Занятие по внеурочной деятельности «Опыты с газировкой»
Опыт 1. Определение pH-среды газированных напитков.
Оборудование: чашечки с пепси-колой , фантой и лимонадом, универсальная индикаторная бумага
Из источников информации мы узнали, что реакция среды данных напитков может составлять 2,8 – 3, что означает реакция среды кислотная. Возьмем универсальную индикаторную бумагу и смочим в наших напитках и сравним со шкалой.
Результат:
Напиток Значение рН Степень кислотности
Лимонад 4 Уровень кислотности средний
Фанта 3 Высокий уровень кислотности
Кока-кола 2,5 Высокий уровень кислотности
Вывод: Изменение окраски индикатора подтверждает то, что во всех образцах присутствуют в качестве добавок кислоты. Значит, это позволяет предположить, что данные напитки, имея высокую кислотность своих растворов, могут пагубно влиять на желудочно-кишечный тракт человека.
Консерванты входят в состав почти всех продуктов питания, которые сегодня есть на прилавках магазинов. Они продлевают срок хранения продуктов, повышают вкус, усили-вают цвет . Среди них есть положительные и отрицательные, которые вредят организму. С помощью опыта попробуем определить все газированные напитки содержат консерва-нты
Опыт 2. Обнаружение консервантов в газировке.
Оборудование: стаканчики с фантой, кока-колой и лимонадом , сухие дрожжи
В колбы налили исследуемые газированные напитки: Кока-кола, Фанта, и Лимонад. Затем в каждую пробирку с раствором, добавили несколько грамм дрожжей и надели на горлышко колбы воздушный шарик. Пробирки с растворами оставили на сутки. ( см. Приложение)
Результаты:
Напиток Наличие консервантов
Лимонад +
Фанта +
Кока-кола +
Вывод: проведя эксперимент с газированными напитками, мы убедились, что все напитки содержат консервант, т.к. шарик не надулся в ходе химической реакции. Консерванты подавляют реакции брожения углеводов:
дрожжи
С6H12O6 → 2CO2 + 2C2H5OH
глюкоза
Опыт 3. Влияние газированной воды на белок яйца.
Оборудование: стаканчики с фантой, лимонадом и кока-колой, яичный белок
В чашечки с газированными напитками мы добавили яичный белок. В ходе опыта можно было увидеть, что сырой яичный белок в напитках Фанта и Кола вызвал активное выделение газа и скорее всего под действием этих газов всплыл на поверхность. Только в Лимонаде он почти опустился на дно в виде хлопьев.
Вывод: в сильно газированных напитках яичный белок он поднимается на поверхность вместе с углекислым газом, значит, из исследуемых напитков наименее газированным оказался Лимонад.
Опыт № 4. Влияние красителей, входящих в состав газированных напитков, на яичную скорлупу.
Оборудование: стаканчики с фантой, лимонадом и кока-колой, яичный белок
В чашки положили по кусочку яичной скорлупы, залила газированной водой исследуемых марок. Через два дня в Кока-коле яичная скорлупа покрылась слизью и стала хрупкой; в Фанте на яичной скорлупе образовался налет; в Лимонаде видимых изменений нет.
Вывод: газированные напитки отрицательно влияют на природные соединения кальция, т.е. на костную систему человека, напиток Лимонад менее агрессивны.
(см. Приложение ).
Опыт 5. Газированная вода и «Ментос»
Оборудование: стаканчики с фантой, лимонадом и кока-колой, конфета «Ментос»
Ментос (особенно неокрашенный и неглазированный) создаёт неоднородности, которые служат центрами высвобождения растворённого углекислого газа. Другие ингредиенты, которые играют роль в цепной реакции,— аспартам (заменитель сахара), бензоат натрия (консервант) и кофеин в кока-коле, и гуммиарабик и желатин в «Ментосе».
Эти ингредиенты хорошо сочетаются друг с другом, и если их смешать и добавить достаточное количество центров высвобождения газа, начинается бурная реакция, которая высвобождает сразу весь углекислый газ, что и приводит к фонтану из колы до 7 метров высотой.
Мы проделали такой же эксперимент. Но, такого фонтана не было, хотя реакция шла достаточно бурно. Таким образом, можно сделать вывод, что в наших напитках аспартама нет.
