Свойства воды. Опыты и выводы, 3 класс. Окружающий мир
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
— О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без. (воды).
— Тема нашего занятия — вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
— Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
— В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2.
Какого цвета вода?
— На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
— Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
— Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Каков запах воды?
— Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
— А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4.
Вода — растворитель.
— Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой — столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
— Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода — растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
— Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй — марганцовка, третий — напиток в порошке.
— Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).
Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
— Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
— Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
— Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
— Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
— Отделите три части в одну сторону, а одну часть — в другую. Вставьте в воронку.
— По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
— Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
— Почему?
— Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
— Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении — сжимается.
Опыт 7.
— Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
— Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
— Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
— Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство — текучесть).
— Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
— Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
— Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!
Источник
Опыты с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_opyty_s_vodoy_skazhi.docx | 856.93 КБ |
Предварительный просмотр:
« Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму».
Для выявления свойств воды нами было проведено несколько опытов.
Опыт первый. Нальем немного воды в формочку для льда, поместим ее в морозилку. Через пару часов вытащим формочку, убедившись, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Неужели твердый лед – это та же вода?
Сейчас проверим! В тепле лед быстро тает и превращается в обычную воду.
Вывод: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Выльем талую воду в кастрюльку, поставим на огонь и внимательно за ней понаблюдаем.
Когда вода закипит, появится пар. Аккуратно поднесем к кастрюльке зеркальце и видим образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода!
Если же кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Вся вода превратится в пар, который разлетится по воздуху.
Вывод: Жидкая вода замерзает и превращается в лёд при температуре 0 градусов. При нагревании до 100 градусов вода кипит и превращается в пар.
Опыт второй. Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. Но в первом случае под воздействием высокой температуры вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней.
Вывод: Вода способна испаряться.
Опыт третий. Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью. Чтобы это доказать, в столовую ложку наберем немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. В ложке останется белый порошок. После того, как ложка остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.
Вывод : Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой — кристаллы сахара.
Опыт четветый . «Научи яйцо плавать»
Для проведения опыта нам понадобилось сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт пятый . «Заколдованная непроливайка».
Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.
Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.
Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.
Наполним стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Разместим стакан с водой и карандаш на столе. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.
Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.
Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.
Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду — в другом.
Опыт «Торнадо в бутылке»
Для проведения опыта понадобится:
- Вода
- Прозрачная пластиковая бутылка с крышкой
- Блеск
- Жидкость для мытья посуды
Время на проведение эксперимента: примерно 15минут.
- Заполняйте пластиковую бутылку водой, пока она не заполнит ¾ части бутылки.
- Добавьте в водичку несколько капель жидкости для мытья посуды.
- Через несколько секунд добавьте несколько щепоток блеска. Это поможет Вам лучше увидеть торнадо.
- Плотно закройте бутылку крышкой.
- Переверните бутылку верх дном и держите ее за «шею». Быстро, в течение нескольких секунд, покрутите бутылку круговыми движениями, остановитесь и загляните внутрь.
Возможно, Вам придется покрутить бутылку несколько раз, прежде чем Вы заставите торнадо работать должным образом.
Как это произошло?
Когда Вы прокручиваете бутылку круговыми движениями, Вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Центробежная сила – это сила внутрь направляющего объекта или жидкости, такой как воды по отношению к центру его круговой траектории. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.
Опыт «Мыльные пузыри»
Для проведения опыта понадобится:
Время на проведение эксперимента:
- Смешайте один стакан жидкого мыла с шестью стаканами воды.
- Вылейте смесь в банку.
- Конец проволоки согните в форму кольца.
- Опустите проволоку в смесь, помакайте и осторожно вытащите ее.
Прежде чем проводить опыт «Мыльные пузыри» убедитесь в том, что Ваша проволока не покрыта нейлоновым слоем, так как если проволока будет покрыта нейлоновым слоем, Вы не сможете создавать мыльные пузырьки.
Попробуйте использовать средство для мытья посуды, шампунь или гель для душа и посмотрите, что из них создает лучше мыльные пузыри. Насколько большой мыльный пузырь Вы можете сделать?
