«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей
Юлия Лаврухина
«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей
Детское экспериментирование. Опыты с водой
Консультация для родителей
Для вас, мамочки и папочки!
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника, а также достаточно простой и интересный метод обучения детей. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Проводя эти опыты, дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, увидят, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного!
Цель любого вида экспериментирования – вести детей вверх в познании окружающего мира. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Подобрать материалы (всё необходимое для проведения опыта).
3. Обсудить процесс (что делаем).
4. Подвести итоги (какой результат).
5. Объяснить почему? (доступными для ребёнка словами).
На тематической неделе «Неживая природа» мы с детьми много говорили о воде, её пользе для людей, животных, растений. Посмотрели презентацию, где в природе мы можем увидеть воду, как она попадает к нам в дома, прочитали стихотворение о воде, послушали звук воды.
Вот опыты с водой, которые мы проводили с детьми в течении недели.
Чтобы убедиться в необходимости воды для растений, мы ещё на прошлой неделе посадили одну луковичку отдельно от других на нашем мини-огороде и не поливали её. Уже после выходных дети заметили, что лук, который мы поливаем, начал прорастать, а «одинокая» луковичка просто сидит в земле. Этот опыт ещё продолжается. Так же поступили и с семенами гороха: часть залили водой в баночке (они напитались водой и набухли, ждём, когда прорастут, часть оставили сухими.
Вода прозрачная, без запаха и вкуса.
Перед детьми поставили два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В стакан с водой опустили игрушку, с молоком – деревянную палочку, а потом и игрушку там прятали. Где её видно, где нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Понюхали, чтобы определить запах. Пробовали на вкус простую кипячёную воду, сравнивали с соком на вкус и запах. Сделали вывод.
Вода – жидкость, может течь.
У детей два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложила аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Сделали вывод: потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реке, не текла бы из крана, мы не смогли бы в ней плавать в бассейне.
Здесь попутно получился ещё один опыт – вода пролилась на стол, пришлось взять тряпочку. Сделали вывод, что вода может впитываться в ткань, ткань становится мокрой.
Немного похулиганили и сделали бурлящую воду в стаканчике с помощью коктейльной трубочки, регулировали силу выдоха.
Вода – растворитель.
В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.
В один стакан с водой положили сахарный песок, в другой – соль. Что получается? Растворились они или нет? Попробовали на вкус (каждому раздали ложечки).
Взяли другой стаканчик и насыпали в него обычного песка, размешали его. Что теперь произошло?
Вода бывает теплой, холодной, горячей.
У детей стаканчики с водой разной температуры. Дети определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая? В каждый стаканчик бросили кусочек сахара-рафинада и наблюдали, в какой воде сахар растворился быстрее, сделали вывод.
Вода не имеет формы.
Этот опыт особенно понравился детям. Сначала мы посмотрели, какой формы воды в тазике (дети сказали, что она похожа на круг, в стаканчиках, на ровном месте на столе стала лужицей. Затем стали наливать воду в перчатку. И вода приняла форму перчатки! Сделали вывод, что вода может принимать любую форму того предмета, в котором находится. Особенно понравилось детям «здороваться» с водой за пальчик и делать фонтанчик, нажимая на перчатку (я при этом ослабляла верхнюю часть перчатки).
Ещё одна часть наших опытов посвящена снегу и льду. Даём понятие детям, что лёд и снег – это тоже вода, но в другом состоянии.
Внесли в группу снег, положили понемногу на ладошки, что происходит с ним, почему на улице не тает, а в группе растаял? Предложили детям рассмотреть кусочки льда. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? Сравнить с жидкой водой. Предложили положить в воду, и посмотреть, что случится с кусочками льда.
Предлагаем вам, дорогие мамы и папы, провести дома вместе с детьми некоторые простые, но, на мой взгляд, интересные опыты с водой.
Опыт «Подводная лодка»
Наполняем стакан водой и погружаем его в воду донышком вверх. Берем коктейльную трубочку: сгибаем ее, короткий конец подсовываем под стакан, а длинный должен находиться над поверхностью воды. Дуем в коктейльную трубочку, стакан наполняется воздухом, и вода выталкивает стакан с воздухом на поверхность.
Это происходит очень быстро. Стакан буквально выскакивает и тут же переворачивается. Но действие происходит так быстро, что запечатлеть момент поднявшегося, но еще не перевернувшегося стаканчика может оказаться сложно.
Опыт «Из стакана в стакан»
Совсем простой и незатейливый опыт, который можно предложить. Возьмите два стакана. Один из них наполните водой и поставьте повыше. Другой стакан, пустой, поставьте ниже. Опустите в стакан с водой конец полоски чистой материи, а ее второй конец — в нижний стакан и оставьте конструкцию. Через некоторое время вода «переберется» в пустой стакан. Для красочности можно попробовать подкрасить воду в яркий цвет.
