Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-растворитель. Очищение воды» в старшей группе
Татьяна Шиндяпина
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-растворитель. Очищение воды» в старшей группе
Конспект НОД по ОЭД
Тема: «Вода-растворитель. Очищение воды»
Воспитатель: Шиндяпина Т. Н.
Дата проведения: 24.09.2019, 25.09.2019
ЦЕЛЬ: прививать интерес к исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь.
Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды — фильтрованием.
Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды.
Активизировать речь словами: жидкость, моря, океаны, колодец,град, фильтр, краситель.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы, воронки, чайная ложка, речной песок, сахарный песок, краски гуашь, масло подсолнечное, ватные диски.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы»,беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных, и людей», настольные игры о воде.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель приглашает детей подойти к себе и встать в кружок.
Чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить,я вам загадаю загадку:
Если руки ваши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без…
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
2. Мотивационная беседа
-Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?
Дети:Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.
Воспитатель:Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут.
Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут.
Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.
Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины подымают воду вёдрами. В некоторых местах водапробивается сквозь землю – тогда получается родник.
Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе?
Дети: Облака, тучки. Вода на небе в виде облаков — это дождик, а когда холодно вода замерзает и получается снег или град.
Воспитатель: Правильно. Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды. Где можно услышать (фонограмма:море, дождь, водопад).
3 Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения
А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.
Есть ли запах у воды?
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Чем вода приметна,
А какие ещё свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлых занятиях?
Дети: У воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная. Водапринимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.
Воспитатель: Перед тем, как начать работу, ребята,давайте вспомним с вами правила работы: можно ли пробовать вещества на вкус?
Дети: Есть опасность отравиться.
Воспитатель: Можно ли нюхать?
Дети: Можно, только осторожно направляя запах ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можнообжечь дыхательные пути.
Воспитатель: Ребята, а вы дома чай пьёте? А как мама вам его делает?
Дети:Да, пьём из заварки и сахара.
Воспитатель: Правильно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Куда он делся?
Дети: растворился в воде.
Воспитатель: Вода — растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете какие, назовите?
Дети: Сахар, акварель.
Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?
Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? (Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).
Правильно. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Дети: сахара не видно).
Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной.
Давайте попробуем растворить другой песок, какой песок вы ещё знаете?
Дети: Песок из песочницы, песок около речки.
Воспитатель: Это речной песок. Он бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите речной песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?
Дети: вода стала грязная, мутна, серого цвета.
Воспитатель:Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно. Речной песок в воде не растворяется.
Воспитатель:А давайте попробуем эту грязную воду очистить, как вы думаете, что можно сделать?
Дети: пропустить через вату.
Воспитатель: Давайте попробуем очистить эту воду с помощью фильтра.Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать.
4 Самостоятельное применение знаний
Возьмите ватный диск, положите её в воронку и потихоньку перелейте воду с песком в стакан. Что получилось?
Дети: Грязь и песок остались на вате. Вода стала чище.
Воспитатель: Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде.
Вот у вас на столе стоит краска.
Давайте положим чуть-чуть краски в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось?
Дети: Вода стала красной, синей, зелёной…
Воспитатель: Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краска красная и вода стала красного цвета, а за этим синяя и вода стала синего цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду. Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится?
Возьмите фильтр и эту воду, которую вы покрасили пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало?
Дети:вата стала красного, синего, розового цвета.
Воспитатель:Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краска растворился в воде.
Физкультминутка: «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивание — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети присели на корточки).
Воспитатель: В маленькой тарелочке какая — то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте, что это?
Дети: это масло подсолнечное.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Это масло подсолнечное. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите масло и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?
Дети: Капли масла остались на воде. Да, масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.
Теперь мы его попробуем отфильтровать. Что для этого мы должны сделать?
Дети: возьмём воронку, положим туда фильтр и будем пропускать воду с маслом.
Что же у нас получилось?
Дети: масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной.
Вода хорошо отфильтровалась, следы масла хорошо видны на фильтре.
Дети: говорили о воде.Растворяются: сахар, краски.Не растворяются: речной песок, подсолнечное масло.
Воспитатель:Молодцы, всё правильно. С помощью чего вы это узнали?
Дети:с помощью фильтра.
Воспитатель: Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и хорошо отдохнули, всем спасибо! А теперь можете быть свободными и заняться своими делами.
«Домашний лимонад». Конспект опытно-экспериментальной деятельности по изучению свойств воды в средней группе Цель:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты воды» во второй младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 65» Кировского района г. Саратова. Конспект.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие. Свойства воды» онспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Задачи: Образовательные задачи: • Ознакомление.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».
Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Чудесница вода» Крапивницкая Оксана Викторовна. «Чудесница вода». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное.
Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности «Секреты воды» в средней группе Открытое занятие в рамках опытно -экспериментальной деятельности «Секреты воды» (средняя группа). Воспитатель: Карелова Наталья Анатольевна.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Волшебница вода» Тема: «Волшебница-вода» Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные капельки воды» в старшей группе Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды Задачи: • знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная,.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица» Образовательная область Познание – развивать у детей познавательный интерес через знакомство со свойствами воды. Расширять знания о значении.
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе с детьми с ЗПР «Вода и ее свойства» Тема: Занятие по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе с детьми с ЗПР «Вода и ее свойства». Цель: создать условия для.
Источник
Очистка воды отстаиванием – а если ли в этом смысл?
Очень простой способ очистки воды, не требующий никаких материальных затрат — отстаивание. Этим методом пользовались еще в советские времена, когда ни о каких бытовых фильтрах даже мечтать не приходилось. Очистка воды отстаиванием – базовая операция, которая позволит удалить из жидкости очевидные загрязнения.
Отстаивание относят к механическим способам очищения воды. Суть процесса состоит в том, что под воздействием сил гравитации твердые частицы загрязнений (металлов и других веществ), оседают на дне сосуда с водой. Летучие вещества (такие, как хлор) – улетучиваются.
На предприятиях водоочистки отстойники – первое, куда попадает вода перед другими видами обработки.
Отстаивать воду можно и в целях очищения домашней питьевой воды. По сравнению с фильтрацией, это, конечно, достаточно трудоемкий и длительный процесс. Нужно:
• Набрать воду в стеклянную емкость без крышки. Чем шире горлышко сосуда, тем эффективнее будет происходить испарение летучих веществ с поверхности.
• Оставить ее на 5-7 часов.
• 2/3 из банки перелить в чайник и прокипятить. Оставшуюся 1/3, где скопились загрязнения, вылить.
Смысл в этих операциях есть только в том случае, если воду сначала отстаивают, а потом кипятят. Если первым делом прокипятить, металлы и хлор из воды никуда не денутся, а при нагревании вступят в реакцию с металлом чайника, оставив накипь.
Вода, отстоянная по правилам и прокипяченная, безопасна для питья. Однако, если пользоваться таким методом, нужно делать запасы воды, т.к. ее нужно не только кипятить, но и остужать для употребления. Разумеется, фильтрация имеет больше возможностей, т.к. вода, проходя через картриджи фильтра, подвергается разным вариантам очистки очень быстро.
Кроме этого, отстаивание не гарантирует полного избавления от примесей, а только существенное их снижение.
Тем, кто скрупулезно подходит к чистоте воды, можно порекомендовать отстаивать ее после применения фильтра. Два способа в тандеме помогут добиться идеального результата – вы забудете о накипи и следах на посуде, а риск подхватить заразу будет сведен к минимуму.
Источник