Организация заправки автомобилей водой

Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций при недостатке воды

Тушение пожара при недостатке воды имеет ряд особенностей, затруд­няющих работу пожарных. Основ­ной из них является подача необходи­мого количества воды к очагу пожара от водоисточников, расположен­ных на значительном удалении, для чего требуется привлечение почти всего личного состава, а также бое­вой техники.

По прибытию к месту пожара 1 РТП должен:

-организовать подачу стволов на решающем направлении, обеспечивая локализацию и ликвидацию по­жара на других участках путём разборки конструкций и создания необходимых разрывов;

-принять меры для выяснения места расположения ближайших водоис­точников, от которых можно полу­чить дополнительное количество воды путём установки пожарной техники для работы в перекачку или под­воза воды АЦ, техникой народного хозяйства. Разведка водоисточников про­водится путем высылки пожар­ных для отыскания дополнительных водо­источников, опросом граждан и представителей объекта.

Для организации слаженной работы и руководства личным составом, работающим на подаче (подвозе) воды назначают начальника тыла. В зависимости от обстановки размера и сложности пожара начальником тыла может быть пожарный (колонщик), командир отделения или лицо начсостава. Цель работы тыла в дан­ном случае — обеспечение достаточ­ного количества воды и бесперебойной её подачи для тушения пожара.

Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров при не­достатке воды:

— принимать меры к использованию иных огнетушащих веществ;

— организовывать подачу пожарных стволов только на решающем на­правлении, обеспечивая локализацию пожара на других участках путем разборки конструкций и создания необходимых разрывов;

— проводить дополнительную разведку водоисточников для выявления запасов воды (артезианские сква­жины, чаны, градирни, колодцы, стоки воды и т.п.);

— организовывать подачу воды на тушение развившихся пожаров с по­мощью насосных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а также перекачкой насосами пожарных автомобилей;

— обеспечивать подвоз воды автоцистернами, бензовозами и т.п. если невозможна подача воды по магист­ральным рукавным линиям (отсутст­вие рукавов, техники, пожарных автомобилей, водоисточников). Приме­нять такое количество пожарных стволов, которое обеспечивает непре­рывное их действие с учетом запасов и подвоза воды;

— устраивать организованную заправку пожарных машин горючим и ог­нетушащими веществами;

— осуществлять пополнение водоемов малой емкости;

— организовать забор воды с помощью гидроэлеваторов, мотопомп или других средств, если перепад высот между пожарным автомобилем и уровнем воды в водоеме превышает максимальную высоту всасывания насоса или отсутствуют подъезды к водоемам;

— организовывать строительство временных пожарных водоемов и пир­сов при тушении крупных, сложных и продолжительных пожаров;

— подавать пожарные стволы с насадками малого диаметра, использо­вать перекрывные стволы — распыли­тели, применять смачиватели и пену, обеспечивая экономное расходование воды;

— принимать меры к повышению давления в водопроводе, отключению отдельных участков водопровод­ной сети для направления большего ко­личества воды к месту пожара, а при недостаточном давлении в нем осуществлять забор воды из колодца пожарного гидранта через жесткие всасывающие пожарные рукава;

— организовывать работу по предотвращению распространения огня пу­тем разборки конструкций, удале­ния горящих предметов и отдельных конструкций здания (или сноса зданий и сооружений), а также ликви­дацию горения подручными средствами и материалами.

Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды ав­тоцистернами и другими автомоби­лями. Организация заправки ав­томобилей водой из открытого водоема, артезианской сква­жины, градирни, гидранта:

При недостатке воды очень важно принять своевременно меры к под­возу её от ближайших водоисточни­ков, используя для этого пожарную технику и технику народного хозяйства. При организации подвоза воды необходима чёткая и организованная работа водителей АЦ, от которой зависит бесперебойная работа подан­ных на решающем направлении стволов и дальнейшее введение дополнительных стволов для лока­лиза­ции и ликвидации пожара. Для сокращения времени при заправке АЦ на водоисточнике и опорожнения их на месте пожара необходимо органи­зовать у водоисточника пункт заправки водой, а на месте пожара — пункт расхода воды. На пункте заправки автоцистерн целесообразно устанав­ливать автонасосы и мото­помпы; на пункте рас­хода воды — автоцис­терны, в которые сливают воду для обеспечения бесперебойной подачи воды.

Способы заправки автоцистерн водой и схемы организации расхода воды при ее подвозе на пожар:

Для забора воды из естественных водоисточников, не имеющих обору­дованных подъездов или водоис­точников находящихся ниже уровня вса­сывания насоса используют гидроэлеваторы.

Как показывает прак­тика гидроэлеваторы можно применять для забора воды из открытых водоис­точников при высоте подъёма до 20 метров, расположенных на расстоя­нии до 100 метров при толщине слоя воды не менее 5 см. При нор­маль­ной работе гидроэлеватора он способен подать не менее 600 л/мин воды, что достаточно для работы 1 ствола с диаметром спрыска 19 мм или 2 — 3 с диаметром спрыска 13 мм.