Пузыри образуются за счет того, что Вы смешиваете мыло с водой . Когда Вы согнули конец проволоки в колечко и, опустив в смесь, помакали ее, вода с частичками мыла перебралась на проволоку, а после того, как Вы подуете в колечко, оттуда вылетит мыльный пузырёк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал был подготовлен для учеников 3 — 4 классов по уроку «окружающий мир».
Играть с водой не только интересно, но и полезно. Во время игр с водой развивается мелкая моторика рук, снимается психическое напряжение, ребенок знакомится с окружающим миром (свойства воды, свойства.
Ребята проводят 5 опытов, запускают ракеты, устраивают «воздушные гонки".
Занимательные опыты с водой. .
Материал является частью авторскрй программы внеурочной деятельности «Опыты и эксперименты".
Внеурочное занятие в 4 классе.Тема урока: « Das Wasser. Schwimmen oder sinken?» (Опыты с водой).Занятие с использованием CLILL-технологий.
Презентация для внеурочных занятий исследования свойств воды.
Источник
Внеурочное мероприятие «Опыты с водой»
Выбранный для просмотра документ Нескучная наука.Опыты с водой — внеурочное мероприятие.docx
ГУОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
Внеурочное мероприятие, проведенное в рамках месячника естественно-математического цикла 2020-2021 учебного года:
«Занимательная наука. Опыты с водой»
учитель начальных классов,
Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой
• Познакомить детей со свойствами воды
• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Предварительная работа : Чтение стихов, потешек о воде, опыты с водой
Интеграция образовательных областей: социально — коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
— Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. (Дети здороваются)
Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? (Глобус)
— Правильно. Глобус — это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети : Синего, голубого
— Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?
Дети : (предположительные ответы) Синий и голубой цвет- это цвет обозначения воды на глобусе.
— Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети : Животным, растениям, человеку.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без воды.
— Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети : Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.
— Молодцы. Совершенно верно. Чтобы сделать все эти дела откуда человек берет воду? (из крана) Предлагаю посмотреть видео, которое поможет разобраться как вода приходит в дом.
— Вода необходима всему живому на земле. И чтобы узнать о воде больше полезной информации я приглашаю вас отправиться в научную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. А чтобы все получилось провести опыты и узнать о свойствах воды необходимо соблюдать правила поведения в нашей лаборатории:
• Внимательно слушать учителя
• Не разговаривать слишком громко во время объяснения.
• Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.
— Но прежде чем мы приступим к опытам, давайте немного отдохнем.
Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.
— Молодцы, присаживайтесь на свои места.
А теперь, мы с вами приступим к первому опыту.
— Перед вами стоят два стаканчика с водой — один пустой, другой с водой. Возьмите стаканчик с водой и медленно перелейте воду в пустой стаканчик. Слышите, как она звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
— Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме.
Докажем, что вода может быть не только жидкой.
Ребята, вспомните, что происходит с водой когда наступаю морозы?
Дети : вода замерзает и превращается в лед.
— Верно. Еще одно состояние воды -твердое.
— А теперь вспомните что происходит когда вода нагревается? что образуется над ней?
— Еще одно состояние воды это — газообразное.
Опыт 2: В банку нальем горячую воду а сверху поставим миску со льдом. В банке образуются капли воды на стенках и облачко пара.
Можно провести еще один опыт. Положить на горлышко банки с горячей водой воздушный шар, и пронаблюдать как постепенно шар втянет в банку.
Вывод : Вода – жидкая, твердая, газообразная.
— Где в природе можем встретить воду в разных состояниях? (Снег, дождь, иней, радуга, сосульки)
— Ребята , я предлагаю поиграть в игру. Я раздам вам изображения сказочных героев, а вы вспомните из какой они сказки и в каком состоянии встречается вода в этих сказках. («Русалочка», «Золотая рыбка». «По щучьему веленью», «Снегурочка», «Сестрица-лисица и серый волк», «Снежная королева»)
— Ребята, ответьте на вопрос, какого цвета вода?
Дети: нет цвета. Вода чистая, прозрачная.
— Мы с вами докажем, что вода не всегда бесцветная и прозрачная.