Вывод: Реакция произошла, т.к. в напитке имеется ортофосфорная кислота, а конфета содержит щелочные компоненты.
Опыт 6. Влияние газированой воды на мясо.
Оборудование: стаканчики с фантой, лимонадом и кока-колой, пинцет, кусочек говядины.
Пинцетом захватить кусочек мяса и поместить в стаканчики с напитками. Уже через 5 минут мясо посветлело в фанте и кока-коле, а в лимонаде осталось без изменения . Оставили его в стаканчиках на 3 дня.
Результаты: В эксперименте после того как мы вытащили кусочки мяса, увидели , что они в обоих случаях выглядят сваренными. Это же происходит со стенками нашего желудка.
Вывод: опыт показывает что кола и фанта наносят вред и нашем желудку.
Опыт 7. Определение ортофосфорной кислоты в газированных напитках.
Оборудование: стаканчики с фантой, лимонадом и кока-колой, нитрат серебра, азотная кислота, электронный микроскоп
В пробирки прилили по 10 мл исследуемых газированных напитков. Каждую пробирку нагрели до кипения, чтобы удалить растворенный в растворе углекислый газ. Затем добавили по несколько капель раствора нитрата серебра, если выпадет осадок ортофосфата серебра, мы смогли сделать вывод о наличии в напитке ортофосфорной кислоты:
H3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4↓ + 3HNO3
Результаты:
В напитке Фанта нет никаких изменений, в пробирке с Лимонадом наблюдалось небольшое помутнение, а в пробирке с Кока-колой — явный желтоватый осадок.
Вывод: в ходе химического эксперимента мы убедились, что в состав напитка Кока-кола входит ортофосфорная кислота, т.к. в пробирке выпал осадок фосфата серебра.
Источник
Конспект экспериментальной деятельности «Вредны ли сладкие газированные напитки?»
Дарья Фунтова
Конспект экспериментальной деятельности «Вредны ли сладкие газированные напитки?»
Цель: показать детям воздействие сладких газированных напитков на животные ткани (куриное яйцо, подвести к выводу о вреде и пользе данных напитков для организма человека.
Задачи:
Образовательная: продолжать обучать проводить экспериментальную деятельность, обучать делать выводы, основываясь на полученные результаты.
Развивающая: развивать связную и диалогическую речь, аналитические способности.
Воспитательная: способствовать формированию соблюдения принципов здорового питания.
Материалы и оборудование:стаканы, вареные куриные яйца, сладкие газированные [напитки (Coca-Kola, Fanta, Тархун, чистая питьевая вода, тарелки, увеличительные стёкла, кукла «Незнайка»; заранее окрашенные яйца в сладких газированных напитках (Coca-Kola, Fanta, Тархун).
Актуализация словаря: вредно, полезно, здоровое питание, окрашивание.
Предварительная работа:
Беседы «Здоровое питание», «Полезные продукты», «Вредные продукты», «Вредные углеводы», «Здоровье», «Что полезно для зубов», «Строение зуба и скорлупы яйца одинаково?»
Ход экспериментирования:
Помощник воспитателя вносит куклу «Незнайка». В руках Незнайки банка с напитком «Coca-Kola».
Незнайка: — Здравствуйте, ребята! Сегодня так жарко, что я решил освежиться холодным напитком «Coca-Kola». Я и вам принес, угощайтесь!
Воспитатель и дети здороваются с Незнайкой.
Воспитатель: — Ребята, вы тоже решили утолить жажду холодным напитком «Coca-Kola»?
Воспитатель: — Незнайка, а зачем ты пьешь вредные сладкие газированные напитки?
Незнайка: — Они совершенно не вредны и очень вкусные!
Воспитатель: — Ребята, а как вы считаете?
Воспитатель: — Ребята, Незнайка, а давайте проведем эксперимент и проверим вредны ли сладкие газированные напитки?
Нам нужно с вами попасть в нашу научную лабораторию. Для этого нам нужно отгадать загадку:
Курочка сидит на нем,
Греет его день за днем.
Потом расколется оно,
Цыпленок выйдет из него.
Скажите что это (яйцо)
Вот мы с вами и в лаборатории,
Ребята, давайте вспомним правила безопасности при проведении экспериментов.
1. Ничего не пробовать на вкус.