Подача воды способом перекачки применяется при значительном уда­лении от водоисточников, так как один насос установленный на водоис­точник не способен создать давление достаточное для преодоления по­терь напора в рукавах и создания рабочих струй стволов на месте по­жара.

Схема — из насоса в насос

Схема — с использованием промежуточной ёмкости

Схема — из насоса в ёмкость автоцистерны

Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных се­тях.

Со службами города, водоканалом, а также с администрацией объектов заблаговременно разрабатываются и согласовываются планы взаимодей­ствия на случай пожара и необходимости поднятия давления в водо­про­водных сетях. Согласно этих документов, по требованию РТП водоканал в течении 10 минут осуществ­ляется подъем напора в водопроводной сети , а при необходимости производит отключение участков водо­провода для направления к месту пожара дополнительного количества воды. На объ­ектах (в частности на БКХП) обслуживающий персонал должен задейст­вовать насосы повысители для поднятия напора в местной водопровод­ной сети.

Требования правил охраны труда при ведении боевых действий:

— запрещено начинать боевое развертывание до полной остановки по­жарного автомобиля;

— запрещено использовать для освещения колодцев пожарных гидран­тов, газо- и теплокоммуникаций открытый огонь;

— запрещено спускаться в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций без СИЗОД и спасательной веревки; одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

— запрещено находиться под грузом при его подъеме или спуске на спа­сательных веревках (инструмент, ПТВ, и др.);

— запрещено переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращен­ный рабочими поверхно­стями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и но­жовки — без чехлов;

— не поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;

— запрещено подавать воду в незакрепленные рукава до выхода стволь­щиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные ру­кавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);

— подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давле­ние, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию опе­ративных должностных лиц на по­жаре или непосредственных начальни­ков. При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специ­альным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

Источник

Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину

Установка пожарного автомобиля на водоисточник (гидрант или водоем) производится для подачи огнетушащих веществ пожарным насосом (ПН) машины.

Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.

Как установить АЦ на водоисточник

Установка автоцистерны на гидрант или открытый водоем осуществляется в рамках боевого или учебного применения. Источники по теме:

    учебники по пожарно-строевой подготовке, например, автор Бушмин В. А.;

материалы ПСП и ТСП для ФПС:

    Методические рекомендации;
  • Нормативы, в частности, от 10.09.2011 (утв. Плат П.В.), лекционный материал.
  • Подача ОТВ производится из емкости автоцистерны или подключением машины:

  • на открытые или закрытые водохранилища (штучные, природные).
  • Норматив установки АЦ на гидрант

    Время фиксируется по моменту окончания: КП навернута до упора, ПР всасывающего типа подключены к ПГ, в скобках – время до момента пуска забор воды из гидранта:

    период в сек. для стандартной схемы

    Указан диапазон значений при отработке нормативов, так как временные отрезки отличаются для разных пожарных машин (на шасси КамАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, иностранного производства).

    Норматив установки АЦ на водоем

    Время фиксируется по моменту – всасывающая линия проложена, веревка ВС закреплена:

    время в сек. для схемы с 2 всасывающими рукавами по 4 м

    Схема установки АЦ на водоисточник

    Визуализация подключения автоцистерн есть в нормативах по ПСП и ТСП, для ФПС. Стандартные варианты такие:

    Подключение к гидранту с 2 всасывающими ПР.

    У водоема с линией из 2 всасывающих шлангов по 4 м или из 4 по 2 м.

    На площадке (на пирсе), на 1 ств.

    К водоему или ПГ, на 1 брандспойт от одной магистрали.

    На 2 рабочие линии от 2 магистралей.

    1 брандспойт от 1 магистрали в окно 3 эт.

    Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам

    В процессе организации заправки автомобилей водой из открытых водоемов или гидрантов надо соблюдать правила подъезда:

      удобное положение, чтобы не возникало препятствий для прибывающих средств, прокладки рукавных линий;

    расстояние от машины до водоисточника: 3 – 3,5 м;

    включение «ручника», а также на проезжем сегменте дороги – «аварийки»;

  • место может освещаться габаритными фонарями.
  • После подъезда коробку передач ставят на «нейтралку», выставляют упоры, двигатель переключают на насосный режим.

    Как пожарная машина подключается к гидранту

    Есть два этапа при подсоединении автоцистерны к ПГ:

  • Подключение ПГ к помпе АЦ через рукав.
  • Подключение оснащения АЦ стандартно производится шофером и одним из бойцов.

      «Колонку – ставь!»: боец открывает отсек, извлекает КП, помещает на предплечье, другой рукой берет крюк. Переносит оснащение к точке забора.

    Кладет КП, крюком, зацепив за ушко, отбрасывает крышку колодца.

    Становится на колено, освобождает колпак стояка ПГ.

    Держа КП за напорные патрубки, фиксирует на стояк: квадратный наконечник гидранта входит в гнездо рукояти-ключа.

    Вращает колонку по ч. с. до упора (5 – 6 полуоб.).