Вода чистая, прозрачная. А сейчас в стаканчик с водой опустим игрушки. Что мы видим? (Ответы детей.) В стаканчике лежат игрушки, но вода осталась чистой и прозрачной. А сейчас смотрите: в стаканчик насыплем немного земли. Что происходит? (Ответы детей.) Игрушки уже плохо видны. Но почему? (Дети высказывают предположения.)
Значит, мы доказали, что вода не всегда бывает чистой и прозрачной.
Вывод: Если в воду добавить песок, землю, то она станет мутной, грязной, темной.
— А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру пробирку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)
Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.
— Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.)
А теперь я открою вам тайну.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.
Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.
— Теперь мы с вами докажем , что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
— Возьмите два стаканчика: один стаканчик, в котором у вас уже насыпан обычный песок. Возьмите ложку и попробуйте помешать песок. Что получается? Растворился песок или нет? (ответы детей). Возьмем другой стаканчик, с чистой водой и насыплем в него ложечку соли, размешаем ее. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков вещество растворилось?
Вывод: В воде не все вещества растворяются
-У нас есть стакан со слабым раствором соли. Можем провести еще один опыт: « Тонет — не тонет» (опыт с яйцом)
Детям предлагается сделать растворы из соли и воды разных концентраций и опустить в них яйцо, а затем сделать вывод.
Объяснение опыта: средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.
— Ребята, давайте немного отдохнём а затем продолжим работу нашей лаборатории.
— Ребята, а дальше о свойствах воды наш поможет наш помощник язычок?
У меня на столе 4 стаканчика. Дети пробуют воду и на вкус должны определить вкус.
— Попрошу ко мне подойти 4- учеников.
Дети, попробуют воду из первого стаканчика, она какая? (Без вкуса)
А теперь я тебя попрошу закрыть глаза. (В стаканчик добавляется немного сахара)
Попробуй теперь и скажи, изменилось ли что-нибудь с водой? (Вода стала сладкой)
Добавляю в один стакан сахар, в другой – соль, в третий – немножко лимона.
Дети пробуют воду и определяют, что она стала сладкой, соленой, кислой.
Вывод: обычная вода вкуса не имеет, но может его приобретать за счет веществ, которые в нее добавили.
— Ребята, как вы думаете все ли жидкости похожи на воду?
Дети: нет, они разные.
Предлагаю сравнить воду и подсолнечное масло. Мы с вами уже выяснили, что вода прозрачная и не имеет цвета. А какое масло? (Ответы детей).
— Как вы думаете, что произойдет если мы смешаем в одном стакане воду и растительное масло?
Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
— Наши опыты в лаборатории подошли к концу. Но у меня еще остались для вас задания. Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о воде. (Ответы детей.)
— Ребята, а как вы думаете, мы должны беречь воду? (Ответы детей.) А почему мы должны беречь воду? (Ответы детей.) Люди должны научиться беречь воду, чтобы ее хватило надолго. Давайте выучим правила пользования водой.
1. Хорошо закрывай кран, чтобы вода не капала.
2. Не пускай воду сильной струей.
3. Набирай столько воды, сколько необходимо.
— Ребята, мы сегодня побывали в научной лаборатории и проводили опыты. Какой опыт вам понравились? Почему?
— Какие мы с вами узнали свойства воды.?
2.Вода –прозрачная. Но добавив песок, она становится мутной и грязной.
3.Вода –не имеет цвета. Но может окрасится, добавив в нее красители.
4. В воде не все вещества растворяются.
5. Вода –не имеет вкуса. Но мы можем придать вкус воде, добавив сахар, лимон и т.д.
— Ребята, наше занятие подходит к концу, и я предлагаю оценить свою работу. Выберите цветок с улыбающимся смайликом если на мероприятии было все понятно, и вы узнали новую информацию и на занятии было интересно, выберите цветок с грустным смайликом если вам было не интересно и остались вопросы. А теперь сложите лепестки к центру и опустите их в воду
— Понравилось вам наше занятие. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие на сегодня закончено. Молодцы
Источник