Опыты с водой для детей средней группы

Экспериментирование с водой в средней группе
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Материал поможет сформировать элементарные представления детей о свойствах воды.
Предложенные опыты могут проводить как воспитатели, так и родители с детьми.
Материал предназначен для детей 4-5 лет.

Скачать:

Вложение Размер
opyty_s_vodoy.docx 95.67 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперименты с водой и ее свойства с детьми в средней группе.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму».

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.

Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.

Оборудование:
Одноразовые стаканчики по два на каждого ребёнка, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, гречка, песок каждому участнику эксперимента.

Для воспитателя: ложка, банка трехлитровая, пищевая пленка, картинка.

1.Опыт «Вода прозрачная»

Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Воспитатель:
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово » бесцветная «.

2. Опыт «Вода меняет свой цвет»

Воспитатель : Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

3. Опыт «У воды нет запаха»

Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
Воспитатель:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

4. Опыт «У воды нет вкуса»

У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово «безвкусная»

5.Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок(провести аналогичный опыт с солью, какао, гречка)?

6. Опыт 3. «Лед — твердая вода»

У детей на столиках стоят стаканчики с кусочками льда.

Ребята, давайте последим за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Как вы думаете, что будет происходить со льдом? (ответы детей).

Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (ответы детей).

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед — это тоже вода.

7. Опыт «Естественная лупа»

На столе стоит трёхлитровая банка, пищевая плёнка, стаканчик с чистой водой, картинка.

Ребята, знаете ли вы способ, как можно увеличить изображение картинки для разглядывания без лупы?

Аккуратно пользоваться стеклянными предметами.

Дети под руководством воспитателя кладут картинку в трехлитровую банку.

Сверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, а продавливают так, чтобы образовалась небольшая емкость). Завязывают пленку веревкой резинкой, а в углубление наливают воды. Получилась лужа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали изображения.

Тот же эффект получится, если смотреть па предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод. Вода обладает свойством увеличения.

Воспитатель:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха;
2. Без цвета (бесцветная);
3. Без вкуса (безвкусная);

4. Лед – твердая вода;

5. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются;

6. Вода обладает свойством увеличения.
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус -поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, что ещё может делать волшебница водичка.

Источник

Картотека опытов «Вода» в средней группе

Письменная Елена
Картотека опытов «Вода» в средней группе

Опыт 1

На столе лежат банки с водой, дети бросают мелкие предметы в банки. Почему видно мелкие предметы? (Вода прозрачная). Воспитатель предупреждает: сейчас начнётся волшебство- приготовление красивой разноцветной воды. Воспитатель добавляет в каждую банку цветную гуашь, но не спешит её размешивать, чтобы дети могли увидеть, как краска расходиться в воде (это и есть волшебство). Потом предлагает назвать цвет воды, выясняет, видно ли теперь предметы, которые лежат в банке.

Вывод: Подкрашенная вода непрозрачна.

Опыт 2

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавит немного муки, размешать отпустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная).

Вывод: Прозрачная вода может стать, какой? (Мутной). В какой воде плохо видать предметы? (В мутной воде).

Опыт 3

Дети вместе с воспитателем делают разноцветную воду. Затем цветную воду разливают в формочки и отправляют в холодильник. Когда получится разноцветный лёд, его воспитатель приносит детям. Дети рассматривают, трогают лёд, определяют, что он твёрдый, имеет гладкую поверхность, холодный.

Вывод: Лёд получился из воды — на морозе вода затвердела и стала льдом.

Опыт 4

Воспитатель с детьми приносят с прогулки лёд, кладут его на тарелочку. Вечером дети рассматривают, что произошло со льдом, откуда взялась вода.

Вывод: Лёд в тепле тает.

Опыт 5

Воспитатель наливает в стакан кипячёную воду и даёт её попробовать детям. Уточняет: имеет ли вода вкус? Затем растворяет в воде соль, размешивает её и даёт попробовать детям. Какая стала вода? (Солёная). Воспитатель кладёт сахар в другой стакан и размешивает. Дети пробуют — вода стала сладкой. Воспитатель наливает в другой стакан воды и добавляет в неё варенье. Дети отмечают: варенье окрасило воду, она стала сладкой. В другой стакан с водой добавили лимон. Какая стала вода? (Кислая).

Вывод: Сама по себе вода безвкусная, она приобретает вкус и цвет того, что в неё добавляют.

Опыт 6

Воспитатель добавляет в стакан с водой соль. Что происходит с солью? (Соль растворилась). Воспитатель добавляет в другой стакан с водой сахар. Что происходит с сахаром? (Сахар растворился). Затем воспитатель наливает в стакан воду и насыпает в неё песок. Предлагает детям понаблюдать, что произойдёт. Дети отмечают: песок отпустился на дно стакана его хорошо видно, т. е. песок не растворился. Воспитатель размешивает песок — дети отмечают, что он снова отпустился на дно стакана.

Вывод: Не все вещества растворяются в воде.

Опыт 7

Воспитатель организует этот эксперимент во время мытья рук перед обедом. Предлагает детям попробовать намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, мыло в ней мылится, а после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой. Отмечает: вода горячая, прозрачная (видны руки, дно таза, в ней хорошо мылится мыло, после мытья рук вода становится грязной, непрозрачной.

Вывод: Вода бывает холодной, горячей, в любой воде мыло мылится и смывает грязь.

