Освященная вода живоносный источник

Икона Божией Матери «Живоносный источник»: тропарь и молитва

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника.

После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.

В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления).

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный источник» восходит к византийским изображениям типа «Владычица Победодательница», который в свою очередь восходит к изображению типа «Знамение». Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

Читайте также:  Чтобы не начисляли за холодную воду

На Светлой седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход.

В этот же день на литургии читается Евангелие об изгнании торгующих из храма.

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Тропарь иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Живоносный источник». Читайте также:

Источник

Значение иконы Богородицы Живоносный источник и в чем помогает, молитвы

Название иконы «Живоносный источник» происходит от названия храма в Константинополе. Это одно из имен Богородицы. Дева Мария была избрана стать источником Жизни и Истины, который олицетворял Христос. Праздник иконы отмечают в пятницу на Пасхальной неделе и ежегодно 4-го апреля. Существует легенда о появлении храма, которая положена в основу сюжета списков. Современные храмы, освященные в честь образа, находятся в России и Беларуси.

Описание образа

Икона написана по типу греческой Божией Матери «Никопеи» и православной «Знамение». Отличительные черты:

  • Богородица изображена по пояс;
  • фигура Младенца Иисуса расположена в центре, на руках Девы Марии.

Позже в сюжет иконы добавили источник в виде чаши, фонтана или родника. В русской иконописи символом животворящей воды стал колодец.

Как менялся облик Богородицы с 13-го по 17-й век:

  • Деву Марию изображали по типу Оранты с поднятыми руками, стоящей на глиняном блюде;
  • над источником помещали чашу или купель, в которой стояла Богоматерь с Предвечным Младенцем на груди;
  • по обеим сторонам от чаши с Богородицей и Младенцем писали название иконы — на фреске в храме монастыря святого Павла на Афоне;
  • в сюжет добавляли колодцы с бьющей из них водой, рядом с Богородицей изображали почитаемых святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого — характерно для русской иконописной традиции.

На Руси появилась традиция освящать в честь иконы родники, строить рядом часовни и помещать внутри образ Богородицы «Живоносный источник». Известный иконописец 17-го века Симон Ушаков изобразил Богородицу в окружении клейм с сюжетами чудес, сотворенных у источника.

Значение в православии

Стихия воды, как знак Божественной силы, присутствует в Ветхом и Новом Завете: Великий Потоп, переход Моисея через расступившиеся воды, прогулки Христа по воде, превращение воды в вино. Книга Бытия начинается с сотворения неба и земли, но «Дух Божий носился над водою». Вода — это начало всего сущего.

Образ Богородицы на иконе «Животворящий источник» символизирует чистый сосуд, наполненный «живой водой» — Спасителем. Христос — это символ Божественности, благодати, истины и любви. Пречистую Деву также называют Водоспасительницей, ибо Она – источник благодати и спасения, из которого может испить каждый благочестивый и раскаявшийся христианин.

В день памяти и в течение года в церквях проводят чинопоследование малого освящения воды перед иконой. Также перед иконой освящают воду на Крещение. В пятницу на Светлой Седмице служат литургию с открытыми Царскими Вратами, совершают крестный ход и ослабляют пост.

История появления

Написание иконы приурочено к возведению храма Живоносный источник. Его история началась в 450-м году, в лесу рядом с Константинополем.

Чудесный родник

Будущий император Восточной Римской Империи, но пока еще простой легионер Лев, отдыхал в тени деревьев. Внезапно из кустов вышел слепой странник. Он устал и просил воды.

Лев знал, что недалеко течет родник. Он отправился на поиски, но услышал голос, повелевающий остановиться. Невидимый помощник сказал, что воин найдет воду здесь, в леске. Пусть он напоит странника, а тину со дна наложит ему на глаза. Также голос сказал, что потом Лев поймет, кто говорил с ним, и Она поможет построить на месте родника храм. Каждый, кто придет в святое место, будет исцелен.

Легионер нашел источник, напоил слепого и обмазал тиной его веки. И случилось чудо — странник прозрел. Из уст его понеслись слова восхваления. Старец славил Богоматерь.

Когда Лев I Макелла взошел на трон, он распорядился построить храм рядом с источником в леске под Константинополем. Его освятили в честь Богородицы и нарекли Живоносный источник. Встреча со старцем и явление Богородицы произошло 4-го апреля, поэтому эта дата закреплена как день почитания иконы.

Исцеления

При храме вели записи об излечении от недугов после утоления жажды в источнике. Одним из исцелившихся был император Юстиниан.

Ночью, мучимый недугом, он услышал голос Богородицы. Пречистая Дева сказала, что, только испив воды из источника, он получит облегчение. Юстиниан не понял, о каком источнике Она говорит, и остался во дворце.

Но Богородица не покинула императора, вновь явилась и направила его к источнику в роще. После исцеления Юстиниан распорядился построить рядом со старым храмом, воздвигнутым Львом, новое святилище. Позже церковь разрослась до монастыря.

У живоносного источника произошло чудо воскрешения. Один христианин родом из Греции решил совершить паломничество к святыне. Он покинул с товарищами Фессалию, но не добрался до Константинополя и заболел.

На пороге смерти путешественник попросил спутников доставить его тело к источнику, омыть в святой воде и похоронить. Его завет исполнили не до конца — после омовения грек очнулся. После воскрешения он остался жить в монастыре при храме и принял монашеский постриг.

Бессмертная святыня

Храм Живоносного источника пережил разрушение вместе с Константинополем. В 15-м веке в страну вторглись турки. Христианам закрыли доступ к источнику, но позже им удалось построить небольшой храм. Постройку разрушили в начале 19-го века мусульмане. Православные верующие вновь раскопали родник, а также нашли обрывок записей о чудесах.