2. Работать только за столом аккуратно.
3. Услышать запах мы можем с вами аккуратно проводя небольшие махи ладонью над стаканом с жидкостью.
4. Если что-то пролили, нужно вытереть салфеткой.
Перед вами стоят стаканы. В них налиты напитки «Coca-Kola», «Fanta», «Тархун», питьевая вода.
Давайте с вами изучим содержимое стаканов. Какого цвета содержимое?
«Coca-Kola» — черного цвета, «Fanta» — оранжевого цвета, «Тархун» — зелёного, питьевая вода – бесцветная, прозрачная.
Теперь давайте послушаем аромат напитков. Какой он?
Ребята, Незнайка, а что лежит на тарелке?
Яйцо! Давайте его рассмотрим. Какой оно формы? Какого цвета? Скорлупа прочная?
Возьмите увеличительные стёкла и рассмотрите поверхность скорлупы. Что вы видите?
Ребята, вы помните, что общего между куриным яйцом и нашими зубами?
Предлагаю вам опустить по одному яйцу в каждый стакан. Стакан с питьевой водой – это контрольная проба, мы будем с ней сравнивать полученные результаты.
Дети опускают яйца в сладкие газированные напитки.
Пока наши яйца находятся в напитках, предлагаю вам поиграть.
У нас с вами два зуба, один весёлый, здоровый, а второй – грустный, с кариесом.
Как вы думаете какой зуб, что ел? Давайте к каждому зубу положим те продукты, которые он ел.
Ребята, Незнайка пора достать и посмотреть яйца. Возьмите ложки и аккуратно достаньте яйца. Давайте рассмотрим их. Что произошло с яйцами в питьевой воде, в напитках «Coca-kola», «Fanta», «Тархун». Какого они стали цвета? Давайте теперь яйца очистим и посмотрим, что стало с яичным белком.
Рефлексия.
Воспитатель: — Ребята, мы с вами настоящие ученые-исследователи! Теперь мы точно знаем вредны ли сладкие газированные напитки или нет.
— Незнайка, как ты считаешь теперь, вредны ли сладкие газированные напитки?
Ребята, вам понравился наш эксперимент? Будем еще возвращаться в нашу лабораторию?
Поставленные цель и задачи достигнуты, активизировали словарь.
Конспект экспериментальной деятельности «Извержение вулкана» Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана» Цель: Познавательное развитие: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим.
Фотоотчёт «Газированные напитки — польза или вред?» В последнее время в связи с широким использованием консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться.
Конспект НОД по познавательному развитию «Сладкие опыты» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке.
Конспект экспериментальной деятельности «Волшебница — вода» Конспект экспериментальной деятельности Тема: Волшебница – вода. Цели: Обучающая: дать представление о значении воды в нашей жизни; с тем,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сладкие опыты» Цель: — Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование. — Способствовать развитию у детей познавательной активности,.
Конспекты занятий по опытно-экспериментальной деятельности «Сладкие опыты. Свойства песка» в подготовительной группе Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сладкие опыты» Цель: — Ознакомление детей со свойствами.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Строение человека» Тема: «Строение человека». Программные задачи: Формировать понятие: часть тела человека. Обобщить имеющиеся у детей знания о функциях частей.
Конспект экспериментальной деятельности «Интересное рядом» Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим повести опыт, показать на примере яйца, что можно проводить.
«Газированные напитки — польза или вред?» Экспериментальная деятельность Макаусова С. С. Экспериментальная деятельность «Газированные напитки — польза или вред?» Когда мы с ребятами проводили экспериментальную.
Конспект экспериментальной деятельности в средней группе Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят.
Источник
НОД «Наша любимая газировка»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Занятие рассчитано на дошкольников подготовительной к школе группе (6-7 лет). В ходе данной образовательной деятельности, дети опытным путём определяют чем полезна или вредна газировка: на примере «Лимонада» и «Кока Колы», в лаборатории с Наурашей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД «Наша любимая газировка» в подготовительной к школе группе. | 217.3 КБ |
Предварительный просмотр:
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — Детский сад №1»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»
Тема: «Наша любимая газировка»
в подготовительной к школе группе № 5
Составитель: воспитатель первой
квалификационной категории Газиева А.Я
п. Богородское 17 мая 2018 г.
