Особенности правового режима вода

Особенности правового режима вод

Юридическое понятие «воды» отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В действующем Водном кодексе РФ отсутствует определение понятия «вод». Водный кодекс РФ 1995 г. определял воды как природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это — юридическое понятие вод.

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).

Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:

— планирование рационального использования водных объектов;

— нормирование допустимого воздействия на воды;

— государственный мониторинг водных объектов;

— государственный водный реестр;

— государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Планирование рационального использования водных объектов ведется в форме схем комплексного использования и охраны водных объектов (ст. 33 ВК РФ). Схемы разрабатываются в целях: определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Схемы являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Нормирование допустимого воздействия на воды осуществляется в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства (ст. 35 ВК РФ). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст. 30 ВК РФ). Такой мониторинг осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются, в частности, документированные сведения: о водных объектах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов проводится в целях обеспечения соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законодательства (ст. 36 ВК РФ).

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использования и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

— захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;

— сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;

— проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах;

— несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.

В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающим к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ВК РФ ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Право пользования водами оформляется договором или решением о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются на основании договоров водопользования в пользование для:

— забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

— использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

— использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Договор водопользования должен содержать:

— сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

— цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ст. 11 Водного кодекса РФ;

— срок действия договора водопользования;

— размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

— порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

— ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет (ст. 14 ВК РФ).

Водный кодекс РФ допускает передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 19).

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование предоставляются в пользование, в частности, для:

— обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

— размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

— размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

— разведки и добычи полезных ископаемых;

— проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

— подъема затонувших судов.

Согласно ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:

— сведения о водопользователе;

— цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных статьей 11 Кодекса;

— сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Одновременно Водный кодекс РФ предусматривает обширный перечень случаев водопользования без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. К последним, в частности, относится пользование водами для:

— судоходства (в том числе морское судоходства), плавания маломерных судов;

— забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

— забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

— забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

— воспроизводства водных биологических ресурсов;

— проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

— рыболовства, рыбоводства, охоты;

— осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

— полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

— купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 данного Кодекса.

Источник

Особенности правового режима вода

4. особенности правового режима вод

Юридическое понятие «воды» отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В соответствии с Водным кодексом РФ воды – это природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это – юридическое понятие вод.

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений иживотных).

Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.

Основными организационно-правовыми инструментами обеспечения рационального использования и охраны вод и одновременно функциями государственного управления в данной сфере являются:

• планирование рационального использования водных объектов;

• установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

• ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

• проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

• осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

• осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

• подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.

Согласно Водному кодексу РФ, планирование рационального использования водных объектов осуществляется посредством составления водохозяйственных балансов (ст. 75), разработки схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст. 76) и принятия государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов (ст. 77). Водохозяйствеиные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на конкретной территории водными ресурсами. Они предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. На основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Разработка названных документов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. При этом учитываются предложения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов как составная часть системы государственного мониторинга окружающей среды – система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. В осуществлении мониторинга поверхностных водных объектов участвуют специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и Росгидромета, а по подземным водным объектам – государственный орган управления использованием и охраной недр (ст. 78 ВК РФ).

В целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны ведется государственный учет поверхностных и подземных вод, т.е. систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на конкретной территории. Данные учета вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Основные источники государственного учета вод – данные, представляемые водопользователями, и данные государственного мониторинга водных объектов. На основе данных государственного учета вод ведется государственный водный кадастр. В свою очередь, данные государственного водного кадастра служат основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Государственный учет вод и ведение государственного водного кадастра – обязанность специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. В этом участвуют Росгидромет (по поверхностным водным объектам) и государственный орган управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам) (ст. 79 ВК РФ).

Наряду с проведением государственной экологической экспертизы, Водный кодекс РФ предусматривает (ст. 80) проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Такая экспертиза представляет собой проверку соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Проводит экспертизу специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда.

Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) и в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается также установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Такие нормативы устанавливаются исходя из:

• предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

• предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Они устанавливаются исходя из условия непревышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах с учетом целевого использования водного объекта.

Водный кодекс РФ достаточно подробно регулирует отношения по лицензированию в области использования и охраны поверхностных водных объектов. Важно обратить внимание на то, что такое лицензирование осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Кроме того, лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда совместно с государственным органом управления использованием и охраной недр (ст. 83).

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух) (ст. 95 ВК РФ).

