайд 1 : » Вода в природе»
Слайд 2 : картинка + стихи:
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Слайд 3 : Как сосулька замерзает + картинка
Слайд 4 : В лес туманом заползает
Слайд 5 : Ледником в горах зовётся + картинка
Слайд 6 : Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода, наша спутница всегда + картинка
Слайды 7-9 : Дождь, роса. Лёд, снег. Облака, пар, туман,
Слайд 10 : Вода под микроскопом.
Слайды 11 -15 : Океан. Море. Река. Озеро. Болото + картинки — всё это водоёмы.
На болоте 2 лягушки.
Две зелёные квакушки.
Рано утром просыпались, полотенцем растирались
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкульт — привет.
5. Продолжение работы.
— Как вы думаете, много ли воды на земле? Посмотрите на глобус. Реки покрывают наш Земной шар, словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
— Как вы думаете, какую роль играет вода в жизни организмов? Прочитаем об этом в учебнике на с. 53.
6. Практическая часть урока. Проведение опытов.
— А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.
Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, стакан с молоком.
Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.
— Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная (запись в тетрадь – с. 31)
На доску вывешивается значок прозрачности воды —
Цвет и изображение. Перечёркнутый глаз.
Оборудование: стакан с водой.
— Второй опыт мне поможет провести мой помощник…(девочка выходит к учителю и начинает свой опыт с рассказа).
— Однажды мне стало интересно, есть ли у воды запах? Я спросила у мамы: «А какой у воды запах?»
Мама сказала: «Давай узнаем. Надо провести опыт».
Мы налили воду в стакан и понюхали: сначала мама, потом – я.
Мама сказала: «Я ничего не почувствовала, никакого запаха нет».
— И я тоже не почувствовала никакого запаха.
— Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в моём стакане. Какой запах вы чувствуете?
Вывод: ни мама, ни Лена, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали. Значит, вода не имеет запаха (запись в тетрадь)
На доску вывешивается значок воды без запаха
Оборудование: стакан с водой.
Этот опыт мне тоже поможет провести помощник… (мальчик выходит к учителю и начинает свой опыт с рассказа).
— А у меня возник такой вопрос: есть ли у воды вкус?
Мы потребляем воду из пищи.
— Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.
Вот интересно: есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса — нет.
А теперь и вы попробуйте воду.
Как вы думаете: Есть ли у воды вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса (запись в тетрадь)
На доску вывешивается значок воды без вкуса
г) — Сейчас вы увидели три опыта, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали свойства воды. Какие это свойства мы сейчас повторим, а помогут нам значки.
— Закрепление: Вода — это бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса.
(выходят кадры презентации — идёт продолжение презентации — слайды 16-17).
6. Работа с учебником и тетрадью.
— Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 53.
а) – На с. 52 — 53 найдите и прочитайте описание ещё 4 опытов.
— Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.
— Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.
(гвоздь утонул, а пробка нет). Гвоздь железный, тяжёлый — утонул.
— Пробка лёгкая — осталась плавать.
— Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тону, вы узнаете на уроках физики.
— Как воду можно очистить? Запись результатов опытов в тетрадь.
С. 32 в тетради – задание 5. Проверка.
в). А теперь давайте рассмотрим таблицу » Превращение воды» (с.55 внизу)
— Какое слово написано в середине? — Вода.
— Как вы думаете, что показывают стрелочки?
— Прочитайте название темы текста. Причитаем текст.
Сообщение учителя: Снег, дёд, град, иней — это вода в природе находится в твёрдом состоянии (слова вывешиваются на доску и значок твёрдости — квадрат). Роса — это вода в жидком состоянии — на доске капелька воды. Туман, пар — это вода в газообразном состоянии — чайник с паром.
— Скажите, зачем нужна вода?
Вывод: Вода — это жизнь.
И сейчас мы в этом убедимся, посмотрев презентацию.
д). Показ презентации (окончание презентации — слайды 18-29).
На последнем кадре ученик читает стихотворение:
Символ жизни на Земле — вода!
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!
7. Итог урока. Рефлексия.
— Что нового узнали на уроке?
Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые.
Синяя капелька — урок понравился, было интересно.
Жёлтая — возникали трудности.
— Поднимите капельку, которую считаете нужной.
8. Домашнее задание.
Вспомнить то, о чём говорили на уроке, подготовить рассказ о свойствах воды.
Учебник стр. 51 – 56 читать, ответить на вопросы. Р/т — с.29 — 30 № 1, 2, 3.
По желанию – с. 32 № 6
Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011 год
Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение. 2011 год
А.А.Плешаков Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 ч. Ч.1./ А.А.Плешаков. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013год.
Рабочая тетрадь 2 ч. к учебнику для 3 класса «Окружающий мир» А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2013 год.
А. А. Плешаков. Атлас-определитель. М.: Просвещение, 2012 год
Источник