Опыты с водой старшая группа детского сада

Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада
картотека (старшая группа)

Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада

Скачать:

Вложение Размер
Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада 934.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериментов с водой в старшей группе детского сада.

Цель: подвести детей к тому, что вода прозрачная.

Оборудование: 2 стакана, вода, молоко, ложечки.

Опыт: Перед детьми стоят два стаканчика : один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет.

Вывод : вода прозрачная, а молоко — нет.

Цель : проверить, есть ли у воды вкус.

Оборудование : стаканчики с водой и соком на каждого ребенка.

Опыт: Предложить детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос : есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!» , хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Вывод: вода безвкусная.

№3 «Чем пахнет вода»

Цель: узнать, есть ли у воды запах.

Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребенка, ароматизатор.

Опыт: Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет) . Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья. Затем капните в один из стаканов пахучий раствор и дайте понюхать детям. Спросите, пахнет ли вода тепернь и объясните, почему так произошло.

Вывод: у воды нет запаха.

Цель: узнать, какую форму имеет вода.

Оборудование: кубик льда, миска, блюдце, стакан, стеклянный кувшин, вода.

Опыт: Предложить детям рассмотреть кусочек льда (лед — это твердая вода) . Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает) . А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями : кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца, теряя свою форму.

Вывод: вода не имеет формы, она приобретает форму того предмета, в котором находится.

№5 «Растворимость веществ в воде»

Цель: проверить, растворяются ли в воде другие вещества.

Оборудование: станканчики с водой на каждого ребенка, песок, сахарный песок, акварельные краски, кисточки.

Опыт: Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Вывод: есть вещества растворимые, а есть и не растворимые, одни растворяются в воде, а другие нет.

№6 «Вода – это жидкость»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воды.

Оборудование: стаканчики, вода.

Опыт: Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая» , предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Вывод: вода – это жидкость, она может течь.

Цель: познакомить детей с одним из свойств воды.

Оборудование: вода, пипетка, блюдце, цветные карандаши, бумага на каждого ребенка.

Опыт: Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Пипетку держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает. Предложите детям зарисовать опыт, который они увидели.

Вывод: вода может капать.

№8 «Что такое пар?»

Цель: познакомить детей с одним из состояний воды.

Оборудование: чайник, блюдце.

Опыт: Вскипятите в чайнике воду, обращая внимание детей на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Поместите над паром блюдце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Вывод: пар – это тоже вода.

Цель: познакомить детей с одним из состояний воды.

Оборудование: сосульки, кубики льда, широкая посуда.

Опыт: Принесите сосульки или кубики льда в помещение, поместив их в широкую посуду, чтобы дети могли наблюдать за происходящим.

Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

Вывод : лед, снег – это тоже вода.

№10 «Лед и вода, что легче?»

Цель: проверить, что легче, лед или вода.

Оборудование: стакан с водой и кубики льда.

Опыт: Спросите у детей, что будет с кубиком льда, если опустить его в стакан с водой. Он утонет, будет плавать или растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Кубики льда останутся плавать на поверхности воды и не утонут. Оставьте лед в стакане и посмотрите, что с ним произойдет дальше.

Вывод : лед легче воды.

№11 «Вода нужна всем»

Цель: проверить, как влияет вода на живые объекты.

Оборудование: две прозрачные емкости с ватой, две горошины (фосолины).

Опыт: поместите две горошины или фасолины в прозрачную емкость с ватой так, чтобы растения оставались на виду. Одну горошину нужно будет полить и постоянно поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину не нужно поливать вовсе. Дальше остается только наблюдать, в какой из горошин появится росточек, а в какой — нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

Вывод: для развития и роста растений нужна вода.

№12 «Растения и вода»

Цель: понюблюдать за тем, как растения пьют воду.

Оборудование: 2 емкости с водой, краски, китайская капуста.

Опыт: наполнить 2 емкости водой, в каждую из них добавить краски разных цветов и поместить в воду листья китайской капусты. Через некоторое время листья капусты также окрасятся.

Вывод : растения «пьют» воду.

№13 «Животворное свойство воды»

Цель: познакомить детей со свойством воды — давать жизнь всему живому

Оборудование: ваза, веточки деревьев.

Опыт: Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода» . Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут (на них появятся почки, а затем и листочки). Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажете их детям в теме «Деревья» .