В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использования и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

• сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов;

• засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод;

• захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке;

• проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

Устанавливая в целях охраны вод требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также к внедрению новых технологических процессов, Водный кодекс РФ запрещает ввод в эксплуатацию:

• хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

• водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

• животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;

• оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;

• гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;

• водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами;

• водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;

• сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, запрещается:

• осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

• производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

• осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с Водным кодексом РФ нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Специфическим правовым средством регулирования восстановления и охраны водных объектов являются бассейновые соглашения. Заключаемые между специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами исполнительной власти субъектов РФ, расположенными в пределах бассейна водного объекта, бассейновые соглашения предназначаются для координации и объединения деятельности, направленной на восстановление и охрану водных объектов. В рамках бассейнового соглашения может создаваться координационный орган (бассейновый совет), положение о котором утверждается Правительством РФ. В бассейновом совете могут участвовать представители государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и водопользователей.

Водный кодекс РФ определяет правовой режим целевого использования водных объектов. При этом регулируется использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 133), в целях здравоохранения (ст. 136), для промышленности и энергетики (ст. 137), для сельского хозяйства и лесного хозяйства (ст. 138), для гидроэнергетики (ст. 139), для рыбного хозяйства (ст. 140), для охотничьего хозяйства (ст. 141), для транспорта и лесосплава (ст. 142), для рекреации (ст. 143), для сброса сточных и дренажных вод (ст. 144), для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и проведения иных работ (ст. 145) и для обеспечения пожарной безопасности (ст. 146).

Приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для этих целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей Водный кодекс РФ не допускает, за исключением предусмотренных в нем случаев.

Строго урегулировано использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Соответствующие требования содержатся как в Водном кодексе РФ, так и в законодательстве РФ об охране окружающей среды. ВК РФ, в частности, запрещает сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:

• содержащие природные лечебные ресурсы;

• отнесенные к особо охраняемым, а также:

• в зоны и округа санитарной охраны водозаборов;

• в первую и вторую зоны округов санитарной (горносанитарной)охраны курортов;

• в места туризма, спорта и массового отдыха населения;

• в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб;