Опыт 8

На столе стоят баночки с водой. Дети её рассматривают. А запах у воды есть? Дети нюхают воду, убеждаются, что ничем не пахнет. Воспитатель добавляет в воду кофе. Появился запах? (Появился: вода пахнет кофе).

Вывод: Вода не имеет запах, но если добавить кофе приобретает запах.

Опыт 9

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений. Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лёйки). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали, какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться).

Опыт 10

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки, какие? (мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки — на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Вешаем салфетки на солнышке и в тени. Какая салфетка высохла быстрее — та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени. (На солнце).

Вывод: Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее).

Опыт 11

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее – большая или маленькая. Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи. Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт 12

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо протереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчёркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: В каком случае столы, становятся, очень чистимы, после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Опыт 13

Воспитатель на прогулке предлагает детям взять в руки горсть снега, почувствовать, что снег холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег и обнаружить, что он мягкий, легко утаптывается в плотный слой. Объясняет, что толщину снега можно измерить. Для этого используют снегомер. Воспитатель предлагает детям рассмотреть снегомер, а затем измерить глубину покрова в разных местах.

Вывод: Снег белый, холодный, рассыпчатый, мягкий.

Опыт 14

Во время прогулки воспитатель с детьми набирает в ведёрко снег. Что произойдёт со снегом в группе? Ведёрко со снегом берут в группу. Вечером все вместе рассматривают талую воду. Обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор.

Вывод: Снег в тепле тает, становиться водой. Снег белый, но в нём есть грязь — она хорошо видна в талой воде.

Опыт 15

Воспитатель с детьми подходят к крану и открывают, чтобы был несильный напор. Что происходит с водой? (Она капает). А если кран открыть посильнее? Тогда вода льётся с шумом, ударяется, брызжет, струиться. Давайте подставим руки. Видите, как вода собирается прозрачными капельками. А если мы к ним прикоснёмся сухим полотенцем, капли исчезают и прячутся. Прячутся в махровое полотенце, которое было сухим, а теперь стало влажным.

Вывод: Вода может капать, брызгаться, струиться, литься, впитываться в полотенце.

Опыт 16

Возьмём узкую баночку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находиться.

Опыт 17

В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку с водой добавить немного синей краски размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно). Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт 18

Дети сравнивают бутылку по величине; рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на песочные часы, отмечают, за какое время она наполниться водой и какую песенку будет исполнять. Погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполниться водой, какую песенку будет петь.

Вывод: В бутылку с широким горлышком, вода поступает быстро и издаёт громкий звук. В бутылку с узким горлышком поступает медленно и издаёт мелодичный звук.

Опыт 19

С помощью песочных часов дети определяют, из какой бутылки быстрее выльется вода – из бутылки с широким горлышком или с узким горлышком? Почему? Какую песенку плюют бутылки, когда вытекает вода?

Вывод: Вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстро – звука почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издаёт громкие звуки.

Опыт 20

Дети погружают в воду сразу две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком. Что происходит?

Вывод: Вода в бутылки набирается неравномерно, и песенки они поют разные.

Опыт 21

Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (Вода капает; ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда быстрее капает: из пакета или пипетки? Почему? Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают: когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся.

Вывод: Вода быстрее наливается, когда льётся.

Опыт 22

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (Вода сначала вытекает, затем капает).

Вывод: Если взять губку из воды, то вода сначала вытекает, затем капает.

Опыт 23

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Какая вода? (Жидкая, прозрачная). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: Когда вода превращается в лёд (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Опыт 24

На столах перед детьми лежат подносы с губками. На что эти губки похожи? Они напоминают пушистые облака, которые спустились к нам с неба. Дети трогают губку сверху и снизу. Сверху она сухая, а внутри слегка влажная, как настоящее облако. Затем дети сжимают её. Почему из такого облако не идёт дождь? Пока ещё в облаке капелек не очень много. Дети добавляют в облако немного воды из стаканчика. Что произойдёт, если губку сжать? Получается дождь, но он пока несильный. Затем на облако выливают всю воду из стакана. Чтобы помочь воде пропитать облако, можно слегка нажать на губку. Что произойдёт, если сжать облако? Дети осторожно поднимают облако над подносом. Воспитатель обращает внимание на то, как много капелек воды собралось в губке. Они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём. Если губку сжать, получается дождь. Дети могут повторить опыт несколько раз. Какой дождь получился? (Сильный). Вот так всё происходит в природе: соберутся капельки вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождём. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.

«Ах, вода, вода, вода! Без тебя никак нельзя!» Фотоотчёт о неделе «Водная» Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам фото отчёт о прошедшей неделе «Водная». Этим летом мы в своём детском саду.

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Картотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возраста Опыт 1 Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит сухим песком? (Он сыплется). Вывод:.

Картотека опытов «Воздух» во второй младшей группе Воздух — это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полет Улетает самолёт. Птица в воздухе летает. Разным воздух.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Картотека опытов «Вода» для второй младшей группы Опыт 1 Наберём в воду стаканчик. Посмотрите и скажите: какую воду мы налили в стакан? (Чистую). Посмотрите на меня через стакан с водой.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Волшебная вода» Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Отчет о реализации краткосрочного проекта в средней группе «Вода — это жизнь» Тип проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский. Срок проведения: 19.03.-23.03.18г. Участники проекта: дети средней группы,.

Источник

Читайте также:  Соленая морская вода для промывания носа
Оцените статью