Третье возрождение церкви произошло в 1835-м году. Рядом с храмом построили больничный корпус и приют.

О чем просят перед иконой

Икона «Живоносный источник» помогает в исцелении физических и душевных недугов. Образ ставят у постели больного человека. Особенно надеются на помощь при бесплодии, глазных болезнях.

У Богородицы просят помощи в следующих ситуациях:

  • при разладе в семье;
  • в скорбных размышлениях;
  • в преодолении чужого дурного влияния.

Икона «Живоносный источник» наполняет силой тело и укрепляет дух. После молитв перед образом разрешаются насущные потребы, в том числе и материальные затруднения.

Почитаемые списки

Кроме традиционного названия, при написании копий использовали следующие:

  • «Живоносная Источница»;
  • «Живоприемный источник»;
  • «Источная».

Самые известные списки находились в обители Саровская пустынь. Первый образ появился в 18-м веке благодаря хлопотам основателя монастыря иеромонаха Иоанна. Список прославился чудотворной силой. Перед ним молился преподобный Серафим Саровский.

Второй список доставили в Саровский монастырь из Константинополя в 19-м веке. На иконе изображено Явление Богородицы на чудесном источнике из легенды.

Как молиться перед образом

Во время молитвы к Богородице Источной придерживаются обычных правил:

  • уединяются и отрешаются от гневных мыслей, мирской суеты;
  • зажигают свечу перед иконой;
  • читают «Отче наш», при соблюдении молитвенного правила все вступительные молитвы;
  • обращаются к иконе, проговаривая текст наизусть или читая с листа;
  • после прочтения крестятся;
  • в завершение обращаются с благодарственными, покаянными словами, просьбой.

Впервые молитву читают без спешки, чтобы понять и прочувствовать смысл слов. Понимание текста помогает найти отклик в душе, и тогда он будет исходить искренне, из глубины сердца.

Не следует вкладывать в прочтение театральность, драматизм, напускное благоговение. Образ олицетворяет Богородицу. Но, находясь в одиночестве в комнате, принимать раболепный, скорбный или виноватый вид странно. Святые отцы называли такое прочтение бесовским искушением. Главное в молитве — искренность, уважение и смирение.

Обращаться к образу нужно регулярно: утром или вечером, каждый день или через день. Для исполнения просьбы необходима возможность и время. Еще один важный компонент молитвы — терпение.

Молитвенный труд укрепляет дух, поэтому нуждающимся в утешении, искуплении следует обратиться к чтению акафиста. Его читают стоя, обратившись лицом на восток, непрерывно в течение сорока дней. Затем чтение можно повторить или обращаться к образу с акафистом в специально выбранный день недели. В праздничные даты перед молитвой или акафистом читают тропарь и кондак.

Молитвы и акафисты не обязательно завершать просьбой. Их читают в благодарность за ранее полученный ответ или помощь. После молитвы можно попросить Богородицу защитить близких, всех христиан и даже просто пожелать мира всему миру. Господу угодна самая простая молитва, а все потребы человека Ему известны.

Как расположить икону в доме

Образ Богородицы «Живоносный источник» можно установить в иконостасе в Красном углу. Это специальное место для икон в восточной части комнаты. По старинной традиции, иконостас обустраивали в углу между двух стен с окнами так, чтобы образа были ярко освещены. Но при обустройстве его в квартире это правило можно опустить.

Правила расположения иконы дома:

  • поставить на отдельную полку или столик;
  • выбирать место, свободное от художественных картин и декоративных предметов;
  • не ставить образ рядом с телевизором;
  • не желательно размещать икону на книжной полке с художественной литературой, но можно поставить рядом с религиозными книгами.

Для размещения иконы подходит гостиная или спальня. Также ее можно поставить на отдельной полочке в кухне или в детской комнате.

Образ «Живоносный источник» может служить центральным образом в традиционном иконостасе. Вместе с иконой Спаса Нерукотворного они составят главную пару, которую обычно размещают выше остальных икон, за исключением образа Святой Троицы.

Тексты молитв

К иконе Богородицы «Живоносный источник» обращаются с одной из двух молитв. Первый текст восхваляет Богоматерь, как утоление печалей, взыскание погибших и скорбящих радость, а также содержит просьбу о заступничестве и избавлении от скорбей. Второй текст — молитва об общей защите страны, «града», обители, просьба о даровании мирной жизни.

Первая

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х. Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная. Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния. Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м. От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вторая

О, Пресвята́я Де́во, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Живоно́сный Исто́чник Твой, целе́бные да́ры на здра́вие душ и теле́с на́ших и на спасе́ние ми́ру точа́щий, подала́ еси́ нам, те́мже благода́рни су́ще усе́рдно мо́лим Тя, Цари́це Пресвята́я: моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти нам оставле́ние прегреше́ний и вся́кой душе́ скорбя́щей и озло́бленней ми́лость и утеше́ние, и от бед, скорбе́й и боле́зней свобожде́ние. Пода́ждь, Госпоже́, (храму сему и) сим лю́дем покрове́ние (и святе́й оби́тели сей соблюде́ние), гра́ду сохране́ние, стране́ на́шей от напа́стей избавле́ние и огражде́ние, да ми́рное зде поживе́м житие́, и в бу́дущем ве́це сподо́бимся ви́дети Тебе́, Засту́пницу на́шу, во сла́ве Ца́рствия Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

Кондак

От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Источник

Оцените статью