• в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

Если имеется угроза здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора, специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязаны приостановить сброс сточных и дренажных вод вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов и уведомить об этом Правительство РФ, органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и органы местного самоуправления.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Общая часть
Читать: I. проблемы взаимодействия природы и общества
Читать: 1. природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
Читать: 2. общая характеристика экологических проблем в мире и в россии
Читать: 3. концепции отношения общества к природе
Читать: 4. причины кризисного состояния окружающей среды
Читать: 5. пути решения экологических проблем
Читать: 6. законы развития природы
Читать: 7. декларация рио по окружающей среде и развитию
Читать: 8. понятийный аппарат права окружающей среды
Читать: Ii. право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
Читать: 1. экологическая функция российского государства
Читать: 2. предмет права окружающей среды
Читать: 3. методы правового регулирования в праве окружающей среды
Читать: 4. понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
Читать: 5. история развития российского права окружающей среды
Читать: 6. проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
Читать: 7. система права окружающей среды
Читать: 8. принципы права окружающей среды
Читать: 9. проблемы названия отрасли права
Читать: 10. право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
Читать: 11. проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
Читать: Iii. источники права окружающей среды
Читать: 1. понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
Читать: 2. конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. федератив3. международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 4. закон как источник права окружающей среды
Читать: 5. закон рсфср «об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе и6. законодательство об окружающей среде
Читать: 8. нормативные правовые акты президента рф, правительства рф, министерств и ведомств в системе 9. нормативные правовые акты субъектов российской федерации
Читать: 10. акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны11. роль судебной практики в регулировании экологических отношений
Читать: Iv. эколого-правовой статус человека
Читать: 1. понятие и виды экологических прав человека
Читать: 2. состояние правового регулирования экологических прав человека
Читать: 3. политическое и юридическое значение признания экологических прав
Читать: 4. право на благоприятную окружающую среду
Читать: 5. права общественных экологических формирований
Читать: 6. гарантии и защита экологических прав граждан
Читать: 7. обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
Читать: V. право собственности на природные ресурсы
Читать: 1. природные ресурсы – общественное достояние
Читать: 2. понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
Читать: 3. объекты права собственности на природные ресурсы
Читать: 4. субъекты права собственности на природные ресурсы
Читать: 5. право частной собственности на природные ресурсы
Читать: 6. право государственной собственности на природные ресурсы
Читать: 7. право муниципальной собственности на природные ресурсы
Читать: 8. основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
Читать: 9. защита права собственности на природные ресурсы
Читать: Vi. право природопользования
Читать: 1. понятие права природопользования, его виды
Читать: 2. право общего природопользования
Читать: 3. право специального природопользования
Читать: 4. принципы права природопользования
Читать: 5. субъекты права природопользования, их правовой статус
Читать: 6. объекты права природопользования
Читать: 7. содержание права природопользования
Читать: Vii. правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 1. понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 2. принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 5. государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и Viii. правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. понятие и роль экологически значимой информации
Читать: 2. право граждан на экологически значимую информацию
Читать: 3. правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой 4. правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
Читать: 5. источники экологически значимой информации
Читать: Ix. правовые основы экологического нормирования и стандартизации
Читать: 1. нормирование и стандартизация – основная правовая мера рационального природопользования и ох2. система экологических нормативов и стандартов
Читать: 3. нормативы качества окружающей среды
Читать: 4. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
Читать: 5. нормативы использования природных ресурсов
Читать: 6. экологические стандарты
Читать: 7. нормирование санитарных и защитных зон
Читать: X. правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
Читать: 1. понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружа2. цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
Читать: 3. содержание оценки воздействия на окружающую среду
Читать: 4. декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
Читать: 5. участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
Читать: 6. понятие экологической экспертизы. ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды.
Читать: 7. виды и принципы экологической экспертизы
Читать: 8. развитие законодательства в области экологической экспертизы
Читать: 9. объекты государственной экологической экспертизы
Читать: 10. порядок проведения государственной экологической экспертизы
Читать: 11. заключение государственной экологической экспертизы
Читать: 12. общественная экологическая экспертиза
Читать: Xi. лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружа2. нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
Читать: 3. лицензируемые виды экологически значимой деятельности
Читать: 4. процесс экологического лицензирования
Читать: 5. особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсамXii. правовые основы экологической сертификации
Читать: 1. понятие и функции экологической сертификации
Читать: 2. нормативные акты в области экологической сертификации
Читать: 3. направления и объекты экологической сертификации
Читать: 4. органы экологической сертификации
Читать: 5. порядок проведения экологической сертификации
Читать: Xiii. правовые основы экологического аудита
Читать: 1. понятие и цели экологического аудита
Читать: 2. виды экологического аудита и порядок его проведения
Читать: Xiv. экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей с2. нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
Читать: 3. планирование природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 4. финансирование охраны окружающей среды
Читать: 5. плата за природопользование
Читать: 6. экологическое страхование
Читать: 7. меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей средXv. правовые основы экологического контроля
Читать: 1. понятие, виды и задачи экологического контроля
Читать: 2. государственный экологический контроль
Читать: 3. ведомственный и производственный экологический контроль
Читать: 4. общественный экологический контроль
Читать: Xvi. юридическая ответственность за экологические правонарушения
Читать: 1. понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
Читать: 2. понятие, виды и структура экологических правонарушений
Читать: 3. дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 4. материальная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 5. административная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 6. уголовная ответственность за экологические преступления
Читать: 7. гражданско-правовая ответственность за экологический вред
Читать: Особенная часть
Читать: Xvii. особенности правового режима природных ресурсов
Читать: 1. общие черты правового режима природных ресурсов
Читать: 2. особенности правового режима земель
Читать: 3. особенности правового режима недр
Читать: 4. особенности правового режима вод
Читать: 5. особенности правового режима атмосферного воздуха
Читать: 6. особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
Читать: 7. особенности правового режима животного мира
Читать: Xviii. правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
Читать: 1. особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
Читать: 2. законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
Читать: 3. правовой режим государственных природных заповедников
Читать: 4. правовой режим национальных и природных парков
Читать: 5. правовой режим государственных природных заказников
Читать: 6. правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
Читать: 7. правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
Читать: 8. правовой режим особо охраняемых природных объектов
Читать: Xix. правовой режим экологически неблагополучных территорий
Читать: 1. понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
Читать: 2. состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
Читать: 3. правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
Читать: 4. понятие и виды экологически неблагополучных территорий
Читать: 5. правовой режим экологически неблагополучной территории
Читать: Xx. право окружающей среды в зарубежных государствах
Читать: 1. право окружающей среды стран – членов снг и других государств центральной и восточной европы
Читать: 2. право окружающей среды в экономически развитых государствах*
Читать: Xxi. международное право окружающей среды
Читать: 1. факторы развития международного права окружающей среды
Читать: 2. понятие и источники международного права окружающей среды
Читать: 3. принципы международного права окружающей среды
Читать: 4. международные экологические организации
Читать: 5. международные конференции по окружающей среде
Читать: 6. природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
Читать: 7. международная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 8. международный экологический суд
Читать: Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопольПриложение 2 рекомендуемая литература
Читать: Приложение 3 программа курса «экологическое право»

Источник

Читайте также:  Почему попугай не пьет воду после покупки
Оцените статью