Как это происходит? Вода, воспользовавшись узенькими промежутками между волокнами, начнет подниматься, впитываться в материю, а потом под действием силы тяжести будет стекать в нижний стакан. Так полоску материи можно использовать, например, для автополива домашних растений.
Опыт «Тонет — не тонет».
Кроме плавающих и тонущих предметов, интересно понаблюдать, как что-то тонущее медленно и плавно опускается на дно. Такой простой опыт можно провести в ванне во время купания.
«Раскрасим воду».
Смешной фокус. Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в цветную!
Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.
В нужный момент встряхиваем банку с водой и. вода становится цветной!
Вот такие простые, но интересные эксперименты. Что же нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?
1. Поощряйте детскую любознательность и всегда находите время для ответов на детское «почему?»
2. Побуждайте ребенка к самостоятельному эксперименту.
3. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать или сделайте вместе!
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Предоставляйте ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
8. Создавайте ситуацию успешности. Будьте терпеливы и спокойны по отношению к ребёнку.
Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.
Источник
Эксперименты с водой для детей, которые удивят даже взрослых
Привет! сегодня нас ждут эксперименты с водой для детей. Не знаю, кому как, но мне и самой очень нравится проводить опыты. Вспомните, недавно мы говорили о возможности познакомиться с наукой и в частности, с химией, на основе самостоятельных исследований. При помощи простых вещей мы открывали своему малышу целый мир. И так приятно было наблюдать за восхищением крохи! Сегодня же мы продолжим работать в нашей научной лаборатории. А «подопытным» будет жидкость.
Думаю, самым первым делом стоит рассказать малышам о таком явлении, как круговорот воды в природе. Таким образом мы познакомим маленьких не только со сложным устройством Земли и жизни на ней, но и с нормальным «поведением» воды. Это станет отличным основанием, чтобы показать, на что вообще способна жидкость!
Распределю информацию в статье по возрастным группам, чтобы максимально использовать уже имеющиеся знания и возможности, которые дают домашние эксперименты малышам. Так мы познакомим крох с водой:
- малыш 3 лет узнает о том, какую форму может иметь вода, какие виды принимает она;
- для деток средней группы важно понимать, что в разных ситуациях вода может вести себя необычно;
- а для старшей группы интересно будет «испытать», на что способна жидкость.
Все это деткам предстоит узнать именно благодаря опытам! Ну что же, поехали?
Источник
Опыты с водой для детей 5–7 лет
Лариса Пенкова
Опыты с водой для детей 5–7 лет
Опыт №1
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.
Опыт №2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие,говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт №3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода их водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №4
«Лед – твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт №5
«Пар – это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт №6
«Вода – жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют о определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах,морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт №9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опытможно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт №10
«Вода нужна всем»
Дайте каждому ребенку по две горошины или две фасолины. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой — нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт №11
«Растения «пьют» воду»
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт №12
«У растения внутри есть вода»
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт №13
Опустите кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт №14
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.
Мыло не дает капелька масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт №15
Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт №16
Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.
Опыт №17
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт №18
«Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду.А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт №19
«Животворное свойство воды»
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажите их детям в теме «Деревья».
Опыт №20
«Поверхностное натяжение воды»
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт №21
«Кораблик плывет по воде»
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде.Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт №22
Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Опыт №23
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите у детей, на что похоже слово «ра-дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ра-круг».
Опыт №24
«Вода защищает растения от низких температур»
Сверните фольгу так, чтобы она могла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите, за показанием термометров каждые 2 минуты в течении 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт №25.
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт №26
«Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Конспект НОД «Опыты с водой» в младшей группе Конспект НОД «Опыты с водой» младшая группа Воспитатель: Е. Н. Логачева Цель: познакомить детей со свойствами воды. Задачи: • Обратить внимание.
Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Кейс «Игры и опыты с песком водой для детей раннего возраста» Кейс Игры и опыты с песком водой для детей раннего возраста Воспитатель Маслова Е. А. ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад «Ягодка» Новокуйбышевск.
Неделя экспериментирования. Опыты с водой В нашем детском саду проходила неделя экспериментирования. И мы с малышами решили провести опыты с водой. Это было очень увлекательно. Всем.
НОД «Опыты с водой и солью» Старший дошкольный возраст Цель. Продолжать формировать представление о свойствах и пользе воды и соли. Учить самостоятельно проводить опыты.
Опыты с водой для дошкольников «Всемирный день воды». 22 марта Опыты с водой для дошкольников. Опыт 1. Вода прозрачная. Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком.
Опыты с водой с детьми средней группы конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по экологии на тему : «Свойства воды» воспитатель Мироненко.
Опыты с водой «Узнаем, какая вода» ВОДА. Узнаем, какая вода. Цель:Выявить свойства воды:прозрачная,без запаха,льется,в ней растворяются некоторые вещества,имеет вес. Игровой.
Опыты с водой (вторая младшая группа) пыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда» Ребята, мы сегодня с вами превратимся в настоящих волшебников! Посмотрите ка.
Источник