    Держа рукоять КП, откручивает ее против ч. с. до отказа (18 – 20 полуоб.) Вода начинает заполнять устройство на пятом или шестом полуоб.

    Следующий этап: «Воду – дать!» – подача от КП во всасывающую магистраль и помпу автоцистерны. Пожарный вращает вентили напорных выходов справа налево до отказа (15 – 16 полуоб.).

    После завершения: «Воду – остановить!» вентилями запирают напорные патрубки.

    «Отбой!» или «КП – убрать!» – поворот рукояти слева направо (закрытие ПГ). Пожарный отворачивает устройство, держа за патрубки, вращая справа налево.

    КП укладывают, затем на стояк помещают колпачок, фиксируют люк на колодце.

  • Оборудование возвращают в отсек пожарного ТС, закрывают дверцу.
  • Подключение ПГ к помпе автоцистерны производится через рукав после насаживания колонки (КП). Порядок установки на гидрант (водитель – N 1, пожарный – N 2):

      «Автоцистерну на ПГ (командир называет способ подключения, номер точки забора) – ставь!».

    Первая схема : на 1 всасывающий (ВПР) и напорно-всасывающий (НВПР) шланг (комбинация разрешена, если не известно давление, но пуск сначала осуществляется через НВПР).

      N 1 снимает с всасывающего конца ПН заглушку, извлекает и подключает водосборник (ВС), берет 4-метровый НВПР, развертывает его к ПГ, подключает к ВС.

    Одновременно N 2 подготавливает ПГ и насаживает КП (пожарную колонку) на гидрант.

    Двое извлекают из пенала ВПР, N 1 подсоединяет его головку к ВС, N 2 подключает концы рукавов к КП.

    «Воду под давлением … МПа – подать!»: N 1 включает насос, плавно открывает сначала один, потом другой вентиль, постепенно повышает МПа.

    Завершение: «Воду – остановить!» – водитель плавно останавливает насос, выключает его, закрывает патрубок. При паузе вентиль закрывают, но двигатель не выключают – переводят на малую мощность.

  • «Отбой!»: колонку отворачивают, разбирают линию, оснащение помещают в отсеки, техника снимается с ПГ.
  • Вторая схема : на два НВПР. Меняются лишь виды шлангов. Этот способ применяют, когда в ПГ до 0,3 МПа (3 кгс/см²).

  • Третий вариант : на 2 НПР: действия те же. Для ситуаций, когда давление до 0,5 МПа (5 кгс/см²).
  • Если точка забора удалена и невозможно к ней подъехать, создают линию не только из нескольких 4-метровых всасывающих ПР, но и из напорных шлангов Ø77 мм на 20 м.

    Как производится забор воды из водоема

    Забор автоцистерной из открытого источника осуществляют 2 чел. (водитель – N 1 и пожарный – N 2). Пример для линии из двух ПР:

      «Автоцистерну на водоем (какой, кол. шлангов) – ставь!».

    Двое вытягивают из пеналов последовательно всасывающие ПР, кладут их: один у ПН, второй – за первым к точке забора.

    N 1 открывает отсек помпы, отворачивает заглушку.

    N 2 извлекает всасывающую сетку (СВ) кладет ее около водоема.

    N 1 подключает первый шланг к помпе, N 2 поднимает второй рукав, зажимает его между коленей, наворачивает СВ.

    Двое соединяют ПР между собой, завинчивая ключами соединительные головки.

    N 2 опускает конец, держа за разгрузочную веревку, в точку забора с полным погружением (не менее 30 см), крепит шнур за любую прочную конструкцию, машину или рукав.

  • N 1 готовит насос, включает его по команде.
  • Более сложная процедура установки с гидроэлеваторами (подробнее в Методических рекомендациях по ПСП, п. 11.2.1.4), метод применяется, когда:

      вода ниже оси ПН до 20 м (артезианская скважина) или ее слой 50 – 100 мм;

  • точка забора удалена до 100 м.
  • Применяют 1 или 2 гидроэлеватора (ГЭ). Машина в этом случае может служить промежуточным резервуаром, а также может потребоваться один шланг опустить в цистерну. Возможные схемы:

      ПН – гидроэлеватор – АЦ;

    ПН – ГЭ – цистерна – ПН;

    Техника безопасности при установке автоцистерны

    Правила безопасности при боевом развертывании с подачей воды:

      сбор и выезд по строго установленному порядку;

    на месте развертывания включают стояночный тормоз и «нейтралку;

    все действия делаются по команде;

    запрещено:

      начинать развертывания при неостановленной (двигающейся) автоцистерне;

    освещать открытым огнем, спускаться в колодцы без защиты и спасательной веревки;

  • подавать воду в незакрепленные рукавные линии;
  • люк гидранта открывается крюком, надо следить, чтобы крышка не придавила ноги;

  • подают воду и повышают давление плавно.
  • Источник

    Читайте также:  Кипяченая вода для увлажнителя воздуха
    Оцените статью