Вывод: вода пробуждает все живое к жизни.

№ 14 «Вода способна смачивать и очищать предметы»

Цель: познакомить детей со свойством воды – очищать и смачивать.

Оборудование: вода, влажные салфетки, краски, бумага.

Опыт: Предложите детям нарисовать при помощи пальчиков и красок цветочек на листочке бумаги и спросите их, а как же нам теперь избавиться от краски на пальцах. Выслушайте ответы детей.

Она без запаха, вкуса и цвета.

Но всеми учеными признано это :

С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша вода.

Вымойте руки или протрите их влажной салфеткой.

Вывод: вода имеет способность впитывать воду и очищать от грязи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само.

Предложенные дидактические игры развивают у детей мышление,связную речь, грамотический строй речи, воображение, память. Детям они очень нравятся, они с удовольствием в них играют.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию картотеку познавательных опытов на прогулке зимой для детей старшей группы. С помощью не сложных, увлекательных опытов дети познакомяться со свойст.

Какие свойства имеет вода, ее передвижение в почве, как образуется иней — и другие опыты и эксперименты можно провести с водой в старшем дошкольном возрасте.

Картотека опытов и экспериментов по экологии в старшей группе.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.

картотека опытов и экспериментов на прогулке летом (старшая группа).

Источник

Эксперименты с водой в старшей группе

Наталья Назарукова
Эксперименты с водой в старшей группе

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет,должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.Например: «Ребята, сегодня мы с вами налили воду в формочки и вынесли на мороз. Как вы думаете, что будет с водой?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. На другой день, сверяя рисунки и реальные замороженные льдинки, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься раскрашивать лису. Подумай, что надо сделать, если нет оранжевой краски?».

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (зарисовки, фотографирование этапов и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами.

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?».И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Задача: выявить свойства воды (не имеет запаха).

Материалы: стеклянные банки с широким горлышком; пирожок, цветы.

Описание: Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем даже за дверью кухни. Тонкий аромат издают цветы, духи. (предложить детям понюхать пирожок или цветы)

А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод:вода не имеет запаха

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание: В гости пришла Капелька.

Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

• Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели Почему так хорошо видно картинку?

Вывод: вода прозрачная.

ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял,купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

Вывод:Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды?

Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

«Играем с льдинками»свободная деятельность детей:

они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что

происходит с льдинками.

Тема: «ТЁПЛАЯ иХОЛОДНАЯ ВОДА».

Задача:уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками,в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материалы: мыло,вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Описание: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой.Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук водастановится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Делают вывод: вода – добрый помощник человека

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, краски, веревочки, разнообразные формочки.

Описание. Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Вывод:что в горячей воде лёд тает быстрее;

Задача: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Ход:Краски, словно радуга, красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные, синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Естественно-научные наблюдения и эксперименты в старшей группе детского сада Естественно — научные наблюдения и эксперименты в старшей группе детского сада. Сюжетно – ролевая игра «Как правильно сделать перевязку».

Игры-эксперименты с водой Игры с водой открывают детям загадочный мир, дают возможность поэкспериментировать. Взбивая венчиком пену, переливая воду из одного стаканчика.

Конспект музыкального занятия для старшей группы «Поиграем с водой» Конспект к музыкальному занятию «Поиграем с водой» Занятие по развитию ритмико-пластики детей. Задачи. Развивать пластику рук музыкально.

Конспект НОД по экспериментированию с водой в старшей группе Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность..

Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познание» «Эксперименты и опыты с водой» Цель: Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Путешествие с капелькой» Воспитатель:Лукиных Ю. Г. Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности. Цель: совершенствовать представления.

Опытническая деятельность с детьми средней группы «Эксперименты, эксперименты…» Опытническая деятельность с детьми средней группы «ТЕРЕМОК» Воспитатель ПОЛИКУТИНА Т. П. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ… — Как –то раз задались.

Эксперименты с водой «Цветные льдинки» (фотоотчёт) Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Малышей всегда привлекает вода,.

Эксперименты с водой в младшем и среднем возрасте Для воспитателей младших и средних групп был проведен мастер класс. Мы рассказали и показали какие эксперименты с водой можно проводить.

Источник

Читайте также:  Как сберечь пресную воду
Оцените статью