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии «Лаборатория Наураша», в подготовительной группе № 5
ТЕМА: «Наша любимая газировка»
Цель: Определить какое влияние оказывают газированные напитки на организм человека.
Задачи:
. Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путём проведения опытов с Кока-Колой
. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы
. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Оборудование: Иллюстрации, ноутбук, интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», одноразовые стаканы для опытов, одноразовые ложки (маленькие) на каждого ребёнка; стакан с чистой водой, коробка «Посылка», шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином, влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов; апельсины, яблоки, лимоны в «Волшебном мешочке»; бутылка сладкой газированной воды, пищевая сода, тряпочка сухая протирать датчик кислотности.
Воспитатель: Ребята, Наураша прислал нам письмо и посылку. Интересно, что же он пишет нам в письме.
Здравствуйте ребята! Я рад снова видеть вас в моей научной лаборатории. Сегодня мы будем проводить интересные исследования, а какие? Вы узнаете, если выполните несколько заданий.
Восп. — Ребята, давайте вспомним, какие опыты мы проводили в лаборатории у Наураши?
Дети — В лаборатории, проводили опыт, как получить электричество с помощью свежих фруктов и овощей вместо батарейки., также находили безопасное электричество. Измеряли температуру — холодной и горячей воды, и льда).
В посылке Наураша прислал чудесный мешочек, отгадав загадку, вы узнаете, что лежит в мешочке, и на ощупь надо достать угаданный предмет.
(Воспитатель достаёт из посылки красивый мешок, наполненный фруктами) и читает загадки:
Я сладкий рос на юге,
Как солнышко в листве,
Оранжевый и круглый
Я нравлюсь детворе.
Дети: АПЕЛЬСИН. /Восп. вызывает одного ребёнка, который на
ощупь ищет в мешочке апельсин./
2. Само я с кулачок
Наливной бочок.
Потрогаешь – гладкое,
Откусишь – сладкое.
Дети: ЯБЛОКО. /Восп. вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке яблоко./
3. Кислый, овальный, желтый
Из теплых стран,
к чаю подают. Что это?
Дети: ЛИМОН /Восп. вызывает одного ребёнка, который на
ощупь ищет в мешочке лимон./
Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили.
Задание №2
Ребята, а как вы думаете какой из этих фруктов кислее ?
Предлагаю проверить.
Определите на вкус, какой фрукт самый кислый.
(Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.)
(Самый кислый лимон)
Восп. Какие органы чувств нам помогают узнать, что мы едим?
Дети – Глаза, нос, язык. ( При помощи зрения, мы видим, что мы будем кушать, по запаху определяем, что будем кушать, язык способен различить вкус еды)
Воспитатель — Что вы сможете рассказать про язык?
Рассказ: На языке есть вкусовые сосочки, которые помогают различать вкус.
Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке
Кончик языка — чувствует сладкое и солёное,
Боковые стороны языка — чувствует кислое,
Корень языка — чувствует горькое.
Восп. Хорошо. Теперь скажите, что можно приготовить из фруктов? (Сок)
Из апельсина……. Апельсиновый.
Из лимона……. Лимонный.
Из яблока………? Яблочный.
Восп. Как вы думаете, ребята, можно ли измерить кислоту приборами?
Сейчас мы с вами отдохнём. А потом отправимся в лабораторию к Наураши.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны
Соку сладкого полно Руки на пояс
Руку протяните, Протянули руки вперёд
Яблоко сорвите. Руки вверх
Ветер ветку стал качать, Качают вверху руками
Трудно яблоко достать. Потянуться, руки вверх
Подпрыгну, руку протяну, Прыжки
И быстро яблоко сорву. Хлопок руками над головой.
Вот так яблоко! Оно. Соку сладкого полно.
3-я часть эксперимент
Восп. Вот мы с вами в лаборатории. Для измерения кислотности существует — ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Наураша хочет узнать, знаете ли вы, какое число больше, 7 или 14? (14) На сколько больше? (На 7, 7+7=14) А какое число меньше, 1 или 7? Молодцы. При измерении кислотности — чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.
А теперь проведём опыты.
1. ЧИСТАЯ ВОДА — Налить воду в стакан с белой наклейкой.
— Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок).
ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 — это соответствует нейтральной (не кислой) среде.
- АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК — налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой.
— Произвести измерение датчиком. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7.
Восп. Чем полезен апельсиновый сок?
Дети.- Апельсиновый сок помогает удерживать в организме кальций, что имеет огромное значение для прочности костей..
- ЯБЛОЧНЫЙ СОК — Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.
— Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
Воспитатель: — Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
- ЛИМОННЫЙ СОК — Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой.
— Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)
ЛИМОН – богат аскорбиновой кислотой, т.е. витамином С, который повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам. Укрепляет иммунную систему. Но много лимонов есть нельзя, так как лимонная кислота разъедает стенки желудка.
Восп.: Ребята, согласно проведённым измерениям, какой сок самый кислый? (Лимонный)
Восп . В посылке есть бутылка лимонада. Вы любите пить лимонад? (ответы детей). Часто ли вы его пьёте?
От своих родителей, наверное, вы часто слышите «Газировка вредна, пить ее нельзя».
Как вы считаете, полезна или вредна газировка для нашего организма? (Ответы детей)
Восп. -Как мы можем узнать, из чего состоит газировка?
Дети — Прочитать её состав:
(Читаем состав, который написан на этикетке).
1. Углекислый газ;
2. Сахар или его заменители;
3. Кислота.
4. Красители.
5. Кофеин
Восп. : Сейчас я предлагаю вам опытным путём определить, как состав газированных напитков влияет на наше здоровье.
1 ОПЫТ (С воздушным шариком)
На только что открытую бутылку, наденем воздушный шарик.
— Что произошло? Шарик мгновенно надулся.
ВЫВОД: В газировке есть углекислый газ. Он приносит вред нашему организму. Попадая в желудок и кишечник, газ вызывает брожение и вздутие живота.
2 ОПЫТ (С полоской бумаги).
Опустить белую полоску бумаги в газированную воду и понаблюдать, что произойдёт. (Полоска поменяет цвет, потому что газировка содержит красители)
3 ОПЫТ (Газировка на вкус сладкая, узнать есть ли в ней кислота).
— Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой.
— Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)
ВЫВОД: Газированная вода содержит много кислоты. Кислота разрушает эмаль наших зубов, а значит, выводит кальций из нашего организма.
Расскажите, какой опыт подтверждает это.
(Дом. Задание опыт с яйцом: Скорлупа окрасилась — имеются красители; скорлупа потрескалась – действие кислоты),
- ОПЫТ (Как взаимодействуют мятные конфеты с газированной водой).
Опустим в бутылку с газированной водой мятную конфету – леденец. И увидим фонтан.
ВЫВОД: Такие же фонтаны происходят в желудке, когда мы пьём газировку, тем самым приносим вред нашему здоровью. В газированных напитках нет витаминов, которые так необходимы детскому организму. Не пейте сладкие газированные напитки. Это вредно!
А теперь предлагаю вам пройти к столам, Будем учиться делать обычную газировку.
(Проводят все дети в своих стаканах. Делаем газировку.)
- ЛИМОННЫЙ СОК + СОДА —
В стакан добавить чайную ложку соды и половину чайной ложки лимонной кислоты. Затем налить в него чистую воду. В воде появляется множество пузырьков. (Щелочь нейтрализует кислоту – выделяется углекислый газ)
Воспитатель: — Ребята, что интересного вы сегодня узнали в лаборатории?
— Какие опыты мы проводили?
— ВЫВОД: Фрукты и фруктовые соки полезны для организма, потому что в них содержится витамин С.
Проведя ряд опытов, мы убедились, что сладкие газированные напитки не утоляют жажду, хотя мы покупаем их именно для этого; Кислота разрушает эмаль зубов; большое количество сахара, развивает такое заболевание, как сахарный диабет и ожирение. Все химические добавки — красители вызывают аллергию. Установлено также, что чрезмерное потребление газированных вод в детстве способно вызвать дефицит кальция в организме, в результате чего возрастает опасность переломов костей. Поэтому чтобы быть здоровыми, пейте натуральные фруктовые соки, которые содержат полезные витамины.
В школе изучая такие предметы как физика и химия, вы будете проводить опыты, многому научитесь, многое узнаете. Хочется пожелать вам много новых открытий.
Источник